Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 22:06, курсовая работа
Ребенок начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшие факторы психического развития: восприятие себя и других людей, понятие добра и зла, лжи и искренности – все это формируется в результате общения с родителями, а в дальнейшем и с другими авторитетными взрослыми.
Выдающийся ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд считал, что первопричина наших проблем кроется в детстве. Он имел в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание психологов уделено именно детским кризисам.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Кризис первого года жизни………………………………………………………….. 4
Кризис новорожденности……………………………………………………………4
Психическое развитие ребенка в период новорожденности………………………5
Новообразования периода новорожденности………………………………………5
Кризис первого года жизни………………………………………………………….7
Ведущий вид деятельности…………………………………………………………11
Новообразования младенческого возраста………………………………………...11
Глава 2. Факторы развития личности в раннем детстве……………………………………. 13
2.1. Кризис одного года…………………………………………………………………13
2.2. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет……………………. .15
2.3. Симптомы характерные для кризиса трех лет……………………………………17
2.4. Развитие самосознания в раннем детстве………………………………………….18
Глава 3. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка…………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………………………….25
Итак, годовалый ребенок, вступая в новый период - раннее детство, уже многое может: он ходить или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативная и многозначная, непонятная большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребёнка основывается в первую очередь на потребности в общении со взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.
2.2. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет
Социальная ситуация развития в раннем детстве представляет собой ситуацию совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества и раскрывается в отношениях: ребенок - предмет - взрослый (Д.Б. Эльконин, Л.Ф. Обухова). Теперь малыш не просто живет со взрослым, а с его помощью, когда взрослый выполняет действия не вместо него, а совместно с ним. Содержание совместной деятельности составляет освоение малышом социально выработанных способов употребления предметов. В конце младенчества ребенок выделил предметы как нечто постоянное, имеющее устойчивые свойства. Теперь он стремится научиться действовать с ними.
В возрасте от одного года до трех лет малыш как бы всецело поглощен предметом и не может от него «оторваться». Погруженный в предметное действие, он не видит тот факт, что за предметом всегда стоит взрослый. Взрослый создает предметы с определенным назначением и владеет способом их употребления. Малыш не может самостоятельно «открыть» функции предметов, потому что их физические свойства прямо не указывают на то, как их надо употреблять. Таким образом, социальная ситуация развития содержит в себе противоречие. Способы употребления предметов принадлежат взрослому, только он может показать их малышу. Ребенок же выполняет индивидуальное действие. Но выполняться оно должно в соответствии с образцом, который дает взрослый, иначе невозможно достичь правильного результата. Поэтому ведущей деятельностью становится предметная, а ситуативно-деловое общение выступает средством ее осуществления. Предметная деятельность направлена на то, чтобы ребенок овладел назначением предметов, научился действовать с ними так, как принято в обществе, т.е. в соответствии с собственной логикой предмета, скрытой в нем функции.
В предметном действии Д.Б. Эльконин выделил две составные части, существующие в единстве: смысл действия, представление о его назначении, общественной функции и операционально-технические приемы его выполнения. Главным условием овладения предметными действиями выступает совместная деятельность ребенка со взрослым. В этой деятельности взрослый выполняет следующие функции: раскрывает ребенку смысл предметных действий; организует освоение приемов их выполнения; контролирует ход выполнения, поощряя или порицая ребенка. Для ребенка смысл производимого им действия заключается в его совместном выполнении со взрослым или ради выполнения поручения взрослого. То есть в смысловом центре ситуации усвоения предметного действия стоят взрослый и сотрудничество с ним. Для реализации этого общего смысла чрезвычайно важно, чтобы ребенок производил действие так, как взрослый. Из двух частей действия первой осваивается смысловая сторона - функция, назначение предмета - орудия. Овладение операционально-технической стороной происходит в процессе создания ребенком собственного образа действия с орудием. Такое создание не сводится просто к приспособлению отдельных движений к орудию, а предполагает включение орудия в заданную схему действия (образец) и обогащение его ориентацией на отдельные свойства предмета - орудия. Образ орудийного действия строится не одномоментно, а в результате разнообразных проб самого ребенка в ходе совместной со взрослым работы. Совершенствование действий, понятным ребенку. На всех этапах формирования предметного действия ребенок обращается к взрослому за помощью, одобрением, подтверждением правильности производимого действия.
По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Развитие действия от совместного к самостоятельному проходит следующие этапы: от совместного со взрослым к совместно-разделенному, которое начинают выполнять вместе, а заканчивает ребенок; затем действие выполняется ребенком на основе показа взрослого и, наконец, самостоятельно по речевому указанию взрослого. Такой путь становления действия есть одновременно и процесс его структурного оформления в единстве ориентировочной, исполнительной и контрольно-оценочной составляющих. В совместном действии все его части слиты, действие задается и контролируется взрослым. В совместно - разделенном действии ребенок выделяет его цель, понимает, чего может достичь в результате. Контроль принадлежит взрослому и частично ребенку. Посредством показа действия взрослый отрывает ориентировочную часть от исполнительной, побуждая ребенка сделать то же самое. На этом этапе овладения действием ребенок представляет цель, соотносит процесс выполнения с данным образцом. Приобретенный ранее в совместных действия опыт, данный взрослым образец служат основой для первоначального контроля. При самостоятельном действии ребенок сам принимает и ставит цель, ориентируется в условиях, исполняет, осуществляет элементарный контроль, т.е. соотнесение получаемого результата с целью и условиями выполнения действия. Развитие ориентировочной части действия предъявляет особые требования к восприятию. Ребенок должен не только узнавать предмет, но и учесть его внешние свойства при выполнении с ним действия.
В освоении предметных действий во втором полугодии второго года жизни включается речь. Теперь ребенок не только понимает инструкцию взрослого, но и сам использует речевые средства. Речь помогает классифицировать и обобщать предметы и действия не только на основе их наглядных свойств, но и по принадлежности действий, прежде всего к бытовым процессам. Благодаря речи ребенок переходит на чисто человеческий способ освоения предметных действий - способ основанный на объяснении, а не просто на показе действий. С помощью речи взрослый не только привлекает внимание ребенка к тому или иному предмету, но и определяет содержание этих действий. В своей речи взрослый ставит перед ребенком задачу и указывает способ ее достижения.
На третьем году жизни взрослый помогает ребенку осознать, что в действии есть не только процесс, но и результат, а использование предмета в прямом назначении завершается тогда, когда этот результат достигнут. Усвоение назначения способов действия с предметами ведет к усвоению элементарных норм поведения в мире постоянных вещей, к представлению о том, что с предметами нужно поступать соответствующим образом для достижения определенного результата.
В первой половине третьего года жизни малыш научается самостоятельно ставить цель своих действий. Об этом событии говорит возникновение инициативных действий, которые имеют ярко выраженную социальную направленность. В конце третьего года жизни начинает складываться самоконтроль за ходом выполнения действия, понимание того, соответствует ли деятельность и достигнутый результат общепринятой норме, носителем которой является взрослый. Именно он задает критерии правильного и неправильного выполнения действия. Оценивая результат действия, ребенок оценивает и самого себя, воспринимает неуспех как личное поражение, а успех - как предмет гордости за себя. Вторая линия развития предметного действия приводит к овладению специфическим способом употребления предмета, а затем к переносу действия с одного предмета на другой и из одной ситуации на другую, а в итоге к обобщению действия и возникновению игровой ситуации.
Накопленный опыт предметных действий, освоение речи, успехи в других видах деятельности и сферах жизни способствуют тому, что у ребенка нарастает стремление к самостоятельности, тенденция действовать без помощи взрослых, независимо от них. Это стремление оформляется в речевой формуле: «Я сам». Возникновение личного действия и сознания «Я сам» связано с появлением собственных желаний ребенка, не совпадающих с желаниями взрослых, и поэтому он все чаще и настойчивее говорит: «Я хочу». Раньше желания ребенка были связаны с наглядно воспринимаемой ситуацией. Теперь они могут направляться на предметы из сферы представлений, а действия могут строиться на основе представлений о предмете и возможном обладании им в будущем, пусть очень недалеком.
Если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует деловое сотрудничество, если он демонстрирует свое превосходство, то возникает негативное поведение, характерное для кризиса трех лет.
2.3. Симптомы характерные для кризиса трех лет
К основным симптомам относятся следующие:
Негативизм - такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет чего-либо сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. реакция не на содержание действия, а на само предложение взрослых. Негативизм в собственном смысле слова состоит в стремлении противоречить, сделать наоборот по сравнению с предложенным, даже вопреки собственным ощущениям и желаниям. В негативизме на первый план выступает социальное отношение, отношение ребенка к другому человеку.
Упрямство - это реакция ребенка, когда он настаивает на своем требовании не потому, что ему этого сильно хочется, а потому что он это потребовал. Мотивом упрямства выступает то, что ребенок связан своим первоначальным решением, от которого не хочет отказаться.
Строптивость - реакция ребенка, направленная против установленных для него норм воспитания, против образа жизни, а не против конкретного взрослого. В отличие от негативизма строптивость направлена вовне, против всего того, с чем ребенок имел дело раньше.
Своеволие или своенравие, заключается в тенденции ребенка к самостоятельности, когда он хочет сделать все сам.
Остальные симптомы встречаются реже и имеют второстепенное значение:
Протест-бунт, когда все в поведении ребенка начинает носить протестующих характер, а конфликты со взрослым становятся постоянными.
Симптом обесценивания взрослого, его дискредитация, когда ребенок начинает его ругать, обзывать.
Стремление к деспотизму - желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим, которые должны беспрекословно выполнять все просьбы ребенка.
Ревность по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети, требование постоянного внимания только к себе.
Реакция невротического, или психопатического, характера (страхи, ночной энурез, резкие затруднения в речи и т.д.).
Симптомы кризиса трех лет говорят об изменении отношений ребенка к окружающим его людям и к собственной личности, поэтому Л.С. Выготский назвал этот кризис «кризисом социальных отношений ребенка». Раньше взрослые и собственное «Я» ребенка были от него закрыты предметами и действиями с ними. Все желания и аффекты малыша находились в предметной сфере, которой он был полностью поглощен отделение себя от своего действия и от взрослого приводит ребенка к сравнению себя со взрослым как образцом и желанием быть таким же, как взрослый. Теперь предметный мир выступает для ребенка как область не только познания, но и реализации своих возможностей и самоутверждения. Поэтому от взрослого малыш ждет признания и конкретной оценки всех достижений, чтобы испытать чувство гордости и собственного достоинства. Так ребенок начинает смотреть на самого себя сквозь призму оценки взрослого, глазами другого человека, т.е. присваивает его отношение к себе. Границы мира ребенка раздвигаются, включая кроме предметов отношения взрослых людей.
Возникновение предметного отношения к действительности когда ребенок освоил не только назначение предметов, их функции, но и способ употребления, возникновение личного действия и сознания «Я сам», отделение себя от взрослого и ориентация на его оценку собственных достижений приводят к распаду старой социальной ситуации развития, к появлению предпосылок к созданию новой.
2.4. Развитие самосознания в раннем детстве
Для поведения ребенка в раннем детстве характерна ситуативность, т.е. оно неразрывно связано с самой воспринимаемой ситуацией и целиком определяется ею. К.Левин назвал такое поведение «полевым», когда дверь, коробочка притягивают ребенка, чтобы он закрыл и открыл их; лестница - чтобы он поднялся по ней; колокольчик - чтобы позвонил в него; шарик - чтобы он покатил его т.д. От каждого предмета исходит определенный побудительный эффект, притягивающий и отталкивающий ребенка. У ребенка нет равнодушного или отстраненного отношения к предметам. Вещи, заряженные аффективной силой, заставляют его действовать соответствующе.
В исследовании Л.С. Савиной было показано, что слова ребенка двух лет не могут разойтись с действительностью. Он повторяет за взрослым фразы: "курица идет", "собака бежит", но затрудняется сказать: "Таня идет", когда Таня сидит перед ним на стуле. Ребенок не способен к выдумке, лжи, обману, и лишь к концу раннего детства появляется элементарная способность говорить не то, что есть на самом деле.
По мнению Л.С. Выготсткого, ситуативность поведения ребенка обусловлена своеобразностью его сознания, для которого характерно, во-первых, единство между сенсорными и моторными функциями. Все, что ребенок видит, он хочет потрогать руками. Восприятие любого предмета аффективно окрашено и поэтому влечет за собой действие с ним. Во-вторых, восприятие и чувствование существуют в неразрывном единстве. Ребенок смотрит на вещи, не отвлекаясь от непосредственных эмоций, которые они вызывают.
Для ребенка в раннем возрасте характерно особое отношение к действительности. Познавательные процессы еще не дифференцированы и действуют целостно, подчиняясь восприятию как доминирующей функции. Для малыша осознавать еще не означает воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Память преддошкольника проявляется только в активном восприятии - узнавании знакомых предметов и явлений. Мышление в этом возрасте проявляется исключительно как наглядно-действенное - умение устанавливать связи между предметами в наглядной ситуации. Мыслить для ребенка не означает думать, воспринимать, а означает совершать соответствующие внешней воспринимаемой ситуации действия с конкретными предметами. Воображения еще нет. Господствует наглядное аффективно окрашенное восприятие, непосредственно переходящее в действие.
Преодоление ситуативности обусловлено развитием предметной деятельности, речи. Речь способствует началу осмысления, осознания окружающей действительности, она анализирует и категоризирует воспринимаемое, т.е. вычленяет предметы, действия, качества и т.п.
Развитие самосознания в раннем детстве связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний, что приводит к изменению отношения ребенка к людям, предметам, самому себе. Изменение отношения определяется тем, что овладение общественно выработанными способами употребления предметов формирует у ребенка предметное отношение к действительности.
Отношение малыша к самому себе зависит от того, насколько успешно протекает его деятельность. Поэтому дети в раннем возрасте так бурно переживают свои неудачи. Под влиянием оценки взрослого ребенок начинает осознавать критерии успешности или неуспешности своей деятельности. Дифференцируется общее положительное отношение к малышу и отношение, опосредованное результатом деятельности. Ребенок же оценивает себя положительно и недифферинцированно: «Я хороший».
Информация о работе Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка