Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:51, реферат
Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей.
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого
себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может
существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его
реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а
обществом.
1. Введение
2. Развитие психики в филогенезе
3. Раздражимость и чувствительность
4. Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира
5. Сознание как высший этап развития психики
6. Предпосылки возникновения сознания
7. Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания
8. Характеристика сознания
9. Заключение
10. Список использованной литературы
Стадия интеллекта. Психика большинства млекопитающих остается на стадии перцептивной. Но в антропоидов - человекоподобных обезьян - отражательная деятельность поднимается еще на одну ступень своего развития.Эту высшую ступень называют стадией интеллекта, или "ручного мышления" (А. Леонтьев). Как показали исследования, обезьяны, особенно шимпанзе, свойственна элементарная умственная деятельность, зачатки наглядно-действующего мышления. Обезьяны быстрее, чем другие животные, учатся и переучиваются, проявляют большую подвижность процессов возбуждения и торможения.
И. Павлов отмечал, что аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга собаки - это конкретное, элементарное мышление. Однако умственная деятельность, интеллект животных - это совсем не то, что разум человека. Между ними существуют очень большие различия.
Для стадии интеллекта характерно решения задач. Обезьяна (шимпанзе) в экспериментальных условиях не могла непосредственно достать пищу (банан, оранжевые и т.п.). В клетке, где она находилась, лежала палка, с помощью которой можно было получить еду. Ставилась задача: или "догадается" обезьяна использовать палку, чтобы овладеть едой. Сначала шимпанзе пытается достать еду рукой, но терпит неудачу. Неудача на некоторое время отвлекает обезьяну от пищи. Она, увидев палку, манипулирует ею. Если палка и пища попадают в одно поле зрения, обезьяна направляет посох на еду и овладевает ею, подсовывая ее к себе. Такие исследования проводились в разных вариациях. Обезьяны успешно решали поставленные перед ней в эксперименте задачи. Самым сложным из них было двухфазные задания, которые состояли в том, что пищу можно было достать длинной палкой, но вначале эту длинную палку нужно было достать короткой, которая была в пределах непосредственной досягаемости. Это задание обезьяны так же решали. Обезьяны способны объединять в один акт два действия последовательной операции, из которых первая является подготовительной для осуществления второй, решающей операции (двухфазных задания).
В жизнедеятельности животных легко заметить их взаимные отношения. Эти отношения проявляются в своеобразных движениях, позах, акустических сигналах. На разных этапах развития живых существ эти способы отношений и взаимовлияния набирают различной сложности. С их помощью животные сигнализируют об опасности, пищу, гнев, страх, передают ту или иную информацию. Но эти разновидности отношений, это "язык" животных носит инстинктивный характер, является выявлением эмоциональных состояний. В отличие от человеческого языка "язык" животных не является средством трансляции индивидуального опыта другим животным.
Интеллектуальная поведение антропоидов связана с развитием коры больших полушарий головного мозга, особенно мужчин долей и при фронтальных их зон. Если у обезьяны уничтожить часть этих зон, то решение ими двухфазных задач становится невозможным.
Стадия интеллекта, свойственна высшим млекопитающих и достигла самого высокого уровня развития в человекоподобных обезьян, является предысторией возникновения и развития человеческого сознания.
Сознание как высший этап развития психики
Психика человека имеет свои особенности
по сравнению с психикой животных, на этом
этапе происходит качественный скачок,
определяющий появление новой категории
- сознания. Психика человека, сознание
- высший этап развития психики; ее возникновение
обусловлено трудовой деятельностью человека
в условиях коллективного общения.
Сознание человека - система его психической
саморегуляции, основанная на социально
сформированных категориях и ценностных
ориентациях. В процессе антропогенеза
сформировался социальный фактор детерминации
человеческой психики - поведение человека
стало регулироваться не естественными
импульсами его организма, а социальными
требованиями.
В отличие от психики животных сознание
человека имеет следующие существенные
особенности.
1. Наряду с наследственно и эмпирически
приобретенными формами поведения человек
владеет принципиально новым средством
ориентировки в окружающей действительности
- знаниями, которые представляют собой
концентрированный опыт человечества,
передаваемый посредством слова. Как подчеркивает
Р.С. Немов, главной особенностью отражения
человеком действительности является
ее представленность в виде обобщенных
образов.
2. Сознание человека отличается отражением
существенных сторон, закономерных взаимосвязей
действительности.
3. Сознание характеризуется осознанностью
целей деятельности, понятийным моделированием
будущих событий, предвосхищением результатов
своих действий в системе общечеловеческих
понятий, знаний.
4. Индивидуальное сознание обусловлено
общественным сознанием.
Различают четыре формы, сферы общественного
сознания:
1) наука - система научных знаний, представлений,
концепций и мировоззренческих ориентации,
определяющая просвещенность и образованность
людей данного общества;
2) соционормативная сфера общественного
сознания - система нравственных, идеологических,
политических и правовых ценностей и норм
данного общества;
3) искусство - специфический вид духовно-практического
освоения действительности образными
средствами, образное моделирование, идеализация
различных сторон человеческого бытия;
4) религия, вера - культ сверхъестественной
силы, воплощающей в себе идеальные качества,
духовная опора верующих людей. Вера в
сверхъестественную божественную силу
обеспечивает концептуальную определенность
миропонимания.
Все формы общественного сознания формируют
систему базовых ценностей, основополагающих
идей (идеологию), в которых проявляется
отношение людей к действительности и
друг к другу.
Сознание характеризуется: 1) активностью;
2) интенциональностью, т.е. направленностью
на предмет; 3) способностью к рефлексии;
4) мотивационно-ценностым характером;
5) различной степенью (уровнями) ясности.
Сознание как научно-психологическая
проблема - наименее разработанная область
психологии. Разнообразные определения
сознания сводят его либо к понятию психики,
либо даже к отдельной психической функции
- мышлению. Сознание можно определить
как - системно интегрированное, категориально-ценностное
взаимодействие человека с миром. Структура
индивидуального сознания определяется
семантическим полем индивида - системой
усвоенных им категорий и иерархией его
ценностных ориентации. Сознание шире,
чем мышление. Оно является целостным,
интегрированным отражением мира, включает
в себя все формы психической деятельности:
и формы чувственного отражения мира (ощущение,
восприятие, представление), и рациональное
познание (обобщенно-теоретическое отражение
мира), и эмоционально-волевую сферу психической
саморегуляции.
Предпосылки возникновения сознания
Предпосылкой нашего
рассмотрения является присущее всей
материи свойство отражения. Наличие именно этого свойства у всех
видов материи, в том числе и неживой, неорганической,
образует объективную основу для возникновения
в процессе развития все новых и притом
все более сложных форм отражения вплоть
до его высшей формы - человеческого сознания.
Но что представляет собой это всеобщее
свойство материи? Отражение - это
свойство материальных систем, объектов
воспроизводить в ходе взаимодействия
с другими системами, объектами в изменениях
своих свойств и состояний их различные
особенности и характеристики. Простые
примеры отражения: отпечаток предмета
на воске, объект и негатив на фотопластинке,
изменения в приборах, фиксирующие перемену
силы тока или атмосферного давления,
и т.д. Практически все измерительные приборы
базируются на использовании свойства
отражения. Уже в пределах неживой природы
отражение усложняется с переходом от
одной формы движения материи к другой
и выступает в виде механического, физического,
химического отражения. Вместе с тем отражение,
начиная с простейших форм, характеризуется
рядом свойств:
1) оно предполагает не просто изменения
в отражающей системе, а изменения, адекватные
внешнему воздействию;
2) отражение зависит от отражаемого, оно
вторично по отношению к нему;
3) отражение зависит от среды и особенностей
отражаемой системы, играющей в процессе
отражения активную роль.
Эти особенности отражения находят свое наиболее яркое проявление на уровне сознания. При этом отражение в неживой природе есть лишь предпосылка и базис формирования в ходе эволюции более высокой формы отражения - отражения биологического. Дело в том, что отражение в неживой природе (исключая некоторые технические средства) не становится для отражающего предмета ориентиром его собственной активности. Напротив, в биологических системах результаты отражения, несущие информацию об окружающей среде, используются в качестве ориентиров, определяющих активность этих систем, их целесообразное реагирование на внешние воздействия. Поэтому отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, можно назвать информационным, причем под информацией в данном случае понимается свойство явлений способствовать активной ориентации в окружающем мире. Отражение приобретает на уровне живого две важные особенности. Во-первых, дальнейшее развитие приобретает избирательность отражения, активность отображающей системы: оно ориентировано на жизненно важные для нее факторы внешней среды; во-вторых, отражение выступает как важнейшее средство приспособления организма к условиям среды, предполагает целенаправленное реагирование на содержащуюся в отражении информацию. В этом смысл и значение отражения в живой природе. Оно выступает в качестве источника данных для управления живыми системами, их поведением. Можно поэтому сказать, что извлечение жизненно важной информации об окружающей среде и целенаправленное ее использование для регулирования поведения живых организмов является фундаментальным свойством живого.
Таким образом, на этой стадии отражение выступает в виде единства воздействия внешней среды и реализации внутренних целей, установок, программ живого существа в процессе построения схемы поведения, отвечающей как реальной ситуации, так и внутренним целям и потребностям. Это единство внутренней активности и внешнего воздействия находит свое более полное выражение на стадии психического отражения, свойственного высшим животным с достаточно развитой и централизованной нервной системой. Психическое отражение возникает там и тогда, где и когда ресурсы и механизмы нейрофизиологического отражения с характерным для него автоматизмом оказываются недостаточными и необходим активный поиск того, что требуется организму для решения вставшей перед ним задачи, необходима ориентировочная деятельность в обследовании реальной ситуации. Здесь становятся необходимыми психические образы, формирующиеся на основе реального ориентировочного движения в действительности. Через образ живое существо прослеживает новые для него отношения и связи между явлениями внешнего мира, используемые для решения стоящей перед ним задачи. Психический образ выступает как отражение объективной реальности, сформировавшееся в процессе активной поисковой деятельности и служащее схемой действия организма, закодированной в нейродинамических структурах. Развитие психической формы отражения и подготовило тот качественный сдвиг, который ознаменовал переход к человеческому сознанию. Дальше мы подробнее остановимся на происхождении сознания, здесь же отметим лишь некоторые специфические черты отражения на уровне человеческого сознания. Во-первых, отражение наряду с чувственно-образным приобретает характер абстрактно-понятийного. В итоге в громадной степени расширяется информационная нагрузка отражения. Действительно, восприятие отражает один предмет, понятие же замещает огромное количество предметов. Благодаря образованию понятий емкость человеческого мышления в сравнении с животными формами психики, связанными с чувственно-индивидуальными представлениями, возрастает в миллиарды раз, позволяет человеческому мозгу вобрать в себя и неизмеримо большее количество информации и оперировать им. Во-вторых, с возникновением абстрактного мышления психика человека перестала быть привязанной к непосредственным чувственным образам, появилась возможность отлета мысли от непосредственно данного, возможность не только отражать действительность и приспосабливаться к ней, но и изменять ее, творить новую действительность, т.е. формируется творчески конструкторская функция сознания.
Активная роль отражения, опосредованного практикой, поднимается на новый уровень. Правда, следует признать, что с развитием абстрактного мышления появилась и возможность «больной фантазии», преувеличения относительной самостоятельности мысли, ее отрыва от действительности, формируются религия, а затем и идеализм. Наконец, отражение приобретает социально детерминированный характер. Это находит свое выражение в общественной природе сознания, что проявляется, в частности, в возникновении языка и в нерасторжимом его единстве с мышлением.
Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания
Социальная обусловленность возникновения и развития
сознания обоснована в известном труде Ф. Энгельса «Роль труда в процессе
превращения обезьяны в человека». Здесь развита трудовая теория антропогенеза
и генезиса человеческого сознания. Ф. Энгельс указывает и биологические
факторы, подготовившие почву для становления человека; переход животных
предков человека к прямой походке, к смешанной мясорастительной пище, а также
стадность. Однако определяющую роль в процессе формирования человека и его
сознания сыграли совместный труд и складывающиеся на этой основе общественные
отношения между людьми. Инстинктивные на первых порах формы трудовой
деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место
осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основ- ном
предметно-чувственное сознание с зачатками логического мышления, а сам труд в
значительной степени
еще носил инстинктивный
еще было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий
качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий
труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд.
Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное
мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование
сознания? Прежде всего труд предполагает способность целеполагания,
мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели,
и определение средств достижения этой цели. Именно эти моменты и сыграли
основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая особенность труда в том
и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать
в голове человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как
побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание
могло сложиться лишь в процессе труда. Труд, связанный с изготовлением орудий
труда, опять-таки «работал» на формирование абстрактного мышления, поскольку
он требует абстрагирования от непосредственных, биологических потребностей,
так как направлен на создание лишь средств удовлетворения этих потребностей.
Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов,
которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет
и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания.
В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и определенные логические