Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 12:20, курсовая работа

Описание работы

В данной работе мы рассмотрели понятие общительности и главную социально-психологическую методику её развития – групповой тренинг. Он эффективен в борьбе с неуверенностью в себе, низким уровнем эмпатии или незнанием простых речевых тактик в разговоре – причин, среди прочих, затрудняющих общение между людьми.

Содержание работы

Введение
3
1 Определение понятия «общение» в СПТ
4
2 Общительность человека и её роль в социальной среде
8
3 Социально-психологический тренинг. Принципы проведения
10
4 Технология моделирования успеха в общении
15
5 Примеры проведения социально-психологического тренинга
20
Заключение
24
Список используемой литературы 25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 437.06 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сказать, что развитие компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса. Развитие личности состоит не только в построении высших уровней ее структуры, но в ослаблении существующих и неэффективных. Анализируя свой коммуникативный опыт, индивид не должен сосредотачиваться на присущих ему недостатках. Следует, напротив, сконцентрироваться на своих достоинствах, представляющих ту единственную и реальную силу, которая помогает разрешать жизненные проблемы, т.е. определить ситуацию можно только чувствуя и осознавая себя частью этой ситуации. Развитие общительности личности начинается с формирования у человека такой направленности личности, при которой ценность человеческого общения находится не на периферии, а в центре системы ценностных ориентаций человека.

Обычно участники  подобного тренинга преследуют с  помощью ведущего тренинга следующие цели: скорректировать свой негативный опыт и сформировать умения и навыки в сфере общения.

Базовые методы групповой  психотерапии – это групповая  дискуссия и ролевые игры в  различных модификациях и сочетаниях. Численность группы – обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий – нескольких дней (ряд специалистов проводят длительные тренинг-марафоны).

Продолжительность отдельной  встречи – от полутора до трех и  более часов. Встречи участников могут быть ежедневными или более  редкими.

Задачи  тренинга:

– овладение определенными социально-психологическими знаниями;

– коррекция и формирование социально-психологических умений и навыков участников;

– осознание целостности социально-психологического бытия людей;

– развитие способности адекватно и понимать себя и других;

– овладение приемами декодирования психологических сообщений, которые поступают от окружающих людей и групп;

– обучение индивидуализированным приемам межличностного общения;

– чувственное познание группа-динамических феноменов и осознание своей причастности к возникающим межличностным ситуациям.

Ведущим принципом организации  социально-психологического тренинга является принцип диалогизации взаимодействия, то есть полноценного межличностного общения. Оно базируется на уважении к чужой мысли, доверии, избавлении участников от взаимных подозрений, неискренности, страха [12].

Уровень организации работы в значительной мере зависит от того, как практически реализуется  принцип психологического взаимодействия. Для достижения положительных личностных изменений, перестройки отношений  иногда нужны «острые моменты, потрясение». Поэтому в учебно-тренинговой  группе должны использоваться такие  приемы, как открытое обсуждение поведения участников, элементы психодрамы и ряд других эмоционально насыщенных средств обратной связи.

Одним из основных является принцип самодиагностики, спровоцированной группой для каждого из участников и руководителя. Он включает в содержание занятий вопросы и упражнения, рассчитанные на то, чтобы любой из участников группы рассказал о своих психологических проблемах и предложил пути их практического решения.

Существенным является вопрос о комплектовании группы. Формируя группу, лучшее не включать в нее людей с очень стереотипизованной психологической защитой, так как занятия могут значительно усилить тревожность таких субъектов.

Отправным пунктом для  обеспечения успешной работы тренинговой  группы выступает принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в собственных изменениях и готовы целеустремленно достигать поставленной цели. Сплоченность в группе возникает намного быстрее, если группа закрыта и работа в ней четко структурирована.

На начальной стадии обучения руководитель должен подробно ознакомить всех с главными нормами и принципами тренингового общения:

1. Общение по принципу «здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление переключится с непосредственной тренинговой работы на обсуждение прошлых или будущих событий. В этом случае срабатывает механизм психологической защиты. Но главная идея тренинга состоит в том, чтобы группа превратилась в своеобразное объемное зеркало или даже систему зеркал, в которых каждый член группы смог бы увидеть себя во время выполнения упражнений. Это достигается, в частности, тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, которая базируется на доверительном межличностном общении [11].

2. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях [13].

3. Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно нему участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказать свои чувства.

4. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включенностью в другого, в анализ групповых процессов.

5. Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия.

6. Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, так как участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт

Нужная атмосфера для  занятий в группе создается путем  осознания участниками положительных  аспектов своей личности. Этому отводится  особое внимание. Ведь открытие в себе новых положительных качеств  вырабатывает уверенность в себе и дает силы для дальнейших конструктивных изменений. Руководитель должен продумывать и находить способы привлечения участников тренинга к работе друг с другом, а также исследовать, как можно помочь понять причины поведения в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ТЕХНОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ  УСПЕХА В ОБЩЕНИИ

 

Рассматривая СПТ в  целом как процесс считается  целесообразным выделять три самостоятельные подпроцесса, у каждого из которых свои детерминанты, признаки и способы воздействия. Ими являются процесс обучения как основной, и как вспомогательные – групповая динамика и развитие личности. В задачу ведущего тренинг входят согласование подпроцессов развития компетентности в общении личности и развитие группы, также одновременно управление ими.

Во время проведения СПТ  тренеры используют различные техники  для проведения тренировочных мероприятий. Нейролингвистическое программирование (НЛП) – одна из самых современных технологий коммуникации и изменения человека или группы, представляющая собой оригинальный синтез уже известных теоретических и практических разработок: когнитивной психологии, лингвистики, нейрологии, кибернетики.

Термин нейро – пришло из нейрологии. И его использование вполне правомерно, поскольку в науке доказано, что, когда человек думает или действует, имеет место активная деятельность нейронов мозга.

Слово лингвистическое отсылает нас к языку – средству кодирования мышления, благодаря которому мы можем не только структурировать мысли, но и выражать их. Лингвистика позволяет узнать, как строятся и разворачиваются наши программы.

Что же стоит за целостным  термином «НЛП»? Существует четыре весьма распространенных определения:

1. технология коммуникации  и изменения;

2. изучение структуры  субъективного опыта;

3. набор инструментов;

4. методология.

Все эти грани тесно  и весьма связаны друг с другом. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер основатели НЛП не ставили своей целью создать какую-то уникальную теорию или изобрести абсолютно новую терапевтическую технику. Они хотели разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было воспроизводить и использовать. Сегодня тысячи психологов, социальных работников и просто любознательных людей, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов.

Гриндер и Бэндлер изучили модели поведения специалистов человеческой коммуникации, раскодировали техники их работы, описали критерии эффективного взаимодействия.

Документально представив процесс  изменения во взаимодействии между  психотерапевтом и его клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: «Как добиться успешных изменений?», «Как изменить взаимоотношения к лучшему?». В центре внимания при этом оказывается сам процесс взаимодействия, который приводит к совершенным результатам.

Исключительная эффективность  психотерапевтов, которая покорила создателей НЛП, состояла, прежде всего, в том, что они мастерски владели  процессом и технологией успешного  общения.

Создатели НЛП познали секреты и алгоритмы средств воздействия на внутренний субъективный опыт человека. Поэтому сегодня НЛП – это набор инструментов. Этот аспект НЛП представляет собой прагматическую составляющую и отвечает на вопрос: «Что и когда делать?». Речь идет о наборе эффективных техник, которые приводят к значимым изменениям. В руках психолога, социолога появляется дополнительный арсенал методов, критерием валидности которых является лишь эффективный результат.

Итак, НЛП – это технология коммуникации и изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включившая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования. Это непросто модное течение или игрушка. Это мощное средство изменения, заслуживающее внимание, тщательного обращения и осторожности.

Любой тренер должен знать и уметь пользоваться техникой НЛП, которое помогает овладеть таким уникальным средством взаимодействия как общение.

В качестве основных методических приемов в СПТ выделяют две  большие области – групповая дискуссия и игры. К вспомогательным относят психогимнастику и проективный рисунок.

Групповая дискуссия, например, является базовой методикой в СПТ. Материал, служащий предметом дискуссионных обсуждений, может складываться за счет трех основных источников: спонтанно возникающих в групповом процессе ситуаций как результат применения в групповом контексте приемов социально-психологических исследований и как результат проведения ролевых игр.

В.П. Захаров и Н.Ю. Хрящева  делят групповую дискуссию на конструктивную и неконструктивную. Поведенческие проявления конструктивной дискуссии заключаются в следующем: равноправие участников в плане высказывания своего мнения; ощущение каждым демократической атмосферы; активность каждого участника; удовлетворенность от совместной работы. По характеру решаемых в группе задач предметом дискуссии они выделяют интеллектуальную задачу или организационно управленческую проблему; социальную, межличностную проблему, личностную [4].

Для успешного и эффективного проведения групповой дискуссии  необходимо введение специальных принципов, «норм общения». Задачи ведущего заключается в объяснении этих принципов и их неуклонном осуществлении.

Игровые методы подразделяются на операциональные и ролевые. В операциональных (деловых, управленческих) более подчеркнут аспект инструментального обучения и в то же время формализован и минимизирован, по сравнению с реальностью. Такие игры направлены на выработку умения решать экономические, организационные и др. профессиональные проблемы.

Д. Книппер на материале ролевых игр предлагает следующие принципы их проведения:

– ролевые игры должны быть основаны на конкретном описании, в том числе и неодушевленной части окружающей среды;

– разыгрываемое поведение должно быть достоверным и подлинным;

– при разыгрывании ролевых игр должно быть выборочная фокусировка, как бы увеличение параметров отдельных частей разыгрывания за счет изменения временных характеристик и драматическим «выделением во вне» внутренних процессов;

Информация о работе Развитие общительности человека средствами социально-психологического тренинга