Развитие психики человека и животных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 23:34, контрольная работа

Описание работы

Психика, представляя собой внутренний мир человека, возникла на самой высокой ступени развития материального мира. Психика отсутствует у растений и предметов неживой природы. Психика отражает окружающую действительность, благодаря психическому отражению реальности человек познает ее и так или иначе воздействует на окружающий мир.

Содержание работы

1. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности и происхождения психики 3
2. Сравнение психики человека и животных 12

Файлы: 1 файл

Развитие психики человека и животных.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

Обобщив результаты наблюдений за интеллектуальным поведением животных, Р. Йеркс выделил следующие основные особенности, которые характеризуют поведение:

1. Детальное изучение  животным ситуации прежде, чем  оно начнет действовать. 

2. Наличие колебаний,  перерывов между действиями, напоминающих  «размышление».

3. Попытки разумного,  целенаправленного реагирования на ситуацию, выражающиеся в том, что животное сразу пытается решить возникшую проблему, не делая случайных движений, бессмысленных проб и ошибок.

4. В случае, если первоначальный  способ решения оказался неудачным,  вслед за ним применяется новый, причем переход от одного способа решения к другому кажется быстрым и внезапным.

5. Удерживание в процессе  выполнения действия конечной  его цели в сфере внимания. Разумность и целенаправленность  всех совершаемых движений, их подчиненность достижений цели.

6. Наличие в деятельности  особого критического момента,  когда животное как бы внезапно и быстро совершает необходимую серию действий, прямо ведущих к цели. Эта часть деятельности для наблюдателя очевидным образом отделяется от всех предыдущих попыток.

7. Легкость повторения  в новых условиях однажды найденного  решения проблем.

8. Способность обнаруживать, усматривать существенное в ситуации, обращать на него внимание, отвлекать  от всего остального.

Рассмотрим оригинальную, тяготеющую к физиологическому идеализму концепцию сущности и происхождения психического, принадлежащую французскому биологу, антропологу и гуманисту Пьеру Тейяру де Шардену, одному из первооткрывателей синантропа.

Он исходил из постулатов вечности существования в мире идеального начала, его параллельного развития вместе с материальным началом.

 Истоки психического  он усматривает в понятии «духовная  энергия», отождествляя ее с «внутренней  стороны» материи, и ведет предысторию  психического с незапамятных  времен, именуемых «преджизнью». Психическая энергия противостоит физической, сочетаясь с ней. В отличие от физической энергии, которая в развитии порождает многообразие материального мира, психическая энергия в своем прогрессивном преобразовании порождает многообразие психологических явлений, которыми наделены живые существа от простейших до человека. «Обе энергии – физическая и психическая, находящиеся соответственно на внешней и внутренней сторонах мира… постоянно соединены и некоторым образом переходят друг в друга».

 Тейяр де Шарден допускает, что по существу всякая энергия имеет психическую природу. Земная энергия с самого начала существования этой планеты стремились выделиться и освободится. Первоначальное ее действие проявлялось в структурировании и развитии правильных, совершенных форм в неживой материи (например, кристаллизация и полимеризация веществ).

С появлением органической материи психическая энергия  «сгустилась» в ней и далее  развивалась, порождая все более  совершенные формы в прямой связи  с эволюцией живой материи. Жизнь на Земле и зародилась впервые благодаря сгущению в материи психической энергии.

Живая клетка первая форма  жизни возникла вследствие «мутации», произошедшей с психической энергией, ее внезапного, взрывоподобного перехода в новое, более совершенное состояние. Дальнейшее развитие психического происходило уже в связи с появлением у животных нервной системы. В недрах ее постепенно накапливалась психическая энергия, порождая внутреннее напряжение, которое на уровне человека привело к возникновению нового эволюционного скачка, на этот раз – мысли и сознание.

 

2. СРАВНЕНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ.

 

История сравнительных  исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психики человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животным со временем выявляется все больше сходства, так что животное психологически как бы наступает на человека, напротив, отступает без особого удовольствия, признавала в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.

Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животным нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была принята общность механики тела, но остановилась разобщенность психики и поведения (XVII – XVIIIвв.).

В прошлом столетии теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком эмоциональной экспрессии перекрыла  психологическую и поведенческую  пропасть, веками разделявшую эти два биологических вида, и с тех пор начались интенсивные исследования психики человека и животных. Поначалу под влиянием Дарвина они касались эмоций и внешних реакций, затем перекинулись на практическое мышление.

В начале текущего столетия исследователей заинтересовали индивидуальные различия в темпераменте среди животных (И.П.Павлов), и, наконец, последние несколько десятилетий XX в. оказались связанными с поисками идентичности в коммуникации, групповых формах поведения и механизма научения у человека и животных.

Казалось бы, в психике  человека к настоящему времени уже  почти не осталось ничего такого, чего нельзя было бы обнаружить у животных. На самом деле это не так. Но, прежде чем выяснить существующие между человеком и животными принципиальные различия, необходимо ответить на вопрос о том, для чего педагогу необходимо знать результаты подобного рода исследований.

Почти все, что имеется  в психологии и поведении животного, приобретается им одним из двух возможных путей: передается по наследству или усваивается в стихийном процессе научения. То, что передается по наследству, обучению и воспитанию не подлежит; то, что появляется у животного спонтанно, может возникнуть и у человека без специального обучения и воспитания. Это, следовательно, также не должно вызывать повышенного беспокойства со стороны педагогов. Внимательное изучение психологии и поведения животных, их сравнение с психологией и поведением человека позволяют установить то, о чем нет необходимости проявлять специальную заботу при обучении и воспитании людей.

У человека кроме наследуемого и стихийно прижизненно приобретаемого опыта есть еще сознательно регулируемый, целенаправленный процесс психического и поведенческого развития, связанный с обучением и воспитанием. Если, изучая человека и сравнивая его с животным, мы обнаруживаем, что при наличии одинаковых анатомо-физиологических задатков человек в своей психологии и поведении достигает большего, чем животное, уровня развития, значит, это является результатом научения, которым можно сознательно управлять через обучение, и воспитание. Таким образом, сравнительное психолого-поведенческое исследование человека и животных позволяет более правильно, научно обоснованно определять содержание и методы обучения и воспитания детей.

Как человек, так и животное обладает общими врожденными элементарными способностями познавательного характера, которые позволяют им воспринимать мир в виде элементарных ощущений (у высокоразвитых животных – и в виде образов), запоминать информацию. Все основные виды ощущений: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, кожная чувствительность и др. – с рождения присутствуют у человека и животных. Их функционирование обеспечивается наличие соответствующих анализаторов, строение которых было подробно рассмотрено во второй главе.

Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.

Во-первых, у человека по сравнению с животными соответствующие  познавательные процессы обладают особыми качествами: восприятия – произвольностью и опосредствованностью (применение человеком специальных, культурно выработанных средств запоминания, хранения и воспроизведения информации). Именно эти качества приобретаются человеком при жизни и развиваются далее благодаря обучению.

Во-вторых, память животных по сравнению с человеком ограничена. Они могут пользоваться в своей  жизни только той информацией, которую  приобретают сами. Следующим поколениям себе подобных существ они предают  лишь то, что как-то закрепилось наследственно и отразилось в генотипе. Остальной благоприобретенный опыт при уходе животного из жизни оказывается безвозвратно утраченным для будущих поколений.

Иначе обстоит дело у  человека. Его память практически  безгранична.

Он может запоминать, хранить и воспроизводить теоретически бесконечно количество информации благодаря тому, что ему самому нет необходимости всю эту информацию постоянно помнить и держать в своей голове. Для этого люди изобрели знаковые системы и средства для записи информации. Они могут не только записывать и хранить ее, но также передавать из поколения в поколение через предметы материальной и духовной культуры, обучение пользованию соответствующими знаковыми системами и средствами.

Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта – в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении – между ними обнаруживаются разительные различия.

Только высшие животные, вероятно, могут оперировать образами, причем это до сих пор в науке остается спорным. У человека данная способность проявляется с двух- и трехлетнего возраста. Что же касается словесно-логического мышления, то у животных нет и малейших признаков этого типа интеллекта, так как ни логика, ни значения слов (понятия) им недоступны.

Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, что первичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных – антропоидов – и человека имеется много общего и во внешних способах ворожения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.

Вместе с тем у  человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.

Много усилий и времени  ученые затратили на то, чтобы разобраться  в вопросе об общности и различиях  в мотивации поведения людей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животными и человеком.

Есть также ряд потребностей, в отношении которых вопрос о  принципиальных различиях между человеком и животными представляется однозначно и определенно нерешаемым, т.е. спорным. Это – потребности в общении (контактах с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, доминировании (мотив власти), агрессивности. Их элементарные признаки можно наблюдать у животных, и окончательно до сих пор не известно, предаются они человеку по наследству или приобретаются им в результате социализма.

У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это – духовные потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.

Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о  том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие – подчиненными.

Итак, человек в своих психологических  качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начало сосуществует, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.

До сих пор в своих  политических, экономических, психологических  и педагогических представлениях о  человеке мы по преимуществу учитывали  социальное начало, а человек, как  показала жизненная практика, даже в относительно спокойные времена истории не переставал быть отчасти животным, т.е. биологическим существом не только в смысле органических потребностей, но и в своем поведении. Основная научная ошибка марксистско-ленинского учения в понимании природы человека состояла, вероятно, в том, что в социальных планах переустройства общества в расчет принималось только высшее, духовное начало в человеке и игнорировалась его животное происхождение.




Информация о работе Развитие психики человека и животных