Развитие личности в раннем детстве. Кризис 3х лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 11:35, реферат

Описание работы

Целью моей работы будет изучить развитие личности в раннем возрасте.
В рамках этой цели, я ставлю перед собой следующие задачи:
1. Раскрыть понятие личности и ее равития.
2. Изучить динамику развития личности ребенка
3. Исследовать предпосылки развития личности в раннем возрасте.
4. Раскрыть суть кризиса 3-х лет.

Содержание работы

Введение 2
1.Понятие личности 3
1.1.Понятие личности 3
1.2 Развитие личности и его факторы 6
2. Динамика психического развития ребенка 7
3. Предпосылки развития личности в раннем возрасте. 9
4. Признаки кризиса 3-х лет. 11
Вывод 14
Заключение 15
Список литературы. 15

Файлы: 1 файл

3_goda (1).docx

— 46.45 Кб (Скачать файл)

     Речь становится  средством общения ребенка, растет  его словарный запас, он овладевает  грамматическим строем языка. Ориентиром  поведения стали оценочные отношения  взрослых. Важнейшим новообразованием  раннего детства является переход  к обозначению себя личным  местоимением — «я сам», появилось  осознание себя как личности. Все эти новообразования готовят  ребенка трех лет к новому  возрастному периоду развития.

4. Признаки кризиса 3-х лет.

К 3 годам  ребенок начинает проходить новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу про-исходит в первые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 - 50 слов, в 2 года - примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 - 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года - формирование эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен (например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).

К основным признакам кризиса 3-х лет относятся следующие:

Негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-либо сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм в собственном смысле слова состоит в стремлении противоречить, сделать наоборот по сравнению с предложенным, даже вопреки собственным ощущениям и желаниям. В негативизме на первый план выступает социальное отношение, отношение ребенка к другому человеку.

Упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал. Мотивом упрямства выступает то, что ребенок связан своим первоначальным решением, от которого не хочет отказаться.

Строптивость - реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого. В отличие от негативизма строптивость направлена вовне, против всего того, с чем ребенок имел дело раньше.

Своеволие или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он хочет сделать все сам.

Остальные симптомы встречаются реже и имеют второстепенное значение:

Протест-бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующих характер, а конфликты со взрослым становятся постоянными.

Симптом обесценивания взрослого, его дискредитация, когда ребенок начинает его ругать, обзывать.

Стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка.

Ревность по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети, требование постоянного внимания только к себе.

Реакция невротического, или психопатического, характера (страхи, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).

Симптомы кризиса трех лет говорят об изменении отношений ребенка к окружающим его людям и к собственной личности, поэтому Л.С. Выготский назвал этот кризис «кризисом социальных отношений ребенка». Раньше взрослые и собственное «Я» ребенка были от него закрыты предметами и действиями с ними. Все желания и аффекты малыша находились в предметной сфере, которой он был полностью поглощен отделение себя от своего действия и от взрослого приводит ребенка к сравнению себя со взрослым как образцом и желанием быть таким же, как взрослый. Теперь предметный мир выступает для ребенка как область не только познания, но и реализации своих возможностей и самоутверждения. Поэтому от взрослого малыш ждет признания и конкретной оценки всех достижений, чтобы испытать чувство гордости и собственного достоинства. Так ребенок начинает смотреть на самого себя сквозь призму оценки взрослого, глазами другого человека, т.е. присваивает его отношение к себе. Границы мира ребенка раздвигаются, включая кроме предметов отношения взрослых людей.

Возникновение предметного отношения к действительности когда ребенок освоил не только назначение предметов, их функции, но и способ употребления, возникновение личного действия и сознания «Я сам», отделение себя от взрослого и ориентация на его оценку собственных достижений приводят к распаду старой социальной ситуации развития, к появлению предпосылок к созданию новой.

Вывод

Развитие личности - это процесс, подчиненный определенным, вполне объективным закономерностям. Закономерное не означает фатально обусловленное. Психология не видит в личности лишь точку приложения внешних сил. За личностью остается выбор, ее активность нельзя игнорировать, и за каждым из нас остается право на поступок, право и ответственность за него. Важно выбрать верный путь и, не возлагая надежд на воспитание и обстоятельства, взять на себя принятие решений. Разумеется, каждый, задумываясь о себе, сам ставит перед собой общие задачи и представляет, каким он хотел бы себя видеть.

Из выше изложенного материала мы поняли, что психическое развитие в раннем детстве динамично и многогранно. Появляется много капитальных новообразований, и если они не возникают, то можно судить о том, что у ребенка идет недоразвитие или патология. Самым важным для ребенка этого возраста считается предметная деятельность, которая обязательно должна сопровождаться совместно со взрослыми. Ребенок не может пока самостоятельно придумывать ситуации и действия возможные с предметами.

Поэтому для дальнейшего развития ему необходимо первоначально обыгрывать, те ситуации которые он увидел из социального окружения (например, накормить куклу). Важно ему и вербальное сопровождение для формирования речевого аппарата. Первоначально ребенок произносит первые слова из ситуаций, почерпанных из предметной деятельности.

Формирование личности ребенка неотделимо от его общения со взрослым. Также в развитии личности ребенка большое значение имеет среда, понимаемая не столько как естественные условия жизни, но главным образом как источник его развития, как активный строительный материал при формировании личности. Сами по себе жизненные условия, конечно, не могут гарантировать успешное развитие личности ребенка. Все дело в людях, которые его окружают в семье, в школе и вне ее, в тех многообразных отношениях, которые складываются с ними у ребенка, в их воспитывающем влиянии. Вне целенаправленного руководства и управления жизнедеятельностью ребенка даже самая благоприятная для развития ребенка среда может не оказать на формирование личности всего того благотворного влияния, какое потенциально она в себе заключает.

Заключение

Изучая свою тему, я много узнала интересного о детях с года до трех лет. У детей этого возраста преобладает сенсомоторная функция, у них развиваются психические процессы, такие как восприятие, память, воображение еще не носящие четкий характер, но внося свои дополнения в развитие. Появляются новые умения и навыки, возникает символическая игра, изменения в изобразительной деятельности, общение со взрослыми, как с партнерами. Постепенное развитие речи, которая от спонтанной и ситуативной переходит в более к звуковой форме слов. Самыми главными составляющими при формирование психических процессов считается речь, предметные действия, символическая игра и некоторые познавательные процессы. Все эти процессы взаимосвязаны в развитии и развиваются совместно, дополняя друг друга в определенной деятельности. Эти новообразования влияют на дальнейшее развитие так, как недоразвитие одного компонента влечет за собой немаловажные проблемы в дальнейшем формировании ребенка. Например действия должны пройти сначала все стадии дооперационального мышления, а потом после этого перейти к собственно операциональному мышлению. Интеллектуальную деятельность и умственную первоначально зарождают у детей действия, проделанные при предметных манипуляциях.

Описание и изучение психического развития ребенка мне очень понравилось. Теперь я многое понимаю об этом периоде, знаю ведущую деятельность детей в этом возрасте. Я думаю каждому родителю необходимо знать о особенностях ребенка в раннем возрасте. Так, как этот период считается сенситивным и он определяет дальнейшее развитие индивида, как речевой деятельности, так и интеллектуальной. Если родителям удастся развить многие способности у своего ребенка, то в жизнь выйдет разносторонне развитый и подающий большие надежды человек.

 

Список литературы.

  1. Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. // Принцип развития в психологии. - М., 1978.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.
  3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
  4. Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2001
  5. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  6. Сайт http://rcsrp.rusedu.net/post/1553/47192

 


Информация о работе Развитие личности в раннем детстве. Кризис 3х лет