Развитие психологии в рамках философских учений о сознании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Всю историю психологии можно подразделить на дв больших периода: это донаучный период, и развитие психологии как самостоятельной науки(после Вундта). Именно донаучный период можно подразделить на психологию как развитие науки о душе (5-6 век до н. э. – начало 18 века), и этап развития психологии в рамках учения о сознании (начало 18 века – до кризиса (10е гг 20 в)).

Содержание работы

. Введение
2. Материализм
3. Идеализм
4. Заключение

Файлы: 1 файл

кср 1.docx

— 27.67 Кб (Скачать файл)

УО «Гроденский государственный  медицинский университет» 
Кафедра Психологии 
 
 
КСР по дисциплине Общая психология 
 
на тему: «Развитие психологии в рамках философских учений о 
сознании.»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                                                                  студента 1 курса 4 группы МПФ 
                                                                                             Хрещика Павла Васильевича 
 
 
 
 
 
 
 
Гродно 2013

 

План:

1. Введение 
2. Материализм 
3. Идеализм 
4. Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.   Всю историю психологии можно подразделить на дв больших периода: это донаучный период, и развитие психологии как самостоятельной науки(после Вундта). Именно донаучный период можно подразделить на психологию как развитие науки о душе (5-6 век до н. э. – начало 18 века), и этап развития психологии в рамках учения о сознании (начало 18 века – до кризиса (10е гг 20 в)).

Философия развивается  в рамках:

2.  Материализма – Демокрит, истоик: материальность души. Она есть форма живого органического тела. Суть тела. Неразделимы – со смертью тела умирает и душа.Демокрит – автор атомистического материализма. Согласно его идеям, все состоит из двух начал: бытия и небытия. Атомы – мальчайщие, необычно подвижные частицы. Душа – причина движения тела. Душа материальна и состоит из атомов. Она смертна и уничтожается вместе с телом, вне тела она не существует. Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии, которая возникла в VI в. до н.э. и явилась исторически первой формой древнегреческой философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм, Демокрит понимал душу как причину движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких, круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму. Душа, как и огонь, состоит из этих атомов: она — это атомы огня по своей форме и активности. Когда мелкие частицы проникают в тяжелые, они вследствие того, что по своей природе никогда не бывают в покое, двигаясь, приводят тело в движение, становясь душой этих тяжелых тел. Таким образом, душа понимается как продукт распределения атомов в теле. Демокрит приписывал душе движения в материальном смысле как пространственное перемещение. Когда сложные тела распадаются, тогда маленькие выходят из них, рассеиваются в пространстве и пропадают. Значит, душа смертна и уничтожается вместе с телом. Когда мы дышим, мы втягиваем в себя частицы, составляющие душу, которые находятся в большом числе в воздухе; выдыхая, мы выбрасываем какую-то часть нашей души. Таким образом, душа непрерывно материально обновляется с каждым дыханием. Демокрит считал, что душа принадлежит всем, даже мертвому телу, но только у него очень мало души. Так Демокрит приходит к панпсихизму: все — и растения, и камни — имеет душу.

Болезнь — это изменение пропорции  атомов. В старости число подвижных атомов уменьшается. В органах чувств мелкие атомы ближе всего к внешнему миру, поэтому они приспособлены для внешнего восприятия. Особенно благоприятное соотношение легких и тяжелых атомов в мозгу: он — место высших душевных функций, способности к познанию. Органом благородных страстей является сердце, чувственных желаний и вожделений — печень. Таким образом, Демокрит дает естественное понимание души. Душа выступает продуктом организации тела, а не является изначальным принципом. Она не существует вне тела. Характерно, что, отличая душу от тела, Демокрит считает ее телом, хотя и особым телом. Античному материализму свойственна материализация души: душа не только рассматривается вединстве с телом — в этом состоит признак всякого материалистического учения о душе, но сама является телом. При этом аргументом в пользу материальности души служит следующее рассуждение: если душа движет телом, значит, она сама телесна, поскольку механизм действия души на тело мыслился как материальный процесс по типу толчка. Доводы в пользу телесности души подробно развивает Лукреций.

