Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2014 в 20:28, контрольная работа
Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и воспитания детей. Расстройства эмоционально-мотивационной сферы детей не только снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации. Любые особенности развития, наблюдаемые у ребенка, ведут к изменениями эмоционального состояния. У детей с нарушенным слухом наблюдается отставание и своеобразие в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.
Введение
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха
Особенности эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения слуха
Развитие эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения слуха
Заключение
Список используемой литературы
У маленьких глухих в силу ограниченного словесного и игрового общения, а также невозможности слушать и понимать чтение рассказов, сказок затруднено понимание желаний, намерений, переживаний сверстников. Однако тяга друг к другу выражается в попытках приблизиться, обнять понравившегося сотоварища, погладить его по голове. Эти попытки чаще всего не встречают ответного чувства и воспринимаются как помеха, стесняющая движения. Чаще всего дети отмахиваются от своих сверстников, не воспринимая их поведение как проявление симпатии. Дети, недавно пришедшие в детский сад, ищут сочувствия у взрослых (педагогов, воспитателей); оторванные от дома, они ждут от них ласки, утешения, защиты. В начале пребывания в детском саду дети не приходят на помощь товарищам, не выражают сочувствия друг к другу.
Сочувственное отношение глухих детей друг к другу побуждается не столько ласковым и добрым отношением к ним взрослых, сколько постоянным обращением их внимания на сотоварищей по группе, специально направленным пробуждением сочувствия и приучением выражать его по отношению к плачущему, обиженному или огорченному товарищу: обычно воспитатель использует прямое обращение одного ребенка к другому, совместно с ним утешает обиженного, демонстрирует свое сочувствие — такое эмоциональное проявление как бы заражает ребенка. Важно действенное указание — пожалей, погладь или приглашение (по подражанию) к сопереживанию, сочувствию по отношению к плачущему.
В младшей группе в начале года наблюдается эгоистическая направленность детей, сложившаяся в результате воспитания дома. Заметно стремление захватить лучшую или новую игрушку, нежелание дать поиграть своей собственной игрушкой другому ребенку. К среднему и старшему дошкольному возрасту намечаются положительные сдвиги в развитии дружеских и нравственных чувств. Положительный эмоциональный тон создается благодаря формированию сюжетно-ролевой игры, проведению праздников, дней рождения, общему укладу жизни в детском саду с установкой на другого человека, другого ребенка, на его переживания и трудности.
Важную роль в развитии эмоций и чувств, в формировании межличностных отношений имеет понимание внешних выражений эмоций у других людей. В. Петшак исследовал особенности понимания эмоций глухими дошкольниками и школьниками. В ходе эксперимента дошкольникам показывали картинки с изображениями лиц человека, выражающих то или иное эмоциональное состояние. Для опознания были выбраны выражения наиболее типичных эмоций — радости, печали, страха, гнева, удивления, равнодушия. Использовались три варианта изображений: 1) условно-схематические, 2) реалистические, 3) в жизненной ситуации (на сюжетной картине). Задача испытуемого состояла в опознании эмоционального состояния человека по выражению его лица и по целостной ситуации с определенной мимикой и пантомимикой персонажа. Надо было назвать эмоциональное состояние, изобразить его или обозначить с помощью жестовой речи. Среди глухих детей лишь немногие правильно опознали эмоции при схематических и реалистических вариантах изображений. Лучше понимались эмоциональные состояния персонажей картины: в одной трети случаев глухие дети давали изображенным эмоциональным состояниям мимическую, пантомимическую и жестовую характеристику, достаточно эмоционально насыщенную. Словесные обозначения эмоций встречались только в отдельных случаях.
По опознанию эмоций во всех вариантах изображений глухие дошкольники существенно уступали слышащим сверстникам, но с одним исключением: изображения гнева опознавались глухими детьми столь же успешно, как и слышащими. Они обычно при этом использовали жестовое обозначение «взволнованность».
Наиболее успешно опознавали эмоции по их внешнему выражению те дети, у которых родители также имели нарушения слуха, а менее успешно — дети слышащих родителей.
Таким образом, четкие внешние проявления (мимика, жесты, пантомимика), понятность и однозначность ситуации имеют большое значение для адекватного опознания глухими детьми дошкольного возраста эмоционального состояния другого человека.
В процессе психического развития у детей с нарушениями слуха происходит дальнейшее развитие эмоциональной сферы.
Результаты исследования В. Петшака свидетельствуют о том, что глухим учащимся на рубеже младшего и среднего школьного возраста вполне доступно понимание эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках: учащиеся IV класса достаточно четко различают радость, веселье и грусть, удивление, страх и злость. Вместе с тем у большинства из них еще очень невелики знания сходных эмоциональных состояний, их оттенков, а также высших социальных чувств. Такие знания глухие дети приобретают постепенно — по мере обучения в средних и старших классах школы. Отмечается положительное значение владения жестовой речью не только для адекватного понимания эмоциональных состояний других людей, но и для овладения словесными способами описания эмоциональных состояний.
Относительно позднее знакомство с многообразием чувств человека, наблюдавшееся у глухих детей, может иметь целый ряд неблагоприятных последствий. Так, для них характерны трудности в понимании литературных произведений, причин и следствий поступков тех или иных героев, в установлении причин эмоциональных переживаний, характера складывающихся отношений между персонажами (Т. А. Григорьева), поздно возникает (и нередко остается достаточно одноплановым) сопереживание тем или иным литературным героям (М. М. Нудельман). Все это в целом обедняет мир переживаний глухого школьника, создает у него трудности понимания эмоциональных состояний других людей, упрощает складывающиеся межличностные отношения. Затруднения в выражении своих желаний и чувств при общении с окружающими могут привести к нарушению социальных отношений, появлению повышенной раздражительности и агрессивности, невротическим реакциям.
Исследования показали, что на протяжении школьного возраста происходят существенные сдвиги в развитии эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха — они овладевают многими понятиями, относящимися к эмоциям и высшим социальным чувствам, лучше опознают эмоции по их внешнему выражению и словесному описанию, правильно определяют причины, их вызывающие. Это происходит в значительной мере в результате развития познавательной сферы — памяти, речи, словесно-логического мышления, а также благодаря обогащению их жизненного опыта, увеличению возможностей его осмысления.
РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ, У ДЕТЕЙ ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
При разработке методических приемов, направленных на развитие эмоциональной сферы у детей имеющих нарушения слуха, следует опираться на основные положения, выдвинутые отечественными психологами и педагогами:
Ø о единстве интеллекта и аффекта;
Ø о связи эмоций с познавательными и аффективными моментами;
Ø о вхождение эмоций в структуру мыслительных процессов;
Ø о том, что эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом и механизмом движения.
В соответствии с этим, к основным приемам работы, направленным на развитие эмоциональной сферы, относятся: создание педагогом эмоционального фона, способствующего формированию положительного отношения к занятиям; формирование у ребенка чувства эмоционального подъема при правильном выполнении задания, положительной оценке со стороны педагога; использование специальных игр, которые позволяют детям осознать эмоциональное состояние, настроение окружающих людей; создание игровых ситуаций; объяснение значимости задач предстоящей деятельности; развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Создание эмоционального фона. Важное место в развитии эмоционально-волевой сферы занимает создание соответствующего эмоционального фона на занятиях. Педагог, ведущий занятия, должен быть сам эмоционален. Чем разнообразней поведение взрослого (естественная мимика, жесты, интонация), тем легче и быстрее усваивается детьми передаваемая информация. Это объясняется тем, что фон, на котором преподносится некоторое содержание, постоянно вызывает ориентировочную реакцию детей. Кроме того, средствами создания эмоционального фона, является минимальная физическая, психологическая, интонационная дистантность (улыбка педагога, добрый взгляд, поглаживание по голове, прикосновение к руке ребенка).
Формирование чувства эмоционального подъема. Формирование чувства эмоционального подъема у детей имеющих нарушения слуха при правильном выполнении задания, положительной оценке педагога идет двумя путями:
) успех ребенка отмечается эмоционально (педагог улыбается, поздравляет ребенка, остальные дети хлопают в ладоши, пожимают руку отличившемуся);
) успех оценивается
Использование специальных игр, которые позволяют детям осознать эмоциональное состояние, настроение окружающих.
На протяжении всего личностного развития детей имеющих нарушения слуха эмоции и чувства значительно развиваются, качественно преобразуются, дифференцируются. Существенным моментом развития эмоциональных состояний являются постепенное, все более полное их осознание. По мере общих изменений всех сторон психики: познавательной деятельности, волевых процессов, личностных особенностей - дети приобретают способность произвольно регулировать свои чувства, управлять ими. Чувства соотносятся с широким кругом социальных условий. Происходит формирование устойчивых социально - значимых чувств - нравственных, эстетических, интеллектуальных, практических.
Игровые упражнения, проводимые с детьми, способствуют совершенствованию эмоциональных состояний людей в определенных ситуациях и расширению словаря по теме "Эмоциональное состояние человека".
Игры по формированию выразительных движений. Для того человек до конца понять, осознать и передать эмоциональное состояние, настроение людей, ребенок должен овладеть выразительными движениями, которые являются неотъемлемым компонентом эмоций. По мимике, интонации, осанке, позе, походке человека, особенностям движений можно определить, что переживает этот человек, его настроение, отношение к окружающим. В результате знакомства с языком движений ребенок учится более точно понимать эмоциональные состояния других людей, овладевает социально - приемлемыми способами выражения своих настроений. Дети, изображая в движениях различные сюжетные сценки, учатся передавать настроение персонажа, его взаимоотношения с другими действующими лицами с помощью выразительных средств. Сначала педагог предлагает игровую ситуацию. Дети обсуждают и дают оценку событиям и персонажам предложенной ситуации. Затем с помощью взрослого пытаются найти возможные выразительные средства для исполнения сценки. Далее дети выполняют движения, проговаривая слова, раскрывающие значение этого жеста, или сопровождая его подражанием голосу изображаемого персонажа. Потом педагог предлагает детям придумать и проиграть другие возможные варианты движений по предложенной ситуации. На следующем этапе детям с нарушенным слухом задается схожая по образному содержанию ситуация, в соответствии с которой дети самостоятельно выполняют движения, стараясь передать характерные особенности разных персонажей. Заключительный этап состоит в том, что детям предлагается импровизировать на заданную тему
Создание игровой ситуации имеет особое значение. Во-первых, творческая игра, представляет для ребенка большой интерес, что способствует сознательному управлению своим поведением. Во-вторых, по предложению Л.С. Выготского, в игре ребенка старшего дошкольного возраста наблюдается отсутствие импульсивности поведения, в следствии того, что вся игровая деятельность направлена на удовлетворение конкретной сильной потребности, что и приводит к зарождению волевого поведения. Таким образом, развитие произвольного поведения наилучшим образом осуществляется в контексте значимой для ребенка деятельности - игре. Поэтому на занятиях со слабослышащими детьми целесообразно использовать различные игровые приемы - посещение занятий сказочными персонажами, организация игр-соревнований, использование на занятиях элементов сюжетно-ролевой игры, применение проблемной постановки задач.
Объяснение задач предстоящей деятельности, показ конечного результата - важнейший этап в развитии произвольности психических процессов. Развитие таких процессов как внимание и память осуществляется через опосредование интересов. Если ребенку интересен конечный результат, то он будет внимателен в процессе работы и постарается сделать все необходимое, человек добиться положительного результата.
При объяснении задач предстоящей деятельности и ознакомлении с конечным результатом целесообразно использовать игровые ситуации. Так же может быть предложена демонстрация конечного результата. Так, например при обучении детей письму педагог показывает тетради выпускников и их первые школьные работы.
Направленность на личностное развитие, в конечном итоге оказывающая влияние на активизацию умственной деятельности, ведет к совершенствованию процесса, как подготовки, так и обучению детей имеющих нарушения слуха
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная сурдопсихология уделяет большое внимание особенностям личностного развития детей имеющих нарушения слуха и эмоционального развития как его сотоявляющего.
Психическое развитие ребенка происходит, прежде всего в процессе чувственного восприятия окружающего мира, которое связано с деятельностью различных органов чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания. Восприятие окружающего мира посредством слуха дает возможность "озвучить" происходящее, отразить его значительно полнее, чем это происходит при работе одного лишь зрения.
Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка, овладении предметными действиями и познание предметов, тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок: в начале по принципу "звучит - не звучит", далее - с учетом различных характеристик звука: его громкости, высоты, тембра сложных звуков, поэтому звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека.
Ребенок, родившийся глухим или потерявший слух в первые два года жизни, оказывается в ином положении по отношению к окружающим его людям. Нарушение общения частично изолирует его от людей, затрудняет формирование самосознания и других личностных формирований.
Изучение и развитие эмоциональной сферы ребенка с нарушенным слухом весьма актуально, так как с точки зрения современной сурдопсихологии только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильно интерпретировать специфику личностного развития ребенка в современных условиях.
Информация о работе Развитие эмоциональной сферы детей с нарушениями слуха