Развитие творческого воображения детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

С давних времен существует противоположные мнения о наличии творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Представители ассоциативной психологии (В.Вундт (1914) и Д.Сёлли (2007)) акцентируют внимание на богатстве творческого воображения у детей дошкольного возраста, аргументируя это обстоятельство тем ,что в этом возрастном периоде наблюдается тенденция видеть в одних предметах другие предметы.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 35.48 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»

факультет педагогики

Кафедра психологии развития и педагогической психологии

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по дисциплине: Психология

на тему: «Развитие творческого воображения детей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Выполнила:

                                                                               студентка 1курса з.о. дош.фак.

                                                         Яковлева Н.В.

 

 

                                               Проверила:

                                                                    доцент, канд. псих. наук

                                                        Волгуснова Е.А.

 

 

 

 

 

 

Шадринск, 2013г.

С давних времен существует противоположные мнения о наличии творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Представители ассоциативной психологии (В.Вундт (1914) и Д.Сёлли (2007)) акцентируют внимание на богатстве творческого воображения у детей дошкольного возраста, аргументируя это обстоятельство тем ,что в этом возрастном периоде наблюдается тенденция видеть в одних предметах другие предметы.

Обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от современных западных авторов, отечественные психологи считают, что возникновение и развитие воображения невозможно без развития речи. Задержка развития речи ведет к задержке развития воображения, а  продвижение в развитие речи у этих детей приводит к снятию задержки в проявлении воображения.

По мнению ученых, механизмами творческого воображения старших дошкольников в игровой деятельности выступают мнимая ситуация или создание иллюзорных структур, использование предметов-заместителей, имитация, идентификация, создание целого по части, перенос признаков и функций на нетождественный материал, экспериментирование, опредмечивание и включение.

В процессе продуцирования сказочных импровизаций старшие дошкольники используют типично-сказочные приемы, включают в знакомый сюжет сказки новых условиях и обстоятельствах; наделяют известных сказочных персонажей неприсущими им качествами; используют при продуцировании сказочных конструкций волшебные превращения, травестирование, комбинирование свойств и функций.

Создавая комические конструкции, старшие дошкольники не только искажают внешний вид персонажей, вещей, предметов, растений, деревьев, а кроме этого ассоциируют диссоциированные компоненты деятельности, апеллируют к обратной координации вещей.

В старшем дошкольном возрасте имеют место мечтательное, двигательное и репрезентативное воображение, дети дифферинцируют реальное и фантастическое; причем продуктивное воображение уступает в определенной степени главенствующее место творческому, дети испытывают тяготение к созданию обобщенных ролей; кроме комических деталей и перевертышей, конструируют еще и комические ситуации.

Основная цель профилактико-коррекционной программы – выявление возможности повышения уровня развития творческого воображения при продуцировании сказочных импровизаций и комических конструкций у дошкольников в процессе выполнения специально организованной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Контрольный эксперимент проводится с детьми старшей группы, возраст детей 5-6 лет.

 

1 шаг: Проводится констатирующий  эксперимент (тест Г.Роршаха; тест Е. Торранса).

2 шаг: Обработка результатов  по методикам.

3 шаг: Развивающие занятия.

4 шаг: Проводится повторный  констатирующий эксперимент (тест  Г.Роршаха; тест Е.Торранса).

5 шаг: Результаты контрольного  эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты контрольного эксперимента

На этапе контрольного эксперимента проводился повторный диагностический срез уровней творческого воображения у дошкольников, который позволил выяснить эффективность реализации занятий на формирование творческого воображения.

На данном этапе работы для диагностики творческого воображения использовались те же методики (тест Г. Роршаха и Е.П. Торренса; Методики «Придумай сказку», «Рисунок», «Придумай смешную историю» и т.д.), что и на начальном этапе исследования.

Таблица №1

Динамика уровней вербальных показателей творческого воображения у детей по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, % (тест Г. Роршаха)

 

Уровни

 

Группы 

Средние показатели творческого воображения

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

констатирующий

2

20%

6

60%

2

20%

контрольный

5

50%

4

40%

1

10%


Обработка полученных данных по методике Г.Роршаха позволила выявить, что после формирующего эксперимента у дошкольников из экспериментальной группы позитивно изменились показатели высокого уровня с 20% до 50%,а процент среднего уровня   снизил с 60% до 40% и процент испытуемых с низким уровнем снизился на 10%.  

