Развитие навыков общения у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: выделение социально-педагогических средств развития навыков общения у подростков. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:

изучение особенностей подросткового периода;

исследование особенностей общения в подростковом возрасте и рассмотрение основных коммуникативных навыков;

рассмотрение основных направлений развития коммуникативных навыков у подростков.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………………3

Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте

Подростки и их особенности ………………………………………………4

Общение как ведущая деятельность подростков ………………………...11

Основные коммуникативные навыки …………………………………….17

Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков

2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков

у подростков ………………………………………………………………………22

2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков ……………..25

Заключение ………………………………………………………………………..35

Список литературы …………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

Курсовая работа 
 
Тема: Развитие навыков общения у подростков 
План работы 
 
 
Введение ……………………………………………………………………………
 
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте

    1.  
      Подростки и их особенности ………………………………………………4
    2.  
      Общение как ведущая деятельность подростков ………………………...11
    3.  
      Основные коммуникативные навыки …………………………………….17

 
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков  
 
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков  
 
у подростков ………………………………………………………………………22 
 
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков ……………..25  
 
Заключение ………………………………………………………………………..35 
 
Список литературы ……………………………………………………………….36 
Введение 
 
 
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения, приводят ко множеству конфликтов не только в семье, но и в коллективе, при совместной деятельности. 
 
Проблема общения относится к числу важнейших для подростка сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности подростковом возрасте. Этот период весьма существенен для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. Поэтому изучение проблем общения становится весьма актуальным. Очень важно помочь подросткам в развитии навыков общения в той ситуации, когда они испытывают трудности.  
 
Актуальность данной проблемы резко возрастает на современном этапе развития общества, когда идет резкая смена социальных отношений, характера личностных взаимодействий, моральных норм, ценностей и т.д. 
 
Цель работы: выделение социально-педагогических средств развития навыков общения у подростков. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:

  •  
    изучение особенностей подросткового периода;
  •  
    исследование особенностей общения в подростковом возрасте и рассмотрение основных коммуникативных навыков;
  •  
    рассмотрение основных направлений развития коммуникативных навыков у подростков.

 
Объектом исследования: процесс общения.  
 
Предмет: развитие общения.  
 
Гипотеза: для эффективного общения в подростковом возрасте необходимо развитие навыков общения определенными методами. 
 
 
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте

    1.  
      Подростки и их особенности

 
 
На современном этапе границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в средних классах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием для периодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологические изменения в организме. 
 
Отечественными психологами подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков. Этой занимались такие психологи как Выготский Л.С. (1889-1960), Божович Л.И. (1908-1981), Леонтьев А.Н. (1093-1979), Эльконин Д.Б. (1904-1984) и другие.  
 
Важную фазу в общем процессе становления человека как личности занимает подростковый возраст, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок1. 
 
Занимая переходную стадию между детством и юностью, подростковый представляет исключительно сложный этап психического развития. 
 
Переход от детства к взрослости протекает, как правило, остро и порой драматично, в нем переплетены противоречивые тенденции социального развития. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов - возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям и т. д. Главное, данный период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой реально формируется его сознательное отношение к себе как члену общества. 
 
Представляя собой социально-психологическое явление, обусловленное конкретно-историческими обстоятельствами развития общества, подростковый период, с одной стороны, отличается стабильностью глубинно-психологической сущности основных характеристик; с другой стороны, изменения в социально-экономической жизни обусловливают качественные различия социальной наполняющей процессов формирования сознания, самосознания, личностного становления растущих людей. 
 
Эльконин называет период от 11 до 17 лет «подростковым», подразделяя его на две фазы2. Ведущей деятельностью 11-15-ти летних (средний школьный возраст) Эльконин считает общение в системе общественно полезной деятельности, включающей такие ее коллективно выполняемые формы, как общественно-организационная, спортивная, художественная и трудовая. Внутри этой деятельности подростки овладевают способностью строить общение в зависимости от различных задач и требований жизни, способностью ориентироваться в личных особенностях в качествах других людей, способностью сознательно подчиняться нормам, принятым в коллективе. У 15-17-ти летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно-профессиональная деятельность (хотя общение по-прежнему остается ведущим), благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. 
 
Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Дубровина И.В. связывает трудности этого возраста с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений3.  
 
В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка организма ребенка. Неравномерность физического развития, когда преимущественно происходит рост костей туловища и конечностей в длину, приводит к угловатости, неуклюжести, потере гармонии в движениях. В ходе бурного роста и физиологической перестройки организма у подростков может возникнуть чувство тревоги, повышенная возбудимость, сниженная самооценка. В качестве общих особенностей этого возраста отмечаются изменчивость настроений, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселья к унынию и пессимизму. 
 
Заметное развитие в этот период приобретают волевые черты характера -настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности. В отличие от младшего школьника, подросток способен не только к отдельным волевым действиям, но и к волевой деятельности. Он часто уже сам ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется известной импульсивностью. 
 
Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. В этот период уже может быть преднамеренное внимание. Избирательным, целенаправленным, анализирующим становится и восприятие. Значительно увеличивается объем памяти, причем не только за счет лучшего запоминания материала, но и его логического осмысливания. Память подростка, как и внимание, постепенно приобретает характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. 
 
Существенные сдвиги происходят в интеллектуальной деятельности подростков. Основной особенностью ее в 10-15 лет является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению. Важная особенность 
 
этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. 
 
Бурно развиваются чувства подростков. Их эмоциональные переживания приобретают большую устойчивость. Под влиянием окружающей среды происходит формирование мировоззрения подростков, их нравственных убеждений и идеалов. Этот возраст характеризуется и сложными эстетическими чувствами, формированием эстетического отношения к действительности. При значительной склонности к романтическому у подростков более реалистичным и критичным становится воображение4.  
 
Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшить взаимоотношения с другими людьми. 
 
Но часто проявляется и неприятие оценок взрослых, независимо от их правоты. Причина кроется прежде всего в отсутствии возможности удовлетворить обостренную потребность подростка в общественном признании, что задерживает его личностное самоопределение, интенсифицирует квазипотребности, квазиинтересы5. Отражается это в тяге подростков к интимно-личному и стихийно-групповому общению со сверстниками, в появлении разного рода уличных компаний, неформальных групп, где состояния взаимной непонятности подростков во взрослом мире суммируются и интегрируются, обеспечивая условия для «замещения» потребности в установлении отношений с обществом. Именно в процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают беспокоящие общество моменты в поведении части подростков - агрессивность, повышенная тревожность, замкнутость и др. 
 
Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференцированностью. По мере взросления у подростка изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. 
 
Фельдштейн Д.И. выделяет три стадии процесса развития подростка6: 
 
Первый уровень условно назван «Локально-капризный». Он отличается тем что стремление 10-11-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значения, через решение, как правило, частных задач. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается, в частности, в мотивационных структурах.  
 
Характерно, что десяти-одиннадцатилетние дети всячески стараются получить признание самого факта их взросления. Причем у части младших подростков оно выражается в желании отстоять свое право быть как взрослые, добиться признания своей взрослости. У других детей стремление к признанию взрослости заключается в жажде получить признание их новых возможностей; у третьих - участвовать в разнообразных делах наравне со взрослыми. 
 
Вместе с тем, анализ поведения и отношений детей в специально организованных ситуациях показывает, что возрастающее стремление подростков к самостоятельности не сводится просто к желанию добиться от взрослых понимания определенных прав, а основывается на понимании ими важности выполнения конкретных социально одобряемых дел, хотя порой они недостаточно осознают их реальную значимость. Прогресс данной тенденции определяется составом и содержанием многоплановой деятельности, в которую включается подросток.  
 
Второй уровень-стадия условно назван «право-значимым». 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит освоение не только своих обязанностей, но главное, прав в семье, обществе, формируется стремление к взрослости не на уровне «я хочу», а на уровне «я могу» и «я должен». 
 
На третьем уровне-стадии «утверждающе-действенной», у 14-15-летнего подростка развивается готовность к функционированию во взрослом мире, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя, которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый, более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу в реально взрослой позиции ответственного человека, выполняющего серьезную социальную роль. 
 
Таким образом, изучение развития детей на подростковом этапе, на основе изменения одного из главных показателей их психического состояния - потребности в самостоятельности, самоутверждении, дает возможность рассматривать не просто младших и старших подростков, но раскрыть сложную динамику их поуровневого развития. Причем, самоутверждение - это лишь один из компонентов того особого психического состояния, которое является определяющим для всего периода подросткового возраста и заключает главные тенденции в развитии социальной зрелости растущих людей. 
 
Типичную картину поуровневых изменений социального развития личности подростка на разных стадиях этого возрастного периода дает анализ такого компонента самосознания, как самооценка. На первой стадии подросткового возраста (в 10-11 лет) ребенку свойственно весьма своеобразное отношение к себе (принятие себя). На второй стадии подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается актуализацией потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. На третьей стадии этого возраста, в 14-15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности. 
 
В связи с подростковым возрастом всегда можно услышать понятие «кризис». Л. С. Выготский полагал, что «кризис» переходного возраста связан с двумя факторами: возникновением новообразования в сознании подростка и перестройкой отношений между ребенком и средой: эта перестройка составляет главное содержание «кризиса»7. 
 
Немецкий психолог К. Левин сделал следующий важный шаг в анализе причин конфликтного типа развития подростков. Он констатировал, что в современном обществе существуют как самостоятельные группа взрослых и группа детей8. Каждая обладает привилегиями, которых не имеет другая. Специфика положения подростка состоит в том, что он находится между этими двумя группами, так как он уже не хочет принадлежать к группе детей и стремится перейти в группу взрослых, но они его еще не принимают. В этом положении Левин видел источник специфических особенностей подростка. Он считал, что чем больше разрыв между двумя группами и длиннее период неприкаянности подростка, тем с большими трудностями протекает подростковый период. 
 
В науке постепенно накапливались теоретические обобщения и разные факты, говорящие о том, что особенности проявлений и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростка, его общественным положением в мире взрослых. 

    1.  
      Общение как ведущая деятельность подростков

 
 
Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга9. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. 
 
Общение выполняет целый ряд функций в жизни человека:  
 
1. Социальные функции общения:  
 
- организация совместной деятельности; 
 
- управление поведением и деятельностью;  
 
- контроль;  
 
2. Психологические функции общения: 
 
- функция обеспечения психологического комфорта личности; 
 
- удовлетворение потребности в общении;  
 
- функция самоутверждения.  
 
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно поделить на несколько видов.  
 
1. По содержанию оно может быть:

  •  
    материальное (обмен предметами и продуктами деятельности);
  •  
    когнитивное (обмен знаниями);
  •  
    кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями);
  •  
    мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);
  •  
    деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками);

 
2. По целям общение делится  на:

  •  
    биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма);
  •  
    социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида);

 
3. По средствам общение может  быть:

  •  
    непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов - руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.);
  •  
    опосредованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
  •  
    прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
  •  
    косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).

 
Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Общение как взаимодействие должно состоять из следующих этапов:  
 
1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.  
 
2. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы.  
 
3. Обсуждение интересующей проблемы.  
 
4. Решение проблемы.  
 
5. Завершение контакта (выход из него). 
 
В отношении подростков общение часто называют как основной вид ведущей деятельности. Вообще по вопросу определения конкретного типа ведущей деятельности для подросткового периода существуют две точки зрения: 
 
1. Общение принимает статус ведущего типа деятельности и имеет интимно-личностный характер, предметом общения выступает другой человек - сверстник, а содержание и является построением и поддержанием личных отношений с ним. Этой точки зрения придерживаются Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В., Каган М.С.  
 
2. В качестве ведущего типа деятельности подростка выступает общественно полезная деятельность, в процессе которой происходит дальнейшее освоение различных форм взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми и развертываются, как считает Фельдштейн Д.И., новые формы общения «как приобщение подростков к обществу»10. 
 
Все исследователи психологии подросткового возраста тем не менее сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общения со сверстниками, поэтому одной из главных тенденций подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, более или менее равных по положению. 
 
Мудрик А.В. отмечает, что потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается11. Поведение подростков, считает Мудрик А.В., по своей специфике является коллективно-групповым. Такую специфику поведения подростков он объясняет так: во-первых, общение со сверстниками - очень важный канал информации, по нему подростки узнают многие вещи, которых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Во-вторых, это специфический вид механических отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права. В-третьих, это специфический вид эмоционального контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи даёт подростку чувство благополучия и устойчивости.  
 
Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Божович Л.И. отмечает, что если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками12. К началу подросткового возраста дети приходят с разным опытом общения с товарищами: у одних ребят оно уже занимает немалое место в жизни, у других - ограничивается только школой. Со временем общение со сверстниками всё больше выходит за пределы учения и школы, включает новые интересы, занятия, увлечения и превращается в самостоятельную и очень важную для подростков сферу жизни. Общение со сверстниками становится настолько притягательным и важным, что учение отодвигается на второй план, возможность общения с родителями выглядит уже не такой привлекательной. Следует отметить, что коммуникативные черты и стиль общения мальчиков и девочек не совсем одинаковы. 
 
На первый взгляд, мальчики во всех возрастах общительнее девочек. С самого раннего возраста они активнее девочек вступают в контакты с другими детьми, затевают совместные игры и так далее. Однако различие между полами в уровне общительности не столько количественные, сколько качественные. Хотя силовые игры приносят мальчикам громадное эмоциональное удовлетворение, в них обычно присутствует дух соревнования, нередко игра переходит в драку. Содержание совместной деятельности и собственный успех в ней значат для мальчиков больше, чем наличие индивидуальной симпатии к другим участникам игры. 
 
Общение девочек выглядит более пассивным, зато более дружественным и избирательным. Судя по данным психологических исследований, мальчики сначала вступают в контакты друг с другом и лишь потом, в ходе игрового или делового взаимодействия, у них складывается положительная установка, появляется тяга друг к другу. Девочки, наоборот, вступают в контакт главным образом с теми, кто им нравится, содержание совместной деятельности для них сравнительно второстепенно. 
 
С раннего возраста мальчики тяготеют к более экстенсивному, а девочки к интенсивному общению, мальчики чаще играют большими группами, а девочки - по двое или по трое. 
 
Кон И.О. считает, что психология общения в подростковом возрасте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления (приватизации) и афорилиации, то есть потребности в принадлежности, включённости в какую-то группу или общность13.  
 
Чувство одиночества и неприкаянности, связанное с возрастными трудностями становления личности, порождает у подростков неутомимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находятся или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, спасение от скуки и признание собственной значимости14. Для подростка важно не только быть вместе со сверстниками, но, и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других - быть признанным, любимым товарищем, для третьих - непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения подростков, особенно младших подростков. 
 
Внешние проявления коммуникативного поведения младших подростков весьма противоречивы. С одной стороны, стремление во что бы то ни стало быть такими же, как все, с другой - желание выделиться, отличиться любой ценой; с одной стороны, стремление заслужить уважение и авторитет товарищей, с другой - бравирование собственными недостатками. 
 
Д.И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков: интимно-личную, стихийно-групповую, социально-ориентированную15. 
 
Интимно- личностное общение - взаимодействие, основанное на личных симпатиях, - «я» и «ты». Содержанием такого общения выступает соучастие собеседников в проблемах друг друга. Интимно-личностное общение возникает при условии общности ценностей партнеров, а соучастие обеспечивается пониманием мыслей, чувств и намерений друг друга, эмпатией. Высшими формами интимно-личностного общения являются дружба и любовь. 
 
Стихийно-групповое общение - взаимодействие, основанное на случайных контактах – «я» и «они». Стихийно-групповой характер общения подростков доминирует в том случае, если не организована общественно-полезная деятельность, подростков. Такой вид общения приводит к появлению разного рода подростковых компаний, неформальных групп. В процессе стихийно-группового общения устойчивый характер приобретают агрессивность, жестокость, повышенная тревожность, замкнутость и т.д. 
 
Социально-ориентированное общение - взаимодействие, основанное на совместном выполнении общественно-важных дел – «я» и «общество». Социально-ориентированное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни групп, коллективов, организаций и т.д. 
 
Содержание общения подростков включает в себя следующие компоненты:

  •  
    идейно-нравственная проблематика (смысл жизни, мировые проблемы, жизненные планы, взаимоотношения людей);
  •  
    событийную сторону жизни (жизнь класса, в котором они учатся, жизнь семьи, знакомых, поступки свои и сверстников, воспоминания, ближайшие планы);
  •  
    эмоциональные аспекты жизни (впечатления, отношение к чему-либо или кому-либо, свои чувства, реакции, переживания, настроения);
  •  
    предметную сферу бытия (содержание их жизнедеятельности и способы ее реализации, предметно - эстетическое окружение).

