Развитие и воспитание детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:25, контрольная работа

Описание работы

Подростковый возраст или его еще называют отрочество – это этап в индивидуальном развитии, находящийся между детством и ранней юностью. Он охватывает период от 10-11 до 13-14 лет.
Основная особенность подросткового периода — резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития. У разных подростков эти изменения происходят в разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п. Например, девочки во многих отношениях развиваются быстрее, чем мальчики. Кроме того, и психическое развитие каждого происходит неравномерно: одни стороны психики развиваются быстрее, другие медленнее.

Содержание работы

Особенности психического развития подростков
Особенности физического развития подростков
Взаимоотношения со сверстниками и взрослыми
Поведенческие реакции подросткового возраста
Подростковый кризис

Файлы: 1 файл

Психология.Чистовик.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

Свидания позволяют  удовлетворить ряд важных потребностей подростка: они дают ему возможность  развлечься; создают условия для  дружеского общения; становятся средством  определения и повышения своего социального статуса; помогают обогатить социальные навыки; помогают выбрать спутника жизни; способствуют установлению близких отношений.

Трудности некоторых  подростков во взаимоотношениях с противоположным  полом обусловлены их повышенной застенчивостью.

Итак, период отрочества является очень значимым для развития полноценного общения. Так, те школьники, которые в 12-14-летнем возрасте были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных. Неврозы, нарушения поведения, склонность к правонарушениям также наиболее часто встречаются у людей, испытавших в детском и подростковом возрасте трудности во взаимоотношениях с ровесниками.

 

Взаимоотношения с взрослыми.

 

Традиционно подростковый возраст рассматривается как  период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремление противопоставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

 

4. Поведенческие реакции подросткового возраста.

 

В подростковом возрасте нередко сохраняется склонность к поведенческим реакциям, которые обычно характерны для более младшего возраста: реакция отказа, оппозиции и протеста, имитации, компенсации и гиперкомпенсации. Однако именно для подросткового возраста более типичными являются следующие психологические реакции:

 

1. Реакция эмансипации  — отражает стремление подростка  к самостоятельности, освобождению  из-под опеки взрослых. При неблагоприятных  средовых условиях она может  лежать в основе побегов из  дома и уходов из школы, аффективных вспышек, направленных на родителей и учителей, а также в основе отдельных асоциальных поступков.

 

2. Реакция группирования  — объясняется стремлением к  образованию спонтанных подростковых  групп с определенным стилем  поведения, системой внутригрупповых  взаимоотношений и своим лидером. В неблагоприятных средовых условиях и при различных неполноценностях нервной системы склонность к этой реакции может в значительной мере определять поведение и быть причиной асоциальных поступков.

3. Реакция увлечения  (хобби-реакция) — отражает особенности внутренней структуры личности подростка. Увлечение спортом, стремление к лидерству, азартные игры, страсть к коллекционированию более характерны для мальчиков. Занятия, мотивом которых является стремление привлечь к себе внимание (участие в самодеятельности, увлечение экстравагантной одеждой и т.п.), более типичны для девочек. Интеллектуально-эстетические увлечения могут наблюдаться у подростков обоих полов.

 

4. Реакции, обусловленные  формирующимся сексуальным влечением,  многообразны в своих проявлениях. Половое влечение вначале отличается малой дифференцированностью и развивается с нарастающей силой, что в старшем подростковом возрасте обуславливает "юношескую гиперсексуальность".

 

5. Подростковый кризис.

 

 

Традиционно главные трудности подросткового возраста принято было связывать с "кризисом 13 лет", когда ломка старых психологических структур приводит к взрыву непослушания и трудновоспитуемости подростка.

Причины возникновения, характер и значение подросткового  кризиса психологами понимаются по-разному. Многие авторы подчеркивают возможность (и желательность) бескризисного протекания этого периода.

Кризис в этом случае часто рассматривается как результат  неправильного отношения взрослых, общества в целом к подросткам, объясняется тем, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе проблемами. Весомым аргументом в пользу “бескризисных” теорий является то, что данные исследований часто свидетельствуют об относительно спокойном переживании подростками этого этапа развития.

Л. С. Выготский подчеркивал, что за всяким негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее обычно в переходе к новой и высшей форме».

Кризис подросткового  возраста проходит три фазы:

 

  1. негативную, или предкритическую, - фазу ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшихся ранее структур;
  2. кульминационную точку кризиса (это, как правило, 13 лет);
  3. посткритическую фазу, т.е. период формирования новых структур, построения новых отношений и т.д.

 

Кризисная симптоматика присуща первой и отчасти второй фазам.

В литературе описаны  два основных пути протекания возрастных кризисов:

  • Кризис независимости (его симптомы - строптивость, упрямство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест-бунт, ревность к собственности).
  • Кризис зависимости (чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения).

 

 С точки зрения  развития наиболее благоприятным оказывается первый путь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Возрастная и педагогическая психология. / под ред. А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1980.

 

  1. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. Т.4. Детская психология. / Под ред. Д.Б.Эльконина. – М.: Педагогика, 1984.

 

  1. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989.

 

  1. Популярная психология для родителей. / под ред. А.А. Бодалева.- М.: Педагогика, 1988.

 

  1. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников.- М.:

    Просвещение, 1976 г.

 

 


Информация о работе Развитие и воспитание детей подросткового возраста