Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психологические характеристики детей дошкольного возраста 5
1.2.Теоретические подходы к изучению проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников 20
Глава II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпритация результатов исследования. 26
2.3. Программа развития памяти у дошкольников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА 35
Приложения
№ |
Испытуемый |
Кол-во слов, запомненных при первом предъявление |
Кол-во слов, запомненных при втором предъявление |
Кол-во слов, запомненных при третьем предъявление |
Кол-во слов, запомненных при четвертом предъявление |
Кол-во слов, запомненных при пятом предъявление |
1. |
Алина П. |
4 |
5 |
7 |
7 |
8 |
2. |
Маша Р. |
5 |
7 |
7 |
8 |
9 |
3. |
Соня С. |
3 |
4 |
5 |
6 |
8 |
4. |
Тая В. |
4 |
3 |
5 |
7 |
7 |
5. |
Миша Р. |
6 |
7 |
7 |
9 |
10 |
6. |
Ваня Ч. |
5 |
5 |
6 |
7 |
8 |
7. |
Дима Л. |
6 |
6 |
7 |
8 |
9 |
8. |
Артем Б. |
3 |
4 |
4 |
5 |
7 |
9. |
Яна Б. |
6 |
6 |
7 |
8 |
8 |
10. |
Лена М. |
5 |
6 |
6 |
7 |
8 |
11. |
Ксения Л |
4 |
5 |
6 |
7 |
7 |
12. |
Вика В. |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
13. |
Света Т. |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
14. |
Настя Д. |
4 |
5 |
7 |
7 |
8 |
15. |
Катя О. |
5 |
5 |
4 |
7 |
9 |
16. |
Руслан Е. |
4 |
5 |
7 |
7 |
8 |
Из данной таблицы мы видим, что у 50 % испытуемых (кроме №№ 1,3,4,8,11,12,14,16) показатели воспроизведенных слов при первом предъявлении соответствует норме. Такой показатель может свидетельствовать о постепенном овладении в дошкольном возрасте произвольными формами запоминания и воспроизведения. В остальных случаях этот показатель ниже. Испытуемых, результаты которых превышают норму, не оказалось. С увеличением числа предъявлений (от первого до пятого) количество правильно воспроизведенных ребенком слов увеличивается у всех обследуемых, кроме испытуемых № 4,15. У испытуемого № 4 при повторном предъявлении количество воспроизведенных слов снижается на 10 %, в случае испытуемого № 15, при третьем предъявлении уровень воспроизведенных слов также снижается на 10 %. Данные феномены можно объяснить появлением состояния утомления у дошкольника, либо ошибочным пониманием инструкции.
К пятому предъявлению число запомненных слов увеличивается и находится в рамках нормы у 75 % испытуемых. Полное воспроизведение всех предъявленных слов наблюдается только у обследуемого № 5.
Анализ представленных в таблице 2.1. результатов показывает, что с увеличением количества предъявлений увеличивается число верно воспроизведенных ребенком слов. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что в памяти ребенка в связи с многократными повторениями закрепилась предъявляемая информация, и произошел процесс заучивания.
Кроме того, испытуемым спустя некоторое время (1 неделя) нами предъявлялась методика на диагностику опосредованного запоминания. Обследуемые показали следующие результаты, представленные таблице:
№ |
Испытуемый |
Кол-во запомненных слов |
1. |
Алина П. |
6 |
2. |
Маша Р. |
7 |
3. |
Соня С. |
6 |
4. |
Тая В. |
6 |
5. |
Миша Р. |
8 |
6. |
Ваня Ч. |
6 |
7. |
Дима Л. |
6 |
8. |
Артем Б. |
7 |
9. |
Яна Б. |
8 |
10. |
Лена М. |
8 |
11. |
Ксения Л |
6 |
12. |
Вика В. |
8 |
13. |
Света Т. |
7 |
14. |
Настя Д. |
7 |
15. |
Катя О. |
7 |
16. |
Руслан Е. |
6 |
Из таблицы видно, что
благодаря стимульному
Сравнительный анализ результатов исследования произвольного и опосредованного запоминания позволяет сделать вывод о том, что в методике «10 слов» показатель воспроизведения стимульного материала в последнем пятом предъявлении выше в среднем на 20 % у большинства испытуемых по сравнению с количеством запомненных слов при опосредованном запоминании. (Таблица 2.3.)
Таблица 2.3 Сравнительный анализ результатов запоминания слов по методики «10 слов» и субтесту из методики А.Н. Леонтьева на диагностику опосредованного запоминания в %
№ |
Испытуемый |
Кол-во слов, запомненных при первом предъявление по методике «10 слов» |
Кол-во слов, запомненных при пятом предъявление по методике «10 слов» |
Кол-во слов, запомненных при опосредованном запоминании (субтест методики А.Н. Леонтьева) |
1. |
Алина П. |
40 % |
80 % |
60 % |
2. |
Маша Р. |
50 % |
90% |
70 % |
3. |
Соня С. |
30 % |
80 % |
60 % |
4. |
Тая В. |
40 % |
70 % |
60 % |
5. |
Миша Р. |
60 % |
100 % |
80 % |
6. |
Ваня Ч. |
50 % |
80 % |
60 % |
7. |
Дима Л. |
60 % |
90 % |
60 % |
8. |
Артем Б. |
30 % |
70 % |
70 % |
9. |
Яна Б. |
60 % |
80 % |
80 % |
10. |
Лена М. |
50 % |
80 % |
80 % |
11. |
Ксения Л |
40 % |
70 % |
60 % |
12. |
Вика В. |
30 % |
60 % |
80 % |
13. |
Света Т. |
50 % |
90 % |
70 % |
14. |
Настя Д. |
40 % |
80 % |
70 % |
15. |
Катя О. |
50 % |
90 % |
70 % |
16. |
Руслан Е. |
40 % |
80 % |
60 % |
На наш взгляд, такие результаты можно объяснить наличием процесса заучивания информации в связи с ее многократным предъявлением испытуемым в методике «10 слов», что и повлияло на более высокие показатели воспроизведенного стимульного материала.
В свою очередь, более детальный сравнительный анализ результатов исследования произвольного и опосредованного запоминания позволяет сделать вывод о том, что в методике «10 слов» при первом предъявлении показатель воспроизведения стимульного материала ниже в среднем на 20-30 % по сравнению с количеством запомненных слов при опосредованном запоминании.
С нашей точки зрения, это и свидетельствует о том, что опосредованное запоминание является более эффективным в сравнении с запоминанием однократно предъявляемого незнакомого материала.
2.3. Программа развития памяти у дошкольников
Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти.
Задачи:
1. Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, долговременной, кратковременной.
2. Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.
3. Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия около 20 минут.
Содержание занятий построено на основе упражнений 4 игр, предложенных Черемошкиной Л.В. [28], Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. [26] и упражнений, разработанных автором.
1. Развитие зрительной памяти.
Ребенку дают 10 картинок с изображениями разных животных и предлагают внимательно рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом картинки следует убрать. Ребенку предлагается закрыть глаза и представить, что мы гуляем по зоопарку.
Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».
Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…
Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.
Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.
Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.
Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.
Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.
Развитие произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.
1. «Вот так позы».
2. «Загадки».
Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.
Затем ведущий предлагает детям поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает образец: «Зеленый, а не…?» – «лягушонок, травка, кузнечик», - подсказывают дети. «С хвостом, а не…?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а…?» – «Маринуют, солят».
3. «Художник».
Ребенок играет художника.
Он внимательно рассматривает
И как другой вариант
игры – можно рассматривать картинку
4. «Кому что нужно» (картинки).
Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует в игре. В группах должно быть одинаковое количество карточек. Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные картинки находятся у ведущего. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, цветов, животных и пр.). Ребенок должен собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?» Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» – получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий спрашивает его, забирая одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.
Заключение
Анализ памяти, как психической функции показал, память – это основа психической жизни человека. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.
Многообразные процессы памяти могут приобретать различные формы: уже процесс первичного закрепления материала может происходить в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявится в узнавании, в свободном воспроизведении.
Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают и воспроизводят прошлое, прежде пережитое человеком.