Развитие и воспитание детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.
Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

Содержание работы

Особенности психического развития подростков
Особенности физического развития подростков
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Поведенческие реакции подросткового возраста
Подростковый кризис

Файлы: 1 файл

Психология.Чистовик.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по возрастной психологии

 

 

Тема: «Развитие и воспитание детей подросткового возраста»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Вся беда в том, что родители знали нас  маленькими!»

Эти слова, которые  в сердцах произнёс один пятнадцатилетний юноша, образно и во многом правильно показывают наиболее явную причину тех сложностей, которые испытывают подростки в отношениях с родителями. Самая очевидная сложность - противоречие между стремлением подростка к самостоятельности и желанием родителей видеть его послушным и зависимы, как в детстве. Однако, это лишь видимая часть айсберга»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План:

 

  1. Особенности психического развития подростков
  2. Особенности физического развития подростков
  3. Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
  4. Поведенческие реакции подросткового возраста
  5. Подростковый кризис

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Особенности психического развития подростка.

 

Подростковый возраст  или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.

Основная особенность  подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

Начало отрочества характеризуется  появлением ряда специфических черт, важнейшими из которых являются стремление к общению со сверстниками и появление  в поведении признаков, свидетельствующих  о стремлении утвердить свою самостоятельность, независимость, личностную автономию. Все эти черты появляются в предподростковом периоде развития (приблизительно 10—11 лет), но наиболее интенсивно развиваются в подростковом возрасте (примерно 11—14 лет).

Подростковый период — время бурного и плодотворного развития познавательных процессов. Период от 11 до 15 лет характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, становлением устойчивого, произвольного внимания и логической памяти. Наиболее важен в этом отношении период 11—12 лет — время перехода от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями к мышлению теоретическому, от непосредственной памяти к логической.

В интеллектуальной деятельности школьников в период отрочества усиливаются индивидуальные различия, связанные с развитием самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач, что позволяет рассматривать возраст 11—14 лет как сензитивный период для развития творческого мышления.

Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребенке - "чувство взрослости". Подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него  еще нет в ощущениях, полноценной  подлинной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими. Происходит становление нового уровня самосознания, Я-концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость. Отрочество характеризуется, прежде всего, повышением значимости Я-концепции, системы представлений о себе, формированием сложной системы самооценок на основании первых попыток самоанализа, сравнения себя с другими. Происходит переход от ориентации на оценку окружающих к ориентации на самооценку, формируется представление о Я-идеальном. Именно с подросткового возраста сопоставление реальных и идеальных представлений о себе становится подлинной основой Я-концепции школьника.

Одной из проблем подросткового  возраста является неблагоприятная  Я-концепция (слабая вера в себя, боязнь получить отказ, низкая самооценка), возникнув, приводит в дальнейшем к нарушениям поведения. Указывают следующие  воздействия неблагоприятной Я-концепции.

 

1. Снижение самоуважения  и часто как следствие —  социальная деградация, агрессивность  и преступность.

2. Стимуляция конформистских  реакций в трудных ситуациях.  Такие молодые люди легко поддаются  влиянию группы и втягиваются в преступные действия.

3. Глубокое изменение восприятия. Так, молодые люди с негативной самооценкой с трудом сознают, что совершают хорошие поступки, так как считают себя неспособными к ним.

 

По мере взросления появляется более реалистичная оценка собственной  личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Новый уровень самосознания, формируясь под влиянием ведущих потребностей возраста, — в самоутверждении  и общении со сверстниками, одновременно определяет их и влияет на их развитие.

 

2. Особенности физического развития подростков

 

 

  "Отрыв" от детства и  приближение подростков к взрослому  состоянию отчетливо проявляются  в тех своеобразных чертах  физического и духовного развития, которые отличают их от младших школьников. Прежде всего по-иному протекает физическое развитие подростков. В детском возрасте этот процесс носит более и менее спокойный и равномерный характер. В противоположность этому физическое развитие подростков характеризуется большой интенсивностью, неравномерностью и значительными осложнениями, связанными с началом полового созревания. В этом смысле в физическом развитии подростков можно выделить три стадии:

 

  • стадию, предшествующую половому созреванию;
  • стадию полового созревания;
  • стадию половой зрелости.

 

На первой стадии отменяется усиление активности гипофиза и щитовидной железы. Это стимулирует физический рост и способствует усилению обменных процессов в организме. Однако физическое развитие происходит непропорционально: конечности растут быстрее, развитие же туловища несколько отстает. Внешне это проявляется в том, что у подростков руки и ноги кажутся несколько удлиненными, а движения их отличаются угловатостью и некоторой неуклюжестью. Вместе с тем отмечается неравномерность в процессе самого роста средних школьников: в отдельные периоды он то замедляется, то происходит слишком интенсивно. Этот процесс сопровождается окостенением скелета и уменьшением хрящевого вещества. Одновременно с этим развиваются мышечные ткани и, в частности, более тонкие волокна, что вместе с упрочением скелета придает подросткам большую физическую силу. При этом ряд ученых отмечают акселерацию (ускорение) этих процессов, которая выражается в том, что физическое развитие подростков в настоящее время происходит на 1-1,5 года быстрее, чем 30-40 лет назад.

  Некоторые диспропорции наблюдаются также в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам, к повышению кровяного давления и связанным с этим головным болям. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией (от греч. hypo - приставка, которая используется в смысле "под" и которая указывает на понижение против нормы, и dinamus - сила, подвижность), т.е. недостаточной подвижностью учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.

  Развитие мозга,  дальнейшее структурное формирование нервных клеток и ассоциативных волокон создают предпосылки для совершенствования познавательной деятельности подростков. Поступление же в кровь гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции, вызывает то повышение, то понижение жизненного тонуса, то подъем, то упадок работоспособности и энергии, а также сопровождается чередованием то хорошего настроения, то ухода во внутренние переживания, то жизнерадостности, то пассивности. В периоды понижения настроения и упадка энергии у подростков может появляться раздражительность, равнодушное отношение к учению, ссоры с товарищами и конфликты с друзьями, а также многие недоразумения в отношениях с учителями и взрослыми. Но и периоды подъема энергии и активности подростков приносят немало беспокойств. Нередко они сопровождаются озорством, шалостями, стремлением показать свое физическое и моральное превосходство. Именно в такие периоды отдельные подростки проявляют "ложный героизм": тайком уходят из дома и устраивают в лесу "партизанские лагеря", организуют самовольные "путешествия" в другие города и т.д. Указанные "срывы" в поведении как раз и говорят о полудетскости и полувзрослости подростков, о недостаточном умении серьезно подходить к обдумыванию своих действий и поступков. Все это, безусловно, осложняет воспитание. Поэтому следует всячески щадить нервную систему подростков, проявлять особую чуткость и оказывать помощь в учебе в периоды снижения успеваемости с тем, чтобы случайной двойкой не убить охоты к учению.

 

3. Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми.

 

 

Важный фактор психического развития в подростковом возрасте - общение со сверстниками. Сейчас оно становится ведущей деятельностью.

В подростковый период потребность  в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освободиться от родительской опеки, заменив ее доверительными, эмоционально окрашенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одиночества.

По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся все  более открытыми, причем между  девочками возникает более тесный эмоциональный контакт, чем между мальчиками.

Анализ задач, стоящих  перед подростками в области  социальной адаптации и установления межличностных отношений, должен учитывать  по крайней мере шесть важнейших  потребностей молодых людей:

 

1. Устанавливать с  окружающими теплые, содержательные, приносящие удовлетворение отношения.

2. Дополнять дружбу  детских лет новыми знакомствами  с людьми, имеющими иное воспитание, опыт и взгляды.

3. Быть принятыми и  признанными в социальных группах  и занимать в них определенное положение.

4. Переходить от дружбы  и игр со сверстниками того  же пола к гетеросоциальным  контактам.

5. Узнавать модели  отношений с противоположным  полом, принимать и практиковать  их (что способствует развитию  личности и социальной адаптации, правильному выбору партнера и впоследствии — удачному браку).

6. Избирать приемлемые  мужские и женские социальные  роли и осваивать подобающее  своему полу поведение.

В мотивах равнения подростка  на сверстников отражаются жизненно важные для них проблемы:

 

  • утверждение собственных возможностей;
  • приобретение качеств взрослого через равнение на "более взрослого" товарища;
  • стремление к дружбе, желание быть признанным и принятым;
  • взаимоотношения с другим полом;
  • защита собственного достоинства.

 

Одна из острейших проблем подростков — одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависимые подростки преодолевают его, полагаясь на внешнюю поддержку.

Для подростков среднего возраста характерно стремление стать членами какой-то группы или компании, вызывающей их восхищение. Подростки добиваются признания группы, приспосабливаясь к ней, добиваясь успехов в чем-либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая в себе качества, которые нравятся окружающим, и овладевая навыками общения.

Стремление подростка  занять удовлетворяющее его положение  среди сверстников сопровождается повышенной конформностью к ценностям  и нормам группы сверстников.

Подростки  — особая социально-психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведения, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлежности к “подростковой” общности и определенной группе внутри этой общности, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.

В подростковом возрасте возрастает интерес к противоположному полу: если 8-10-летние выбирают для игр и других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с ними пола, то 13-14-летние - противоположного. Все больше используются формы поведения, прямо или косвенно связанные с половой ролью. Подростки начинают ходить на свидания.

Информация о работе Развитие и воспитание детей подросткового возраста