Развитие психики и сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей.
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого
себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может
существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его
реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а
обществом.

Содержание работы

1. Введение
2. Развитие психики в филогенезе
3. Раздражимость и чувствительность
4. Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира
5. Сознание как высший этап развития психики
6. Предпосылки возникновения сознания
7. Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания
8. Характеристика сознания
9. Заключение
10. Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат №2 doc.doc

— 157.50 Кб (Скачать файл)

операции, например, анализа  и синтеза, вырастающие на основе практического

анализа и синтеза. Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не

мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда,

поэтому возникновение  сознания и его развитие тесно  связаны с развитием

языка. Язык возник из потребности  общения и координации действий членов

первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и

сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял

успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного

запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство

языка как средства общения  то, чего достиг один из членов коллектива,

становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством

передачи социального  опыта от поколения к поколению, обеспечивал

аккумулирование этого  опыта и тем самым точно так же способствовал развитию

сознания. А в тесной связи с трудом и языком важнейшую  роль играл в развитии

сознания первобытный  коллектив, общение его членов. Именно первобытный

коллектив аккумулировал  и передавал от поколения к  поколению опыт освоения

мира, обеспечивал непрерывность  и преемственность процесса становления  и

совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились  двумя

главными стимулами, под  влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился

в человеческий мозг. Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи

есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно  развивающийся

на базе труда и  всей системы общественных отношений  между членами общества.

 

 

Характеристики  сознания

 

Какова же структура  сознания, его важнейшие психологические характеристики?

Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание . Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление . С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не - я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не - я ” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.

Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции  сознания входит формирование целей  деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. “ Мое  отношение к моей среде есть мое  сознание ” , - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений : больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его

существования, и история  становления сознания не выходит, за рамки нескольких

десятков тысяч лет, которые мы относим к истории  человеческого общества.

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является

совместная продуктивная опосредованная речью орудийная  деятельность людей.

Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения  и взаимодействия

людей друг с другом. Она  предполагает создание такого продукта, который всеми

участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.

Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе

коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для

того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен

ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть

определена и выражена в слове.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Немов, Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688с.
  2. Нуркова, В.В., Березанская, Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Высшее образование, 2007. – 484с.
  3. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Составитель: Е.И. Рогов. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998. – 448с.
  4. Общая психология: Учебник/ Под ред. Р.Х. Тугушева и Е.И. Гарбера. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 560с. – (Образовательный стандарт XXI)
  5. Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогический заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 512с.
  6. Психология: Учебник для гуманитарных вузов/ Под общей ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2003. – 651с. – (серия «Учебник нового века»)
  7. Психология: Учебник для педагогических вузов/ Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 660с.
  8. Тихомиров, О.К. Психология: Учебник/ Под ред. О.В. Гордеевой. – М.: Высшее образование, 2006. – 538с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Развитие психики и сознания