Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 15:25, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы выявить влияние коррекционной программы на развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте.
Были выделены следующие задачи:
1). Эмпирически выявить диагностику развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.
2). На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных оценить эффективность коррекционной программы.
3). На основе теоретико-эмпирического анализа обосновать степень «желательности» использования данной коррекционной программы в педагогической практике.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СПОСОБНОСТЬ. 5
2. ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. 13
3. ОБОБЩЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 29
3.1 Развивающий этап 32
3.2 Констатирующий этап 36
3.3 Выводы 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
ЛИТЕРАТУРА 41

Файлы: 1 файл

Диплом(Психология).doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).

Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок —  голова и т. д.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).[7]

Результаты  исследования:        

2-А  (экспериментальная  группа)

Фамилия, имя          Тип решения задачи на

         воображение

1. Веслов Дима        4

2. Волков Саша        2

3. Деева Даша        3

4. Домрачев Денис        4

5. Егорова Ольга        3

6. Еклашев Илья        3

7. Иванов Дима        4

8. Ингачева Анна        4

9. Коробкова Анна        3

10. Кравец Дима        4

11. Куклина Ирина        3

12. Молчанова Анна       4

13. Опалев Дима        2

14. Павлов Алеша        4

15. Речкина Надя        3

16. Сержан Наташа        3

17. Ушакова Юля        4

18. Чернобокова Анна       5

19. Шмелькова Саша       3

Коэффициент оригинальности = сумма  типов / количество детей = 62/19 =3,3

 

                       2-Б (контрольная группа)

Фамилия, имя          Тип решения задачи на

воображение

1. Бабушкина К.        3

2. Беломестнова Н.        4

3. Бондарев С.        2

4. Бородай К.        4

5. Буйлина Л.        5

6. Бусыгин А.        3

7. Васильева Н.        4

8. Винокуров В.        4

9. Вафина Д.         2

10. Габдуллина Р.        3

11. Гарбулин Д.        4

12. Гомзяков А.        3

13. Гомзякова А.        4

14. Головина К.        2

15. Глушков Р.        3

16. Дрягин А.        4

17. Емельянов Р.        3

18. Киселев Н.        3

19. Козлова П.        4

20. Краев Д.         5

21. Крючкова В.        2

22. Липатникова В.        2

23. Лоскутова К.        4

24. Новоселов Г.        3

25. Протасов С.        4

26. Романова А.        3

27. Утамкулов Р.        3

28. Шагина О.        3

Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = 93/28 =3,4

 

3.1 Развивающий этап

Этот этап включает работу по развитию воображения, рассчитан  на подключение творческого потенциала ребенка.

Виды работы.

Журнал небылицы в лицах.

Мероприятие проводится в виде соревнования. Класс делится на две команды. Каждая команда — это редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку:

Жил-был маленький  Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с  новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического космического корабля...

На самом интересном месте ведущий останавливается  со словами: «Продолжение следует в  журнале «.......» в номере .......»  Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: «Продолжение следует в журнале «.......» в номере .......» Прервать сказку может ведущий словами:

«Окончание в журнале  «.......» в номере .......»

В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. Но конец сказки был довольно интересным. Его придумала Валя Липатникова (!). Она отправила главного героя — Винтика обратно на Землю, где он и остался навсегда, рассказывая своим внукам о далеких планетах и звездах.

В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще  подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. К сожалению за неимением необходимых средств ТСО, я не смогла дословно зафиксировать работу детей.

 

 

Презентация мира.

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая «скамейка» превратилась бы в «место для отдыха старика, свидания для влюбленных» и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет  среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне — живет  как все, в сущности — живет  вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

«Презентация мира» направлена прежде всего на перевод предметного  восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в  жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.[21]

Предметом презентации  я избрала живую розу, оформив  ее красиво в вазе на столе. Для  обсуждения были предложены следующие  вопросы:

Что значит для нас  простой цветок розы?

Какая от него может быть польза?

Что бы было, если бы роз  не было на земле?

Выскажите ваше личное отношение  к этому цветку?

Реакция детей была довольно интересна. Естественно, прежде всего  дети увидели за розой «подарок», «любовь», «поздравления», «украшение», «симпатию», «добрые пожелания». Интересно, что прозвучала и система символов: «белая роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви, желтая роза — эмблема измены». Артем Гомзяков высказал такое предположение, что если не будет роз, то тогда не будет и любви. Саша Бондарев, подойдя к розе и взяв ее в руки, заявил о том, что она напоминает ему папу, когда он устал, потому что роза уже немного повяла и выглядит грустно, а папа тоже бывает грустным, когда устает. Девочки говорили больше о любви «подарив розу девочке, мальчик так признается ей в любви».

Делая вывод, хочется  сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий  уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

Что на что  похоже.

Развитие воображения  играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Хочу предложить следующую работу в этом направлении.

Данное мероприятие  проводится в форме игры. В ней  могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбираю 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача — отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?». Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

Такой вид работы позволяет  развивать у детей образное мышление, способствует активизации навыков  работы в коллективе.

В моем классе такая работа показала, что у детей не достаточно развито образное мышление. Им довольно трудно было справиться, что говорит о низком уровне ассоциирования. Безусловно такая работа оказалась полезна.

Театр "Рукавичка".

Форма игры в театр  определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют — эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.

Цель работы — обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.

Деятельность ребенка  ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель — взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

Данный вид деятельности очень удобен не только для внеклассной  работы, но и как форма проведения уроков чтения, литературы.

Реквизит (куклы-рукавички) — это опора для воссоздающего воображения,  понимания  характера  персонажа,  предпосылка  к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.

Для постановки я взяла  русскую народную сказку «Петух и  собака». Сказка рассказывается от лица Петрушки в ярмарочном балагане.

3.2 Констатирующий этап

По окончании развивающего этапа (через 30 дней) нами был проведен контрольный эксперимент определения  влияния развивающей программы  на динамику способности к творческому  восприятию у детей контрольной  и экспериментальной группы.

 

Результат исследования.

2-А  (экспериментальная  группа)

Фамилия, имя          Тип решения задачи на

воображение

1. Веслов Дима        4

2. Волков Саша        4

3. Деева Даша        4

4. Домрачев Денис        4

5. Егорова Ольга        4

6. Еклашев Илья        5

7. Иванов Дима        5

8. Ингачева Анна        4

9. Коробкова Анна        4

10. Кравец Дима        4

11. Куклина Ирина        3

12. Молчанова Анна       4

13. Опалев Дима        4

14. Павлов Алеша        4

15. Речкина Надя        4

16. Сержан Наташа        5

17. Ушакова Юля        5

18. Чернобокова Анна       5

19. Шмелькова Саша       4

Коэффициент оригинальности = сумма  типов / количество детей = 79/19 =4,1

 

                       2-Б (контрольная группа)

Фамилия, имя          Тип решения задачи на

воображение

1. Бабушкина К.        3

2. Беломестнова Н.        4

3. Бондарев С.        3

4. Бородай К.        4

5. Буйлина Л.        5

6. Бусыгин А.        3

7. Васильева Н.        4

8. Винокуров В.        4

9. Вафина Д.         3

10. Габдуллина Р.        3

11. Гарбулин Д.        4

12. Гомзяков А.        4

13. Гомзякова А.        3

14. Головина К.        3

15. Глушков Р.        3

16. Дрягин А.        4

17. Емельянов Р.        3

Информация о работе Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста