Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 14:48, курсовая работа
Цель работы: выделение социально-педагогических средств развития навыков общения у подростков. Цель работы конкретизирована в следующих задачах:
изучение особенностей подросткового периода;
исследование особенностей общения в подростковом возрасте и рассмотрение основных коммуникативных навыков;
рассмотрение основных направлений развития коммуникативных навыков у подростков.
Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Психолого-педагогические закономерности становления процесса общения в подростковом возрасте
Подростки и их особенности ………………………………………………4
Общение как ведущая деятельность подростков ………………………...11
Основные коммуникативные навыки …………………………………….17
Глава 2. Направление и методы развития навыков общения у подростков
2.1. Основные направления развития коммуникативных навыков
у подростков ………………………………………………………………………22
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных навыков ……………..25
Заключение ………………………………………………………………………..35
Список литературы …………………………………
Нельзя строить изучение материала, не
учитывая интересы подростковой аудитории.
Из всех традиционных принципов обучения
для программы развития навыков общения
наибольшее значение имеют два: принцип
отражения возрастных особенностей и
принцип индивидуального подхода. Первый
реализуется таким образом, должна вводится
информация, в которой отражаются потребности
данного возраста и которая в силу этого
становится наиболее значимой для него.
Так как общая мотивация у подростков
смещается на общение, то необходимо научить
их общаться. Если спецификой отношений
подростков со взрослыми является конфликтность,
то необходимо дать им способы разрешения
конфликтов. Если ученику важно понять
себя, то ему надо дать такую возможность.
Следовательно, суть этого принципа заключается
в максимальном использовании естественных
ресурсов развития личности ребенка и
сензитивности возраста.
Второй принцип понимается как учет потребностей
и интересов конкретной аудитории.
Центральным пунктом программы развития
навыков общения можно считать принцип
мотивационной готовности учащихся, так
как более продуктивно усваивается то,
что максимально мотивированно.
Методы дифференциальной и экспериментальной
психологии используются в качестве инструмента
самопознания. Для этой цели возможно
использование тестовых и проективных
методик. Тестовые методики несут и дидактическую
нагрузку, то есть используются как прием
преподавания (в ситуации постановки проблемы,
для введения в тему, для решения задач).
Диагностическая работа с проективными
методиками дает возможность ребенку
освобождаться от сильных переживаний,
а педагогу понять проблемы ребенка, лежащие
в области подсознания. Для вышеназванных
целей могут быть использованы также анкеты,
опросники, методика незаконченных предложений.
Методы по развитию творческого самочувствия
играют важную роль в формировании творческой
интуиции, повышении социальной адаптации,
развития навыков произвольной регуляции
поведения.
Особая роль среди собственно психологических
методов принадлежит коммуникативным
играм, где подростки имеют возможность
выработать алгоритм поведения в разных
проблемных ситуациях.
Упражнения для домашних заданий и самостоятельной
работы разрабатываются либо как тематические
самоотчеты, либо как творческие задания.
Учащимся, например, предлагается написать
сочинение «Мои достижения», составить
рассказ от лица какого - то предмета, придумать
ситуацию на определенную тему, сделать
анализ проблемы и т.д.
При использовании программы развития
навыков общения предполагаются следующие
результаты:
Таким образом, основные направления развития
коммуникативных навыков подростков следующие:
развитие разнообразных форм подросткового
взаимодействия, психологическое обучение,
тренинги.
2.2. Тренинг как средство развития коммуникативных
навыков
Как мы уже говорили, одним из определяющих
факторов успешности общения является
уровень развития коммуникативных способностей,
и пик развития этих способностей приходится
на подростковый возраст, когда общение
является ведущим видом деятельности.
Одним из способов стимулирования и развития
этих способностей является социально-психологический
тренинг, который ориентирован в направлении
воздействия на развитие личности, группы
посредством оптимизации форм межличностного
общения. Тренинг является активной социально-психологической
подготовкой к общению, или как средство
развития компетентности в общении. Научиться
общаться можно только общаясь.
В отечественной психологии социально-психологический
тренинг подробно рассмотрен в работах
Г.А. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, А.А. Бодалева,
А.И. Донцова, Ю.Н. Емельяновва, Л.А. Петровской,
С.В. Петрушина, В.Ю.Большакова и других.
