Развитие памяти в дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, расширяют знания о памяти человека, взаимно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в это, одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5
1.1. Психологические характеристики детей дошкольного возраста 5
1.2.Теоретические подходы к изучению проблемы развития памяти у детей дошкольного возраста в отечественной и зарубежной психологии 10
1.3. Особенности развития памяти у дошкольников 20
Глава II. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ и интерпритация результатов исследования. 26
2.3. Программа развития памяти у дошкольников 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….……………………………………………………33
ЛИТЕРАТУРА 35
Приложения

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.1 Результаты испытуемых по методики «10 слов»

Испытуемый

Кол-во слов, запомненных  при первом предъявление

Кол-во слов, запомненных при втором предъявление

Кол-во слов, запомненных  при третьем предъявление

Кол-во слов, запомненных  при четвертом предъявление

Кол-во слов, запомненных  при пятом предъявление

1.

Алина П.

4

5

7

7

8

2.

Маша Р.

5

7

7

8

9

3.

Соня С.

3

4

5

6

8

4.

Тая В.

4

3

5

7

7

5.

Миша Р.

6

7

7

9

10

6.

Ваня Ч.

5

5

6

7

8

7.

Дима Л.

6

6

7

8

9

8.

Артем Б.

3

4

4

5

7

9.

Яна Б.

6

6

7

8

8

10.

Лена М.

5

6

6

7

8

11.

Ксения Л

4

5

6

7

7

12.

Вика В.

3

3

4

5

6

13.

Света Т.

5

6

7

8

9

14.

Настя Д.

4

5

7

7

8

15.

Катя О.

5

5

4

7

9

16.

Руслан Е.

4

5

7

7

8


 

Из данной таблицы  мы видим, что у 50 % испытуемых (кроме  №№ 1,3,4,8,11,12,14,16) показатели воспроизведенных слов при первом предъявлении соответствует  норме. Такой показатель может свидетельствовать о постепенном овладении в дошкольном возрасте произвольными формами запоминания и воспроизведения. В остальных случаях этот показатель ниже. Испытуемых, результаты которых превышают норму, не оказалось. С увеличением числа предъявлений (от первого до пятого) количество правильно воспроизведенных ребенком слов увеличивается у всех обследуемых, кроме испытуемых № 4,15. У испытуемого № 4 при повторном предъявлении количество воспроизведенных слов снижается на 10 %, в случае испытуемого № 15, при третьем предъявлении уровень воспроизведенных слов также снижается на 10 %. Данные феномены можно объяснить появлением состояния утомления у дошкольника, либо ошибочным пониманием инструкции.

К пятому предъявлению число  запомненных слов увеличивается  и находится в рамках нормы  у 75 % испытуемых. Полное воспроизведение всех предъявленных слов наблюдается только у обследуемого № 5.

Анализ представленных в таблице 2.1. результатов показывает, что с увеличением количества предъявлений увеличивается число верно воспроизведенных ребенком слов. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что в памяти ребенка в связи с многократными повторениями закрепилась предъявляемая информация, и произошел процесс заучивания.

Кроме того, испытуемым спустя некоторое время (1 неделя) нами предъявлялась методика на диагностику опосредованного запоминания. Обследуемые показали следующие результаты, представленные таблице:

Таблица 2.2 Результаты испытуемых по субтесту из методики А.Н. Леонтьева на диагностику опосредованного запоминания

Испытуемый

Кол-во запомненных слов

1.

Алина П.

6

2.

Маша Р.

7

3.

Соня С.

6

4.

Тая В.

6

5.

Миша Р.

8

6.

Ваня Ч.

6

7.

Дима Л.

6

8.

Артем Б.

7

9.

Яна Б.

8

10.

Лена М.

8

11.

Ксения Л

6

12.

Вика В.

8

13.

Света Т.

7

14.

Настя Д.

7

15.

Катя О.

7

16.

Руслан Е.

6


 

Из таблицы видно, что  благодаря стимульному материалу  испытуемые воспроизвели более 60 % предъявленных  в исследовании слов. При этом полного  воспроизведения всех предъявленных  слов у испытуемых не наблюдается.

Сравнительный анализ результатов  исследования произвольного и опосредованного запоминания позволяет сделать вывод о том, что в методике «10 слов» показатель воспроизведения стимульного материала в последнем пятом предъявлении выше в среднем на 20 % у большинства испытуемых по сравнению с количеством запомненных слов при опосредованном запоминании. (Таблица 2.3.)

Таблица 2.3 Сравнительный анализ результатов запоминания слов по методики «10 слов» и субтесту из методики А.Н. Леонтьева на диагностику опосредованного запоминания в %

Испытуемый

Кол-во слов, запомненных при первом предъявление по методике «10 слов»

Кол-во слов, запомненных  при пятом предъявление по методике «10 слов»

Кол-во слов, запомненных  при опосредованном запоминании (субтест  методики А.Н. Леонтьева)

1.

Алина П.

40 %

80 %

60 %

2.

Маша Р.

50 %

90%

70 %

3.

Соня С.

30 %

80 %

60 %

4.

Тая В.

40 %

70 %

60 %

5.

Миша Р.

60 %

100 %

80 %

6.

Ваня Ч.

50 %

80 %

60 %

7.

Дима Л.

60 %

90 %

60 %

8.

