Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:04, реферат
Всю историю психологии можно подразделить на дв больших периода: это донаучный период, и развитие психологии как самостоятельной науки(после Вундта). Именно донаучный период можно подразделить на психологию как развитие науки о душе (5-6 век до н. э. – начало 18 века), и этап развития психологии в рамках учения о сознании (начало 18 века – до кризиса (10е гг 20 в)).
. Введение
2. Материализм
3. Идеализм
4. Заключение
УО «Гроденский
Кафедра Психологии
КСР по дисциплине Общая психология
на тему: «Развитие психологии в рамках философских
учений о
сознании.»
Гродно 2013
План:
1. Введение
2. Материализм
3. Идеализм
4. Заключение
1. Всю историю психологии можно подразделить на дв больших периода: это донаучный период, и развитие психологии как самостоятельной науки(после Вундта). Именно донаучный период можно подразделить на психологию как развитие науки о душе (5-6 век до н. э. – начало 18 века), и этап развития психологии в рамках учения о сознании (начало 18 века – до кризиса (10е гг 20 в)).
Философия развивается в рамках:
2. Материализма – Демокрит, истоик: материальность души. Она есть форма живого органического тела. Суть тела. Неразделимы – со смертью тела умирает и душа.Демокрит – автор атомистического материализма. Согласно его идеям, все состоит из двух начал: бытия и небытия. Атомы – мальчайщие, необычно подвижные частицы. Душа – причина движения тела. Душа материальна и состоит из атомов. Она смертна и уничтожается вместе с телом, вне тела она не существует. Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, тогда маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу.
Болезнь — это изменение пропорции атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений — печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается вединстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций.
Эпикур, Лукреций, а также стоики продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать. Стоики выделяли восемь частей души: управляющее начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее «происходит семь других частей души, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Из остальных частей одна называется воспроизводящей; она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон называл голосом; она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи. Управляющая часть помещается, словно в мироздании в нашейшарообразной голове»1. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью души. Лукреций различает дух и душу: дух называетсяеще умом, он — душа души.
Детерминизм – на все своя причина. Стоики смешивали стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах.
Аффекты — это
чрезмерные противоразумные и
3. Идеализма – Платон. – родоначальник идеалистической традиции в психологии. Центральное – учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Идеи суть образцы, вещи – из подобия. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром вещей и идей. Индивидуальная душа – как истечение мирового универсального духа. Природа души сродни природе идей. Существует вместе с телом, она бесконечно выше тела, может властвовать над ним. Но душа бессмертна, неразложима. Душа предстает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступит в соединение с телом. Душа и тело должны соответствовать друг другу. Различает 9 разделов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку. Есть некая мировая душа, это то первобытное состояние, в котором есть душа перед вселением в тело. С рождением тела душа вселяется в него, со смертью тела душа не умирает, а возвращается вновь в сове первобытное состояние и становится частью мирового духа. Лишь тело разложимо, тленно, смертно.
По Платону, существуют три начала человеческой души:
1) Низшее начало, - вожделеющее неразумное начало. Обладание этим началом позволяет удовлетворить телесные потребности. Оно присуще всем живым существам.
2) Разумное начало – противодействует стремлениям вожделеющего начала;
3) Яростный дух – это благородные стремления.
Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу, при господстве разумного начала. В сновидениях – борьба между началами души. Идея бессмертия души.
Аристотель, «Трактат о душе». Душа есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым; в душе – причина, т. е. основа всех проявлений живого тела – рост, дыхание, чувствование – все это обусловлено душой. Человек душой чувствует, переживает. Тело и все его органы находятся на службе у души. Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединил в специальном понятии «Энтелехии». Душа неразрывно связана с телом, она и есть форма активности тела. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Хотя душа бестелесна, ее носителем является пневма, вырабатыаемая в крови. Орган души – сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию – охлаждает кровь. Критиковал Платона за деление души на части, разделенные по их локализации в теле. Классифицировал три ступени жизни – растительную, животную, человеческую. Первые две понимались материалистически. Разумная душа – отделима от тела, идеальна, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства.
Античные взгляды о душе господствовали вплоть до XVIIвека.
В XVII веке Декарт, Своим учением о сознании, рссматриваемом в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него Аристотелевского учения о душе. Рассматривая соотношение души и тела, приходит к новому пониманию психики. Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставление телу и всему внешнему миру. Ввел понятие рефлекса. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души». Декарт, избирая новый способ исследования, отказывается от объективного описания Я и обращается только к рассмотрению своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний.
Избрал первым шагом к истине сомнение во всем. Сомневается в достоверности чувственного мира. (Античность: ощущения не могут возникнуть из ничего, должен быть раздражитель => ощущение истинно и правдоподобно). Сущность Я: отклоняются восходившие к Аристотелю представления о «Я» как состоящем из души и тела. Нет теоретического доказательства в обладании ими. Они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не оствется ничего кроме самого сомнения. Но сомнение – это акт мышления. => от сущности «Я» неотделимо только мышление. Под словом мышление Декарт понимает все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем непосредственно сами собой, и поэтому не только понимать, желать, воображать, но даже чувствовать означает то же, что и «мыслить». Широкое значение. Мыслительная деятельность плюс эмоциональные процессы. Вопрос – что же есть я?=> акт сомнения=>оно элемент мышления =>мышление неотделимо от «Я». Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание не имеет степеней. Сопоставление телесной и духовной субстанции привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между душой человека и его телом». Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Их независимое существование. Душа полностью разделима с телом и может существовать без него. Новизна подхода Декарта: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях научного исследования.
Взгляды Декарта и введение им понятия сознания как критерия психики, решающим образом повлияли на развитие психологии в XVIII – XIX веках.
в XVIII – XIX веках в центре внимания находятся проблемы эмпирии, проблемы опытного познания, с помощью механизма ассоциации. Ассоциациативная психология становится единственным направлением в развитии психологических взглядов вплоть до начала ХХ века.
Новое решение
проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский
философ-материалист Бенедикт С
Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление: «...субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом — под другим».
Душа и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.
Так Спиноза разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта, человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.
У Спинозы есть указания на разную степень совершенства животных и человека. Из этого следует, чтомышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления. Человеческое мышление — это частный случай мышления как атрибута субстанции.
Спиноза выделяет три основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются ихразличия в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из первичныхаффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации. Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу,—удовольствие, веселость и т. п.— они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред,— сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффектывводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет самсобой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее,однако принужден следовать худшему».
Информация о работе Развитие психологии в рамках философских учений о сознании