Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психологические характеристики детей дошкольного возраста 5
1.2.Теоретические подходы к изучению проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников 20
Глава II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпритация результатов исследования. 26
2.3. Программа развития памяти у дошкольников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА 35
Приложения
Как мы видим, у детей дошкольного возраста основное занятие - мыслящее усвоение, то есть развитие памяти соотносится с соединением в актах восприятия, запоминания и воспроизведения знаний мыслительных и мнемических действий. Важнейшим же средством мнемической деятельности считают умственные операции, обеспечивающие логическую переработку запоминаемого материала. Задача воспитателя состоит в прямом, непосредственном научении приемам, содействующим осмыслению, пониманию и, следовательно, запоминанию показанных упражнений.
Это связано с тем, что воспитатель требует от детей обязательного запоминания конкретного материала, даже если этот материал им не интересен. Ребёнку дается немало ответственных заданий, которые продиктованы характером учебной деятельности: знать наизусть стихи, слова. Детей предупреждают о том, какие знания им понадобятся и что им не следует забывать. Вот почему уже при запоминании ребёнок должен пользоваться определенными приемами, которые в нужный момент обеспечили бы точное и полное припоминание нужного материала. Ребёнок прежде всего ставит перед собой цель: овладеть нужным материалом, уметь самостоятельно припомнить.
А.А. Смирновым были выделены следующие основные приемы, содействующие пониманию и осмысленному запоминанию упражнений: использование смысловых связей, сравнение, классификация, систематизация, операции самоконтроля. Среди методических приемов, содействующих пониманию материала, большое место занимают вопросы, направляющие внимание детей на главное; методические задания, на то что изображено на картинке и т.д.
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников
Изучение развития памяти у детей дошкольного возраста представляет интерес для ряда исследователей (В.С. Мухина, Т.Д. Марцинковская), так как, приступая к обучению в школе, дети должны быть способны к произвольному и осмысленному запоминанию.
Дошкольный возраст (с 3 до 7 лет) характеризуется тем, что ребенок осваивает мир постоянных вещей, овладевает употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру. В этом возрасте у ребенка активно развиваются познавательные процессы: внимание, память, воображение.
С 3-4 летнего возраста дети начинают запоминать произвольно, во-первых, в связи с активным участием в играх, требующих сознательного запоминания каких-либо предметов, действий, слов, и, во-вторых, в связи с постепенным привлечением дошкольников к посильному труду по самообслуживанию и выполнению указаний и поручений старших.
По мнению В.С. Мухиной память в дошкольном возрасте в основном носит непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Качество непроизвольного запоминания зависит от того, насколько активен ребенок по отношению к ним.
Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех-пять лет.
Наиболее благоприятные
условия для овладения
Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов. Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми приемами. При этом задача припомнить выделяется раньше, так как ребенок в первую очередь сталкивается с ситуациями, в которых от него ждут именно припоминания, воспроизведения того, что он раньше воспринимал или желал. Задача запомнить возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое.
Различные приемы запоминания и припоминания ребенок обычно не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывает ему взрослый. Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании. В конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средства, т.е. используют опосредованное запоминание.
Несмотря на существенные достижения в овладении произвольным запоминанием, господствующим видом памяти даже к концу дошкольного возраста, остается память непроизвольная. Непроизвольное запоминание, связанное с активной умственной работой детей над определенным материалом, остается до конца дошкольного возраста значительно более продуктивным, чем произвольное запоминание, не связанное с выполнением достаточно активных действий восприятия и мышления (например, запоминание рассматриваемых картинок), оказывается менее успешным, чем произвольное.
Рассматриваемые нами основные показатели развития памяти у дошкольников мы можем представить в виде следующей таблицы.
Таблица 1.1 Ведущие показатели развития памяти у дошкольников
Возраст |
Показатели |
3 года |
- Запоминание и воспроизведение
двух-трех слов или четырех
названий предметов, изображенн - Заучивание понравившихся
небольших песенок, потешек, |
4 года |
- Удержание в памяти
до пяти-шести названий - Принятие задачи на запоминание и приложение определенного усилия, чтобы запомнить (четырехлетка, получив поручение от взрослого, повторит его ни один раз и довольно точно передаст другому ребенку или взрослому). |
5 лет |
- Запоминание семи – восьми предметов (из 10 - 15), изображенных на предъявляемых картинках. |
6-7 лет |
- Выполнение прямого
задания – запомнить как можно
больше слов (после 3-4 предъявлений
ребенок называет больше Использование средств запоминания (повторения, классификация, ассоциация и пр.). - Воспроизведения рассказов и сказок, передача их последовательного сюжета. |
Анализируя различные проявления памяти в деятельности человека, мы можем выделить виды памяти, в основе которых лежат те или иные ощущения, получаемые от органов чувств. У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти, который носит название эйдетической памяти. Образы эйдетической памяти по своей яркости и отчетливости приближаются к образам восприятия: вспоминая, что-нибудь, воспринятое раньше, ребенок как бы снова видит это и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память – возрастное явление. Дети, обладающие ею в дошкольном возрасте, в период школьного обучения обычно утрачивают эту способность.
Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным. Если события этой поры детства имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохранятся в памяти на всю оставшуюся жизнь.
С точки зрения Ананьева следует указать, что важнейшей особенностью в развитии познавательной сферы дошкольного «является то, что в ходе детского развития складывается совершенно новая система функций ребенка, которая характеризуется … в первую очередь тем, что в центре сознания становится память. Памяти в дошкольном возрасте принадлежит доминирующая роль».
Глава II. Эмпипическое изучение проблемы развития памяти у дошкольников
2.1. Организация и методы исследования
Память человека многообразна. Все ее виды и особенности трудно одновременно оценить, особенно если при этом диагностируется не только память, но и другие психологические характеристики человека. В этой связи в практической психодиагностике памяти приходится ограничиваться только некоторыми ее видами. В нашем случае среди них находится опосредованное запоминание. Используемые нами методики предназначены для психодиагностики данного вида памяти человека.
В качестве предмета исследования выступает опосредованное запоминание.
Объектом нашего исследования является память детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе старшей группы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №13 г. Шебекино Белгородской области г. Шебекино». Всего в исследовании в исследовании принимали 16 детей: из них 10 девочек и 6 мальчиков. В качестве респондентов они были выбраны в связи с поставленной гипотезой.
Гипотеза исследования: в дошкольном возрасте произвольное запоминание более эффективно, если оно носит опосредованный характер.
Цель работы состоит в исследовании процесса опосредованного запоминания информации в дошкольном возрасте.
Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
Для подтверждения гипотезы были выбраны следующие методы:
Программа нашего исследования
заключалась в определении
Для реализации данной программы нами были выбраны следующие методики:
Методика была разработана А.Р. Лурия для изучения процесса произвольного запоминания. Использование этой методики в работе с детьми также дает дополнительную информацию о способности ребенка к относительно целенаправленной деятельности, не подкрепленной каким-либо значимым для него наглядным материалом или игровой ситуацией, заключающейся в однообразном повторении предъявляемых слов вслед за взрослым человеком.
Для проведения методики понадобился набор односложных слов, не связанных между собой по смыслу. Перед началом эксперимента ребенку был пояснен смысл предстоящей работы. Перед каждым воспроизведением слов ребенку давалась инструкция (приложение №1), слова, которые были запомнены ребенком после каждого предъявления фиксировались в бланк (приложение № 2). В среднем время эксперимента занимало 7-8 минут. Эксперимент проводился индивидуально с каждым ребенком из группы. В норме хорошим результатом для ребенка дошкольного возраста при первом предъявление считается воспроизведение 5-6 слов, при пятом – 8-10.
Исследование проводилось в привычной для детей обстановке, то есть в той комнате, где они постоянно находятся. Перед проведением исследования с каждым ребенком состоялось знакомство (группа посещалась несколько дней для того, чтобы дети привыкли к экспериментатору), что позволило снять эмоциональное напряжение и сконцентрировать внимание на выполнении двух предложенных детям методик.
Данная методика служит для исследования опосредованного запоминания и представляет собой 10 слов и 16 карточек. В процессе исследования с участием ребенка нами были разложены карточки, затем была дана инструкция. Задача ребенка в данной методике выбрать карточку с картинкой, которая даст возможность вспомнить эти слова. Исследование по методики проводилось индивидуально с каждым ребенком и занимало в среднем 10 – 15 минут.
С помощью перечисленных выше методов была проверена выдвигаемая нами гипотеза.
2.2. Анализ и интерпритация результатов исследования
Анализируя результаты, полученные в ходе исследования памяти дошкольника с помощью методики «10 слов», мы получили следующие результаты: