Развитие игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 12:31, реферат

Описание работы

Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач возраста. Это важно особенно для ранних групп, где стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на «зону ближайшего развития». Ранний возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство малыша с элементарными основами различных видов деятельности. Начинает формироваться его личностное отношение к окружающему. Закладываются предпосылки творчества.

Содержание работы

Введение
1. Принципы организации предметно-развивающей среды
2. Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста
3. Игровая среда групп раннего развития
4. Развитие речи в игре
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

обмен.docx

— 60.48 Кб (Скачать файл)

·  усложняется организация действий, приобретающая характер цепочки, отражающей логику жизненных связей;

·  происходит обобщение действий и их отдельных предметов;

·  возникает сравнение своих действий с действиями взрослых и в соответствии с этим называние себя именем взрослого;

·  происходит своеобразная «эмансипация», при которой взрослый выступает как образец действий, и вместе с тем возникает тенденция действовать «как взрослый», но самостоятельно.

Таким образом, развитие строения игрового действия в раннем возрасте является переходом  от действия, однозначно определяемого  предметом, через многообразное  использование предмета к действиям, отражающим логику реальных жизненных  отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Игровая среда групп раннего развития

 

Игрушки и  детская игра тесно связаны между  собой. Игрушка способствует появлению  того или иного вида игры, и сама игра, в свою очередь, развиваясь, требует  все новых игрушек. Игрушка должна быть эстетичной и гуманистичной, безопасной и экологичной, должна соответствовать  возрастным особенностям и различным  типам игры.

Как известно, в младенческом возрасте игра носит  предметно – манипулятивный характер и является способом познания окружающего  мира и установления эмоционального контакта со взрослым. В период раннего  детства игра становится сюжетно-отобразительной  – в ней ребенок воспроизводит  хорошо знакомые действия и сюжеты из собственного опыта.

Материальная  среда детского сада должна создавать  условия для полноценной реализации таких видов деятельности, которые  в наибольшей мере способствуют развитию детей раннего возраста. При этом материалы должны соответствовать  возрастной специфике каждого вида деятельности и подбираться с  учётов возраста детей в конкретной группе ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Роль игрушек в развитии детей  раннего возраста

Возраст ребенка

Развивающее значение игрушки

Наименование игрушек и комплектов

Значимые свойства и характеристики

От рождения до 1 года

Формирование ориентировочной активности, комплекса оживления

Подвески

Погремушки

Колечки

Активный центр

Активный коврик

Фигурки животных

Игрушки-вкладыши

Разные цвета, формы, величины с различными эффектами звука и движения,

ПВХ среднего размера

Развитие движений

Каталки

Машинки

Кубики

Мячи

На палочке, на веревочке, пластмассовые

Знакомство с окружающим миром

Куклы, фигурки людей и животных,

предметы игрового обихода,

посуда, машины, велосипеды

Из ПВХ

В рост ребенка

Соразмерные руке ребенка

С различными устройствами

В рост ребенка

От 1 года до 3 лет

Развитие действий с предметами

Пирамидки, матрешки, бочонки

Кубики-вкладыши

Пластмассовые, различной формы, образов, цветов

 

Развитие сенсорного опыта ребенка

Кубики с картинками, конструктор, пазлы

Мозаики среднего размера,

Игры со шнуровками,

Наборы для игр с  водой, песком

 
 

Познавательное развитие

Игрушки в образе животных

Детское лото, домино

 
 

Социальное развитие ребенка

Кукла, набор мебели, посуды и других предметов быта

 
 

Развитие движений

Транспортные игрушки,

Соразмерные им наборы фигурок  людей, животных, мячи, кегли, каталки, качалки, велосипеды

Крупногабаритные, образные, с игровыми свойствами

Большие и маленькие

 

Развитие слуховых восприятий

Игрушки с музыкальными эффектами  и в образе музыкальных инструментов

 
 

Развитие положительных эмоций

Игрушки-забавы

Народные игрушки из дерева


Поскольку каждый тип деятельности предполагает специальное  материальное оснащение, остановимся  на характеристике игрушек и материалов, которые обеспечивают игровую деятельность детей групп раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Игрушки для исследовательской  деятельности

 

Исследовательский интерес, способность и стремление экспериментировать зарождается в  раннем детстве в недрах предметной деятельности. Именно в «бесцельных», неосознанных действиях зарождается  познавательная активность и познавательная мотивация, которая ведет за собой  познавательное развитие. Познавательно-исследовательская  деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, внимания, мышления, речи ребенка.

Смысловым центром  этой деятельности является интерес  к игровому материалу и действиям  с ним, благодаря которым ребенок  не только становится самостоятельным, независимым, но и начинает осознавать свои возможности, приобретает уверенность  в своих силах. Возможность многократно  наблюдать, самостоятельно воспроизводить, повторять – это условие исследования в любом возрасте. До 3–4 лет экспериментирование буквально слито с предметными действиями, выявление свойств предметов неразрывно связано с действием, в потоке которого находится ребенок. Постепенно экспериментирование становится целенаправленным, т.е. сознательно направленным на выявление свойств предметов. Чем полнее и разнообразнее материал, предоставленный в распоряжение ребенка, тем более полно и многогранно может осуществляться экспериментирование. Игрушки для предметной деятельности и экспериментирования различаются. Игрушки для предметной деятельности должны направлять ребенка на выделение определенного значимого признака.

Игрушки для  экспериментирования отображают различный  характер движения предметов, их звучания, взаимодействия между собой или  с различными веществами – водой, воздухом, песком и т.п.

Важными качествами всех игрушек этого типа является наглядность и яркий, очевидный эффект явления, который побуждает воспроизвести действие и желание разобраться.

Действия  ребенка с игрушкой могут значительно  отличаться по степени сложности. Например, вкладывание, нажимание, совмещение, скатывание шариков, вращение юлы и т.д. Игрушки, приводимые в действие каким-либо электронно-механическим способом, уместны лишь для первой половины раннего возраста. Важно  подчеркнуть, что игрушки, запускаемые  каким-либо электронно-механическим способом, не обладают развивающим потенциалом  для двух-трехлетних детей, так как  данный способ нивелирует характер собственных  действий ребенка и его познание доступных в этом возрасте закономерностей. Игрушки этого вида должны требовать  от ребенка проявления собственной  активности и наблюдения за результатом  своих действий.

Материалы для  исследовательских действий детей  можно разделить на две группы: для предметной деятельности и для  детского экспериментирования.

Для предметной деятельности нужны следующие игрушки:

Составные игрушки, состоящие из нескольких однотипных частей, отличающихся по одному признаку.

Игрушки-каталки, играя с которыми малыш осваивает связь собственного движения и движение предмета. Каталки привлекают внимание малыша к движениям предмета, и тем самым развивают познавательную активность.

Игрушки-тренажеры, в которых отрабатывается какой-то навык. Это всевозможные шнуровки, развивающие коврики с застежками, молниями, замочками и игрушечные инструменты.

5.  Подручные материалы: разнофактурные ткани, бумага, материалы природного происхождения.

Игрушки для экспериментирования включает следующие группы:

Динамические  игрушки. Научившись более менее уверенно перемещаться в пространстве, малыш активно исследует окружающий его мир. В это время для него важны не только форма, размер и яркость предметов, но и их способность двигаться. Еще бы, ведь так интересно топать по дорожке парка и толкать впереди себя игрушечного зайца на колесиках, бьющего палочками по барабану! А юла, лошадка-качалка, клюющие курочки… Если все эти забавные вещицы вызывают у крохи неподдельный интерес, настало время знакомить его с динамическими игрушками.

Все динамические игрушки можно условно разделить  на несколько видов, например, –  по характеру движения:

1. Игрушки-каталки. Эта группа, в свою очередь подразделяется на две подгруппы: так называемые передние и задние каталки. Названия говорят сами за себя: передние – дети толкают впереди себя, а задние – на веревочке тянут за собой. К передним относятся, например, бабочка, которая то легко взмахивает крылышками, то замирает, когда малыш приостанавливается; барабанчик с перекатывающимися внутри шариками. Задние каталки – это сороконожка, которая ползет, слегка извиваясь и перебирая всеми своими ножками; утка, которая идет, переваливаясь, а следом за ней спешат утята. Потенциал этого вида игрушек исчерпывается возрастом от 1.5 до 3 лет. Причем, чем младше малыш, тем больше ему подходит передняя каталка, потому что он только осваивает пространство перед собой. Для начала кроха должен научиться направлять каталку туда же, куда движется сам. Но по мере взросления собственный двигательный опыт и самовосприятие ребенка постепенно обогащаются, и малыш открывает для себя заднее пространство. А это значит, он сможет верно воспринимать движение позади себя в связи с собственным движением, научится удерживать каталку или машинку от падения на поворотах, выбирать путь, где поменьше ям и колдобин.

2. Крутящиеся игрушки. Они вращаются вокруг своей оси, и созерцание этого процесса поистине завораживает малыша.

Ручные  волчки. Они весьма разнообразны. Есть большие, для ладоней, и маленькие – для пальцев. Большой волчок можно запустить, зажав его стержень между двумя ладонями и, «протерев» руку об руку, задать ему вращение. Маленький закручивается пальцами. Это требует координации и моторной ловкости, а значит, способствует развитию этих качеств. Трехлетние малыши справляются с большим волчком, к четырем годам осваивают маленький, а вот дальше начинается самое интересное! Ведь волчок может вращаться и шляпкой вверх, при этом он так похож на грибок. А можно раскрутить его на вису и дать упасть на пол – так, чтобы вращение продолжалось. А еще очень интересно устроить соревнование – запустить одновременно несколько волчков: чей дольше прокрутится?

Механическая  юла. Хочется обратить внимание на простую юлу, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Имеется в виду самая простая модификация этой игрушки, в которой при вращении слышно легкое гудение воздуха. Юла на тонкой ножке заставляет малыша соразмерять направление и силу давления, чтобы игрушка раскрутилась и не упала.

Мобиль – это подвесная игрушка, легкая настолько, что ее приводят в движение потоки воздуха. Дети любят дуть на эту практически невесомую конструкцию и любоваться на то, как плавно она закручивается, а затем раскручивается. Игрушки этого вида можно с уверенностью причислить к «долгожителям»: они растут вместе с ребенком от младенчества до 9–10 лет. Причем, это первые «игрушки-вращалки» в жизни малыша. Они появляются над колыбелью в такой период, когда наблюдение становится самым активным видом деятельности для ребенка, и интересны малышу на протяжении всего дошкольного детства. Причем, именно как игрушки, а не в качестве предмета интерьера. Дети поначалу просто наблюдают за вращением мобиля, затем улавливают взаимосвязь его вращений с движением окружающего воздуха и даже начинают плавно кружиться, подражая игрушке. А потом самостоятельно организуют потоки, изменяя их интенсивность: дуют, хлопают дверью или открывают форточку. Именно поэтому очень важно, что кружение фигурок происходит не механически, а естественно.

3. Качающиеся игрушки – все те, которые при покачивании выходят из равновесия и возвращаются к нему. Например, неваляшка, как и маленькая лошадка-качалка, отклоненная к крайней точке, не остается в ней, а постепенно, качаясь все менее и менее размашисто, возвращается в положение равновесия. Есть и напольные игрушки-качалки – конь, петух, верблюд и т.д., они приводятся в движение иначе. Малыш может раскачаться на таком скакуне, изо всех сил подстегивая его движение. Такие игрушки актуальны для детей от 1,5 и до 7 лет. Именно раскачивание и остановка в собственном телесном движении дает возможность более ясно почувствовать гармонию, баланс между крайностями.

Птица в полете. Фигура лебедя, подвешенная определенным образом на тонких шнурах, парит в воздухе, как настоящая, живая птица. А стоит только слегка потянуть за шарик, укрепленный на веревочке снизу, лебедь легко взмахнет крыльями, и отправится «в полет», делая взмах за взмахом и плавно раскачиваясь всем корпусом. Постепенно движение плавно затихнет, и птица снова будет «парить».

4. Катающиеся игрушки. Катание любых круглых или хотя бы скругленных предметов, будь то мячи, шарики, луковицы или банки – любимое занятие детей на протяжении многих лет. Для этих целей придуманы есть специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков – стационарно-собранные и сборно-разборные – своего рода конструкторы для катания. Подобные игрушки также будут интересны малышу на протяжении нескольких лет, поскольку оставляют возможность для экспериментов. Например, можно запускать несколько шариков паровозиком или по одному, с каким-то интервалом, и наблюдать, синхронно или вразнобой они спрыгивают с «этажа» на «этаж», с одинаковой ли скоростью катятся, а если какой-то выскочит с дорожки, то почему?

5. «Шагающие» игрушки – те, которые передают характерное для данного вида животных движение. В их конструкции используются физические законы маятника, смещения центра тяжести и т.п. Например, бычка достаточно установить на наклонной дощечке и легонько качнуть, а дальше он двигается сам, спускаясь вниз по доске. Но все зависит от того, с каким наклоном поставить доску. Большой интерес к подобным игрушкам приходится на возраст 1–3 лет, когда ребенок может сам придать импульс движению и ощутить себя его источником. Хорошо, если игрушка при этом представляет собой трогательный образ животного, пробуждая в ребенке нежные чувства и желание заботиться.

6. «Лазающие» и «кувыркающиеся» фигурки. Передвигаться подобным образом могут, например, медведь-верхолаз, клоун-акробат на лестнице. Малыш наблюдает, как на лестнице, опираясь о перекладины то ручками, то ножками, кувыркается игрушечный акробат, и снова и снова пускает его в путешествие сверху вниз.

Общей характерной  особенностью динамических игрушек  можно считать то, что ребеноксам, собственным усилием запускает процесс их движения. Продолжением игры являетсяактивное наблюдение за движением, его развитие и поддержание с помощью собственного усилия. При этом малыш сам задает характер и особенности движения, в результате чего они, как правило, варьируются или активно повторяются – это зависит от возраста и игровой фантазии ребенка. Малыш очень долго может наблюдать, как раскручивается и останавливается юла, и запускать ее вновь и вновь. Но волчок, например, замедляет свое вращение, начинает покачиваться и падает, шарики кегельбана катятся по дорожке все быстрее и, добравшись до нижнего этажа, останавливаются и замирают. Значит, нужно непрерывно поддерживать и развивать движение: ребенок сам качается или скачет на лошадке, везет за веревочку сороконожку. Или, ритмично потягивая за один и другой шнур, помогает верхолазу забраться на самый верх и съехать вниз. Важнейшее качество детского восприятия состоит в том, в отличие от взрослого, ребенок отождествляет себя с движениеми оно становится своего рода сюжетом игры. Наблюдая вращение волчка или юлы, полуторагодовалый малыш покачивается в созвучии с ее движением. В более старшем возрасте ребенок своим телом играет в юлу – раскручивается вокруг себя и, замедляясь, падает на бок. Так же реагирует, телесно переживает малыш и на движения кувыркающегося акробата. Сначала – неустанно спускает с лесенки его фигурку, а через какое-то время пробует сам вставать на руки с опорой на стенку и спрыгивать из этого положения на ноги. Играя с богородскими кузнецами, дети особенно интенсивно переживают чередование и ритм ударов. Лишь намного позже малыши воспроизводят эти действия в игре – куют подковы, в точности воспроизводя характер и ритм ударов. То же можно сказать и о детском отношении к простым игрушкам-каталкам: к примеру, взмахи крыльев бабочки являют малышу образ легкого полета.

Информация о работе Развитие игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