Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июля 2013 в 15:51, реферат
Сознание – это воспроизведение человеком идеального образа своей
деятельности и идеального представительства в ней позиций других людей.
Сознание – рефлексия субъектом действительности, своей деятельности, самого
себя. Сознание есть со-знание в том смысле, что индивидуальное сознание может
существовать только при наличии общественного сознания и языка, являющегося его
реальным субстратом. Сознание не дано изначально и порождается не природой, а
обществом.
1. Введение
2. Развитие психики в филогенезе
3. Раздражимость и чувствительность
4. Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира
5. Сознание как высший этап развития психики
6. Предпосылки возникновения сознания
7. Роль труда и орудий деятельности в возникновении сознания
8. Характеристика сознания
9. Заключение
10. Список использованной литературы
операции, например, анализа и синтеза, вырастающие на основе практического
анализа и синтеза. Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не
мог носить иной характер
при примитивности
поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием
языка. Язык возник из потребности общения и координации действий членов
первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и
сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял
успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного
запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство
языка как средства общения то, чего достиг один из членов коллектива,
становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством
передачи социального опыта от поколения к поколению, обеспечивал
аккумулирование этого опыта и тем самым точно так же способствовал развитию
сознания. А в тесной связи с трудом и языком важнейшую роль играл в развитии
сознания первобытный коллектив, общение его членов. Именно первобытный
коллектив аккумулировал и передавал от поколения к поколению опыт освоения
мира, обеспечивал непрерывность и преемственность процесса становления и
совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя
главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился
в человеческий мозг. Итак, сознание как свойство высокоорганизованной материи
есть общественный продукт, возникший в обществе и непрестанно развивающийся
на базе труда и всей системы общественных отношений между членами общества.
Характеристики сознания
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании : сознание . Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал : “ Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание ”. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление . С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.
Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение - строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания - закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т. е. того, что принадлежит “ я ” человека и его ” не - я ”. Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различие. Он единственный среди живых существ способен осуществлять самопознание , т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом. Отделение “ я ” от ” не - я ” - путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования самосознания человека.
Третья характеристика сознания - обеспечение целеполагающей деятельности человека . В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые коррективы и т. д. К. Маркс подчеркивал, что “ человек не только изменяет форму того, что дано природой ; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю ”. Всякое нарушение в результате болезни или по каким-то иным причинам возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания - включение в его состав определенного отношения. “ Мое отношение к моей среде есть мое сознание ” , - писал К. Маркс. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений : больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.
Заключение
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его
существования, и история становления сознания не выходит, за рамки нескольких
десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества.
Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является
совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.
Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия
людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми
участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества.
Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло в процессе
коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для
того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен
ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть
определена и выражена в слове.
Список использованной литературы