Развитие памяти в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:37, контрольная работа

Описание работы

Невысокая успеваемость школьников всегда огорчительна и для родителей и для учителей. Не менее досадны затруднения в усвоении большого объема информации. Все чаще со всех сторон слышатся жалобы на плохую память. Поэтому на сегодняшний день, соблюдение законов памяти человека, является эффективной основой осмысленного запоминания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного мира и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой высшей психической функции не мыслим.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………... 3
ГЛАВА I. Теоретические основы развития памяти в образовательном процессе:
§1. Понятие памяти и её характеристики в трудах отечественных и
зарубежных авторов ………………..…………………………………… 5
§2. Особенности развития памяти в младшем школьном возрасте…......... 12
§3. Развитие памяти младших школьников на уроках чтения ………… 18
Заключение………………………………………………………………………. . 31
Список литературы……...………………………………………………………. 32

Файлы: 1 файл

контрольная по психологии 2013.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Способ «Суммирование»:

  1. Игнорируйте маловажную информацию (детям необходимо объяснять, какая информация является маловажной).
  2. Пересказывайте текст своими словами.
  3. Выбирайте предложение, в котором содержится основная мысль (или составьте его самостоятельно).
  4. Объединяйте отдельные части текста в единое целое.

 

 Осмысленное чтение:

  1. В общих чертах перескажите содержание.
  2. Возвращайтесь к неясным местам после прочтения текста и перечитывайте их.
  3. Извлекайте из памяти информацию, дополняющую текст (личные ассоциации с другим материалом).
  4. Достигайте полного понимания (задавайте вопросы, справляйтесь в словарях, обсуждайте с другими людьми основные мысли произведения с целью прояснить все темные места).

Активное восприятие:

  1. Читайте текст активно (не бездумно).
  2. Пробуйте задавать себе вопросы до, во время и после чтения.
  3. Постоянно рисуйте в уме картины, отражающие содержание текста. Задавайте себе вопросы для вовлечения в процесс восприятия эмоций и интеллекта.
  4. Подумайте над наиболее интересными местами и сделайте внутренние комментарии к ним, которые потом пригодятся при вспоминании.

Формула ОВОД:

  1. Основные мысли.

Прочитайте текст с  целью восприятия основных мыслей в  их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркните  основные мысли или выпишите их.

  1. Внимательное чтение.

Прочитайте текст очень  внимательно, но на этот раз в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с вторичными. Повторите по памяти текст как  можно подробнее.

  1. Обзор.

Бегло просмотрите текст  еще раз, но в обратном порядке. Задайте вопросы по существующим пунктам.

  1. Наводка.

Вспомните самое существенное, повторив по памяти текст для самого себя или лучше для кого-нибудь другого. Постарайтесь свести до минимума число повторных чтений, а еще  лучше – постарайтесь вспомнить  текст (13).

На уроках литературного  чтения очень часто ученикам предлагается выучить какое-либо стихотворение. Традиционный способ заучивания стихотворений – заучивание каждого четверостишия по отдельности, а потом соединение их в единое целое. Но, в таком случае, ученик, рассказывая стихотворение, «запинается» между четверостишиями и не может рассказать его в целом, без запинок. Запомнить стихи будет гораздо легче, если вместо текста запоминать мысленные образы, так как стихи построены из образов и метафор, способствующих активации воображения. А.И. Розов предлагает следующие способы запоминания стихотворений:

 Способ «Фотоаппарат»:

  1. Прочитайте стихотворение.
  2. Переводите текст в образную форму:
    • Прочитайте вслух первую строку стихотворения, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.
    • Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой фразы в уме. Если возможно, вовлекайте наряду со зрением и другие чувства.
    • Перейдите к следующей строфе и сделайте то же самое. Поступайте так со всеми строфами.
    • Ясно представьте себе картину образов, содержащихся в стихотворении. Проверьте, так ли это, читая стихотворение вслух, без остановки.
    • Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести образы, которые вам запомнились, опишите их словами, приходящими на ум.
    • Проверьте себя, перечитывая стихотворение вслух. Если надо, подправьте образы, перечитывая стихотворение очень внимательно. Исправьте также последовательность, в которой у вас эти образы возникают.
    • Вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.
  3. Расскажите другу или родственнику о стихотворении; сначала опишите и охарактеризуйте стихи, а потом поделитесь впечатлениями от самого т<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442__Char" style=" font-size: 14pt; text-decoration:

Информация о работе Развитие памяти в образовательном процессе