 

Таблица№2

Динамика уровней невербальных показателей творческого воображения у испытуемых по результатам констатируюшего и контрольного экспериментов

(тест Е.П.Торренса),%

 

Уровни

Группы

Средние показатели творческого воображения

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

констатирующий

26%

42%

32%

контрольный

        41%

      34%

    25%


Суммарный анализ уровней творческого воображения по тесту Е.П. Торренса у испытуемых экспериментальной группы позволил выявить существенные положительные изменения высокого уровня творческого воображения на 15%, а также среднего уровня на 8% и на 7% снижение низкого уровня творческого воображения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица№3

Динамика показателей творческого  воображения у дошкольников по результатам констатирующего и контрольного экспериментов (тест Е.П.Торренса),%

 

Показатели творческого воображения

Уровни творческого воображения

Экспериментальная группа

Ко3нстатирующий

контрольный

Абс.

%

Абс.

%

Беглость

высокий

2

20%

6

60%

Средний

5

50%

3

30%

Низкий

3

30%

1

10%

Гибкость

Высокий

4

40%

7

70%

Средний

4

40%

2

20%

Низкий

2

20%

1

10%

Оригинальность

Высокий

2

      20%

6

60%

Средний

6

60%

3

30%

Низкий

2

20%

1

10%

Разработанность

Высокий

3

30%

5

50%

Средний

6

60%

4

40%

низкий

1

10%

1

10%


Сравнительный анализ показателей творческого воображения ( по тесту Е.П.Торренса) до и после формирующего воздействия позволил установить, что после развивающей работы в экспериментальной группе были выявлены значимые различия показателей высокого, среднего и низкого уровней беглости…..,гибкости….., оригинальности…., разработанности….,.

 

 

Таблица№4

Динамика уровней продуцирования сказочных импровизаций испытуемых по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, %

 

 

Уровни

 

Группы 

Средние показатели творческого воображения

Высокий

Средний

Низкий

Экспериментальная

констатирующий

20%

40%

40%

контрольный

       40%

30%

30%


Сравнение уровней продуцирования сказочных импровизаций после формирующего воздействия у детей экспериментальной группы позволило обнаружить позитивные сдвиги показателя высокого уровня на 20%, а также снижение показателей  среднего уровня на 10% и низкого уровня на 10%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица№5

Динамика способов преобразования образов представлений при продуцировании сказочных импровизаций дошкольников по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, %

 

Способы преобразования образов представления

Экспериментальная группа

констатирующий

контрольный

Абс.

%

Абс.

%

Агглютинация

3

30%

2

20%

Акцентирование

2

20%

3

30%

Гиперболизация

1

10%

2

20%

Реконструкция

3

30%

1

10%

Типизация

1

10%

2

20%


Как видно из таблицы 5, в использовании способов преобразования образов представлений при продуцировании дошкольниками сказочных импровизаций после формирующего эксперимента наблюдаются положительные сдвиги в показателях акцентирование на 10%,  гиперболизация на 10% и типизация на 10%, отрицательные изменения в использовании агглютинации на 10%, реконструкции на 20% .

 

 

 

Таблица№6

Динамика типичных сказочных приемов у дошкольников по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, %

 

Приемы

Экспериментальная группа

констатирующий

контрольный

Абс.

%

Абс.

%

Зачин 

6

60%

8

80%

Концовка

8

80%

10

100%

Повторы

7

70%

8

80%

Тройственность

6

60%

9

90%

Волшебные превращения

5

50%

9

90%

Полярность образов

4

40%

7

70%


Обработка полученных данных позволила зафиксировать у детей экспериментальной группы после формирующих воздействий значимые изменения во всех показателях использования сказочных приемов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица№7

 

 

Динамика тематики сказочных импровизаций у дошкольников по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, %

 

Тематика

Экспериментальная группа

констатирующий

контрольный

Абс.

%

Абс.

%

Волшебная

2

20%

3

30%

Фантастическая

2

20%

3

30%

Бытовая

1

10%

1

10%

Сказки о животных

3

30%

2

20%

Телевизионная

2

20%

1

10%

Военная

-

-

-

-

Музыкальная

-

-

-

-

Информация о работе Развитие творческого воображения детей