Эпикур, Лукреций,  а также стоики  продолжили разработку представлений Демокрита о душе. По Эпикуру, душу имеют только те существа, которые могут ощущать.    Стоики   выделяли   восемь   частей   души: управляющее начало (разум у человека или инстинкт у животных), от нее «происходит семь других частей души, распространяющихся по телу наподобие щупалец осьминога. Пять из этих семи частей души составляют чувства: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Из остальных частей одна называется воспроизводящей; она пневма, распространяющаяся от управляющей части до детородных органов. Другая часть — это то, что Зенон называл голосом; она пневма, распространяющаяся от управляющей части до горла, языка и других органов речи. Управляющая часть помещается, словно в мироздании в нашейшарообразной голове»1. В учении стоиков о душе проявляется рационализм, свойственный их мировоззрению в целом: разум является ведущей высшей частью души. Лукреций различает дух и душу: дух называетсяеще умом, он — душа души.

Детерминизм – на все своя причина. Стоики смешивали  стремления и чувствования в понятии аффекта и внесли большой вклад в учение об аффектах.

Аффекты — это  чрезмерные противоразумные и противоестественные  движения души, связанные с неправильными представлениями о вещах. К отдельным аффектам они также применяли определение «неразумное», например, желание — неразумное возбуждение, — неразумное наслаждение, скорбь — неразумное душевное сжатие и др.

3. Идеализма – Платон. – родоначальник идеалистической традиции в психологии. Центральное – учение об идеях. Идеи – это истинно сущее бытие, неизменяемое, вечное, не имеющее возникновения, не осуществленное в какой-либо субстанции. Идеи суть образцы, вещи – из подобия. Душа выступает в качестве начала, посредствующего между миром вещей и идей. Индивидуальная душа – как истечение мирового универсального духа. Природа души сродни природе идей. Существует вместе с телом, она бесконечно выше тела, может властвовать над ним. Но душа бессмертна, неразложима. Душа предстает в качестве начала, посредствующего между миром идей и чувственных вещей. Душа существует прежде, чем она вступит в соединение с телом. Душа и тело должны соответствовать друг другу. Различает 9 разделов душ, каждая из которых соответствует определенному человеку.  Есть некая мировая душа, это то первобытное состояние, в котором есть душа перед вселением в тело. С рождением тела душа вселяется в него, со смертью тела душа не умирает, а возвращается вновь в сове первобытное состояние и становится частью мирового духа. Лишь тело разложимо, тленно, смертно.

По Платону, существуют три начала человеческой души:

1)      Низшее начало, - вожделеющее неразумное начало. Обладание этим началом позволяет удовлетворить телесные потребности. Оно присуще всем живым существам.

2)      Разумное начало – противодействует стремлениям вожделеющего начала;

3)      Яростный дух – это благородные стремления.

Все стороны души должны находиться в гармоничном  отношении друг к другу, при господстве разумного начала.  В сновидениях – борьба между началами души. Идея бессмертия души.

Аристотель, «Трактат о душе». Душа есть форма живого органического тела. Душа делает тело живым; в душе – причина, т. е. основа всех проявлений живого тела – рост, дыхание, чувствование – все это обусловлено душой. Человек душой чувствует, переживает. Тело и все его органы находятся на службе у души. Душа как форма тела означает, что она есть суть тела, причина и цель всех его действий. Все эти характеристики души Аристотель объединил в специальном понятии «Энтелехии». Душа неразрывно связана с телом, она и есть форма активности тела. Все душевные состояния сопровождаются телесными проявлениями. Хотя душа бестелесна, ее носителем является пневма, вырабатыаемая в крови. Орган души – сердце. Мозг выполняет вспомогательную функцию – охлаждает кровь. Критиковал Платона за деление души на части, разделенные по их локализации в теле. Классифицировал три ступени жизни – растительную, животную, человеческую. Первые две понимались материалистически. Разумная душа – отделима от тела, идеальна, ее сущность божественна. После смерти она не уничтожается, а возвращается в бестелесный эфир воздушного пространства. 

Античные взгляды  о душе господствовали вплоть до XVIIвека.

В XVII веке Декарт, Своим учением о сознании, рссматриваемом в контексте им же поставленной психофизической проблемы, он ввел критерий для выделения психики из существовавшего до него Аристотелевского учения о душе. Рассматривая соотношение души и тела, приходит к новому пониманию психики.  Психика стала пониматься как внутренний мир человека, открытый самонаблюдению, имеющий особое – духовное – бытие, в противопоставление телу и всему внешнему миру. Ввел понятие рефлекса. В системе Декарта ее философские и психологические аспекты представлены в неразрывном единстве. «Страсти души». Декарт, избирая новый способ исследования, отказывается от объективного описания  Я и обращается только к рассмотрению своих мыслей (сомнений), т. е. субъективных состояний.

Избрал первым шагом  к истине сомнение во всем. Сомневается  в достоверности чувственного мира. (Античность: ощущения не могут возникнуть из ничего, должен быть раздражитель => ощущение истинно и правдоподобно). Сущность Я: отклоняются восходившие  к Аристотелю представления о  «Я» как состоящем из души и  тела. Нет теоретического доказательства в обладании ими. Они не необходимы для «Я». Если отделить все сомнительное, не оствется ничего кроме самого сомнения. Но сомнение – это акт мышления. => от сущности «Я» неотделимо только мышление. Под словом мышление Декарт понимает все, что происходит в нас  таким образом, что мы воспринимаем непосредственно сами собой, и поэтому  не только понимать, желать, воображать, но даже чувствовать означает то же, что и «мыслить». Широкое значение. Мыслительная деятельность плюс эмоциональные процессы.  Вопрос – что же есть я?=> акт сомнения=>оно элемент мышления =>мышление неотделимо от «Я». Психика есть то, что дано личному сознанию. Сознание не имеет степеней. Сопоставление телесной и духовной субстанции привело Декарта к выводу о «полнейшей разнице, существующей между душой человека и его телом». Тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Их независимое существование. Душа полностью разделима с телом и может существовать без него. Новизна подхода Декарта: впервые систематическое сомнение используется как методический прием в целях научного исследования.

Взгляды Декарта  и введение им понятия сознания как  критерия психики, решающим образом  повлияли на развитие психологии в XVIII – XIX веках.

в XVIII – XIX веках в центре внимания находятся проблемы эмпирии, проблемы опытного познания, с помощью механизма ассоциации. Ассоциациативная психология становится единственным направлением в развитии психологических взглядов вплоть до начала ХХ века.

Новое решение  проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский  философ-материалист Бенедикт Спиноза. По оценке Гегеля, он снял дуализм, имеющийся в философии Декарта. Главное сочинение — «Этика». В отличие от Декарта, Спиноза разработал монистическое учение. Есть одна субстанция. Он определяет ее как то, что существует само в себе и представляется само через себя. Она в самой себе содержит необходимость существования. «Существование субстанции и ее сущность — это одно и то же». В отличие от отдельных вещей, она ничем не производится, она не сотворена, существует в силу самой себя, а не в силудругого какого-нибудь существа, она вечна, бесконечна, одна, в отличие от множественности конкретныхвещей. В ней нет целей, она действует только по необходимости, т. е. в соответствии с объективными закономерностями. Каждое из этих положений доказывается в теоремах. Субстанцию Спиноза называл Богом или природой: Если Декарт объясняет существование материи актом божественного творчества, Спинозаутверждает, что природа не нуждается в первоначальной причине. Это материализм.

Для человека познаваемы только два атрибута — протяжение и мышление: «...субстанция мыслящая и субстанция протяженная составляют одну и ту же субстанцию, понимаемую в одном случае под одним атрибутом, в другом — под другим». 

Душа  и тело составляют один и тот же индивидуум (мыслящее тело), представляемый в одном случае под атрибутом мышления, в другом — протяжения. Поэтому порядок и связь состояний тела, происходящих под влиянием взаимодействия с другими вещами, сообразны с тем, в каком порядке и связи располагаются в душе представления и идеи вещей в виде представлений, ощущений, воли и других психических процессов.

Так Спиноза  разрешил дуализм Декарта. В отличие от Декарта, человеческое мышление он считал естественным свойством, проявлением мышления как атрибута всей субстанции. Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции.

У Спинозы есть указания на разную степень совершенства животных и человека. Из этого следует, чтомышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления. Человеческое мышление — это частный случай мышления как атрибута субстанции.

Спиноза выделяет три  основные аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Подчеркиваются ихразличия в зависимости от объектов, со стороны которых человек подвергается воздействиям. Из первичныхаффектов образуется все многообразие страстей на основе трех принципов: путем изменения нашего представления о предмете, через сопереживание, по ассоциации.  Аффекты определяют действия и поступки человека. По своей силе и ценности аффекты неодинаковы. Есть аффекты, приносящие пользу,—удовольствие, веселость и т. п.— они увеличивают способности тела. Есть аффекты, приносящие вред,— сострадание, ненависть и т. п.— они угнетают человека. Но независимо от этого различия все аффектывводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей. «Человеческое бессилие в укрощении и ограничении аффектов я называю рабством. Ибо человек, подверженный аффектам, уже не владеет самсобой, но находится в руках фортуны, и притом в такой степени, что он, хотя и видит перед собой лучшее,однако принужден следовать худшему».

Информация о работе Развитие психологии в рамках философских учений о сознании