Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:21, реферат

Описание работы

В 20—30-е годы психология и нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства. Этими идеалами вдохновлялись в послереволюционные годы и наши соотечественники — психологи, полагавшие, что наконец-то появился па земле свободный человек, Обучая и воспитывая которого, они будут выполнять великую Историческую миссию.

Файлы: 1 файл

Развитие психологии в Беларуси в 20.docx

— 33.15 Кб (Скачать файл)

 

Развитие психологии в  Беларуси в 20—30-е годы

Лекции и практикум  по психологии  - История психологии

Общая тенденция развития психологии

 

В 20—30-е годы психология и  нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую  Россию, свободную от рабства и  барства. Этими идеалами вдохновлялись  в послереволюционные годы и наши соотечественники — психологи, полагавшие, что наконец-то появился па земле  свободный человек, Обучая и воспитывая которого, они будут выполнять  великую Историческую миссию.

 

 

Развитие психологической  науки в период 20—30-х годов  в стране в целом и в Беларуси в частности происходило в  основном в рамках педологии.

Как отмечает М.Г. Ярошевский, «понять, как происходило развитие психологии, не обратившись к проблемам ее отношений с педологией, невозможно» [54, с. 372]. Возникшая в конце XIX в. на кладе, педология, или наука о ребенке, в начале XX в., еще до 1917 г., распространяется и в России. В русле этого движения оказались работы психологов А.П. Нечаева, Г.И. Россолимо, И.А. Сикорского, К.И. Поворина, педагогов П.Ф. Лссгафта и др. После 1917 г. педологическая работа в России бурно развивается. Все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии.

Педология ставит задачу помочь в воспитании человека нового общества. Первый педологический съезд состоялся  в конце 1928 — начале 1929 г. На съезде была выработана общая платформа  развития отечественной детской  психологии. Новое понимание Психического развития было разработано Михаилом Яковлевичем Васовым (1892—1931) и Л.С. Выготским. Басов (ученик А.Ф.Лазурского) разработал методику наблюдения за детьми дошкольно-Г0 возраста. В полемике со сторонниками рефлексологии он доказывал важность и возможность объективного экспериментального изучения внутрипсихических функций («Воля как предмет функциональной психики», 1923 г.).

М.Я. Басов ввел в советскую  психологию термин «деятельность». Он считал, что человек — «активный  деятель в среде», настаивал на социокультурной и исторической обусловленности индивидуального  поведения. Его книга «Общие вопросы  педологии» (1931 г.) внесла крупный вклад  в педагогическую науку.

Начало 20-х годов было также  периодом появления первых учебных  заведений в послереволюционной Беларуси. До революции 1917 г. психология в нашей стране была представлена лишь в учебных заведениях современных  Российской Федерации и Украины, а также в Тартуском университете (Эстония). По существу, она и не могла  у нас активно развиваться  из-за отсутствия высших учебных заведений  и психологических научных учреждений.

В дальнейшем каждый год расширялся круг научных и практических видов  психологии. Во-первых, вместе с расширением  и созданием новых учебных  заведений шел процесс преподавания психологии, создавались лаборатории  по обслуживанию учебного процесса.

Во-вторых, активизировался  процесс внедрения психологических  данных в производство и организацию  исследований в области научной  организации труда.

В-третьих, продолжалось создание лабораторий, в том числе и  психотехнических, предназначенных  для профессионального отбора и  профориентации.

Первоначально задача подготовки кадров республики решалась путем приглашения  специалистов из ведущих научных  центров страны. Поскольку первое высшее учебное заведение — БГУ  — было создано в 1921 г., то необходимого профессорско-преподавательского состава  не было. Поэтому временное правление  Белорусского университета и Москве и его организационная комиссия в Минске наряду с решением других вопросов занимались и обеспечением факультетов профессорско-преподавательскими кадрами.

Так, в январе 1921 г. Центральный  исполнительный комитет (ЦИК) Белоруссии обращается к научным работникам страны с призывом принять участие  в создании университета в Минске и дальнейшей работе в нем. ЦИК  вместе с правлением университета комплектовал кафедры и давал для лабораторий  оборудование.

Правление БГУ в январе 1922 г. объявило всероссийский конкурс  на замещение вакантных должностей по многим кафедрам. В результате в 1924 г. 39 сотрудников медфака БГУ (37,1%) являлось выпускниками московских вузов, 12 (11,4%) — петроградских, 20 (19%) — украинских, 4 получили образование в Бейрутском, Берлинском, Парижском и Юрьевском университетах.

Восполнение кадров происходило  за счет оставшейся на кафедрах талантливой  молодежи из числа выпускников. Таким  образом, наметилась система подготовки и подбора профессорско-преподавательского состава в вузах республики. Одним  из первых профессоров, специализирующихся в области психологии, был Владимир Николаевич Ивановский.

 

Деятельность В.Н. Ивановского по развитию психологии в Беларуси

Одним из ярких представителей Московской профессуры, которыми пополнился профессорско-преподавательский состав БГУ, был Владимир Николаевич Ивановский (13(25) июля 1967 — 4 января 1939). Авторы «Новейшего философского словаря» [39, с. 251—252] называют его русско-белорусском философом, психологом, предки которого происходят из Беларуси.

Круг его интересов  был достаточно широк: от мистики  средних веков до современной  психологии и гносеологии. Так, в  «Вопросах философии и психологии»  он опубликовал следующие статьи: «Ложные вторичные ощущения» (1893 г.); «К вопросу об апперцепции» (1897 г.); «К вопросу о самообразовательном  движении» (1898 г.); «Очерк жизни и  деятельности Н.Я. Грота» (1900 г.) и др. Автор большого количества статей в  других журналах, особенно по проблемам  педагогики и образования.

В разное время в центральных  изданиях отмечались заслуги ученых, работавших в том числе и в Беларуси. Так, в статье А.В. Петровского отмечается, что среди ученых, занявших место в строю деятелей молодой послереволюционной науки, были видные представители психологической науки. Среди них В.М. Бехтерев и известные русские психологи: Н.Н. Ланге, В.А. Вагнер, А.II. 11еча-ев, Г.И. Россолимо, Г.И.Челпанов, В.Н.Ивановский, М.М.Рубинштейн и многие другие.

Владимир Николаевич родился  в г. Верхнем Волочке Тверской губернии, в семье учителя. В совершенстве знал английский, немецкий, французский, читал на латинском и греческом языках. Работал в БГУ с 1921 по 1927 г.

В.Н. Ивановский закончил историко-филологический факультет Московского университета в 1889 г. с дипломом 1-й степени. После  окончания давал частные уроки  в Москве. Будучи студентом 4-го курса, он заинтересовался лекциями по психологии профессора М.М.Троицкого. После окончания университета продолжил посещение курса М.М. Троицкого по психологии, а также начал участвовать в заседаниях Московского психологического общества.

В майском номере журнала  «Вопросы философии и психологии»  за 1892 г. появилась eir> рецензия на книгу француза С.В. де Роберти. С тех пор он стал регулярно сотрудничать с этим журналом. Весной 1893 г. редактор «Вопросов философии и психологии» профессор Н.Я. Грот пригласил Ивановского на должность секретаря редакции, где он проработал до 1896 г.

В это время он был также  помощником секретаря Московского  Психологического общества (1894-1897), а  затем с января 1897 по январь 1900 г.—  его секретарем. Параллельно занимался  историей средних веков и подготовил ряд статей, но этой теме, в том  числе: «Мистика и схоластика в IX—XII вв., «Народное образование и Университет  в Средние века», «Роджер Бэкон». Редактировал и корректировал сборник  «Программы домашнего чтения», редактировал первый том «Библиотеки для самообразования».

Преподавание в учебных  заведениях В.Н.Ивановский начал с сентября 1894 г.: читал педагогику в Московском училище Ордена Святой Екатерины, с осени 1897 г. до весны 1900 г.— лекции по психологии на Московских женских педагогических курсах. В 1898 г. он стал магистром философии, в 1899 г. избирается приват-доцентом философии историко-философского факультета Московского университета.

С января 1900 г. В.Н. Ивановский был в двухгодичной заграничной  командировке от министерства народного  просвещения, после которой еще  на год остался за границей для  научной работы. Работал в этот период в Берлине, Париже, Лондоне, жил  некоторое время в Оксфорде. В  Берлине записался в студенты университета и в летнем семестре 1900 г. слушал лекции профессоров Штульпе, Дильтея и др., участвовал в практических занятиях по психологии у аспиранта Шумана. В 1900—1901 гг. в Сорбонне слушал лекции Бромара, Леви-Брюлля, Рибо, Пьера Жане и др.

В июле 1900 г. он принимал участие  в Первой международной философском  конгрессе и был избран в члены  секции Бюро конгресса от славянских стран. В 1904 г. на Втором конгрессе в  Женеве был переизбран в состав Бюро конгресса. Летом 1903 г. вернулся в Москву.

 

С 1904 г. переехал на работу в  Казанский университет приват-доцентом. С 1904 но 1912 г. в этом университете читал философию, психологию, историю новой философии, был одним из учредителей Казанских высших женских курсов, где преподавал с 1906 по 1912 г. Последняя должность В.Н. Ивановского перед приездом в Минск — ректор Самарского университета (1920—1921 гг.).

В качестве небольшой исторической справки отметим, что после революции  ректоров вузов избирали ежегодно. Характерно, что в 1918 и 1921 гг. ректором Самарского университета избирался  А.П. Нечаев (1870—1948), известный психолог, занимавшийся экспериментальным изучением  детского развития и внедрением эксперимента в педагогическую психологию. Начало XX в. отмечалось повышенным интересом  к изучению ребенка. В связи с  этим возник вопрос о необходимости  создания педагогической психологии. Однако вопрос состоял в том, какая  психология нужна школе и каковы возможности эксперимента в познании ребенка. Дискуссия разделила психологов России на два лагеря: сторонников  традиционной психологии (Г.И. Челпанов) и экспериментальной психологии (А.П. Нечаев). Г.И. Челпанов полагал, что  экспериментальную работу должны осуществлять специалисты, а А.П. Нечаев приветствовал  создание при школе психологических  кабинетов и лабораторий, ставивших  не только учебные, но и исследовательские  цели, и поддерживал вовлечение в  эту работу учителей. Исходной позицией А.П. Нечаева в исследовательской  деятельности было стремление к целостному познанию развивающейся личности,

1 В 1921 г. ректором Самарского университета опять избирается А.П. Нечаев, а В.Н. Ивановский переезжает в Минск и избирается профессором БГУ по психологии. В период работы в БГУ он написал монографию «Методологическое введение в науку и философию» (1923 г.). В книге обсуждаются проблемы научно-исторического познания. Помимо других проблем В.Н. Ивановский предложил интересную классификацию наук: он разделил все науки на теоретические и практические. В раздел практических наук он включил и психологию. \О6 этой классификации упоминает Л.С.Выготский в статье «Исторический смысл психологического кризиса» и присоединяется к характеристике психологии как естественной науки в этом широком смысле слова [17, с. 322—323].

Следует отметить, что А.Н. Ждан не подчеркнула в своем учебнике [18|, что эта книга была написана В.Н. Ивановским во время его работы профессором БГУ. Вообще, уровень обобщений во всех российских учебниках и учебных пособиях но истории психологии столь велик, что до союзных республик ранее и самостоятельных государств ныне авторы почти не опускаются.

Примечательным жизни  и деятельности В.Н. Ивановского  в БГУ является написание первой оригинальной программы под названием  «Программа но психологии, фундаментальной логике, истории научного мировоззрения и истории Белоруссии» на 1923/24 учебный год. Эта программа находится в нашем Национальном архиве, написана Ивановским собственноручно, отменным почерком на двух листах с обеих сторон. Программа подписана 26 мая 1924 г. и предназначена для студентов первого курса педагогического факультета БГУ. В ней одну страницу занимает программа по истории психологии, вторая и третья страницы включают изучение психических процессов, четвертая страница содержит программный материал по психологии личности и психоанализу 3. Фрейда. В конце программы автором отмечается: «Главный метод моего преподавания состоит в том, чтобы каждый вопрос для слушателей дать болев ясно и побудить их к самостоятельности».

В архиве также есть отчет  профессорско-преподавательского состава  педагогического факультета о работе за 1923/24 учебный год на 41 листе. Из отчета В.Н. Ивановского от 11 июня 1924 г. следует, что на педфаке он читал курс логики и методологии науки, а также курс психологии для студентов первого курса всех отделений, вел все практические занятия по истории научного мировоззрения на втором и третьем курсах, состоял членом правления университета, был заместителем ректора по учебной части до апреля 1924 г., а также председателем научного общества.

В феврале-марте 1924 г. В.Н. Ивановский читал курс для группы рабфака  «О выборе профессии и факультета». 8 июня 1924 г. делал доклад по теме: «А.С. Пушкин в истории русской общественности»  па торжественном заседании Совета БГУ, научного общества и комитета публичной  Пушкинской библиотеки в Минске.

Принимал участие во II Всероссийском психоневрологическом съезде, проходившем в Ленинграде 3—10 января 1924 г., в составе делегации  от правления БГУ и был председателем  психологической, рефлексологической и педагогической секции.

Был в научной командировке в Москве в октябре 1923 г. и апреле 1924 г. Работал по подготовке к печати второго тома курсам «Методологического введения в науку и философию».

Опубликовал статью «Ассоциационизм у А. Бэна» (1927 г.). Подготовил также несколько статей для энциклопедического словаря товарищества братьев Гранат. Таким образом, до появления первых кафедр педагогики и психологии профессор В.Н. Ивановский закладывал основы учебно-методической базы белорусского университета. С 1 октября 1927 г. он был официально уволен с работы по причине инвалидности.

Тема докторской диссертации  В.Н. Ивановского: «Ассоцннционизм психологический и гносеологический» (1909 г.). Он также издал ряд учебников: «Психология: курс лекций, читаемый в 1897-1899 гг. на высших педагогических курсах» (1899 г.), «Введение в философию» (1909 г.). Переводил Д. Мил ля, Фр. Бэкона, У. Джемса и др.

Информация о работе Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы