Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:21, реферат
В 20—30-е годы психология и нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства. Этими идеалами вдохновлялись в послереволюционные годы и наши соотечественники — психологи, полагавшие, что наконец-то появился па земле свободный человек, Обучая и воспитывая которого, они будут выполнять великую Историческую миссию.
Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы
Лекции и практикум по психологии - История психологии
Общая тенденция развития психологии
В 20—30-е годы психология и нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства. Этими идеалами вдохновлялись в послереволюционные годы и наши соотечественники — психологи, полагавшие, что наконец-то появился па земле свободный человек, Обучая и воспитывая которого, они будут выполнять великую Историческую миссию.
Развитие психологической науки в период 20—30-х годов в стране в целом и в Беларуси в частности происходило в основном в рамках педологии.
Как отмечает М.Г. Ярошевский, «понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблемам ее отношений с педологией, невозможно» [54, с. 372]. Возникшая в конце XIX в. на кладе, педология, или наука о ребенке, в начале XX в., еще до 1917 г., распространяется и в России. В русле этого движения оказались работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, К.И. Поворина, педагогов П.Ф. Лссгафта и др. После 1917 г. педологическая работа в России бурно развивается. Все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии.
Педология ставит задачу помочь в воспитании человека нового общества. Первый педологический съезд состоялся в конце 1928 — начале 1929 г. На съезде была выработана общая платформа развития отечественной детской психологии. Новое понимание Психического развития было разработано Михаилом Яковлевичем Васовым (1892—1931) и Л.С. Выготским. Басов (ученик А.Ф.Лазурского) разработал методику наблюдения за детьми дошкольно-Г0 возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии он доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций («Воля как предмет функциональной психики», 1923 г.).
М.Я. Басов ввел в советскую
психологию термин «деятельность». Он
считал, что человек — «активный
деятель в среде», настаивал на
социокультурной и исторической
обусловленности
Начало 20-х годов было также
периодом появления первых учебных
заведений в послереволюционной
Беларуси. До революции 1917 г. психология
в нашей стране была представлена
лишь в учебных заведениях современных
Российской Федерации и Украины,
а также в Тартуском
В дальнейшем каждый год расширялся
круг научных и практических видов
психологии. Во-первых, вместе с расширением
и созданием новых учебных
заведений шел процесс
Во-вторых, активизировался
процесс внедрения
В-третьих, продолжалось создание лабораторий, в том числе и психотехнических, предназначенных для профессионального отбора и профориентации.
Первоначально задача подготовки
кадров республики решалась путем приглашения
специалистов из ведущих научных
центров страны. Поскольку первое
высшее учебное заведение — БГУ
— было создано в 1921 г., то необходимого
профессорско-
Так, в январе 1921 г. Центральный
исполнительный комитет (ЦИК) Белоруссии
обращается к научным работникам
страны с призывом принять участие
в создании университета в Минске
и дальнейшей работе в нем. ЦИК
вместе с правлением университета комплектовал
кафедры и давал для
Правление БГУ в январе 1922 г. объявило всероссийский конкурс на замещение вакантных должностей по многим кафедрам. В результате в 1924 г. 39 сотрудников медфака БГУ (37,1%) являлось выпускниками московских вузов, 12 (11,4%) — петроградских, 20 (19%) — украинских, 4 получили образование в Бейрутском, Берлинском, Парижском и Юрьевском университетах.
Восполнение кадров происходило
за счет оставшейся на кафедрах талантливой
молодежи из числа выпускников. Таким
образом, наметилась система подготовки
и подбора профессорско-
Деятельность В.Н. Ивановского по развитию психологии в Беларуси
Одним из ярких представителей
Московской профессуры, которыми пополнился
профессорско-
Круг его интересов
был достаточно широк: от мистики
средних веков до современной
психологии и гносеологии. Так, в
«Вопросах философии и
В разное время в центральных изданиях отмечались заслуги ученых, работавших в том числе и в Беларуси. Так, в статье А.В. Петровского отмечается, что среди ученых, занявших место в строю деятелей молодой послереволюционной науки, были видные представители психологической науки. Среди них В.М. Бехтерев и известные русские психологи: Н.Н. Ланге, В.А. Вагнер, А.II. 11еча-ев, Г.И. Россолимо, Г.И.Челпанов, В.Н.Ивановский, М.М.Рубинштейн и многие другие.
Владимир Николаевич родился в г. Верхнем Волочке Тверской губернии, в семье учителя. В совершенстве знал английский, немецкий, французский, читал на латинском и греческом языках. Работал в БГУ с 1921 по 1927 г.
В.Н. Ивановский закончил историко-филологический
факультет Московского
В майском номере журнала «Вопросы философии и психологии» за 1892 г. появилась eir> рецензия на книгу француза С.В. де Роберти. С тех пор он стал регулярно сотрудничать с этим журналом. Весной 1893 г. редактор «Вопросов философии и психологии» профессор Н.Я. Грот пригласил Ивановского на должность секретаря редакции, где он проработал до 1896 г.
В это время он был также
помощником секретаря Московского
Психологического общества (1894-1897), а
затем с января 1897 по январь 1900 г.—
его секретарем. Параллельно занимался
историей средних веков и подготовил
ряд статей, но этой теме, в том
числе: «Мистика и схоластика в IX—XII
вв., «Народное образование и
Преподавание в учебных заведениях В.Н.Ивановский начал с сентября 1894 г.: читал педагогику в Московском училище Ордена Святой Екатерины, с осени 1897 г. до весны 1900 г.— лекции по психологии на Московских женских педагогических курсах. В 1898 г. он стал магистром философии, в 1899 г. избирается приват-доцентом философии историко-философского факультета Московского университета.
С января 1900 г. В.Н. Ивановский был в двухгодичной заграничной командировке от министерства народного просвещения, после которой еще на год остался за границей для научной работы. Работал в этот период в Берлине, Париже, Лондоне, жил некоторое время в Оксфорде. В Берлине записался в студенты университета и в летнем семестре 1900 г. слушал лекции профессоров Штульпе, Дильтея и др., участвовал в практических занятиях по психологии у аспиранта Шумана. В 1900—1901 гг. в Сорбонне слушал лекции Бромара, Леви-Брюлля, Рибо, Пьера Жане и др.
В июле 1900 г. он принимал участие в Первой международной философском конгрессе и был избран в члены секции Бюро конгресса от славянских стран. В 1904 г. на Втором конгрессе в Женеве был переизбран в состав Бюро конгресса. Летом 1903 г. вернулся в Москву.
С 1904 г. переехал на работу в
Казанский университет приват-
В качестве небольшой исторической справки отметим, что после революции ректоров вузов избирали ежегодно. Характерно, что в 1918 и 1921 гг. ректором Самарского университета избирался А.П. Нечаев (1870—1948), известный психолог, занимавшийся экспериментальным изучением детского развития и внедрением эксперимента в педагогическую психологию. Начало XX в. отмечалось повышенным интересом к изучению ребенка. В связи с этим возник вопрос о необходимости создания педагогической психологии. Однако вопрос состоял в том, какая психология нужна школе и каковы возможности эксперимента в познании ребенка. Дискуссия разделила психологов России на два лагеря: сторонников традиционной психологии (Г.И. Челпанов) и экспериментальной психологии (А.П. Нечаев). Г.И. Челпанов полагал, что экспериментальную работу должны осуществлять специалисты, а А.П. Нечаев приветствовал создание при школе психологических кабинетов и лабораторий, ставивших не только учебные, но и исследовательские цели, и поддерживал вовлечение в эту работу учителей. Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности,
1 В 1921 г. ректором Самарского университета опять избирается А.П. Нечаев, а В.Н. Ивановский переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В период работы в БГУ он написал монографию «Методологическое введение в науку и философию» (1923 г.). В книге обсуждаются проблемы научно-исторического познания. Помимо других проблем В.Н. Ивановский предложил интересную классификацию наук: он разделил все науки на теоретические и практические. В раздел практических наук он включил и психологию. \О6 этой классификации упоминает Л.С.Выготский в статье «Исторический смысл психологического кризиса» и присоединяется к характеристике психологии как естественной науки в этом широком смысле слова [17, с. 322—323].
Следует отметить, что А.Н. Ждан не подчеркнула в своем учебнике [18|, что эта книга была написана В.Н. Ивановским во время его работы профессором БГУ. Вообще, уровень обобщений во всех российских учебниках и учебных пособиях но истории психологии столь велик, что до союзных республик ранее и самостоятельных государств ныне авторы почти не опускаются.
Примечательным жизни и деятельности В.Н. Ивановского в БГУ является написание первой оригинальной программы под названием «Программа но психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год. Эта программа находится в нашем Национальном архиве, написана Ивановским собственноручно, отменным почерком на двух листах с обеих сторон. Программа подписана 26 мая 1924 г. и предназначена для студентов первого курса педагогического факультета БГУ. В ней одну страницу занимает программа по истории психологии, вторая и третья страницы включают изучение психических процессов, четвертая страница содержит программный материал по психологии личности и психоанализу 3. Фрейда. В конце программы автором отмечается: «Главный метод моего преподавания состоит в том, чтобы каждый вопрос для слушателей дать болев ясно и побудить их к самостоятельности».
В архиве также есть отчет
профессорско-
В феврале-марте 1924 г. В.Н. Ивановский
читал курс для группы рабфака
«О выборе профессии и факультета».
8 июня 1924 г. делал доклад по теме: «А.С.
Пушкин в истории русской
Принимал участие во II
Всероссийском
Был в научной командировке в Москве в октябре 1923 г. и апреле 1924 г. Работал по подготовке к печати второго тома курсам «Методологического введения в науку и философию».
Опубликовал статью «Ассоциационизм у А. Бэна» (1927 г.). Подготовил также несколько статей для энциклопедического словаря товарищества братьев Гранат. Таким образом, до появления первых кафедр педагогики и психологии профессор В.Н. Ивановский закладывал основы учебно-методической базы белорусского университета. С 1 октября 1927 г. он был официально уволен с работы по причине инвалидности.
Тема докторской диссертации В.Н. Ивановского: «Ассоцннционизм психологический и гносеологический» (1909 г.). Он также издал ряд учебников: «Психология: курс лекций, читаемый в 1897-1899 гг. на высших педагогических курсах» (1899 г.), «Введение в философию» (1909 г.). Переводил Д. Мил ля, Фр. Бэкона, У. Джемса и др.
Информация о работе Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы