Развитие психоаналитического направления во второй половине XX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2015 в 16:42, контрольная работа

Описание работы

Психоанализ.Эта тема не может не заинтересовать.Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения,которое с каждым днём завоёвывает к себе всё новых и новых сторонников.Психоанализ, как определённое направление науки имеет все основания получить должное распространение.Для того чтобы правильно судить о самом учении ,необходимо ходя бы вкратце познакомится с работами З.Фрейда,с тем путём идя по которому он пришёл к своим заключениям.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие о психоанализе.
2.Общие задачи психоанализа.
3.Проблемно-теоретические слои в психоанализе.
4.Становление психоанализа.
5.Развитие психоаналитического направления.
6.Главные проблемы психоаналитического направления.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Развитие психоаналитического направления во второй половине XX в..docx

— 33.04 Кб (Скачать файл)

 

Кафедра гуманитарных и социальных наук

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: «Психология социального взаимодействия»

на тему:Развитие психоаналитического направления во второй половине XX в.

 

 

 

 

                                                                        Выполнил: студент группы___________

                                                                          Проверил:__________________________

 

 

 

 

 

План.

Введение.

1.Понятие о психоанализе.

2.Общие задачи психоанализа.

3.Проблемно-теоретические слои в психоанализе.

4.Становление психоанализа.

5.Развитие психоаналитического направления.

6.Главные проблемы психоаналитического направления.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Психоанализ.Эта тема не может не заинтересовать.Едва ли можно пройти мимо психоаналитического течения,которое с каждым днём завоёвывает к себе всё новых и новых сторонников.Психоанализ, как определённое направление науки имеет все основания получить должное распространение.Для того чтобы правильно судить о самом учении ,необходимо ходя бы вкратце познакомится с работами З.Фрейда,с тем путём идя по которому он пришёл к своим заключениям.Психоанализ является учением о бессознательном, об огромной и важной области человеческого духа, в которую у нас нет до сих пор путей помимо учения З.Фрейда.Фрейд смотрит на свой метод, как на один из научных методов,позволяющих нам найти доступ и изучать область бессознательного.Бессознательное,разрабатываемое и изучаемое психоанализом –это область, из которой сознание совершенно исключено,другими словами явления  диктуемые нам бессознательным,ощущаются как совершенно  чужие нам,не связанные,не обусловленные нашим «Я»,как бы извне навязанные, в чём неповинно наше «Я».К таким явлением относятся всё разнообразие навязчивых слов, мотивов стремлений,которые привязавшись к нам, никак не могут быть отогнанным, т.е. неподвластные нам. Из того же бессознательного влияют на нас силы,заставляющие делать нас целый ряд ошибок,обмолвок,описок,вызывающие в нас рассеяность,забывчивость и т.д.

Всякое психологическое явление имеет свой смысл и значение,и только узнав смысл его,можно наедятся овладеть и явлением.Смысл и значение таких явлений ,однако совсем иные,проходят другие пути,чем мы к этому привыкли,опираясь на привычки нашего сознательного мышления и поведения. То что кажется убедительным и полным значения в нашем бессознательном, томожет и чаще всего и оказывается совершенно неприемлемым для сознания, для нашего сознания, как нарушающее моральное,социальное, другие высшие наши стремления.

  1. Понятие о психоанализе.

Все люди сталкиваются с определенными сложными проблемами, которые ими разрешаются по-разному, в зависимости от ситуации. Но нередко бывают обстоятельства, при которых самыми обычными, стереотипными методами справиться не удается. Многие задают себе вопрос, почему они периодически сталкиваются со сходными обстоятельствами, например, с людьми, похожими своими действиями, почему повторяются однотипные неприятности, что заставляет вести себя определенным, неправильным образом во вред самому себе.

Помочь разобраться в этих вопросах во многих случаях способен психолог-психоаналитик, к которому человек, тяжело страдающий от психологической боли, погружающийся в депрессивное состояние, неспособный сам себе помочь, обращается за советом.

Теория психоанализа объясняет эти явления влиянием «бессознательного» на поведение людей, специфическим осознанием ими происходящего, влиянием на ответные действия. Попытка их разобраться в том, почему они повели себя определенным образом, однотипным или, наоборот, противоположным в одних и тех же случаях заканчиваются только на уровне поверхностных, примитивных суждений, которые не могут ничего изменить в поведении.

Совершенно на другом основанный психоанализ и соответствующее лечение. С помощью исследования бессознательного он помогает постичь саму суть происходящих явлений, разобраться в том, какие защитные механизмы использовал организм, независимо от воли человека, то есть, подсознательно, для того, чтобы защититься, адаптироваться к объективной реальности, смягчить ее отрицательное воздействие.

Однако, чаще всего, защита бессознательного состоит, к сожалению, в искажении происходящего с целью смягчения травмирующих факторов, что нередко позволяет, на определенном этапе, справиться психике человека с тяжелой нагрузкой. Но чем тяжелее психологическое воздействие, тем сильнее адаптивные реакции бессознательного искажают реальность и превращаются в источник проблем, с которыми самостоятельно справиться уже невозможно — приходится обращаться за помощью к психологу-психоаналитику. Процесс их взаимодействия длительный, он требует постоянной совместной работы в течение полугода, а иногда — нескольких лет, в соответствующей обстановке.

Теория психоанализа включает понимание развития психики человека, влияние различных факторов на его поведение абсолютно во всем: на мыслительную деятельность, отношение к происходящим событиям, физическое самочувствие и так далее. Он способствует выработке человеком философского мышления, позволяет осознать свое значение и место в окружающей действительности, увидеть интересы окружающих, а не только свои. Овладевая методом познания самого себя и окружающего мира, человек получает совершенно другой уровень возможностей и свободы, позволяя своей психике справиться с неразрешимыми, ранее, проблемами.

 

  1. Общие задачи психоанализа.

Первая и универсальная задача психоанализа- это расшифровка, истолкование, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Очевидно ,что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и отклоняющейся психикой,когда сталкиваются с чем то лично их задевающим.Также, задачапсихоанализасостоит в том, чтобы помочь страдающему человеку понять истинную причину страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса.Выявить скрытое, сделать бессознательное содержание осознанным, а значит, доступным осмыслению и отчасти контролю, — такова задача психоанализа, как терапевтического метода.

 

  1. Проблемно-теоретические слои в психоанализе.

Необходимо различать три проблемно теоретических слоя в психоанализе.Первый связан с медициной практическим лечением неврозов,методами: свободных ассоциаций, толкований сновидений и т.д.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности.Она складывается у психоаналитиков на основе их практического опыта, теоретических размышлений и дискуссий с коллегами психиатрами. Этот второй слой представляет собой теорию которая взаимодействует с другими теориями в психологии, такими, как например: когнитивная психология,рефлексология.

 

4.Становление  психоанализа.

Психоанализ возник на рубеже ХIХ–ХХ столетий. Термин «психоанализ» впервые был использован австрийским невропатологом Зигмундом Фрейдом в статье «Наследственность и этиология неврозов», опубликованной на французском языке 30 марта 1896 года. С тех пор понятие психоанализа сперва стало неотъемлемой частью исследовательской и практической деятельности ряда психотерапевтов, а затем прочно вошло в обыденное сознание многих людей. Психоанализ занял важное место в культуре ХХ столетия.История развития психоаналитического движения во многих странах мира не столь драматична, как история психоанализа в России, характеризующаяся периодами распространения психоаналитических идей в начале ХХ века, запрещением психоаналитической теории и практики в 30-е годы, идеологическим неприятием их на протяжении шестидесяти лет и возрождением психоанализа в 90-е годы. И тем не менее история становления и развития психоаналитического движения имеет свои перипетии, связанные как с распространением психоаналитических идей по всему миру, так и с реформаторскими тенденциями в рамках самого движения, приведшими к возникновению новых направлений в психологии и психотерапии.

Первая фундаментальная, знаменовавшая собой открытие психоанализа работа З. Фрейда «Толкование сновидений» (1900) была напечатана небольшим тиражом — 600 экземпляров, для распродажи которых потребовалось восемь лет. Осенью 1902 года он пригласил к себе домой для обсуждения своих идей четырех врачей — Макса Кахане, Рудольфа Рейтлера, Вильгельма Штекеля и Альфреда Адлера. С этого времени начались регулярные дискуссии по проблемам психоанализа, а образовавшийся кружок единомышленников получил название «Психологическое общество по средам». На протяжении последующих пяти лет в этот кружок вошли люди, ставшие позднее известными психоаналитиками. Среди них были Пауль Федерн, Эдуард Хичман, Отто Ранк, Исидор Задгер. Первыми зарубежными гостями кружка стали Макс Эйтингон, Людвиг Бинсвангер, Карл Густав Юнг, Карл Абрахам, Эрнест Джонс, Абрахам Брилл, ШандорФеренци.

