Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:21, реферат
В 20—30-е годы психология и нашей стране развивалась, руководствуясь революционными идеями борьбы за новую Россию, свободную от рабства и барства. Этими идеалами вдохновлялись в послереволюционные годы и наши соотечественники — психологи, полагавшие, что наконец-то появился па земле свободный человек, Обучая и воспитывая которого, они будут выполнять великую Историческую миссию.
Авторы «Новейшего философского словаря» [381 отмечают, что исследования творчества В.П. Ивановского весьма скромны, а прижизненные критические публикации односторонне ориентированы. В.Н. Ивановский относится к тому поколению философов и психологов, которые внесли значительный вклад в философско-психологическое образование, он активно участвовал в просветительном движении и разработке моделей гуманитарного образования. ОСНОВНОЙ круг интересов В.Н. Ивановского связан с ассоциационизмом в европейской пауке и философии. Он но многом преодолел круг идей позитивизма и выдвинул ряд положений, скорее относящихся к глубинной психологической и исторической социологии. В трактовке путей развития науки и философии В.Н. Ивановский выдвигает многофакторные схемы, в известном отношении предшествующие Бостонской школе (Т. Кун и др.).
Деятельность П.Я. Панкевича по развитию педагогики и психологии в Беларуси
Известный белорусский ученый-педагог, доктор педагогических паук, профессор, действительный член АН БССР, Павел Яковлевич Панкевич (1895-1944) родился в Витебской губернии в крестьянской семье.
В возрасте семи лет он остался без отца. Учился прилежно. В 1914 г. с отличием закончил 2-е городское училище г. Витебска. В 1916 г. поступает, а в 1922 г. заканчивает Витебский педагогический институт народного образования. Педагогическую деятельность начал в 1915 г. учителем Рудненской земской школы. В 1924 г. окончил Московские высшие педагогические курсы. Работал преподавателем в Академии коммунистического воспитания в Москве.
В 1925 г., когда проводилась
очередная мобилизация для
Вел большую научную, преподавательскую и организаторскую деятельность в обучении и воспитании подрастающего поколения. П.Я. Панкевич был первым директором научно-исследовательского института педагогики и педологии, в создании которого он принимал непосредственное участие. Институт был открыт в октябре 1929 г. в Минске. Ныне Национальный институт образования является ведущим научно-исследовательским учреждением Республики Беларусь в области психологических, педагогических и социально-экономических наук. В период деятельности П.Я. Панкевича в 1929—1932 гг. в институте была проведена огромная работа в области развития политехнического обучения в республике.
В Белорусском университете в период работы П.Я. Панкевича проводились психологические исследования, имевшие прикладное значение для улучшения работы самого университета. В 1927 г. под руководством П.Я. Панкевича проведены выборочные исследования образа жизни, состояния нравственного сознания и быта 1600 студентов БГУ. По результатам исследований и 1928 г. была опубликована работа «Какой же наш белорусский студент?»
В научно-исследовательской работе ведущих психологов университета того периода принимали участие не только педагоги, но и студенты. В сентябре 1927 г. прошла Всебелорусская психолого-педагогическая конференция, на которой были подведены итоги исследований в области образования и даны конкретные рекомендации.
В этот период ученые университета не только подвергают глубокому исследованию методологические вопросы психологии, но и участвуют в философской дискуссии, направленной против механицизма, субъективизма и других отклонений от диалектико-материалистической методологии в психологической науке.
Например, в 1927 г. некоторые
диалектико-материалистические подходы
к решению психологических
Поведение человека должно изучаться в соответствии с диалектическим законом развития и с учетом биологического и социальных факторов.
Объектом исследования должна являться не абстрактная личность, а реально действующий человек, проявляющийся в конкретной обстановке.
Изучению должно подлежать главным образом коллективное поведение людей, о процессе которого выявляется истинная природа индивида и др.
Внедрение в практику социально-психологических исследований диалектико-материалистических подходов ускорило развитие фундаментальной психологической науки как в СССР, так и в БССР, включая Белорусский государственный университет.
В 1928 г. в Минске вышла книга П.Я. Панкевича «Политехническая школа и связи с развитием современной крупной индустрии». Исследуя вопросы трудового воспитания и политехнического обучения, автор показывает их тесную связь. Ценной является попытка П.Я. Панкевича обобщить опыт политехнического обучения в 1-й школе-коммуне Ряд исследований П.Я. Панкевич опубликовал по вопросам коммунистического Воспитания, философии психологии и др. Работая в сложное время становления социалистической педагогики, П.Я. Панкевич допускал и некоторые ошибочные суждения О школьном образовании,
И начале 30-х годов появляются критические статьи против педологии с анализом ее действительных и мнимых ошибок. Критику вызывали не только отсутствие квалифицированных психологов-практиков в учебных заведениях, но и теоретические положения педологии — ее механистичность, нередко эклектический подход к переработке психологической (особенно зарубежной) теории. Но главной причиной критики явилось то, что цель, поставленная педологией,— формирование активной, творческой личности и индивидуальный подход к каждому ребенку — не являлась актуальной в условиях формирования тоталитарного государства. Школьная система взамен сотрудничества между учителями и учениками вводила иерархические отношения подчинения и послушания.
Все это привело к постановлению 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов», которое существенно затормозило развитие психологии в нашей стране.
Второй удар по психологии
был нанесен в период Павловской
сессии Академии медицинских наук,
а третий — в период борьбы против
космополитизма в 1951 г., имевшей целью
противопоставить советских ученых
ученым Запада. В это время С.Л.
Рубинштейн (1889—1960) был смят со всех
занимаемых постов. Тем не менее, он
продолжал работать, развивая новые
философско-психологические
13 декабря 1937 г. П.Я. Панкевича по доносу арестовали. Поводом для ареста послужила статья в газете «Правда» от 10 августа 1937 г.. Статья была подписана Т.С. Горбуновым, который утверждал, что аттестационная комиссия иод руководством академика П.Я. Панкевича выгоняла из рядов учителей справедливых и преданных делу партии людей по причине недостаточной квалификации. В дальнейшем Т.С. Горбунов стал секретарем ЦК Компартии Беларуси по идеологии.
Организаторская деятельность С.Я. Вольфсона по развитию общественных наук в Республике Беларусь
Вольфсон Семен Яковлевич — философ, академик Академии наук БССР с 1928 г. Родился 8 июня 1891 г. в г. Бобруйске Могилевской области.
Отец С.Я. Вольфсона — выпускник Казанского ветеринарного института, фармацевт по профессии. Мать, М.И. Александрова, из купеческой семьи г. Мозыря.
С.Я. Вольфсон закончил с медалью мужскую гимназию в г. Бобруйске. Затем поступил в Гейдельбергекий университет (Германия), где обучался на юридическом и философском факультетах. Занимался в семинаре по творчеству Спинозы. С началом Первой мировой войны вернулся в Россию, где продолжил свое образование в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте. Учился также в Санкт-Петербургском, Московском, а затем и Киевском университете, юридический факультет которою закончил в 1919 г.
После окончания Киевского университета вернулся в Бобруйск и там преподавал в женской гимназии, трудовой школе, Бобруйской учительской семинарии и педагогических курсах по обществоведению, социологии и политической экономии.
После революции состоял членом Бобруйской городской думы, был председателем ее социал-демократической фракции. Являлся редактором еженедельной социал-демократической газеты «Наша мысль». В 1920—1921 гг. заведовал Бобруйским отделом народного образования.
В 1921 г. С.Я. Вольфсон представил в Институт Красной профессуры работу о диалектическом материализме в творчестве Г.В. Плеханова. Работа была одобрена приемной комиссией. В этом же году он был утвержден ученым советом БГУ на должность преподавателя, а затем и профессора, заведующего кафедрой диалектического материализма на факультете общественных профессий и педфаке, а в 1922 г. стал заместителем декана факультета общественных наук и членом редколлегии «Трудов БГУ».
В 1922—1923 гг. Всебслоруским съездом работников просвещения был избран членом президиума Белрабпроса (Белорусское рабочее просвещение).
В 1923 г.— председатель секции научных работников Белоруссии. В ноябре 1923 г. участвовал в работе 1-го Всесоюзного съезда научных работников СССР.
В 1925 г. Совет БГУ утверждает его деканом факультета права и хозяйства. В это же время С.Я. Вольфсон командируется в Германию и Францию, в Москве и Ленинграде ведет подбор преподавателей на свой факультет.
В 1926 г. правление БГУ просит допустить профессора для зашиты докторской диссертации по социологии. Он читает лекции о нравственности, культуре, издает Плехановскую хрестоматию. В 1927 г. три месяца работает в Германии в Прусской государственной библиотеке по проблемам исторического материализма, семьи и брака.
Научно-педагогическая деятельность С.Я. Вольфсона позволила современникам характеризовать его следующим образом: «талантливый преподаватель, прекрасный исследователь, блестящий стилист».
Для истории психологии в Беларуси деятельность С.Я. Вольфсона знаменательна тем, что примерно до начала 20-х годов элементы психологических знаний преподавались и пропагандировались в основном обществоведами и главным образом — философами. Начиная с 1919 г. он ведет в Бобруйске обществоведение в гимназии, школе, учительской семинарии и др.
Но для истории роль С.Я. Вольфсона более важна как роль организатора, а затем и руководителя системы народного образования, начиная с заведования Бобруйским отделением народного образования в начале 20-х годов и заканчивая должностью директора института философии, перед Великой Отечественной войной — и академика-секретаря отделения общественных наук Л11 БССР. И хотя непосредственно психологических работ у него не было, психологи отмечают и ссылаются на рассмотрение С.Я. Вольф-соном психологических аспектов семьи, брака, проблем культурного развития, деятельности интеллигенции и т.д. в Беларуси. Это обстоятельство подтверждается еще и тем, что заведующий кафедрой психологии Б ГПУ им. М. 'Ганка с 1964 г., доктор философских наук, профессор В.М. Ковалгин в одной из первых статей по истории психологии в Беларуси отметил большие заслуги в развитии психологии и С.Я. Вольфсона. Погиб С.Я. Вольфсон в 1941 г. на захваченной немцами территории.
Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Автор первого в СССР вузовского учебника «Диалектический материализм» (1922-1926 гг.).
Основные труды: «Плеханов» (1924 г.); «Интеллигенция как социально-экономическая категория» (1926 г.); «Социология брака и семьи» (1928 г.); «Семья и брак в их историческом развитии» (1937 г.).
Проблемы культурного строительства в Беларуси, становления и развития белорусской социалистической культуры освещены в книге С.Я. Вольфсона «Культурная революция в действии. Национально-культурное строительстве) БССР» (1932 г.).
Научная деятельность Б.Э. Быховского в Беларуси
Как уже отмечалось, белорусским ученым не были чужды и философские, методологические вопросы психологии. Круг этих проблем в 20—30-х годах активно разрабатывался Б.Э. Быховским, С.Я. Вольфсоном, P.M. Выдрой, В.Н. Ивановским, С.З. Каценбоге-ном, П.Я. Паикевичсм и др. Методологические вопросы психологии рассматривались в ходе Широкой философской дискуссии, направленной против концепций механицизма, субъективизма и др. Были подвергнуты критике виталистические и бихевиористские точки зрения, фрейдизм, рефлексология. Это помогло белорусским философам и психологам освободиться от ряда ошибочных представлений. В этом отношении показательна эволюция взглядов Б.Э. Быховского относительно фрейдизма. Если в 1923 г. он приписывал учению Фрейда диалектико-материалистическии характер, то в 1926 г. в книге «Метапсихология Фрейда» он критикует субъективизм и мистицизм фрейдовского учения, пытаясь, однако, провести линию его связи с реактологией.
Быховский Берхард Эммануилович (1898—1980 гг.) родился в г. Бобруйске. Доктор философских наук (1941 г.), профессор, лауреат Сталинской премии за создание «Истории философии» (1940-1943 гг.).
Окончил факультет общественных паук Белорусского государственного университета (1923), а с 1929 г.— профессор БГУ. Работал на кафедрах философии в учебных заведениях Минска, Ташкента и Москвы. В 1953—1973 гг.— профессор кафедры философии Московскою института народного хозяйства им. Плеханова.
I'извивал представление о философии как особом внутреннем способе постижения мира и проявления человеческого духа. В 20-х годах неоднократно обращался к изучению психоанализа 3. Фрейда. П 1923 г. в статье «О методологических основаниях психоаналитического учения З.Фрейда» исследовал эту проблему с точки зрения диалектического материализма.
В 1926 г. в статье «Генеономические воззрения Фрейда» критиковал фрейдизм за биологнзацию социальных явлений. Исследов;1л психофизические учения Спинозы и Гоббса. В 1930 г. издал «Очерк философии диалектического материализма», ставший одним из первых советских учебников ПО ЭТОЙ отрасли философского знания. Автор КНИГ «Философия Декарта» (1910 г.) и др.
В частности, в книге «Философия Декарта» говорится о жизни и творчестве великого французского мыслителя, которого в равной степени чтут философы, педагоги, психологи, математики и Другие представители мировой науки. В 1896 г. в связи с 300-летием со дня рождения Р.Декарта И.П.Павлов установил его бюст мри входе в свой кабинет в Колтушах под Санкт-Петербургом.
Б.Э. Быховский анализирует подходы Р.Декарта к таким понятиям как интуиция, разум, мышление и др., причем делает это в связи с переходом Р. Декарта от понятия «душа», которое до XV11 в. являлось предметом психологи и, к понятию «сознание», которое благодаря исследованиям Р. Декарта стало новым предметом психологии
Информация о работе Развитие психологии в Беларуси в 20—30-е годы