Развитие мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 22:34, контрольная работа

Описание работы

Наглядно-действенное – обязательно включает в себя внешние действия с предметом. При этом ребенок использует различные предметы в качестве средств для достижения цели. При решение практических решений их одной ситуации в другую, что приводит к формированию соответствующих наглядно – действенных обобщений.
Наглядно-образное – важную роль играют два взаимосвязанных условия:
1. Формирование у детей умений различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающие данные объекты. 2. Усвоение обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами предметов.

Содержание работы

1. Мышление и виды……………………………………………………………………………………..
2. Особенности мыслительной деятельности………………………………………………
2.1 Операции мышления……………………………………………………………………………….
2.2 Способы мышления…………………………………………………………………………………
2.3 Формы мышления…………………………………………………………………………………..
3. Исследователи………………………………………………………………………………………...
4. Методики…………………………………………………………………………………………………
Список литературы………………………………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

Мышление.doc

— 515.00 Кб (Скачать файл)

1 Мышление

 

«Мышление..ничего другого не представляет,как

ассоциациии, сперва элементарные,стоящие в

связи с внешними предметами,а потом  цели

ассоциаций.Значит,каждая маленькая,первая

ассоциация-это есть момент рождения мысли»

 

И.П.Павлов

Мышление – Это  познавательный процесс, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. В настоящее время достаточно четко охарактеризованы  три основных стадии развития детского мышления:

  1. наглядно – действенное
  2. наглядно – образное
  3. словесно – логическое или понятийное.

 

Виды мышления

Наглядно-действенное – обязательно включает в себя внешние действия с предметом. При этом ребенок использует различные предметы в качестве средств для достижения цели. При решение практических решений их одной ситуации в другую, что приводит к формированию соответствующих наглядно – действенных обобщений.

Наглядно-образное – важную роль играют два взаимосвязанных условия:

  1. Формирование у детей умений различать план реальных объектов и план образов и моделей, отражающие данные объекты.
  2. Усвоение обозначения предметов, их признаков, отношений, ребенок приобретает способность осуществлять мысленные действия с образами предметов.

Словесно-логическое, или понятийное – в процессе обучения детей с нарушениями слуха необходимо учитывать индивидуальные особенности развития их мышления, типы соотношений наглядных и понятийных форм мышления.

В результате анализа особенностей перехода от одного вида мышления к другому Т. В. Розанова выделяет ряд условий развития словесно – логического мышления у глухих детей:

  1. Формирования речи как средства мыслительной деятельности. Работу в этом направлении следует начинать как можно раньше и на материале наглядно – практических задач, в которых предполагается преобразование предмета с помощью действия или путей оперирования образами. Глухой ребенок должен приобрести опыт решения задач, условия которых выражены наглядными средствами. При этом речь выступает как средство произвольного управления образами. Для включения речи в процесс решения задачи нужно побуждать глухих детей не только называть предметы и действия с ними, но и использовать словесные обозначения пространственных отношений между ними, научить их характеризовать временную последовательность действий, находить и отмечать собственные ошибки. Использование разных способов словесного определения одной и той же предметной ситуации позволяет глубже понять ее, способствует гибкости мышления.
  2. Обучение умению мыслить обратимо, понимать относительность тех или  иных явлений. Для этого дети должны овладевать соответствующими речевыми средствами, уметь устанавливать связи от слов и словесных высказываний к их предметному содержанию и обратно, от предметов, признаков действий, отношений – к словесным обозначениям, причем связи эти должны быть многосторонними, разнообразными. Необходимо научить их  оперировать речевыми средствами для выражения относительных понятий, для описания пространственных и временных отношений
  3. Условие формирования словесно – логического мышления – развитие всех мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, абстракция, обобщение). Дети с нарушениями слуха овладевают этими операциями в более поздние сроки, чем слышащие. Они долго испытывают трудности в выделении малозаметных частей и свойств предметов, в нахождении свойства между предметами и явлениями. Особые трудности испытывают при осуществлении мыслительных операций по отношению к явлениям, описанным словесно, по отношению к понятиям.
  4. Овладение началами логической грамоты, что включает усвоение принципов классификации логических понятий, построение дедуктивных и индуктивных умозаключений, установление логических связей (причинно – следственных, целевых, условных). Глухих детей следует учить оперировать понятиями разной степени обобщенности – родовыми, видовыми. По мере оперирования понятиями в их соотнесение друг с другом происходит овладение основными иерархической структуры классификации, формируется умение устанавливать внутренние зависимости между событиями, явлениями типа “причина - следствия”, “цель - действия” и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности мыслительной деятельности

  • Дефицит мотивационного компонента ,проявляющийся в крайне низкой познавательной активности, избегании интеллектуального напряжения вплоть до отказа задания;
  • Нерациональность регуляционно -целевого компонента, обусловленная отсутствием потребности ставить цель;
  • Длительная несформированность операционного компонента,т.е умственных операций анализа,синтеза,абстрагирования,обобщения,сравнения;
  • Нарушение динамических сторон мыслительных процессов.

2.1 Операции мышления

  • Анализ-мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части;
  • Синтез-позволяет  в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
  • Сравнение-сопоставляются предметы и явления,их свойства,отношения друг с другом и выявляются общности и различия между ними.
  • Абстрагирование-основана на отвлечение от несущественных признаков предмета,явления и выделении в них основного,главного.
  • Обобщение-объединение многих предметов или явлений по какому-либо общему признаку.
  • Конкретизация- движение мысли от общего к частному.
    1. Способы мышления

 

  • Индукция- способ мышления,при котором умозаключение идет от единичных фактов к общему выводу.
  • Дедукция- способ мышления,осуществляющегося в обратном порядке индукции
    1. Формы мышления

 

  • Суждение- основная форма мышления,утверждающая или отражающая связи между предметами и явлениями.
  • Понятие- отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.
  • Аналогия-умозаключение,в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями,без достаточного исследования всех условий.
  • Умозаключение- выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Исследователи:

 

  1. Т.В.Егорова
  2. Т.А.Власова
  3. В.И.Лубовский
  4. Н.А.Цыпина
  5. Г.И.Жаренкова
  6. У.В.Ульенкова
  7. Н.В.Елфимова
  8. С.Г.Шевченко
  9. З.И.Калмыкова
  10. Н.А.Менчинская
  11. В.В.Лебединский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Методики

 

  1. Определение способностей обобщать, абстрагировать и классифицировать- Р.И.Айзман(Е.В.Соколова «Психология детей с ЗПР»)
  2. Методика по определению мыслительных способностей детей- Л.А.Ясюкова
  3. Сходства и различия – (Н.В.Бабкина «Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР»)
  4. Дорисуй девятое – Н.В.Бабкина
  5. Времена года – Р.С.Немов
  6. Нелепица – оценка образно-логического мышления

Методика Р.И.Айзман

 

Материал: комплекты по 5 карточек (мебель, транспорт, цветы, животные, люди, овощи)

Инструкция: внимательно рассмотреть карточки и разложить по группам, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом.

Оценка:

10 баллов – выполнение задания  без предварительного показа;

8 баллов – выполнение задания  после показа;

за каждую несобранную группу снимаются 2 балла

Методика Л.А.Ясюковой

 

Материал: 10 комплектов по 5 рисунков (4-животные и 1-дерево; 4-мебель и 1-транспорт; 4-рыбы и 1-птица; 4-транспорт и 1-дерево; 4-домашние животные и 1-тигр)

Инструкция: рассмотреть внимательно 5 рисунков и найти один из них, который не подходит к остальным

Оценка:

1 балл за каждое правильно  выполненное задание

1 балл за каждую правильно названую группу

Помощь:

Минимальная-указание на ошибку без  раскрытия ее сути

Побуждение к сравнению фигур  без указания признаков

Образец-показ одного верного решения

«Сходства и различия»

Предлагается сравнить предметы и  понятия, обобщив все сходные признаки и выделить различия. Необходимо называть сначала сходства, а затем различия.

Основная задача – формирование функций обобщения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дорисуй девятое

 

 

Времена года

 

Инструкция: необходимо внимательно просмотреть рисунок, за 2 минуты ребенок должен назвать соответствующее время года и объяснить, почему он так думает.

Оценка:

10 баллов- правильно названы и  связаны все картинки с временами  года, указано не менее двух  признаков(всего 8 признаков)

8-9 баллов- правильно названы и  связаны все картинки с временами  года, при этом указано 5-7 признаков

6-7 баллов- правильно определены  времена года на всех картинках,  но указано 3-4 признака

4-5 баллов- правильно определено  время года на 1-2 картинках из 4 и указано 1-2 признака

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

  1. Выготский Л. С. Мышление и Речь //Сбор. Соч.: В 6 т. – М., 1982. – Т. 2.
  2. Розанова Т. В. Особенности развития познавательной сферы глухих дошкольников // Дефектология. – 1997. - № 2.
  3. Тихомиров О. К. Психология мышления. – М., 1984.
  4. Богданова Т. Г. Сурдопсихология. – М., 2002. – 224 с.
  5. О.В.Защиринская «Психология детей с ЗПР»
  6. Е.В.Соколова «Психология детей с ЗПР»
  7. Специальная психология под ред.В.И.Лубовского
  8. Н.В.Бабкина «Интеллектуальное развитие младших школьников с ЗПР»
  9. Журнал «Коррекционная педагогика» №2,2003 год.

 




Информация о работе Развитие мышления