Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 13:23, курсовая работа
В связи с проблемой внедрения новой образовательной парадигмы в XXI веке возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложнейших задач, которые выдвигает жизнь. В обществе происходят бурные изменения.
Введение……………………………………………………………… 3
Глава 1 Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста
1.1 Возрастные особенности детей младшего школьного возраста. 5
1.2 Понятие способностей, их виды………………………………….. 8
1.3 Понятие творчества и виды……………………………….………. 11
1.4 Разновидности способностей……………………………….......… 13
1.5 Связь творчества с различными познавательными процессами.. 20
Глава 2 Практическая часть по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста на примере базовой школы
2.1 Характеристика детей младшего школьного возраста базовой школы……………………………….………………………………… 24
2.2 Диагностика детей младшего школьного возраста……………. 25
2.3 Рекомендации родителям……………………………………….. 26
Заключение……………………............................................................ 28
Библиографический список………………………………..………. 29
Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
Будьте терпеливы,
не спешите, не давайте ребенку задания,
превышающие его
В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
Дети младшего школьного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это ему пригодится в социально-сложной атмосфере общеобразовательной школы.
Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их креативности, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.
Отсюда можно сделать вывод, что активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий и систем творческих заданий, специфически направленных на развитие творческой деятельности, личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач деятельности современного педагога.
Библиографический список
1)Еникеев, М.И. Общая и
2)Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст]: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. – 255с.
3)Крысько, В.Г. Социальная
4)Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребёнка от рождения до 17 лет) [Текст]: Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – 2-е изд. – М.: УРАО, 1997. – 176с.
5)Общая психология [Текст]: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 448с.
6)Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 576. 7)Психологические тесты для деловых людей [Текст] / Н.А. Литвинцева. – М.: ЗАО Бизнес-школа Интел-Синтез, 1998. – 528с.
8)Рабочая книга школьного
9)Соснин, В.А., Красникова, Е.А. Социальная
психология [Текст]: учебник / В.А.
Соснин, Е.А. Красникова. – М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2006. – 336с.
11)Сухов, А.Н. Социальная
12)Фридман, Л.М., Кулагина, И.Ю. Психологический справочник учителя [Текст] / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – М.: Просвещение, 1991. – 288с.
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста |
Ведущая деятельность |
Новообразования младшего школьного возраста |
|
Ведущая деятельность — учебная. Она поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлек-сии, оценки то-го, «чем я был» и «чем я стал». |
Новообразования: 1. формирование теоретического мышления; 2. рефлексия как осознание своих собственных изменений; 3. способность к планированию. Интеллект опосредует развитие всех остальных функций: про-исходит интеллектуализация всех психических процессов, их осознание и произвольность. Так, память приобретает ярко выраженный познавательный характер. Это связано с тем, что ребенок, начинает осознавать особую мнемическую задачу и отделяет эту задачу от всякой другой. В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоми-нания. В области восприятия происходит переход от непроиз-вольного восприятия дошколь-ника к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определенной задаче. Проис-ходит также развитие волевых процессов. |
Приложение 1
Протокол тестирования 1
Цель – выявить уровень развития внимания.
Учащиеся базовой школы, 2»в» класс.
Детям показывается 6-8 карточек. Карточка
находится перед глазами
Размер карточек 6х9 см.
Задание детям: быть внимательными, рассмотреть, что нарисовано и зарисовать на листок. ( , 1, ,H, , Z, L, C). За каждый правильно нарисованный рисунок по 1 баллу.
8 баллов – высокий уровень
7 – 6 баллов – средний уровень
От 6 и менее – низкий уровень
Приложение 2
Протокол тренинга задания 2
Цель – определить уровень творческого мышления учащихся базовой школы, 2 «в» класс.
Тренинг: «Изучение гибкости при создании слов».
Задание: дается слово ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ. Необходимо из букв этого слова составить как можно больше слов. Время выполнения задания 3 минуты. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя. Задание предлагается на отдельном листе, на котором ребенок записывает свои слова.
Результаты:
9 и более слов – высокий уровень
7 и 8 слов – средний уровень
6 и менее слов – низкий уровень
Приложение 3
Протокол тестирования №3
Цель: Определить творческий потенциал ребёнка.
Данная методика была проведена с детьми базовой школы 2 «В» класса.
Выберите и ответьте на один из предложенных вариантов ответов.
А) Да
Б) нет, он и так достаточно хорош
В) да, но только в кое в чём
2. Думаете ли вы, что сами можете
учувствовать в изменении
А) Да в большинстве случаев
Б) Нет
В) Да в большинстве случаев
3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете
А) Да
Б) Да, при благоприятных
В) Лишь в некоторой степени
4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете, что – то принципиально изменить.
А) ДА
Б) Это маловероятно
В) Возможно
5. Когда вы решаете предпринять какие-то действия, думаете ли вы, что осуществите намеченное
А) Да
Б) Часто думаете, что не сумеете
В) Да, часто
6. Испытываете ли вы желание
заняться делом, которые
А) Да, неизвестное привлекает
Б) Неизвестное вас не интересует
В) Всё зависит от характера этого дела
7. Вам приходиться заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нём совершенства!
А) ДА
Б) Удовлетворяетесь тем, чего успели добиться
В) Да, но если вам это нравиться
8. Если дело, которое вам интересно,
потребует более глубокой
А) Да
Б) Нет
В) Нет, вы удовлетворите своё любопытство
9. Когда вы терпите неудачу, то:
А) Какое – то время упорствуете вопреки здравому смыслу
Б) Махнёте рукой на эту затею
В) Продолжаете делать своё дело, даже, когда становиться, очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. Профессию надо выбирать
А) Своих возможностей дальнейших перспектив для себя.
Б) Стабильности, значимости, нужности профессии
В) Преимуществ, которые она обеспечит
11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли:
А) Да
Б) Нет, боитесь сбиться с пути
В) Да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась
12. Сразу же, после какой – то беседы, сможете ли вы вспомнить всё, что говорилось:
А) Да, без труда
Б) Всё вспомнить невозможно
В) Запомните только то, что вас интересует
13. Когда вы слышите слово
на незнакомом вам языке, то
сможете без затруднения
А) Да, без затруднения
Б) Да, если это слово легко запомнить
В) Повторите, но не совсем правильно
14. В свободное время вы
А) Остаться наедине, поразмыслить
Б) Находиться в компании
В) Вам безразлично, будете ли вы наедине или в компании
15. Вы занимаетесь каким – то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:
А) Дело законченно и кажется вам отлично выполненным
Б) Вы более – менее довольны
В) Вам ещё не всё удалось сделать
16. Когда вы один (одна):
А) Любите мечтать о каких – то может быть даже абстрактных вещах;
Б) Любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие
В) Иногда любите помечтать, но о вещах, связанной с вашей работой.
17. Когда какая – то идея
захватывает вас, то вы
А) Независимо, от того где, вы находитесь
Б) Вы можете делать это только наедине
В) Только там, где будет не слишком шумно
18. Когда вы отстаиваете какую – то идею:
А) Можете отказаться от неё, когда выслушаете убедительные аргументы оппонентов
Б) Останетесь при своём мнении, какие бы аргументы не выслушали
В) Измените своё мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тесту:
Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом: за ответ «а» - 3 очка; за ответ «б» - 1 очко; за ответ «в» - 2 очка.
49 и более очков. Вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Вам доступны самые разнообразные формы творчества.
От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявлять себя, если вы конечно пожелаете.
23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, не велик.
Приложение 4.
Протокол наблюдения №4
Данное наблюдение было проведено для того, чтобы выявит уровень развития творческих способностей. Наблюдение было проведено в ДДТ, на занятии «Оригами». На данном занятии выполняли праздничную открытку к 8 марта. Делали цветы и лепесточки из цветной бумаги и приклеивали на альбомный лист.
Информация о работе Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста