Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 21:07, контрольная работа
С давних времен существует противоположные мнения о наличии творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Представители ассоциативной психологии (В.Вундт (1914) и Д.Сёлли (2007)) акцентируют внимание на богатстве творческого воображения у детей дошкольного возраста, аргументируя это обстоятельство тем ,что в этом возрастном периоде наблюдается тенденция видеть в одних предметах другие предметы.
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
факультет педагогики
Кафедра психологии развития и педагогической психологии
Контрольная работа
по дисциплине: Психология
на тему: «Развитие творческого воображения детей»
Выполнила:
Яковлева Н.В.
Проверила:
Волгуснова Е.А.
Шадринск, 2013г.
С давних времен существует противоположные мнения о наличии творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Представители ассоциативной психологии (В.Вундт (1914) и Д.Сёлли (2007)) акцентируют внимание на богатстве творческого воображения у детей дошкольного возраста, аргументируя это обстоятельство тем ,что в этом возрастном периоде наблюдается тенденция видеть в одних предметах другие предметы.
Обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от современных западных авторов, отечественные психологи считают, что возникновение и развитие воображения невозможно без развития речи. Задержка развития речи ведет к задержке развития воображения, а продвижение в развитие речи у этих детей приводит к снятию задержки в проявлении воображения.
По мнению ученых, механизмами творческого воображения старших дошкольников в игровой деятельности выступают мнимая ситуация или создание иллюзорных структур, использование предметов-заместителей, имитация, идентификация, создание целого по части, перенос признаков и функций на нетождественный материал, экспериментирование, опредмечивание и включение.
В процессе продуцирования сказочных импровизаций старшие дошкольники используют типично-сказочные приемы, включают в знакомый сюжет сказки новых условиях и обстоятельствах; наделяют известных сказочных персонажей неприсущими им качествами; используют при продуцировании сказочных конструкций волшебные превращения, травестирование, комбинирование свойств и функций.
Создавая комические конструкции, старшие дошкольники не только искажают внешний вид персонажей, вещей, предметов, растений, деревьев, а кроме этого ассоциируют диссоциированные компоненты деятельности, апеллируют к обратной координации вещей.
В старшем дошкольном возрасте имеют место мечтательное, двигательное и репрезентативное воображение, дети дифферинцируют реальное и фантастическое; причем продуктивное воображение уступает в определенной степени главенствующее место творческому, дети испытывают тяготение к созданию обобщенных ролей; кроме комических деталей и перевертышей, конструируют еще и комические ситуации.
Основная цель профилактико-коррекционной программы – выявление возможности повышения уровня развития творческого воображения при продуцировании сказочных импровизаций и комических конструкций у дошкольников в процессе выполнения специально организованной деятельности.
Контрольный эксперимент проводится с детьми старшей группы, возраст детей 5-6 лет.
1 шаг: Проводится констатирующий эксперимент (тест Г.Роршаха; тест Е. Торранса).
2 шаг: Обработка результатов по методикам.
3 шаг: Развивающие занятия.
4 шаг: Проводится повторный констатирующий эксперимент (тест Г.Роршаха; тест Е.Торранса).
5 шаг: Результаты контрольного эксперимента.
Результаты контрольного эксперимента
На этапе контрольного эксперимента проводился повторный диагностический срез уровней творческого воображения у дошкольников, который позволил выяснить эффективность реализации занятий на формирование творческого воображения.
На данном этапе работы для диагностики творческого воображения использовались те же методики (тест Г. Роршаха и Е.П. Торренса; Методики «Придумай сказку», «Рисунок», «Придумай смешную историю» и т.д.), что и на начальном этапе исследования.
Таблица №1
Динамика уровней вербальных показателей творческого воображения у детей по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, % (тест Г. Роршаха)
Уровни
Группы |
Средние показатели творческого воображения | ||||||
Высокий |
Средний |
Низкий | |||||
Экспериментальная |
констатирующий |
2 |
20% |
6 |
60% |
2 |
20% |
контрольный |
5 |
50% |
4 |
40% |
1 |
10% |
Обработка полученных данных по методике Г.Роршаха позволила выявить, что после формирующего эксперимента у дошкольников из экспериментальной группы позитивно изменились показатели высокого уровня с 20% до 50%,а процент среднего уровня снизил с 60% до 40% и процент испытуемых с низким уровнем снизился на 10%.
Таблица№2
Динамика уровней невербальных показателей творческого воображения у испытуемых по результатам констатируюшего и контрольного экспериментов
(тест Е.П.Торренса),%
Уровни Группы |
Средние показатели творческого воображения | |||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
Экспериментальная |
констатирующий |
26% |
42% |
32% |
контрольный |
41% |
34% |
25% |
Суммарный анализ уровней творческого воображения по тесту Е.П. Торренса у испытуемых экспериментальной группы позволил выявить существенные положительные изменения высокого уровня творческого воображения на 15%, а также среднего уровня на 8% и на 7% снижение низкого уровня творческого воображения.
Таблица№3
Динамика показателей творческого воображения у дошкольников по результатам констатирующего и контрольного экспериментов (тест Е.П.Торренса),%
Показатели творческого воображения |
Уровни творческого воображения |
Экспериментальная группа | |||
Ко3нстатирующий |
контрольный | ||||
Абс. |
% |
Абс. |
% | ||
Беглость |
высокий |
2 |
20% |
6 |
60% |
Средний |
5 |
50% |
3 |
30% | |
Низкий |
3 |
30% |
1 |
10% | |
Гибкость |
Высокий |
4 |
40% |
7 |
70% |
Средний |
4 |
40% |
2 |
20% | |
Низкий |
2 |
20% |
1 |
10% | |
Оригинальность |
Высокий |
2 |
20% |
6 |
60% |
Средний |
6 |
60% |
3 |
30% | |
Низкий |
2 |
20% |
1 |
10% | |
Разработанность |
Высокий |
3 |
30% |
5 |
50% |
Средний |
6 |
60% |
4 |
40% | |
низкий |
1 |
10% |
1 |
10% |
Сравнительный анализ показателей творческого воображения ( по тесту Е.П.Торренса) до и после формирующего воздействия позволил установить, что после развивающей работы в экспериментальной группе были выявлены значимые различия показателей высокого, среднего и низкого уровней беглости…..,гибкости….., оригинальности…., разработанности….,.
Таблица№4
Динамика уровней продуцирования сказочных импровизаций испытуемых по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, %
Уровни
Группы |
Средние показатели творческого воображения | |||
Высокий |
Средний |
Низкий | ||
Экспериментальная |
констатирующий |
20% |
40% |
40% |
контрольный |
40% |
30% |
30% |
Сравнение уровней продуцирования сказочных импровизаций после формирующего воздействия у детей экспериментальной группы позволило обнаружить позитивные сдвиги показателя высокого уровня на 20%, а также снижение показателей среднего уровня на 10% и низкого уровня на 10%.
Таблица№5
Динамика способов преобразования образов представлений при продуцировании сказочных импровизаций дошкольников по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, %
Способы преобразования образов представления |
Экспериментальная группа | |||
констатирующий |
контрольный | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Агглютинация |
3 |
30% |
2 |
20% |
Акцентирование |
2 |
20% |
3 |
30% |
Гиперболизация |
1 |
10% |
2 |
20% |
Реконструкция |
3 |
30% |
1 |
10% |
Типизация |
1 |
10% |
2 |
20% |
Как видно из таблицы 5, в использовании способов преобразования образов представлений при продуцировании дошкольниками сказочных импровизаций после формирующего эксперимента наблюдаются положительные сдвиги в показателях акцентирование на 10%, гиперболизация на 10% и типизация на 10%, отрицательные изменения в использовании агглютинации на 10%, реконструкции на 20% .
Таблица№6
Динамика типичных сказочных приемов у дошкольников по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, %
Приемы |
Экспериментальная группа | |||
констатирующий |
контрольный | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Зачин |
6 |
60% |
8 |
80% |
Концовка |
8 |
80% |
10 |
100% |
Повторы |
7 |
70% |
8 |
80% |
Тройственность |
6 |
60% |
9 |
90% |
Волшебные превращения |
5 |
50% |
9 |
90% |
Полярность образов |
4 |
40% |
7 |
70% |
Обработка полученных данных позволила зафиксировать у детей экспериментальной группы после формирующих воздействий значимые изменения во всех показателях использования сказочных приемов.
Таблица№7
Динамика тематики сказочных импровизаций у дошкольников по результатам констатирующего и контрольного экспериментов, %
Тематика |
Экспериментальная группа | |||
констатирующий |
контрольный | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Волшебная |
2 |
20% |
3 |
30% |
Фантастическая |
2 |
20% |
3 |
30% |
Бытовая |
1 |
10% |
1 |
10% |
Сказки о животных |
3 |
30% |
2 |
20% |
Телевизионная |
2 |
20% |
1 |
10% |
Военная |
- |
- |
- |
- |
Музыкальная |
- |
- |
- |
- |