Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2013 в 14:52, курсовая работа
Память – это удивительное свойство человеческого сознания, это возобновление в нашем сознании прошлого, образов того, что когда-то произвело на нас впечатление.
В научной психологии проблема памяти является «ровесницей психологии как науки». (П.П.Блонский[3]) Память – сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные её исследования, всё ещё не создано единой теории механизмов памяти. Несмотря на огромное количество работ, посвящённых этой проблеме, в настоящее время нет ещё общепринятой теории, которая удовлетворительно объясняла бы процессы, лежащие в основе памяти.
Введение………………………………………………………….............3
Глава 1. Современное состояние проблемы кратковременной памяти в психологии………………………………………………………..........6
1.1 Исследования кратковременной памяти в отечественной и зарубежной психологии……………………………....................………………….....6
1.2 Исследования развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста…………………………………….....……........12
Глава 2. Изучение уровня развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста………………………………...……………………………….22
2.1 Цели, задачи, методика исследования…………………………....................................................22
Заключение……………………………………………………..............29
Список литературы…………………..…………………………...........
Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память. Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная память), на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица, память на образы (образная память), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания.
Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счёт разнообразных приёмов запоминания, способов обработки информации. Эти приёмы - своего рода надстройка над природной памятью. Называют её культурной памятью. Чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше, прочнее, точнее, быстрее и надёжнее запоминает человек.
Каждый из перечисленных видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным, т.е. играющим в процессе запоминания менее заметную роль. Это зависит от того, каким образом человек запоминает информацию, с опорой на природную или культурную память.
В исследованиях учёных рассматриваются разные виды памяти, сформулированы новые задачи и теоретические принципы изучения закономерностей развития памяти, даются новые практические методы раскрытия продуктивных функций памяти в организации и регуляции деятельности. Память - это следовое психическое отражение прошлого, заключающееся в запоминании, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании ранее воспринятого, пережитого или сделанного. Благодаря памяти человек может овладеть опытом, накопленным предшествующими поколениями людей; успешно применять свой личный опыт в практической деятельности; непрерывно расширять свои знания, навыки и умения.
Кратковременная
память – это вид памяти, характеризующийся
очень кратким сохранением
А.А. Смирнов[23] установил, что действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, запоминаются лучше те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе и сами эти препятствия. Именно А.А. Смирнов[23] и П.И. Зинченко[10] раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной деятельности ребёнка. Память не является какой-то самостоятельной функцией, а теснейшим образом связана с личностью, ее внутренним миром, интересами, стремлениями. Поэтому развитие и совершенствование происходит параллельно с развитием ребёнка. Хотя память каждого ребёнка характеризуется общими закономерностям развития, вместе с тем, имеет свои особенности. Одни дети отличаются наглядно-образным типом памяти. Ребёнок с таким типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, форму, цвет и так далее. У детей отличающихся словесно-отвлеченным типом памяти, преобладает вторая сигнальная система. Многие дети хорошо замечают и наглядно-образный и словесно-логический материал, и вместе с тем, отличаются хорошей памятью на чувства.
Д.Б.Эльконин[26] отметил, что дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. На начальных этапах психического развития память является одним из моментов непосредственного ощущения и восприятия и ещё не выделена из них. Но уже в раннем детстве взрослые ставят перед ребёнком специальные задачи, требующие припоминания ранее бывших впечатлений. Процессы памяти здесь включены и в общение ребёнка со взрослыми, и в процесс овладения им языковыми средствами. На втором и третьем году жизни ребёнок повторяет слова, фразы и стихотворения, смысл которых для него ещё не может быть понятен.
В начале
дошкольного возраста память
носит непроизвольный характер.
Ребёнок не ставит ещё перед
собой сознательных целей
Процессы памяти включают кодирование информации, для чего нужна кратковременная память.
В кратковременной памяти информация хранится недолго, удерживаться может только благодаря повторению. Из кратковременной памяти коды поступают и сохраняются в долговременной памяти. Воспоминание или воспроизведение по памяти или узнавание — также особые процессы. После того как информация попала в долговременную память, она может изменяться и дополняться под влиянием нового опыта, который также кодируется и запечатлевается в долговременной памяти. Между кратковременной и долговременной памятью нет четкой границы, однако функционально они различаются. Так, у некоторых детей страдает кратковременная память при сохранности долговременной, а у других—наоборот[9].
Долговременная память человека
содержит значительно больше информации,
чем мы осознаем. Кратковременная
память — часть рабочей памяти.
Рабочая память включает осознание
конкретной ситуации во всех ее проявлениях.
По-видимому, рабочая память тесно связана
с вниманием.
С развитием ребенка растет объем слуховой
кратковременной памяти. Трехлетний ребенок
запоминает 3 слова, семилетний — 5, а взрослый
— от 7 до 9 слов. В дошкольный период жизни
ребенка происходят процессы, приводящие
к формированию произвольной памяти. Дело
в том, что до 3—4 лет процессы запоминания
и воспроизведения материала являются
несамостоятельными, включенными в состав
деятельности ребенка. Другими словами,
память ребенка непроизвольна. В старшем
дошкольном возрасте совершается переход
от непроизвольного запоминания к произвольному,
активному запоминанию.
Одним из первых экспериментальных
исследований непроизвольного запоминания
было исследование П.И.Зинченко[10]. Результаты
опытов показали, что продуктивность непроизвольного
запоминания с возрастом
увеличивается. Эти данные свидетельствуют
о том, что уже в дошкольном возрасте запоминание
является результатом деятельности и
зависит от того, на что направлена эта
деятельность. В этих случаях, когда запоминание
подчинено специальной задаче запомнить,
оно становится запоминанием произвольным
и превращается в своеобразное внутреннее
(мнемическое действие), т. е. в процесс,
направленный на определенную цель, определенным
образом мотивированный и осуществляемый
с помощью определенных способов. В работе
П.И.Зинченко[10] и А.А.Смирнова[23] отмечено,
что основная линия развития памяти заключена
в постепенном, с возрастом все более и
более усиливающимся подчинением запоминания
и воспроизведения намерению запомнить
и воспроизвести то, что намечено, т.е.
во все большем усилении произвольного
характера памяти.
Л.Н.Леонтьев[14] произвольное запоминание
рассматривает как целенаправленный опосредованный
процесс, включающий определенные приемы
или способы запоминания [14,с. 26]. Им было
установлено, что в условиях эксперимента
с запоминанием слов (с опорой на картинки)
некоторые старшие дошкольники уже способны
пользоваться этим приемом запоминания,
о чем свидетельствует значительное повышение
числа удерживаемых в памяти слов по
сравнению с числом слов, запоминаемых
ими без помощи картинок. В результате
исследований П.И.Зинченко[10] были выявлены
парадоксально низкие показатели запоминания
у детей младшего дошкольного возраста.
Пристальный анализ этого факта показал,
что детей 3-4 лет не только вообще плохо
развита память, но и, что они не умеют
намеренно, произвольно запомнить и припомнить.
У них еще не сформировались соответствующие
действия-действия произвольного запоминания
и припоминания. В данном возрасте цель
остается для ребенка понятной, внешне
поставленной, но непринятой внутренне.
В среднем дошкольном возрасте только
у некоторых детей наблюдается действия,
связанные с намерением запомнить, припомнить
что-то. И только в старшем дошкольном
возрасте (5-6лет) совершается переход от
непроизвольной памяти к начальным этапам
произвольного запоминания. В дальнейшем
развитие памяти выражается именно в развитии
способов запоминания и припоминания,
т.е. в развитии операций произвольной
памяти.
Из исследования 3. М. Истоминой, изучавшей
механизмы становления произвольной памяти
у ребенка, видно, что же именно происходит[13,с.
184]. В исследовании участвовали дети 5—6
лет. Группе детей прочитывали 10 слов и
просили запомнить их, чтобы затем назвать.
Эти результаты сравнивали с запоминанием
такого же количества слов, когда оно было
включено в игру. Было две игры: в «магазин»
и в «детский сад», которые объединялись
в общий сюжет. Ребенок покупал в магазине
предметы, необходимые для детского сада.
При этом он должен был запомнить, что
ему надо купить в магазине. Оказалось,
что дети 4—6 лет значительно лучше запоминают
в игре, то есть непроизвольно. Лишь старшие
дошкольники не только выслушивали поручение,
но и активно пытались запомнить, повторяя
за экспериментатором вслух или беззвучно
шевеля губами. Повторение и есть самый
простой, ранний прием запоминания. Становление
запоминания как внутреннего процесса
делает возможным его развитие. Процесс
запоминания обычно формируется к 6—7
годам. Ребенок 6—7 лет уже умеет группировать
слова, данные ему для запоминания, находя
между ними смысловые связи, меняя в соответствии
с этим их порядок при воспроизведении.
Это становится возможным потому, что
знания шестилетнего ребенка позволяют
не запоминать в чистом виде, как он это
делал в 3—4 года, а ассоциировать новую
информацию с уже имеющейся, встраивать
ее в сложившуюся систему. Дети старшего
дошкольного возраста хорошо запоминают
лица, события, места. Но им еще трудно
расположить их на временной оси. Хотя,
кажется, что многие дети уже в три года
понимают, что такое время, однако реально
такие слова, как «позавчера», «завтра»,
«послезавтра», «вчера», становятся осмысленными
для них только к шестилетнему возрасту[17,
с. 310]. На протяжении детства ребенок начинает
последовательно вступать в права владения
собственной памятью. С точки зрения известного
психолога П. П. Блонского [3], раньше всего
дети сохраняют в памяти выполненные ими
движения, затем запоминаются пережитые
чувства и эмоциональные состояния. Далее
доступными сохранению становятся образы
вещей, и лишь на самом высоком, последнем
уровне ребенок может запомнить и воспроизвести
смысловое содержание воспринятого, выраженное
в словах[18, с. 49]. Двигательная память обнаруживает
себя уже в младенчестве, когда малыш начинает
схватывать руками предметы, учится ползать,
ходить. В раннем возрасте ребенок учится
бегать, прыгать, умываться, застегивать
пуговицы, зашнуровывать ботинки. В дошкольном
возрасте работа двигательной памяти
становится все более сложной. Занятия
спортом, танцами, игрой на музыкальных
инструментах предполагают умения ребенка
запоминать, сохранять и воспроизводить
в определенном порядке все более сложные
движения. Эмоциональная память хранит
впечатления об отношениях и контактах
с окружающим, предостерегает от возможных
опасностей или же, наоборот, подталкивает
к действиям. Особенно богата детская
память образами отдельных конкретных
объектов, когда-то воспринятых ребенком:
вкус напитка и торта, запах мандаринов
и цветов, звуки музыки, мягкая на ощупь
шерстка кошки и т. п. Это образная память
- память на то, что воспринимается при
помощи органов чувств: зрения, слуха,
осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную
память подразделяют на зрительную, слуховую,
обонятельную, вкусовую, осязательную.
Первые зачатки свободных воспоминаний,
с которыми, по словам Блонского,[3] пожалуй,
было бы осторожнее всего связывать начало
образной памяти, относится им ко второму
году жизни. Более раннее появление образной
памяти не означает ее последующего исчезновения
и замены словесной памятью. Однако образная
память, утверждает П.П.Блонский[3], продолжает
оставаться более низким уровнем памяти
по сравнению с вербальной. Это относится
и к наиболее развитым зрительным образам
памяти, возникающим легче всего тогда,
когда сознание человека находится на
белее низком уровне, чем при полном, совершенном
бодрствовании. На зрительную память можно
смотреть только как на низкий вид памяти.
Обычно зрительная память бедна, поэтому
несравненно полезнее другой, более высокий
вид памяти – память-рассказ.
В связи с тем, что у человека наиболее
важное значение имеют зрение и слух, лучше
всего обычно развиты зрительная и слуховая
память. У некоторых детей дошкольного
возраста встречается особый вид зрительной
памяти - эйдетическая память. Ее называют
иногда фотографической памятью: ребенок,
словно фотографируя, очень быстро, ярко,
четко запечатлевает в памяти определенные
объекты и потом легко может их вспомнить
до мелочей, он как бы снова видит их и
может описать во всех подробностях. Эйдетическая
память - возрастная особенность дошкольников,
при переходе в младший школьный возраст
дети обычно утрачивают эту способность.
Д. Б. Эльконин[26, с. 209]: "Дошкольному возрасту
принадлежит важная роль в общем развитии
памяти человека. Уже при простом наблюдении
за дошкольниками обнаруживается бурное
развитие их памяти. Ребенок относительно
легко запоминает большое количество
стихотворений, сказок и т. д. Запоминание
часто происходит без заметных усилий,
а объем запоминаемого увеличивается
настолько, что некоторые исследователи
считают, будто именно в дошкольном возрасте
память достигает кульминационного пункта
своего развития и в дальнейшем лишь деградирует".
Следует отметить и такую особенность
детской памяти. Представления детей о
малознакомых вещах часто оказываются
смутными, нечеткими и хрупкими. Например,
после посещения зоопарка сохранившиеся
в памяти ребенка образы животных тускнеют,
сливаются, "спутываются" с образами
других объектов. Фрагментарность (клочкообразность)
детских представлений - это следствие
разрозненности их восприятия. Кое-что
выпадает со временем, кое-что искажается
или подменяется другим. Такая ошибка
памяти - прямое следствие незрелости
детского восприятия и неумения детей
пользоваться своей памятью. Словесная
память - память на информацию, представленную
в словесной форме, - развивается у дошкольника
параллельно с развитием речи. Задачу
припоминания слов взрослые начинают
ставить перед детьми уже в раннем детстве.
Они спрашивают у ребенка названия отдельных
предметов, имена людей, которые находятся
с ним рядом. Такое припоминание важно,
прежде всего, для развития общения и отношений
ребенка с другими людьми. В младшем дошкольном
возрасте ребенок особенно хорошо запоминает
стихи, песенки и потешки, то есть те словесные
формы, которые имеют определенную ритмичность,
звучность. Их смысл ребенку может быть
не совсем понятен, но они прекрасно запечатлеваются
в памяти именно благодаря внешнему звуковому
рисунку, к которому ребенок очень чувствителен.
Запоминание литературных произведений
- сказок, стихотворений - в старшем дошкольном
возрасте происходит через развитие сопереживания
их героям, а также благодаря осуществлению
мысленных действий с персонажами. Так,
в исследованиях Р. И. Жуковской показано,
что малыши лучше запоминают стихотворения,
в которых они могут прямо поставить себя
на место действующего лица. Средние и
старшие дошкольники лучше запоминают
стихи с помощью активных игровых или
мысленных действий. Таким образом, активное
действие - игровое или мысленное - значительно
повышает словесное запоминание. Для старших
дошкольников становятся доступны и элементы
логического запоминания, которое основывается
не на дословном, механическом воспроизведении
материала, а на определенных схваченных
ребенком нормах изложения. Этот вид памяти
проявляется обычно при запоминании понятного
детям содержания. Например, пересказывая
сказку, дети могут, не нарушая последовательности
изложения материала, упускать какие-то
подробности или добавлять свои. Детская
память удивительно пластична. Стишки,
песенки, реплики героев фильмов и мультфильмов,
незнакомые иностранные слова, кажется,
словно "прилипают" к ребенку. Ребенок
чаще всего не ставит перед собой осознанных
целей что-либо запомнить. Он запоминает
то, на что обращено его внимание, что произвело
на него впечатление, что было интересно.
Это непроизвольная память. Психолог П.
И. Зинченко, исследовавший непроизвольное
запоминание, выявил, что его продуктивность
увеличивается в том случае, если задание,
которое предлагается ребенку, предполагает
не просто пассивное восприятие, а активную
ориентировку в материале, выполнение
мыслительных операций (придумывание
слов, установление конкретных связей).
В возрасте четырех-пяти лет начинает
складываться произвольная память, которая
предполагает, что ребенок заставляет
себя запомнить что-то с помощью воли.
Самый простой пример проявления произвольной
памяти - ситуация, когда ребенок старательно
заучивает стихотворение перед утренником.
Рассмотрим, как действует произвольная
память. Сначала ребенок лишь выделяет
задачу: "Надо запомнить стихотворение".
Необходимыми приемами для запоминания
он при этом еще не владеет. Их дает взрослый,
организуя повторение отдельных строчек,
затем строф, а также направляет припоминание
вопросами "А что было потом?", "А
дальше?". Ребенок постепенно учится
повторять, осмысливать, связывать материал
в целях запоминания и в конце концов осознает
необходимость этих специальных действий
запоминания (повторения, прослеживания
смысловой последовательности и т. п.).
Существуют особенности развития памяти,
связанные с полом ребенка. У мальчиков
и девочек скорость созревания различных
образований мозга не совпадает, различен
и темп развития левого и правого полушарий,
которые существенно отличаются по своим
функциям. Установлено, что у девочек значительно
быстрее идет развитие функций левого
полушария по сравнению с мальчиками,
а у мальчиков по сравнению с девочками
- правого. Какое это имеет отношение к
памяти? Учеными выявлено, что левое полушарие
в большей степени, чем правое, ответственно
за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую
память, рациональное мышление, положительные
эмоции. Правому же полушарию принадлежит
лидирующая роль в реализации непроизвольных,
интуитивных реакций, иррациональной
мыслительной деятельности, образной
памяти, отрицательных эмоций [22, с. 151].
Важным моментом в развитии памяти в дошкольном
возрасте становится то, что она начинает
занимать существенное место в развитии
личности ребенка. Ребенок начинает помнить
самого себя. Растущему ребенку важно
и интересно улавливать связь между прошлым
и настоящим. Так происходит развитие
его памяти и становление его внутреннего
мира.
Таким образом, без памяти человек не мог бы развиваться как полноценная личность. Непроизвольное запоминание - продукт деятельности субъекта. Необходимое условие запоминания - взаимодействие субъекта с предметами. Таким образом, целенаправленное действие являются продуктивным в непроизвольном запоминании. При такой структуре деятельности складываются наиболее благоприятные условия для образования и закрепления нервных связей. У дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение - единственная форма работы памяти. Ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-нибудь и тем более не применяет для этого специальных приемов.
При созревании ребёнка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию.
Совершенствование
образной памяти у дошкольников тесно
связано с постановкой перед
ними специальных мнемических задач
на запоминание, сохранение и воспроизведение
материала и применением в
процессах запоминания и
Результаты всех работ, посвященных исследованию взаимоотношений образной и словесной памяти, образа и слова в процессах запоминания и воспроизведения, указывают на неразрывное единство видов памяти, на единство чувственного (предметного, образного, конкретного) и словесно-логического, абстрактного в запоминании и воспроизведении.
Глава 2. Изучение уровня развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Цели,
задачи, методика исследования
Цель: изучить
экспериментально уровень развития кратковременной
памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить методики уровня развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить особенности развития кратковременной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в МБДОУ «Родничок»
В эксперименте принимало участие 20 детей.
В ходе проведения диагностики уровня развития кратковременной образной памяти у детей старшего дошкольного возраста нами были использованы методики Тихомировой Л.Ф. [24, с. 57-62] «Слуховая память» и «Образная память».
Методика проведения исследования. В соответствии с поставленными задачами проводились следующие серии исследования:
1.Методика «Образная память»
Цель: изучение
уровня развития произвольной образной памяти.
Данная методика предназначена для
изучения образной памяти.
Сущность методики заключается в том, что испытуемому предлагается в течение 30 секунд запомнить 12 образов, которые предлагаются в виде таблицы.
Задача испытуемого после того, как убрали таблицу, - выразить словесно те образы, которые он запомнил. Проведение. Эксперимент проводится индивидуально.
Перед ребенком таблица с 12 образами, ему говорят: «Я тебе буду показывать таблицу с картинками, ты запомни, что на ней нарисовано, и потом я уберу таблицу, и ты мне расскажешь, какие картинки ты запомнил. Ребенку показывают таблицу (время экспозиции – 30 сек.). После предъявления убирают таблицу и спрашивают: «Какие картинки ты запомнил?»
Оценка результатов тестирования проводится по количеству правильно воспроизведённых образов. Норма 6 правильных ответов и больше.
Обработка:
1-2 картинки самый низкий уровень; (1 балл)
3-4 картинки – низкий уровень; (2 балла)
5-6 картинок – средний уровень; (3 балла)
7-9картинок–высокийуровень;(
2. Методика «Слуховая
память».
Цель: изучение уровня развития слуховой кратковременной памяти у старших дошкольников. Методика «10 слов» предназначена для изучения слуховой кратковременной памяти.
Ребёнку зачитываются 10 слов: стол, калина, мел, слон, парк, ноги, рука, калитка, окно, бак.
Задача испытуемого после того, как зачитали слова, сказать те слова, которые он запомнил.
Проведение: эксперимент проводится индивидуально.
Ребёнку говорят: «Я тебе буду говорить слова, ты запомни, что я скажу, и ты мне скажешь, какие слова ты запомнил».
Воспроизведение
5-6 слов после первого прочтения
свидетельствует о хорошем
Обработка:
0-1 слова – самый низкий уровень; (1 балл)
1-2 слова – низкий уровень; (2 балла)
3-4 слова – средний уровень; (3 балла)
5-6 слов – высокий уровень; (4 балла)
2.2 Экспериментальное
изучение уровня развития кратковременной
памяти у детей старшего дошкольного возраста
Анализ результатов по методике Тихомировой Л.Ф. показал, что 1 ребенок из 20 обнаружил низкий уровень развития образной кратковременной памяти (это 5%), 9 детей из 20 обнаружили средний уровень развития образной кратковременной памяти (это 45%), 10 детей из 20 обнаружили высокий уровень развития образной кратковременной памяти (это50%).
Информация о работе Развитие кратковременной памяти у детей дошкольного возраста