Артем Б.

30 %

70 %

70 %

9.

Яна Б.

60 %

80 %

80 %

10.

Лена М.

50 %

80 %

80 %

11.

Ксения Л

40 %

70 %

60 %

12.

Вика В.

30 %

60 %

80 %

13.

Света Т.

50 %

90 %

70 %

14.

Настя Д.

40 %

80 %

70 %

15.

Катя О.

50 %

90 %

70 %

16.

Руслан Е.

40 %

80 %

60 %


 

На наш взгляд, такие  результаты можно объяснить наличием процесса заучивания информации в связи  с ее многократным предъявлением испытуемым в методике «10 слов», что и повлияло на более высокие показатели воспроизведенного стимульного материала.

В свою очередь, более  детальный сравнительный анализ результатов исследования произвольного  и опосредованного запоминания позволяет сделать вывод о том, что в методике «10 слов» при первом предъявлении показатель воспроизведения стимульного материала ниже в среднем на 20-30 % по сравнению с количеством запомненных слов при опосредованном запоминании.

С нашей точки зрения, это и свидетельствует о том, что опосредованное запоминание является более эффективным в сравнении с запоминанием однократно предъявляемого незнакомого материала.

 

 

2.3. Программа  развития памяти у дошкольников

 

 

Цель: с помощью специальных игр и упражнений добиться значительного  улучшения показателей памяти.

Задачи:

1.        Развитие различных видов памяти: произвольной и непроизвольной; зрительной, слуховой, долговременной, кратковременной.

2.        Развитие и других познавательных процессов, без которых невозможно развитие памяти: восприятия, внимания, воображения, наглядно-образного мышления, логического мышления, а также классификации и группировки.

3.        Учитывание индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Занятия проводились 2 раза в неделю. Продолжительность каждого занятия около 20 минут.

Содержание занятий  построено на основе упражнений 4 игр, предложенных Черемошкиной Л.В. [28], Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. [26] и упражнений, разработанных автором.

1. Развитие зрительной памяти.

Ребенку дают 10 картинок с изображениями  разных животных и предлагают внимательно  рассмотреть их. Время 3-5 минут. Потом  картинки следует убрать. Ребенку  предлагается закрыть глаза и  представить, что мы гуляем по зоопарку.

Инструкция: «Я буду называть тебе зверей, ты должен вспомнить тех, кого я не назвала».

Итак, лиса, волк, ежик, жираф, слон…

Задание 1. Перечисли животных, которые были на картинках.

Задание 2. Ребенку опять дают 10 картинок, что и в начале и просят назвать и показать тех животных, которые были в начале.

Задание 3. Найди на картинках животных, которых назвал ты.

Задание 4. Картинки убираются. Ребенка просят вспомнить животных в том порядке, в каком они назывались.

Задание 5. Перечисли всех животных, которых ты знаешь.

 

Развитие произвольной памяти и умения классифицировать предмет, а также логического и творческого мышления.

1. «Вот так позы».

2. «Загадки».

Ведущий загадывает загадки (например: «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и др.). Ведущий  добивается, чтобы дети не просто говорили отгадку, но и объясняли ход своих рассуждений.

Затем ведущий предлагает детям поучиться самостоятельно придумывать загадки про овощи. Дает образец: «Зеленый, а не…?» –  «лягушонок, травка, кузнечик», - подсказывают дети. «С хвостом, а не…?» – «Репа, воробей, мышонок». «Его не жарят, а…?» – «Маринуют, солят».

3. «Художник».

Ребенок играет художника. Он внимательно рассматривает того, кого будет рисовать, потом отворачивается и дает его словесный портрет.

И как другой вариант  игры – можно рассматривать картинку, а потом описать, что на ней нарисовано.

4. «Кому что нужно» (картинки).

Подбираются карточки стольких групп, сколько детей участвует  в игре. В группах должно быть одинаковое количество карточек. Каждый ребенок получает одну карточку из какой-либо группы. Остальные картинки находятся у ведущего. Он поясняет, что у него карточки различных групп (овощей, цветов, животных и пр.). Ребенок должен собрать именно ту группу картинок, к которой относится изображенный на его карточке предмет. Ведущий, беря карточку из стопки, называет ее и спрашивает: «Кому нужен лук?» Ребенок, имеющий что-либо из овощей, отвечает: «Мне, у меня овощи» – получает эту карточку. Если ребенок ответил неправильно, ведущий спрашивает его, забирая одну из его картинок (эта карточка уже не участвует в игре). Также ведущий забирает себе карточку и в том случае, если никто из детей ее не потребовал. Проигрывает тот, у кого в конце игры окажется меньше всего карточек.

 

Заключение

 

Анализ памяти, как  психической функции показал, память – это основа психической жизни человека. Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти.

Многообразные процессы памяти могут приобретать различные  формы: уже процесс первичного закрепления  материала может происходить  в форме непроизвольного запечатления, сознательного, преднамеренного запоминания, систематически организованного заучивания. Результаты этого запечатления, запоминания, заучивания могут проявится в узнавании, в свободном воспроизведении.

Общим для всех этих многообразных психических процессов, которые обычно объединяются термином память, является то, что они отражают и воспроизводят прошлое, прежде пережитое человеком.

Информация о работе Развитие памяти в дошкольном возрасте