Весной 1908 года «Психологическое общество по средам» превратилось в «Венское психоаналитическое объединение», члены которого вели дискуссии по актуальным проблемам психоанализа. К тому времени З. Фрейд опубликовал такие свои работы, как «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), а также ряд статей по психотерапии, сексуальной этиологии неврозов, навязчивым действиям и религиозным обрядам.

В апреле 1908 года в Зальцбурге состоялась «Встреча по фрейдовской психологии», впоследствии получившая название I Международного психоаналитического конгресса. На этой встрече присутствовали 42 человека, было прочитано 9 докладов учеными и практикующими аналитиками из Австрии, Англии, Венгрии, Германии и Швейцарии, было принято решение об издании первого психоаналитического журнала — «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований».

В конце 1908 года президент Университета Кларка (США, штат Массачусетс), основатель экспериментальной психологии в США Стэнли Холл пригласил З. Фрейда прочесть курс лекций по психоанализу в честь празднования двадцатилетней годовщины со дня основания данного заведения. В сентябре 1909 г. З. Фрейд прочел в Университете Кларка пять лекций, которые в 1910 г. были опубликованы под названием «О психоанализе». Ему была присуждена почетная степень доктора данного университета, он познакомился с известным американским философом Уильямом Джемсом, профессором невропатологии в Гарварде Джеймсом Патнемом и другими американскими учеными. Впервые З. Фрейд получил международное признание, а психоаналитические идеи стали распространятся не только в Европе, но и на американском континенте.В марте 1910 года в Нюрнберге состоялся II Международный психоаналитический конгресс, на котором было принято решение о создании международного объединения психоаналитиков с соответствующими отделениями в разных странах. Целью ассоциации было признано «сохранение и развитие основанной Фрейдом психоаналитической науки» и «обоюдная поддержка в усилиях по приобретению и распространению психоаналитических знаний». По рекомендации З. Фрейда президентом Международной психоаналитической ассоциации был избран К. Г. Юнг. Президентами отделений ассоциации стали в Берлине К. Абрахам, в Вене А. Адлер, в Цюрихе Л. Бинсвангер.

Психоанализ получил свое распространение в таких странах, как Голландия, Польша, Россия, Франция, Швейцария. В 1911 году возникла Американская психоаналитическая ассоциация. Регулярно стали собираться Международные психоаналитические конгрессы и издаваться различные психоаналитические журналы.

Одновременно с распространением психоаналитических идей в различных странах мира происходило использование их не только в клинической практике при лечении неврозов, но и в различных областях гуманитарных знаний, включая мифологию, религию, литературу, культуру в целом. Инициированные З. Фрейдом, исследования ряда психоаналитиков касались проблем этнопсихологии, психоистерии, псих биографии, педагогики. В начале 1912 года О. Ранком и Г. Заксом был основан новый журнал «Имаго», посвященный применению психоанализа в гуманитарных науках.

5.Развитие психоаналитического направления.

Фрейда окружало множество учеников. Наиболее самобытными из них, создавшими собственные направления, были К. Юнг и А. Адлер. Первый назвал свою теорию аналитической, второй – индивидуальной.

Первым нововведением Юнга было понятие о «коллективном бессознательном». Если, согласно Фрейду, в бессознательную психику индивида могут войти явления, вытесненные из сознания, то Юнг считал ее насыщенной формами, которые никогда не могут быть индивидуально приобретенными, но являются даром далеких предков. Анализ позволяет определить структуру этого дара, образуемого несколькими архетипами.

Будучи скрытыми от сознания организаторами личного опыта, архетипы обнаруживаются в сновидениях, фантазиях, галлюцинациях, а также творениях культуры. Большую популярность приобрело Юнгом человеческих типов на экстравертивный (обращенный вовне, увлеченный социальной активностью) и интровертивный (обращенный внутрь, сосредоточенный на собственных влечениях, которым Юнг, вслед за Фрейдом дал имя «либидо». Однако, следует отметить, что Юнг не считал правомерным отождествлять либидо с сексуальным инстинктом.

Адлер, модифицируя исходную доктрину психоанализа, выделил как фактор развития личности чувство неполноценности, порождаемое, в частности, телесными дефектами. Как реакция на это чувство возникает стремление к его компенсации и сверх компенсации, с тем, чтобы добиться превосходства над другими. В «комплексе неполноценности» скрыт источник неврозов.

Адлер отрицал положения Фрейда и Юнга о доминировании индивидуальных бессознательных инстинктов в личности и поведении человека, инстинктов, которые противопоставляют человека обществу и отдаляют от него. Не врожденные инстинкты, не врожденные архетипы, а чувство общности с людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека, считал Адлер.

Информация о работе Развитие психоаналитического направления во второй половине XX в