Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:23, курсовая работа

Описание работы

В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1 Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. 5
1.2 Понятие способностей, их виды………………………………….. 8
1.3 Понятие творчества и виды……………………………….………. 11
1.4 Разновидности способностей……………………………….......… 13
1.5 Связь творчества с различными познавательными процессами.. 20
Глава 2 Практическая часть по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на примере базовой школы
2.1 Характеристика детей младшего школьного возраста базовой школы……………………………….………………………………… 24
2.2 Диагностика детей младшего школьного возраста……………. 25
2.3 Рекомендации родителям……………………………………….. 26
Заключение……………………............................................................ 28
Библиографический список………………………………..………. 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

     Талант настолько сложное сочетание психических качеств личности, что он не может быть определен какой-либо одной-единственной способностью, пусть это даже будет такая ценная способность, как высокая продуктивность памяти. Скорее, наоборот, отсутствие или, точнее, слабое развитие какой-либо даже важной способности, как об этом свидетельствуют психологические исследования, может быть с успехом компенсировано интенсивным развитием других способностей, входящих в сложный ансамбль качеств таланта.

     Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность (политическая, научная, художественная, производственная, спортивная, военная и т. д.). Поэтому составляющие талант способности будут далеко не идентичны, если сравнивать, например, между собой талантливого композитора и талантливого авиаконструктора.

     В результате изучения ряда одаренных детей удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности. Первая особенность личности, которая может быть выделена таким образом, — это внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе. На уроке ученик не отвлекается, ничего не пропускает, постоянно готов к ответу. Он отдает себя целиком тому, что его заинтересовало. Вторая особенность личности высокоодаренного ребенка, неразрывно связанная с первой, заключается в том, что готовность к труду у него перерастает в склонность к труду, в трудолюбие, в неуемную потребность трудиться. Третья группа особенностей связана непосредственно с интеллектуальной деятельностью: это особенности мышления, быстрота мыслительных процессов, систематичность ума, повышенные возможности анализа и обобщения, высокая продуктивность умственной деятельности.

     Указанные способности, которые в целом образуют структуру умственной одарённости, по свидетельству многочисленных психологических наблюдений над одаренными детьми, проявляются у подавляющею большинства таких ребят и отличаются лишь степенью выраженности каждой из этих способностей, взятой в отдельности. Если же говорить о специфических различиях в одаренности, то они обнаруживаются главным образом в направленности и интересов. Один ребенок после какою-либо периода исканий останавливается на математике, другой — на биологии, третий увлекается художественно-литературным творчеством, четвёртый — историей и археологией и т. п.

     Способности ощущения, механической памяти, эмоциональной возбудимости, психомоторики, темперамента развиваются на основе врожденных задатков. Задатки — это обусловленные наследственными генами возможности развития анатомо-физиологических и ими определяющихся некоторых психических свойств, действительное развитие которых зависит от их взаимодействия со средой.

     Моральные качества личности, как все свойства направленности, не имеют задатков совсем и формируются только в процессе воспитания. Но и способности, имеющие задатки, развиваются из них далеко не непосредственно. Из задатков хорошего слуха могут в процессе развития личности в зависимости от условий жизни сформироваться и музыкальные способности, и способности радиоакустика. Задатки хорошего зрения могут превратиться в художественные способности и в способности часовщика или прибориста.

 

    1. Связь творчества с различными познавательными процессами

 

 

 

     В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

     Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков. Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности: гибкость ума; систематичность и последовательность мышления; диалектичность; готовность к риску и ответственности за принятое решение.

     Гибкость  ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

     Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы.

     Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

     Помощь взрослых и, в частности, педагога заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

- удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;

- видеть, слышать, ощущать (удивившись, начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;

- мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое).

Этих трех даров достаточно, чтобы  быть поэтом в душе, но не на деле. Чтобы творить, следует еще научиться:

- владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла).

- создавать «законченную вещь», то есть произведение.

Поэтому очень важно  ежедневно заниматься с ребенком (рисованием, чтением, музыкой или  спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

  • смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • говорить так, чтобы тебя услышали;
  • быть самим собой;
  • трудиться творчески;
  • творить вдохновенно.

     Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения.

     Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают «...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов».

     Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  • творческое мышление,
  • творческое воображение,
  • применение методов организации творческой деятельности.

     Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

    • преодоление психологической инерции мышления;
    • оценивание оригинальности решения;
    • сужение поля поиска решения;
    • фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
    • мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

     Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

     Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

     Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является самостоятельным структурным элементом содержания образования. Он предполагает:

- перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, альтернативы ее решения,

- комбинирование ранее усвоенных способов в новые и др.

 

 

 

 

 

Глава 2. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста.

2.1 Характеристика детей  младшего школьного возраста базовой школы.

Данные методики были проведены  в базовой школе. Для проведения данных методик были использованы дети 2 «В» класса. В данной школе существуют только начальные классы. Для развития творческих способностей данной школе  проводятся мероприятия, посещение выставок, а также дети посещают различные кружки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Диагностика детей  младшего школьного возраста.

Для выявления и определения  творческих способностей были проведены  следующие тесты:

  1. Тест на выявления уровня развития внимания ( см. приложение 1). Данный тест был проведён в базовой школе во 2 «В» классе. Были выявлены следующие результаты. Выяснилось, что уровень развития внимания у всех детей получился высокий. Все значки были зарисованы правильно.
  2. Далее было проведено тренинговые задание. Целью которого являлась определение уровня развития внимания ( см. приложение 2 )

Были получены следующие результаты: У двоих учеников получился высокий  уровень внимания, они написали 9 -12 слов и у 3 учащихся получился низкий уровень развития внимания, они написали 4-5-6 слов.

  1. Тест на выявление творческого потенциала ребёнка ( см. приложение 3)

И по результатам данного теста  получилось, что у всех 5 детей  нормальный творческий потенциал. Во общем получились следующие результаты: 4 детей – 33 – 34 балла и у 1 ребёнка 40 баллов. Данные дети обладают теми качествами, которые позволяют им творить, но у них есть проблемы, которые тормозят процесс творчества. Но во всяком случае их потенциал позволит им творчески проявит себя, если они этого пожелают.

  1. Также по данной теме было проведено наблюдение. Целью которого являлось выявление уровня развития творческих способностей. ( см. приложение 4). В ходе данного наблюдения я выяснила, что способности у детей все разные. Кто-то задание выполняет быстрее и качественней кто, то отстаёт. Кто-то более внимателен, кто то нет.

  Таким образом, можно сделать  вывод, что творческие способности  у всех разные.

 

 

 

 

2.3 Рекомендации для родителей

 

 

 

Ребенок младшего школьного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.

Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время  занятий. Если ребенку весело учиться, он учиться лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.

Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста