Развитие психики человека и животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе воздействует на окружающий мир.

Содержание работы

1. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики 3
2. Сравнение психики человека и животных 12

Файлы: 1 файл

Развитие психики человека и животных.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики 3

2. Сравнение психики человека и животных 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПСИХИКИ.

Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе воздействует на окружающий мир.

Психика – это особое свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в отражении объективного мира.

С момента зарождения психологии существуют разные подходы  в понимании и объяснении психики: материалистическое и идеалистическое.

Материализм утверждает, что первичной является материя, а психика – вторична. Психика – продукт длительного развития материи. В истории развития мира был период, когда психика отсутствовала. Психическая жизнь появилась лишь на определенной ступени развития материи.

По материалистическому  пониманию психические явления  возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

В представлении материалистов  психические явления возникли намного позднее того, как на Земле появилась жизнь. поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложно организованных живых существ, к ним добавились чувствительность и готовность к научению.

Первые же признаки жизни  на Земле появились 2-3 миллиарда  лет назад, сначала в виде постепенно усложняющихся химических, органических соединений, а затем и простейших живых клеток. Они положили начало биологической эволюции, связанной со свойственной живому способностью к развитию, размножению, воспроизводству и передаче приобретенных, генетически закрепленных свойств по наследству.

Позднее в процессе эволюции у живых существ появляется специальный орган – нервная система, функция которого является в управлении развитием, а также поведением и воспроизводством. По мере развития нервной системы и усложнения и совершенствования, отделение и обособление от других тканей и органов, выделение и дифференциация ганглиозных структур. Также оформление головного и спинного мозга, появление и развитие коры головного мозга, сначала древней, затем старой и новой. Дальше происходило усложнение связей между ц.н.с. и другими органами тела. В дальнейшем шло развитие форм поведения (деятельности). Наслоение уровней психической регуляции жизнедеятельности: ощущения, восприятие, память. А также представление, мышление, сознание, рефлексия и т.д.

Улучшение структуры  и функций нервной системы  послужило основным источником развития психики. Механизм данного процесса, по-видимому, тот же самый, с помощью которого описывается и представляется эволюция живых существ. Приобретение организмом новых свойств и органов в результате изменений, происходящих в генотипе; приспособление к среде и выживание тех существ, чьи свойства и органы (старые и вновь приобретенные в результате мутации) оказались наиболее полезными с точки зрения жизнеобеспечения, выживания и адаптации.

Важным стимулом к  развитию явилось усложнение самих по себе условий жизни, которое требовало изменения строения организма, появления способности отражать мир, лучше ориентироваться в нем. Можно сказать, что первопричиной совершенствования психики явилась сама действительность: она потребовала, чтобы у живых существ появились сложная нервная система и высшие уровни психического отражения. Такова общая точка зрения на происхождение и развитие психики, разделяемая материалистами.

В материалистическом понимании  психика как бы внезапно появляется на определенном этапе развития живой  материи, и в этом состоит слабость материалистической точки зрения. Она  сталкивается со многими другими  трудноразрешимыми вопросами, когда дело доходит до объяснения связей и зависимостей психического от материалистического. Это – психофизиологи-ческая проблема, суть которой состоит в объяснении зависимости друг от друга психических и физиологических процессов.

Вместе с тем имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости, существующей между мозговыми и психологическими процессами, материальными и идеальными состояниями. Это говорит о прочных связях, имеющихся между идеальным и материальным, является сильным аргументом в пользу материализма, но, конечно, не есть доказательство того, что развитие материального причинно обусловливается появление и формирование идеального.

Представители идеалистического направления признают психику как  нечто независимое от материи, первичное по отношению к материи. Психика, по их мнению, - это проявление нематериальной, бессмертной души – «абсолютного духа», «идей» и т.п. Все поведение человека, его поступки, мысли, чувства, желания определяются душой, которая является частицей «вечной идеи» и ничего не имеет общего с действительным, реальным миром предметов и явлений, говорят идеалисты.

Идеализм, утверждая независимость идеального от материального также оказывается в тупике, когда необходимо научно объяснить факты, на которые опирается материалистическая точка зрения. В первую очередь это относится к очевидным свидетельствам, накопленным современной биологией, медициной, психологией и психофизиологией, о зависимости между психическими процессами и физическими состояниями человека и работой его мозга.

Данная коллизия привела  к тому, что ни одной из обсуждаемых  философских позиций не удалось одержать верх над другой.

 

Как же начиналось и шло развитие психики и поведения  у животных?

Материалистически точно  ответить на этот вопрос сейчас, когда на Земле дано уже не осталось практически никаких следов этих процессов, невозможно. Ныне живущие простейшие существа – обладатели элементарных форм психического отражения – это не те, с которых, вероятно, начиналась эволюция психического. Ведь вместе с человеком и другим живым миром они прошли миллионы лет эволюции, и вряд ли можно рассчитывать на то, что за такое колоссальное время они не изменились. Мы сейчас в лучшем случае можем высказывать более или менее вероятные предположения о том, как все это было, начиналось и шло.

Одну из гипотез, касающихся стадий и уровней развития психического отражения, начиная от простейших животных и кончая человеком, предложил А.Н.Леонтьев в книге «Проблемы развития психики». Позднее она была доработана и уточнена

К.Э. Фабри на основе новейших зоопсихологических данных, поэтому  теперь ее правильнее называть концепцией - или системой взглядов Леонтьева – Фабри.

Вся история развития психики и поведения животных, согласно этой концепции, делится на ряд стадий и уровней.

Выделяется две стадии элементарной сенсорной психики  и перцептивной психики. Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая - три уровня: низший высший и наивысший.

Каждая из стадий и  соответствующие ей уровни характеризуется определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом. Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредствуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за приделы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и  низшие многоклеточные организмы, живущие  в одной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость – способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. На первых порах выработка такого индивидуально меняющегося поведения происходит относительно медленно, однако, несмотря на это, его удается наблюдать даже в условиях эксперимента (например, эксперимент, проведенный немецким ученым Брамштедтом), когда одноклеточные чувствительны к теплу, но не чувствительны к свету. Поэтому если их поместить в равномерно нагретую камеру, часть которой освещена, в то время как другая часть затемнена, они равномерно распределятся по всей камере. Если, наоборот, одну сторону равномерно освещенной камеры нагреть, они сосредотачиваются в нагретом конце камеры. Однако, если в течение длительного времени освещать нагретый конец камеры и затемнять не нагретый, положение дела меняется, и одноклеточные становятся чувствительны к свету, который сейчас приобретает для них значение сигнала к повышению температуры. Индивидуальное поведение простейших, резко отличающее их от растений, изменяется относительно медленно, и возникшие изменения также медленно исчезают.

Чувствительность как  зачаточная форма психического отражения, возникает в ходе развития простой раздражимости, присущей любому, даже наипростейшему, жизнеспособному телу. Согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, характерным для каждого животного организма, начиная с простейших, является тот основной факт, что животное реагирует не только на биологически значимые воздействия, непосредственно входящие в обмен веществ, но и на «нейтральные».

Биологически незначимые, если только они сигнализируют о  появлениях жизненно важных воздействий. Иначе говоря, животные, даже простейшие, активно ориентируются в окружающей обстановке, ищут жизненно важные условия и реагируют на всякие изменения среды.

Следующий, высший уровень  стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий. Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов – наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Качественный скачек в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.

Весьма развитой оказывается  двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это  происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые. Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают  обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно – исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям. Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомоция). Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык.

Описав эти стадии и уровни, К.Э.Фабри, пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

Информация о работе Развитие психики человека и животных