Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 22:06, курсовая работа
Ребенок начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни. Важнейшие факторы психического развития: восприятие себя и других людей, понятие добра и зла, лжи и искренности – все это формируется в результате общения с родителями, а в дальнейшем и с другими авторитетными взрослыми.
Выдающийся ученый, основоположник психоаналитического анализа З.Фрейд считал, что первопричина наших проблем кроется в детстве. Он имел в виду основные причины возникновения психических заболеваний, неврозов, отклонений у взрослого человека. Поэтому наибольшее внимание психологов уделено именно детским кризисам.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Кризис первого года жизни………………………………………………………….. 4
Кризис новорожденности……………………………………………………………4
Психическое развитие ребенка в период новорожденности………………………5
Новообразования периода новорожденности………………………………………5
Кризис первого года жизни………………………………………………………….7
Ведущий вид деятельности…………………………………………………………11
Новообразования младенческого возраста………………………………………...11
Глава 2. Факторы развития личности в раннем детстве……………………………………. 13
2.1. Кризис одного года…………………………………………………………………13
2.2. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет……………………. .15
2.3. Симптомы характерные для кризиса трех лет……………………………………17
2.4. Развитие самосознания в раннем детстве………………………………………….18
Глава 3. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка…………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………24
Список используемой литературы…………………………………………………………….25
Отделение себя от своих действий связано с усложнением видов деятельности, которые выполняет ребенок. Он впервые «открывает» материальную проекцию своего «Я» в достигнутом результате. Он понимает, что действие совершил именно он и это приводит к изменениям в предметах. Каждый результат деятельности становится для ребенком утверждением своего «Я», для него очень важно, чтобы его достижения кто-либо увидел и оценил. Сложившееся у детей на протяжении раннего детства предметное отношение к действительности, к взрослому как к образцу и к себе, опосредованное достижением, интегрируется в новообразовании, названном М.И. Лисиной гордостью за достижения. О его появлении свидетельствует своеобразный комплекс детского поведения. Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности, когда дети настойчиво и долго манипулируют предметом для отыскания нужного варианта действия, а в случае неудачи обращаются за помощью к взрослому, не отказываясь от своей конечной цели. Во-вторых, стремление продемонстрировать достигнутый успех взрослому, добиться его внимания, положительной оценки, без которых этот успех теряет свою ценность, а радость по его поводу омрачается. В-третьих переживание обостренного чувства собственного достоинства, выражающегося в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижения ребенка взрослым.
Устанавливающаяся связь между «Я» и «свои достижения» способствует дальнейшему развитию детского самосознания. Слияние сферы достижений со сферой отношения к себе и с «Я» ребенка подготавливает становление детского самолюбия. Представленность «Я» малыша в форме достижения создает объективнее возможности для независимости оценки себя от мнения о себе окружающих, для выработки внутренних критериев самооценки, развития ее адекватности. Освобождение отношения к себе от мнения взрослых составляет основу для развития чувства самостоятельности деятельности и взаимоотношений с людьми. «Я» ребенка, опредмеченное в продукте деятельности, теперь может выступить объектом осознания и анализа.
Глава 3.Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка
Ранее детство – возраст бурного развития движений ребенка, овладения многими новыми действиями, зарождения и совершенствования новых видов деятельности.
Предметная деятельность ребенка, возникающая на рубеже младенчества и раннего детства, состоит в усвоении и выполнении предметных действий. Оно имеет ведущее значение для развития ребенка второго – третьего года жизни. В ходе овладения предметными действиями ребенок овладевает и теми психическими действиями и качествами, которые для этого необходимы. Усваивая употребление простейших орудий, ребенок вместе с тем постепенно начинает усваивать и общий принцип, состоящий в том, что воздействовать на вещи можно не только руками, ногами, зубами, но и вещами, специально для этого созданными.
Этот принцип называется принципом опосредованного действия: орудие – средство выполнения действия. За орудиями жестко закреплен способ употребления: не только что ими следует делать, но и как это делается. Взрослые хорошо это знают и, как правило, стараются передать детям. Обучая ребенка предметным действиям, родители обязательно должны показывать не только их результат, но и способ выполнения, доступный детям. В ранний период дети усваивают назначения предметов, способы действий с ними и (в доступных пределах) технику выполнения этих действий.
В возрасте от 1 г. до 3 лет зарождается сюжетно-ролевая игра. Первоначально игра возникает в предметной деятельности ребенка, когда некоторые предметные действия начинают выполняться с предметами для этого не предназначенными (или вовсе без предметов), теряют свой практический смысл и превращаются в изображение настоящих действий. Но это еще не сюжетно-ролевая игра. В ней нет ни сюжета, ни ролей, и она называется изобразительной игрой. Переход от изобразительной игры к сюжетно-ролевой включает связывание отдельных игровых действий в более или менее целостный сюжет (т.е. изображение определенного события) и принятие ребенком на себя той или иной роли (мамы, воспитательницы и т.д.).
Перенос действия на новые предметы приводит к тому, что ребенок начинает действовать и с такими предметами, которые вообще не могут быть использованы для получения реального результата: «моет» руки кубиком, «измеряет температуру» палочкой. Это – игровые заместители реальных вещей. Постепенно ребенок начинает в изобразительной игре ставить себя на место другого человека, принимает на себя роль. Сначала ребенок выполняет действия другого человека, но называет себя своим именем. Потом возникает словесное обозначение роли, но только после того, как ребенок уже изобразил действия другого человека. Ребенок сначала играет, а затем как бы узнает в своих действиях действия взрослого и называет себя его именем. Переход изобразительной игры в сюжетно-ролевую полностью завершается в дошкольном возрасте.
В раннем детстве у ребенка впервые складываются действия, которые с полным основанием можно назвать произвольными. При передвижении в пространстве, в предмет деятельности, игре, рисовании ребенок начинает действовать намеренно: ставить цель и выполнять действия для ее достижения. Однако степень управления действиями у ребенка раннего возраста еще очень ограничена. Это видно на примере рисования: ребенок, высказав намерение нарисовать определенный предмет, несколько раз меняет его под влиянием впечатления от собственного рисунка.
Т.о., произвольное управление действиями пока состоит больше в постановке целей, чем в их достижении.
В раннем детстве внимание у детей еще полностью непроизвольно. Сознательный контроль за выполнением действий отсутствует. Поэтому их успешность целиком определяется их привлекательностью для ребенка.
Потребность в речевом общении развивается у ребенка через общение со взрослым по поводу предметной деятельности. Именно в предметной деятельности создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира.
Развитие речи идет по 2-м линиям: совершенствуется понимание речи взрослых и формируется собственная активная речь ребенка. В общении со взрослым ребенок правильно реагирует на его слова, если они многократно повторяются в сочетании с жестами. При этом дети реагируют не только на слова, но и на всю ситуацию в целом. Лишь на 3-ем году жизни речевые указания взрослых начинают по-настоящему регулировать его действия, оказывать не только непосредственное, но и отсроченное влияние. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения, является важным приобретением. Оно дает возможность использовать речь как основное средство познания действительности.
Процесс овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. На протяжении раннего детства происходит изменение значения слов, что является одной из важнейших сторон умственного развития ребенка.
К началу раннего возраста у ребенка складывается предметное восприятие. Его точность и осмысленность очень невелики. Ребенок второго года жизни не может определить точно форму, величину, цвет предмета, узнает сами предметы по отдельным бросающимся в глаза признакам. Восприятие становится более точным и осмысленным, по мере того, как он овладевает новыми действиями предметов и учится узнавать предметы по сочетанию этих свойств.
Основным видом мышления ребенка служит наглядно-действенное мышление – выполняя пробы, направленные на достижение цели, и замечая результаты своих действий, ребенок приходит к решению стоящей перед ним практической задачи. Возникают и основные свойства всякого мышления (в простейших формах) – отвлеченность и обобщенность. Дети начинают называть одним и тем же словом предметы, которые используются для одной и той же цели. По мере накопления ребенком опыта практических действий, ведущих к разным целям, мышление ребенка начинает осуществляться при помощи образов. Ребенок проделывает пробы в уме, представляя себе их результаты. Так возникает наглядно-образное мышление.
Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Но его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и вызываемых ими чувств. Воображение выводит ребенка за узкие рамки личного опыта, дает возможность знакомиться с предметами и явлениями, которых он сам никогда не воспринимал.
Память ребенка еще полностью непроизвольна. Для запоминания имеет решающее значение частота повторения действий. Быстрое запоминание – результат пластичности нервной системы мозга, свойственной всем детям этого возраста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностные кризисы детей раннего детства имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время. Для этого рекомендуется избегать крайностей в общении с ребёнком (нельзя всё позволять малышу или всё запрещать). Важно согласовать стиль поведения со всеми членами семьи. Нельзя оставлять без внимания то , что происходит с ребёнком, но при этом надо постараться объяснить ему, что у его родителей и других родственников есть другие дела кроме заботы о нём. И что в решении некоторых проблем он может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней (если её нет). Но при этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса- самые неэффективные средства воспитания, и попытаться обходиться без них.
Когда ребёнок станет чуть- чуть
старше, важно расширять круг
знакомств ребёнка, чаще давать
ему поручения, связанные с общением
с другими взрослыми и
Список используемой литературы:
1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006.
2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.
3. Ермолаева М. В. Психология
развития. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство
Московского психолого-
4. Каменская Е.Н. Психология
развития и возрастная
5. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок.- Мн.: Харвест, 2003г.
6. Поливанова К.Н. Аннотация "Возрастные кризисы глазами психолога и педагога". Статья, эссе, 2003.
7. Психология подростка:
учебник/под редакцией члена-
8. Нуркова В.В. , Березанская Н.Б. Психология: Учебник. - М.: Высшее образование, 2006.
9. В.Б. Шапарь Практическая психология. Психодиагностика отношений между родителями и детьми. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Информация о работе Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ребёнка