 
Таким образом, в подростковом возрасте наиболее значимыми являются отношения со сверстниками. В этом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями детей. Однако, при всей тяге к самостоятельности, подростки все же остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. 

    1.  
      Основные коммуникативные навыки

 
 
Чем же определяется оптимальное участие личности в общении с другими людьми, оптимальное вхождение ее в систему совместной деятельности, сотрудничества, а следовательно и в структуру самой группы?  
Нередко этот вопрос ставится и решается слишком упрощенно – в виде анализа общительности или необщительности личности, ее высокой или недостаточной коммуникабельности, или в виде анализа психологической совместимости-несовместимости людей в группе и совместной деятельности. На самом деле, факторы, определяющие динамику и успешность участия личности в общении, представляют собой личностные свойства, способности и умения, составляющие в системе коммуникативную структуру личности, ее коммуникативный потенциал, индивидуальный стиль ее участия в коллективной деятельности с другими людьми, в сотрудничестве с ними16.  
 
Конечно же, характер участия личности в каждом конкретном акте общения зависит от содержания самой совместной деятельности, в которую входит личность, от условий, в которых эта деятельности совершается, от особенностей других ее участников. Но за своеобразием такого участия всегда можно увидеть нечто характерное именно для данной личности, нечто индивидуальное и неповторимое, нечто устойчивое, что называется коммуникативным потенциалом личности. Коммуникативный потенциал личности - это система социально-психологических свойств личности, определяющих или обеспечивающих её участие в общении с другими людьми или её вхождение в сотрудничество, совместную деятельность, а тем самым и в человеческую общность.  
Уровень развития коммуникативных навыков во многом определяет коммуникативный потенциал личности. Коммуникативные навыки, или способности, обладают очень широким диапазоном действия и определяют как коммуникативный аспект социального поведения, так и специальную коммуникативную деятельность17.  
В самом общем смысле коммуникативные способности можно определить как способности, обеспечивающие эффективность общения личности с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности. Коммуникативные способности формируются и выявляются в процессах коммуникации, то есть обмене информацией между людьми посредством знаков и символов, при котором информация передается целенаправленно, принимается избирательно, а взаимодействие осуществляется в соответствии с определенными правилами и нормами. 
Хотя некоторые психологи говорят о том, что коммуникативные способности проявляются в уровне реализации у индивида всех трех сторон общения: коммуникативной - в средствах передачи информации; интерактивной - в способах и приемах психологического воздействия в совместной деятельности; перцептивной - в межличностном восприятии, оценивании и взаимопонимании людей. Способность к общению предполагает и развитую степень социально-психологической адаптации, то есть активное приспособление индивида к условиям новой социальной среды, умение оказывать психологическое воздействие на окружающих, убеждать их и располагать к себе.  
Определение типологии и структуры коммуникативных способностей представляет сложность, поскольку существуют различные точки зрения на процесс общения и на свойства человека, обеспечивающие успешность в общении. Например, Л. Тайер выделяет два типа коммуникативных способностей: стратегические, выражающие возможности личности понять коммуникативную ситуацию, правильно в ней сориентироваться и в соответствии с этим сформировать определенную стратегию поведения; тактические способности, обеспечивающие непосредственное участие личности в коммуникации. 
«Ядром» коммуникативных способностей, по мнению Бодалева А.А. является восприятие и понимание человека человеком18. Исходя из функционально-генетического подхода к проблеме способностей, предложенного Шадриковым, психологи выделяют два компонента коммуникативных способностей: ориентировочно-коммуникативный и исполнительно-коммуникативный. Ориентировочно-коммуникативный компонент проявляется в том, насколько человек способен объективно точно и адекватно произвести анализ коммуникативной ситуации партнера, а также произвести оценку эффективности своих действий. Исполнительно-коммуникативный компонент проявляется в умении правильно использовать в разных ситуациях запас коммуникативных приемов, эффективно планировать свои действия.  
Как мы видим, сложность процесса общения и разнообразие свойств личности, влияющих на успешность общения объясняют сложность структуры коммуникативных способностей. 
По мнению И.В. Лабутовой, структура каждой группы коммуникативных умений включает в себя три главных компонента: психотехнический (психофизическая саморегуляция индивида в общении), экспрессивный (вербальные и невербальные средства общения) и межличностный (связан с процессом взаимодействия, взаимопонимания и взаимовлияния)19. В структуру коммуникативных способностей включают также социально-перцептивные способности, умения, навыки, к которым относится эмпатия, социально-психологическая наблюдательность, социально-психологическая рефлексия, социально-психологическая перцепция рефлексивно-самооценочные свойства, контактность (способность вступать в психологический контакт, формировать в ходе взаимодействия доверительные отношения). Адекватность отражения свойств и качеств личности, точность прогнозирования воздействия на партнера расцениваются исследователями как показатели уровня развития социальных способностей личности. Анализ социально-перцептивных свойств и возможностей личности, проделанный в многочисленных исследованиях, позволяет считать их своеобразными коммуникативными способностями, которые формируются в ходе участия личности в общении и, в свою очередь, влияют на успешность этого участия.  
 
При этом, к системе коммуникативных свойств личности, выражающих ее способности воспринимать и понимать личностные особенности соучастников общения и совместной деятельности, следовало бы добавить способности отражать и понимать социально-психологические характеристики группы, членом которой является личность, а также способности к пониманию места и роли в группе каждого из участников, в том числе и самого себя. При таком дополнении мы получаем систему перцептивно-рефлексивных способностей, которые составляют внутреннюю психологическую основу коммуникативных возможностей.  
Таким образом, мы видим, что одним из определяющих факторов успешности общения является уровень развития коммуникативных способностей.  
Коммуникативные способности являются сложным, многокомпонентным образованием и включают в себя следующие уровни реализации: перцептивный, коммуникативный, рефлексивно-самооценочный, а также уровни эмоционально-психологической саморегуляции, социальной компетенции, социального интеллекта. 
 
Несомненно, коммуникативные способности развиваются всю жизнь, в процессе социализации личности, пик развития этих способностей приходится на подростковый возраст, когда общение является ведущим видом деятельности.

 

 

 

Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков 
 
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков у подростков 
 
 
Основные проблемы подросткового возраста в основном связаны с общением - проблемы лидерства, возможность быть авторитетом, потребность в признании. Неумение решать эти проблемы - причина, недисциплинированности, конформности, одиночества, ассоциального поведения. Неспособность к общению определяется в этом возрасте тем, что подросток еще не адекватен в оценке другого человека, хочет поставить себя выше собеседника, самоутвердиться любым способом. 
 
Помощь подросткам в развитии коммуникативных навыков должна быть направлена на развитие социального интеллекта учащихся, признания чужого и собственного «Я» ценностями наивысшей значимости, на практическое решение проблем межличностного общения. А также позволить подросткам реализовать прогрессирующую в данном возрасте потребность в самопознании. 
 
В программе развития навыков общения можно выделить основные вопросы, интересующие подростка: что такое человек; насколько многообразен и уникален его внутренний мир; что такое я сам; как, почему и из чего складываются мои отношения с обществом, другими людьми; как я могу оценивать свои собственные возможности, понять другого человека; как я могу управлять своим поведением?  
 
Развитие навыков общения должно быть направлено на то, чтобы помочь ребенку стать более социально адаптированным, более творческим, более защищенным. Для того, чтобы правильно строить свои отношения с окружающим миром, надо знать законы, по которым существуют и развиваются общие и индивидуальные человеческие феномены. 
 
Цели программы развития навыков общения:

  •  
    овладение учащимися элементарными социально-психологическими знаниями в области теории личности и общения;
  •  
    познание учащимися самих себя и человеческих взаимоотношений;
  •  
    развитие навыков и умений общения с разными группами людей.

 
Задачи:

  •  
    вооружить учащихся общими представлениями о том, что такое психология, какое значение она имеет в познании людьми друг друга и какую помощь оказывает в процессе человеческих взаимоотношений;
  •  
    познакомить с современными методами научного исследования психологических явлений;
  •  
    помочь учащимся осознать свою индивидуальность, выработать свой коммуникативный стиль, основные способы общения с разными людьми;
  •  
    способствовать воспитанию навыков коммуникативной культуры личности.

Информация о работе Развитие навыков общения у подростков