Основными принципами организации и проведения
тренинга являются:
- качественные изменения процессов общения
в группе;
- активная позиция участника тренинга;
- намеренная обратная межличностная связь;
- высокая степень включенности эмоциональной
сферы его участников;
- существование определенных этапов развития:
вхождение (предтренинг) - перестройка
- тренинг.
Программа тренинга общения
Методические рекомендации. Программа
тренинга общения включает в себя следующие
темы: знакомство с психологическими характеристиками
личности (с обсуждением примеров из художественной
литературы); теория ролевого поведения,
виды и уровни общения, обучение позитивному
мышлению, навыки публичного выступления,
диалогическое и монологическое общение,
доверительность в общении, проблема манипулятивного
поведения, выбор имиджа и стиля поведения,
контроль над эмоциями.
Занятия включают в себя как теоретический,
так и практический материал и рассчитаны
на группы из 8-9 человек одного возраста.
Продолжительность одного занятия около
3 часов. Занятиям предшествует индивидуальное
собеседование, на котором психологом
определяется состояние психики будущего
участника, круг его интересов, проблемы,
его ожидания от участия в группе. Оценка,
хотя бы грубая, психического состояния
обязательна, так как психолог не должен
брать на себя ответственность за участие
в групповой работе психически неустойчивого
человека.
Первое занятие. Знакомство участников
группы друг с другом, с проблемами, которые
испытывают окружающие. Некоторое время
необходимо на то, чтобы участники почувствовали
себя в кругу друзей, имеющих сходные интересы
и трудности.
Возникновению доверия способствует упражнение
«Падаем в кругу друзей». Вся группа становится
в круг, один из участников находится внутри
круга и начинает спиной падать на подставленные
руки участников. Это происходит до тех
пор, пока он не почувствует поддержку всех
членов группы. После этого в центр круга
встает другой участник.
Далее начинается обсуждение целей групповых
занятий, особенностей позиции психолога:
он не всегда высказывает свое мнение, предоставляя
право решать группе, провоцирует участников
на нужные реакции, может говорить неприятные
вещи, он никого и ни за что не осуждает, оценивает
не личность участников, а только выполняемое
в рамках группы задание. При этом социальный
педагог гарантирует позитивные сдвиги
в сфере общения каждому из участников
и делает это очень убедительно, так как
именно педагог является подлинным центром
группы и заражает ее своей уверенностью
в положительных результатах.
После любого упражнения необходим разговор
о чувствах, испытанных каждым из участников.
Именно чувства, а не теоретический материал
являются основой приобретения жизненного
опыта. Далее следует работа по теме «Описание
своих достоинств и недостатков». Каждый
член группы немного рассказывает о том,
каковы сильные и слабые стороны его личности.
Как правило, на первом занятии участники
описывают себя всего в трех-четырех категориях,
причем у некоторых описание недостатков
возможно будет преобладать. Поэтому социальный
педагог может попросить других членов
группы дать кому-либо из таких участников
положительную характеристику из того,
что сразу бросается в глаза. Это способствует
сплочению группы и повышает самооценку
тех, кто нуждается в этом.
Разговор о самоуважении - первый шаг к тому,
чтобы принять себя таким, каков ты есть.
Любовь к себе - основа любви к другим людям.
Только человек, внутренний мир которого
достаточно гармоничен, может объективно
оценивать других людей, терпимо относиться
к их недостаткам, прощать себе мелкие ошибки,
развивая отношения с другими. Самоуважение -
это надежный щит от разного рода манипуляторов,
использующих наши слабости и комплексы
неполноценности для достижения своих
целей. Если мы чувствуем себя задетыми
чьими-то неуважительными словами, то начинаем
оправдываться, защищаться. Очень часто
это выглядит жалко. Лучшая защита в этом
случае - умение отшутиться, не показать,
как глубоко мы задеты сказанным. Поэтому
вырабатываем защиту от негативных воздействий:
упражнение на обмен критикой и ответами.
Обсуждение проработанного с точки зрения
контроля над эмоциями покажет, насколько
глубока связь нашего мнения о себе с нашим
эмоциональным состоянием.
Работа по теме «Почему я себе не нравлюсь»
дает возможность оценить ситуативный
аспект самооценки. Участники группы должны
припомнить, в каких случаях они чувствовали
себя успешными и удачливыми, а когда - неудачниками.
Общение с кем привело их к такой мысли?
Кто был хозяином ситуации? Что помешало
достижению успеха? Надолго ли сохранилось
в памяти воспоминание об этой ситуации?
Темы первого занятия заставляют многих
участников группы задуматься о роли других
в их личностном самосознании, и это является
первым шагом на пути к умению вставать
на точку зрения другого, к принятию того
факта, что логика другого человека не всегда
совпадает с твоей собственной, что мнение
о себе может оказаться проекцией чужого,
а личность человека рождается, существует
и развивается только в обществе.
Все это является базой для первого домашнего
задания: составить перечень своих психологических
качеств.
Второе занятие. Обсуждается роль
общения в повседневной жизни и необходимость
специальной работы, обучение навыкам
эффективного общения. Рассматриваются
уровни и позиции в общении.
Занятие начинается с упражнения «Падаем
в кругу друзей». Затем проводится обсуждение
домашнего задания с точки зрения полноты
списка психологических качеств, перечисленных
участниками, уровня самооценки, качеств,
которые являются положительными в их глазах.
При этом социальный педагог держит в руках
собранные домашние задания и, не называя
имен, прочитывает ответы, которые затем
обсуждаются.
От качеств, присущих разным людям, переходим
к уровням общения по А. Б. Добровичу: примитивный,
манипулятивный, игровой, деловой, духовный.
Обсуждаются примеры, приводимые участниками
из своего опыта.
В каких ситуациях используются преимущественно
низшие уровни общения?
Выполняют ли они какую-нибудь полезную
функцию?
В чем преимущества высших уровней общения?
Обсуждение позиций в общении может быть
предварено каким-либо литературным примером
из произведений, то есть цитатой, близкой
той или иной аудитории.
Далее следует проигрывание конфликтных
ситуаций, которые предлагают участники
группы. Они сами распределяют роли, которые
хотят играть, и в течение приблизительно
5-8 мин продумывают реплики. Затем происходит
проигрывание сцен, и после каждых двух-трех
проводится обсуждение:
Что ведет к разрешению конфликта, а что
заводит ситуацию в тупик?
При проработке этой темы полезно вернуться
к проблеме манипуляции, так как, сознательно
управляя позициями в общении, легко заставить
человека выйти из себя, оттянуть решение
конфликта, причинить боль другому. Перед
участниками группы ставится нравственная
задача: обеспечить достойное применение
полученных знаний. Кроме того, данная
информация, по существу, является жизненно
важной для лиц со слабым типом нервной
системы, эмоциональных, зависимых и легко
управляемых.
Третье занятие. Занятие посвящено теме
общения как ролевого поведения. Занятие
начинается с упражнения «Падаем в кругу
друзей». Затем проводится обсуждение
стереотипов поведения в различных жизненных
ситуациях.
Стереотипы поведения - это роли, которые
мы играем во взаимоотношениях с другими
людьми. Например, в отношениях друзей
поддержка друга не есть поддержка правого
мнения; в отношениях родитель - ребенок
хорошая мать обязана проявлять заботу,
осуществлять контроль над поведением,
следить за школьными оценками, материально
обеспечивать, не обязана быть подругой
своему ребенку, поэтому доверительные
отношения между отцами и детьми воспринимаются
как привлекательная редкость. Отношения
начальник -подчиненный, покупатель-продавец,
преподаватель- студент, учитель-ученик,
библиотекарь-читатель - все это примеры
стереотипов поведения, то есть сложившихся
в обществе требований по отношению к поведению
тех или иных его членов.
Затем проводят обсуждение функций стереотипов
и спрашивают мнение участников.
Маски - более примитивные образования,
они менее структурированы и больше связаны
с контекстом ситуации: маска сочувствия,
маска клоуна, маска дружелюбия, маска
волка или зайца помогают нам достойно
разрешить ту или иную ситуацию.
Выход за рамки ролевого поведения необходим
в случаях кризиса: рано или поздно человек
перерастает эти рамки; возможен конфликт
между ролями, которые приходится играть
одновременно.
Приведем примеры ролевого поведения
и масок со стороны участников. Ролевые
игры на осознание поведенческих стереотипов:
дочь собирается на позднюю вечеринку;
продавец предлагает некачественный товар;
альтруист обнаруживает, что его используют.
При обсуждении ситуаций следует обратить
внимание на стереотипы поведения, предполагаемые
ролью, вскрыть внутренний конфликт, найти
пути выхода. Ролевые игры на конфликт
между двумя или больше участниками:
любовный треугольник;
отцы и дети;
лидер и его команда.
Хорошо обсудить примеры из художественной
литературы, кинофильмов. Следует обратить
внимание на момент выхода за рамки роли,
на выбор участника конфликта.
Домашнее задание - прочитать книгу Дж.
Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Четвертое занятие. Занятие посвящено
изучению механизмов эмпатии, невербального
общения и контролю над эмоциями.
Эмпатия - это способность человека эмоционально
отзываться на переживания других людей.
Эмпатия предполагает субъективное восприятие
другого человека, проникновение в его
внутренний мир, сочувствование его переживаниям.
Участники должны осознать, что иногда
для того, чтобы лучше понять другого человека,
необходимо войти в его состояние, довериться
своим чувствам.
Эмоции - особый класс связанных с инстинктами,
потребностями и мотивами процессов и состояний,
отражающих в форме непосредственного
переживания (страха, радости, удовольствия
и т. д.) значение для человека действующих
на него явлений и ситуаций.
Чувства - устойчивые эмоциональные отношения
к чему-либо. Исходя из этих определений,
необходимо подчеркнуть разницу между
эмоциями, рождающимися в ответ на какую-либо
ситуацию в общении, и чувствами, имеющими
более стабильную структуру. Для того
чтобы управлять эмоциями, необходимо
их осознавать. После осознания возможно
отстранение от нежелательной эмоции,
взгляд на нее как бы со стороны. Вместо
непосредственного переживания вы можете
сказать себе: «Меня охватила обида. Нужно ли
мне это сейчас?» Затем возможен анализ
своих чувств и действия, направленные
на достижение истинных целей.
При обсуждении надо обратить внимание
на чувства, возникающие во время выполнения
упражнений.
Ощущается ли эмпатический контакт с партнером?
Удается ли отказаться от своего мышления
и без внутреннего сопротивления руководствоваться
командами другого?
Какие эмоции возникают при этом?
Следует подробно остановиться на обсуждении
этих эмоций.
Барьеры общения. Умение слушать и слышать.
Работая над этими темами, психолог должен
стремиться получить обратную связь - что
из уже обсужденного было усвоено участниками
тренинга.
Социальный педагог должен рассказать
участникам тренинга о ролевом характере
общения, о его эмоциональной стороне,
познакомить с языком поз и жестов, выражающим
готовность партнеров к продуктивному
общению, продемонстрировать защитные
жесты, жесты собственнических и территориальных
претензий, жесты социального статуса,
жесты и сигналы, характерные для процесса
ухаживания, различные способы искусственного
повышения статуса, жесты - выразители
агрессии.
Проведите обсуждение возникших ощущений.
Часто ли мы выражаем свои чувства в обществе
знакомых или незнакомых людей?
Упражнения на язык поз и жестов (защита,
статус, собственничество и территория,
ухаживание) в форме угадывания. Что означает
тот или иной жест или поза? Отметим примеры
защиты в негативных ситуациях.
1. Защита эмоциональной сферы:
«Розовый мешочек» - участникам предлагается
представить оппонента помещенным в розовый
мешочек, откуда раздаются его гневные
тирады; «Стеклянная стена» - то же, но через
стеклянную стену.
2. Элементы аутогенной тренировки: омовение
водой (представить себя под душем) - ощущаем
пульс в пальцах, греем руки и ноги (на холоде),
избавляемся от головной боли (улучшение
циркуляции крови).
Домашнее задание: продумать тему публичного
выступления.
Пятое занятие. Занятие посвящено
теме публичного выступления и отличиям
диалогического и монологического стилей
общения.
Первая часть занятия. Барьеры общения
и их преодоление:
- барьеры, связанные с аудиторией, - неготовность
к общению, отсутствие общих интересов,
разнородность аудитории;
- барьеры, связанные с личностью выступающего, -
страх аудитории, недостаточное владение
материалом, неуверенность в себе.
Приемы, способствующие успешному выступлению, -
структурирование материала, как можно
более полное изучение темы выступления,
выбор соответствующей формы подачи материала,
план или частичный текст выступления,
освоение литературы по ораторскому мастерству,
виды начал выступлений.
Диалог и монолог - выбор стиля выступления,
язык и адресность. Диалогический стиль
общения в повседневной жизни и во время
выступления - реальная возможность быть
услышанным.
Контроль страха - выбор имиджа, роль опытного
лектора, владение материалом, вспомогательные
материалы.
Работа с воображением - добиться почти
осязаемой картинки своего успеха во время
выступления.
Практическое занятие - публичные выступления
участников (не более 5-7 мин) по приготовленной
теме.
Разбор выступлений нужно производить
после выступлений каждых двух-трех участников.
Вторая часть занятия. Работа над
психологическим портретом героя книги
Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи».
Социальным педагогом ставится задача
нарисовать как можно более полный психологический
портрет Холдена Колфилда, так, будто он -
один из членов группы, хороший знакомый
каждого из участников тренинга.
Оценить широту и глубину получившегося
описания. Обратить внимание участников
на возможность мысленного общения с автором
полюбившейся книги, как это происходит
у главного героя. Обсудить значение художественной
литературы в качестве индивидуальной
психотерапии.
Темы пятого занятия внешне не связаны
друг с другом. Однако любые публичные
выступления связаны с анализом аудитории,
перед которой делается выступление.
Описанная программа может быть использована
в тренингах с подростками 14-16 лет, однако,
работая с более юной аудиторией, следует
особое внимание уделять практике и ее обсуждению.
Заключение
Подростковый возраст - это самый трудный
в сложный из всех детских возрастов, представляющий
собой период становления личности. Главное
содержание подросткового возраста составляет
его переход от детства к взрослой жизни.
Все стороны развития подвергаются качественной
перестройке, возникают и формируются
новые психологические новообразования,
закладываются основы сознательного поведения,
формируются социальные установки. Этот
процесс преобразования и определяет
все основные особенности личности детей
подросткового возраста. Ведущим видом
деятельности в подростковом возрасте
становится общение.
Основной характеристикой подросткового
возраста является неумение общаться,
которое приводит к неразрешимым подчас
проблемам, касающимся успеваемости, дисциплины,
возможностей личностного становления
подростка. В этот период отмечается большое
количество так называемых «трудных детей».
Основную массу подростков характеризует
неустойчивость настроения, постоянные
колебания самооценки, неадекватность
реакций. И именно поэтому так важно развитие
коммуникативных навыков у подростков.
Их развитие должно быть направлено на:
Среди основных направлений развития
коммуникативных навыков подростков (развитие
разнообразных форм подросткового взаимодействия,
психологическое обучение, тренинги) мы
особо выделяем социально-психологический
тренинг, считая его наиболее эффективным
в подростковом возрасте.
Список литературы
1 Абрамова Г.С. Возрастная психология:
Учеб. пособие для студентов вузов.
– 4-е изд. – М.: Акад., 1999. – С. 441
2 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации
психического развития в
3 Абрамова Г.С. Возрастная психология:
Учеб. пособие для студентов вузов.
– 4-е изд. – М.: Акад., 1999. – С. 443
4 Мухина В.С. Психология детства
и отрочества: Учебник для студентов.
– М.: Институт практической
5 Кон И.С., Фельдштейн Д.И. Отрочество
как этап жизни и некоторые
психолого-педагогические
6 Фельдштейн Д.И. Особенности стадий
развития личности на примере подросткового
возраста//Хрестоматия по возрастной психологии.
Учебное пособие для студентов/Сост. Л.
М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна. -
Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической
психологии, 1996. – С. 252
7 Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого
развития личности в онтогенезе//Хрестоматия
по возрастной психологии. Учебное пособие
для студентов/Сост. Л. М. Семенюк. Под ред.
Д. И. Фельдштейна. - Издание 2-е, доп. - М.:
Институт практической психологии, 1996.
– С. 183
8 Шаповаленко И.В. Возрастная психология:
(психология развития и
9 Краткий психологический
10 Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей
деятельности детей
11 Мудрик А.В. Современный старшеклассник//
12 Божович Л.И. Этапы формирования
личности в онтогенезе// Хрестоматия
по возрастной психологии. Учебное
пособие для студентов/Сост. Л. М.
Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.
- Издание 2-е, доп. - М.: Институт практической
психологии, 1996. – С. 93
13 Кон И.С. Психология старшеклассника//
14 Фельдштейн Д.И. Особенности стадий
развития личности на примере
подросткового возраста//
15 Там же, С. 255
16 Казаринова Н.В. Межличностное
общение. – СПб.: Изд-во Михайлова,
2000. – С. 32
17 Григорьева Т.Г. Основы конструктивного
общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во
Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997. –
С. 62
18 Григорьева Т.Г. Основы конструктивного
общения. Практикум. – Новосибирск:
Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство,
1997. – С. 71
19 Столяренко Л.Д. Основы психологии.
– Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – С. 358