Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрели понятие общительности и главную социально-психологическую методику её развития – групповой тренинг. Он эффективен в борьбе с неуверенностью в себе, низким уровнем эмпатии или незнанием простых речевых тактик в разговоре – причин, среди прочих, затрудняющих общение между людьми.

Содержание работы

Введение
3
1 Определение понятия «общение» в СПТ
4
2 Общительность человека и её роль в социальной среде
8
3 Социально-психологический тренинг. Принципы проведения
10
4 Технология моделирования успеха в общении
15
5 Примеры проведения социально-психологического тренинга
20
Заключение
24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 437.06 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального  образования

«Северо-Кавказская государственная  гуманитарно-

технологическая академия» 

 

 

 

Кафедра психологии и педагогики

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Социальная психология»

 

на тему:

 

Развитие общительности 

человека средствами социально-психологического тренинга


 

 

Выполнила: студентка III курса

специальности 030300.62

факультета заочного обучения

 

Проверила: кандидат псих. наук,

доцент 

 

 

 

 

 

Черкесск, 2013


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

3

1

Определение понятия «общение»  в СПТ

4

2

Общительность человека и её роль в социальной среде

8

3

Социально-психологический  тренинг. Принципы проведения

10

4

Технология моделирования  успеха в общении

15

5

Примеры проведения социально-психологического тренинга

20

Заключение

24

 

Список используемой литературы

25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Общение – это одна из основных сфер человеческой жизни, это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Прежде всего, общение является решающим условием становления каждого человека как личности и оказывает существенное влияние на результаты деятельности человека. Поэтому развитие коммуникативных навыков чрезвычайно важно для полноценного взаимодействия индивида с коллективом и достижения определённых личных, а также общественных целей.

Одним из средств развития коммуникативной компетентности является социально-психологический тренинг (СПТ), ставший предметом данного  исследования. Это относительно новое научно-практическое направление психологии в настоящее время получает интенсивное развитие в качестве составной и важной части системы психологической службы. При всем разнообразии конкретных форм СПТ всем им присуща объединяющая черта – это средство воздействия, направленное на развитие тех или иных знаний, умений и опыта в области межличностного общения.

Опыт, приобретенный в  учебно-тренинговых группах, позволяет  выработать определенную социально-психологическую стабильность. Он помогает решать сложные проблемы, которые возникают в личностном и деловом общении практически у каждого человека. Умение и привычки, которые формируются в искусственно созданной социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «ОБЩЕНИЕ» В СПТ

 

Автор термина «социально-психологический  тренинг» М. Форверг. В литературе кроме этого, существует ряд других названий – группы открытого общения, активное социальное общение, группы интенсивного общения т.д. Но СПТ сегодня является самым употребляемым и наиболее устойчивым термином.

Тренинг социально-психологический – область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Конкретизация понятия «компетентность  в общении» зависит, прежде всего, от того, каким образом интерпретируется и понимается само общение.

Л.А. Петровская пишет, что «развитое общение всегда включает в себя две тесно связанные грани – общение, основанное на субъект-объектной грани, при котором... партерам, по существу, отводятся роли манипулятора и манипулируемого объекта (это общение по типу приказов, указаний, предписаний различного рода и т.п.), и общение, основанное на субъект-субъектной схеме. Определяя субъект-объектное общение как «поверхностное», она сводит компетентность в таком общении к знаниям и опыту репродуктивного, стандартного характера, а при субъект-субъектном общении («глубинном») «...продуктивные аспекты и задачи составляют нестандартную, неформализуемую, неалгоритмизуемую сторону общения и характеризуется порождением новых мотивов, целей, операций и их последовательностей, подключения творческого потенциала личности» [11].

Большая заслуга введения в социально-психологическую теорию анализа субъект-субъектного и субъект-объектного паттернов общения в качестве самостоятельной проблемы принадлежит А.У. Харашу. Он отметил, что в присутствии других у человека реализуются два смысловых полюса – «смысл для себя» (не требующий никаких объяснений и мотивировок) и «смысл для других» (предполагает наличие за каждым элементом поведения определенного общедоступного значения, презентируемого воспринимающему). [17]

А.У. Хараш по акценту на каждый полюс выделяет два типа человеческих контактов: «закрытые» (конвенциональны), где партнеры довольствуются предъявлением текстов, построенных по нормативно кодируемым правилам и теми «смыслами для других», которые в них заключены. Здесь смыслы «для себя» скрываются за поведенческим фасадом и конвенционально игнорируются. «Открытое» (диалогическое) общение происходит на уровне «смыслов для себя».

В качестве важного отличия  субъект-субъектного общения А.У. Хараш выделил в первую очередь самораскрытие партнеров. Оно предполагает взаимное посвящение партнеров в действительные мотивы общения: они собеседники, объединенные общностью и связанные отношениями соавторства, взаимной поддержки и взаимопомощи.

С точки зрения авторов  М.С. Кагана и А.М. Эткинда целью общения является не обмен информацией и не подчинение одного человека другому, а достижение духовной общности (или повышении уровня общности) совокупными усилиями свободных субъектов при сохранении неповторимой индивидуальности каждого. Потому психологический механизм общения – это переживание, слитое воедино с пониманием, а не чисто рассудочные передача и прием информации.

Авторы рассматривают  содержание выделенных видов человеческой контактов следующим образом:

1. «управление». При этом целью оказывается только один из партнеров, другой выступает как средство удовлетворения его потребностей. Здесь формой отношений является строгое регулирование иерархических соположений управляющего и управляемого;

2. «коммуникация». Прежде всего, прием и передача информации. В этом варианте оба партнера являются средствами по отношению к некоторой цели, лежащей вне их, и поочередно выступают объектом сообщения для другого;

3. «обслуживание». Как и в случае «управления» один из партнеров является активным субъектом, но не для использования другого, а для помощи;

4. «общение». При этом партнеры как субъекты являются равноактивными, равноуникальными и равносвободными. Здесь в общении нет отправителя и получателя сообщений – есть собеседники, соучастники общего дела.

Таким образом, общение в  отличие от других форм межличностных  контактов, можно определить как  взаимную презентацию партнерами своей  субъективной реальности, в результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности.

Итак, общая цель СПТ – повышение компетентности в сфере общения конкретизируется различными решаемыми в его процессе задачами. В зависимости от приоритета задач, на которые направлен СПТ, он может приобретать различные формы:

– ориентироваться на приобретение и развитие специальных навыков, например, умение вести деловую беседу, различать межличностные конфликты и т.д.;

– углублять опыт анализа ситуаций общения, например коррекция формирования установок, необходимых для успешного общения, способность адекватно воспринимать себя и других, анализировать ситуации группового взаимодействия.

Основные задачи, решаемые в ходе СПТ, можно разделить на пять групп:

1. Приобретение психологических знаний, взглядов различных психологических школ на личность человека, процесс взаимодействия людей, движущие пружины этого взаимодействия, приемы эффективного общения.

2. Приобретение внешне выражаемых умений и навыков общения: в парном взаимодействии, в составе группы, при вступлении в контакт, при активном слушании, т.е. обогащении тактики и техники общения.

3. Коррекция коммуникативных установок, таких как: партнерство – взаимодействие с позиции силы, искренность – манипуляция, вовлеченность – избегание общения, настойчивость – соглашательство, т.е. выработка собственных стратегий общения.

4. Адекватное восприятие себя и других в ситуации общения.

5. Развитие и коррекция личности, ее глубинных образований, развитие личностных экзистенциальных проблем.

Перечисленные задачи отражают основную составляющую деятельности профессионального коммуникатора, ее психологический коммуникативный аспект. Атмосфера психологической безопасности и комфорта, создающаяся в ходе тренинга, позволяет участникам проявить набор поведенческих эмоциональных стереотипов и, получив обратную связь на свое поведение, осознать вероятные ошибки во взаимодействии с другими людьми, возможности других, более продуктивных подходов к общению, приобрести новые навыки взаимодействия. Каждый тренинг в той или иной мере решает все перечисленные задачи, и эта мера зависит не только от тренинга, но и от мотивации, целей, личных проблем участников группы.

 

2. ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА  И ЕЁ РОЛЬ 

В СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЕ

 

Говоря о таком явлении  как общительность, или коммуникативность, личности, следует иметь в виду, что это явление необходимо рассматривать  не только как совокупность некоторых  характерных свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения, но и то, что общительность является компонентом мотивационно-потребностной сферы. Это подразумевает то, что коммуникативность требует наличия соответствующей направленности личности, потребности, интересы, убеждения, идеалы и соответствующих ценностных ориентаций [8].

В ситуации низкого уровня коммуникативности человека, у него может развиться застенчивость. Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах – им может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз. Чаще всего люди испытают трудности в тех ситуациях, в которых отсутствует цель, недостаточно ресурсов и по тем или иным причинам самооценка занижена. В результате перечисленных причин возникает неуверенность в себе. Состояние неуверенности в себе возникает периодически у каждого человека. Если оно повторяется, то может закрепиться уже как свойство личности.

Скованность – явление широко распространенное. Для некоторых застенчивость давно является осложнением в жизни. Трудности и разногласия, которые объективно разъединяют людей, порождают атмосферу страха, вызывают ощущение «одинокости среди толпы», неуверенности, бессилия. Опыт, приобретенный в специальных психологических тренингах, позволяет выработать определенный социально-психологический «иммунитет».

В естественных жизненных  условиях обучение эффективному общению происходит методом проб и ошибок, когда индивид в реальной ситуации постигает правила взаимодействия, содержание межличностных ролей, формирует репертуары действий и поведенческие этюды, упорядочивает систему понятий, совершенствует коммуникативные средства и вырабатывает в себе умение приспосабливаться к стрессовым влияниям окружающей среды.

Одним из центральных факторов, обусловливающих высокую продуктивность общения, является способность человека адекватно отражать личностные и индивидуальные особенности окружающих людей. Проанализировав ряд ситуаций межличностного общения, можно обнаружить, что одной из общих причин, вызывающих трудности в общении, является неспособность установить контакт с собеседником, выслушать и понять его.

Умение и привычки, которые  формируются в искусственно созданной  социально-психологической среде, помогают эффективно преодолевать подобные трудности, обогащать межличностные отношения в реальной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ  ТРЕНИНГ. 

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ

 

Одним из лучших методов  развития общительности индивида является социально-психологический тренинг (СПТ). Существует множество видов СПТ, но всех их объединяет то, что они – средство воздействия, получения тех или иных социально-коммуникативных знаний, умений и опыта. Можно сказать, что в психологическом плане это означает следующее:

– выработка системы навыков и умений общения;

– коррекция имеющейся системы межличностного общения;

– создание личностных предпосылок для успешного общения.

Анализ возможных воздействий  социально-психологического тренинга обнаруживает, что в процессе групповой  работы затрагиваются и глубокие личностные образования участников тренинга. Ведь человек получает новые  конкретные сведения о себе. И эти  сведения затрагивают такие личностные переменные, как ценности, мотивы, установки. Все это говорит в пользу того, что СПТ можно ассоциировать  и с процессом развития личности, вернее с началом этого процесса. Действительно, получаемые в тренинге новые сведения о себе и других, как правило, остро-эмоционально опосредованные, побуждают заново переосмыслить сложившуюся «Я» – концепцию и концепцию «другого». Овладение глубинным общением является одновременно и средством и результатом воздействия в рамках СПТ [10].

Информация о работе Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга