Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 18:36, курсовая работа
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость
формирования творчески активной личности, обладающей способностью
эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим
перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого
потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует
совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических
закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот
психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы
творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.
Введение.
Глава 1. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.
1. Понятие о воображении.
2. Виды воображения и способы создания творческих образов.
3. Механизм творческого воображения.
4. Особенности воображения у детей.
5. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения.
Глава 2. Экспериментальные исследования развития творческого воображения
детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Оглавление.
Введение.
Глава 1. Воображение и его особенности
в дошкольном возрасте.
1. Понятие о воображении.
2. Виды воображения и способы создания
творческих образов.
3. Механизм творческого воображения.
4. Особенности воображения у детей.
5. Влияние изобразительной деятельности
детей на развитие их воображения.
Глава 2. Экспериментальные
детей дошкольного возраста.
2.1. Констатирующий эксперимент.
2.2. Формирующие эксперименты.
2.3. Контрольный эксперимент.
Заключение.
Литература.
Приложения.
Актуальность темы.
Социально-экономические преобразования
в обществе диктуют
формирования творчески
эффективно и нестандартно решать новые
жизненные проблемы. В связи с этим
перед дошкольными учреждениями встает важная задача
потенциала подрастающего
совершенствования учебно-воспитательного
процесса с учетом психологических
закономерностей всей системы познавательных
процессов.
Проблема развития творческого воображения
детей актуальна тем, что этот
психический процесс
творческой деятельности ребенка, его
поведения в целом. В последние годы на
страницах психологической и педагогической литературы
вопрос о роли воображения в умственном развитии
сущности механизмов воображения.
Как показали исследования Л. С.
Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина,
В. А. Крутецкого и других,
воображение выступает не только предпосылкой эффективного
новых знаний, но и является условием творческого
преобразования имеющихся у
детей знаний, способствует саморазвитию
степени определяет эффективность учебно-воспитательной
деятельности в ДОУ.
Творческое воображение
реализации резервов комплексного подхода
в обучении и воспитании.
возможности для
изобразительная деятельность детей.
Проблема исследования.
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни
какую-либо программу без воображения невозможно.
необходимейшей способностью человека.
Вместе с тем именно эта способность
нуждается в особой заботе в плане
особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если
воображение специально не развивать, то в
снижение активности этой
фантазировать у детей
творческого мышления,
деятельности. Для того чтобы развивать
необходима особая организация изобразительной
деятельности.
Объект исследования.
Объектом исследования являются дети
подготовительной группы ДОУ.
Предмет исследования.
Организация работы по
подготовительной группы в процессе изодеятельности.
Цель работы.
Изучить особенности и возможности развития и
воображения детей
изобразительной деятельностью.
Гипотеза исследования.
Развитие творческого воображения
Оптимальным средством для его развития у шестилетних
изобразительной деятельности является
художественно-дидакточеская игра.
Задачи исследования.
– раскрыть особенности воображения детей
дошкольного возраста и его связь
с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности
детей и ее значение для развития
творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и
воображения детей дошкольного возраста;
– определить возможные пути развития творческого
процессе изодеятельности;
– провести
средств для развития творческого воображения
детей дошкольного возраста;
– разработать рекомендации по развитию
творческого воображения детей.
База исследования.
Исследования проводятся на базе МДОУ
«Детский сад № 24», общеразвивающего
вида. Поселок Фосфоритный,
Продолжительность исследования 6 месяцев.
Количество испытуемых 15 человек.
Дети подготовительной группы (от
нормальной обстановке, в дневное время.
Глава 1. Воображение и его особенности
в дошкольном возрасте.
1.1. Понятие о воображении.
Всякая деятельность
воспроизведение бывших в его опыте впечатлений
и действий, а создание новых
образов или действий; будет принадлежать к творческой
есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний
есть также орган комбинирующий, творчески
перерабатывающий и
элементов этого прежнего опыта новые
положения и новое поведение. Если бы
деятельность человека ограничивалась
человек был бы существом,
приспособляться к будущему только постольку,
поскольку он воспроизводит это
прошлое. Именно творческая
обращенным к будущему, созидающем его
и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность,
нашего мозга, психология называет
имеется в виду все то,
действительности. На деле же воображение
деятельности одинаково проявляется во
всех решительно сторонах
жизни, делая возможным художественное,
научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, – говорит Рибо,
– крупное или мелкое, прежде
окрепнуть, осуществившись фактически,
было объединено только воображением –
постройкой, возведенной в
соотношений».
Воображение – не действительность, но
оно не может без действительности,
т.к. именно элементы действительности
являются для него питающей средой. С
другой стороны, именно воображение подчас
человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей
собственной работе, к разнообразным формам
своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление
о будущем творении. И
когда человек приступает к
деятельности, ее результат. Даже самый
плохой архитектор от наилучшей пчелы
с самого начала отличается тем, что прежде
чем строить ячейку из воска, он
уже построил ее в своей
результат, который уже в начале этого
человека, т. е. идеально. Если же человек
занимается творческой работой, то
он должен вообразить то, что никто, и в
том числе он сам, еще не делал и,
следовательно, не видел и не слышал. Воображение
что лишь будет создано в процессе творческой
работы.
В литературе имеются самые разные определения
Выгодский отмечает, что «Воображение
не повторяет в тех же сочетаниях и в
тех же формах отдельных впечатлений, которые
какие-то новые ряды из
принесение нового в самое течение
впечатлений так, что в результате этой
новый, ранее не существовавший образ,
составляет, как известно самую основу
той деятельности, которую мы называем
воображением».
«Воображение, – пишет С. Л. Рубинштейн,
– связано с нашей способностью, и
необходимостью творить новое». И далее
«Воображение – это отлет от прошлого
опыта, преобразование его.
осуществляемое в образной форме».
«Основной признак процесса воображения,
– пишет Е. И. Игнатьев, – в той
или иной конкретной практической деятельности
заключается в
и переработке данных восприятия и
результате чего получаются новые впечатления».
«Философская энциклопедия»
деятельность, заключающуюся в создании
представлений и мысленных ситуаций,
никогда в целом
действительности.
Многие исследователи отмечают, что воображение
новых образов в наглядном плане. Эта тенденция
относит воображение к формам
чувственного материала. Природу
логического и чувственного.
Воображение – это
действительности происходит
субъективно нового (в виде образов, представлений,
основе образов восприятий, памяти, а также
знаний приобретенных в пр оцессе
речевого общения. Когда речь идет об объективно
новом, то имеется в виду,
что данный продукт воображения вообще
впервые создается в обществе.
же речь идет о субъективно новом, то это значит, что
обладает новизной только лишь для самого создателя,
обществе он уже известен.
Воображение – это
осуществляется под направляющим влиянием
сознательно поставленной цели либо
чувств, переживаний, которые владеют
человеком в данный момент. Чаще всего
воображение возникает в проблемной ситуации, т.е.
необходимо отыскать новое решение, т.е.
требуется опережающее
действие отражения, которое
результат оперирования образами.
1.2. Виды воображения и способы создания
творческих образов.
Существуют несколько классификаций видов
воображения, каждая из которых
имеет в своем основании какой-либо из
существенных признаков воображения.
По признаку активности различают пассивное,
созерцательное воображение с
его непроизвольными формами (грезы, сновидения)
деятельное воображение. При активном
воображении образы всегда формируются
сознательно с условием поставленной
цели.
В зависимости от самостоятельности и
оригинальности образов
бывает воссоздающим и творческим.
Воссоздающее воображение – это представление
чего-либо нового для данного
человека, опирающееся на словесное описание
или условное изображение этого
нового (чертеж, схема, нотная запись и
т.п.). Этот вид воображения
используется в разных
обучении. Ведущую роль в нем играют образы
памяти. Воссоздающее воображение
играет важную роль в процессе коммуникации
и усвоении социального опыта.
Творческое воображение – это создание
новых образов без опоры на готовое
описание или условное изображение.
самостоятельном создании новых образов. Почти вся
является результатом
комбинировании образов исчезает ведущая
роль памяти, но ее место приходит
эмоционально окрашенное мышление.
Образы творческого воображения создаются
посредством различных
методов. Преобразование материала в воображении
законам, выражающим его
определенные процессы,
операцией обобщения при создании
типизации.
Типизация как
целостного образа, носящего синтетический
профессиональные образы рабочего, врача
и т.д.
Приемом воображения
подбор и соединение определенных черт
предметов или явлений. Комбинирование
это не простое механическое сочетание
исходных элементов, а объединение их
по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования
человека.
Следующим существенным способом
акцентирование,
свойств, их преувеличение или преуменьшение.
Классическим примером является
шарж, карикатура.
Определенное значение в
реконструкции, когда по
целостная структура образа.
Имеется способ – аплютинация, т.е. «склеивание»
различных, несоединимых в
повседневной жизни частей.
Примером может служить
сказок человек – зверь или человек –
птица.
Гиперболизация – это парадоксальное
увеличение или уменьшение
или отдельных его частей. (Пример: мальчик
с пальчик).
Механизмом функционирования воображения является и
который в форме аллегорий, символов играет
значительную роль в эстетическом
творчестве. В научном познании прием
уподобления тоже важен: он позволяет
конструировать схемы,
(моделирование, схематизация и т.д.).
Прием расчленения заключается в том,
что новое получается в
разъединения частей объектов.
Прием замещения – это замена одних элементов
другими.
Существует еще прием аналогии. Его сущность –
аналогии (сходству) с известным.
Определяя особенность
действительности следует подчеркнуть,
что все они, так или иначе, протекают
не только в абстракции, но и в форме чувственности.
В основе этих процессов
лежат мыслительные операции, но формой всех превращений
именно чувственность.
Конечный источник
деятельность, служащая
содержания образов
являются чувственные образы,
логической форме.
1.3. Механизм творческого воображения.
Базой воображения всегда являются восприятия, предоставляющие
из которого будет строиться новое. Затем идет процесс
материала – комбинирование и перекомбинирование.
процесса являются диссоциации (анализ)
и ассоциации (синтез) воспринятого.
На этом деятельность творческого воображения не
круг будет завершен
кристаллизуется во внешних
материальное воплощение, это, «кристаллизованное»
вещью, начинает реально существовать в мире и
вещи. Такое воображение становится действительностью.
Таким образом, продукты
Элементы, из которых они построены, были взяты
Внутри человека, в его мышлении, они
превратились в продукты воображения.
Наконец воплотившись, они снова вернулись
к реальности, но вернулись уже
новой активной силой,
творческой деятельности воображения.
1.4. Особенности воображения у детей.
Творческое воображение зависит от многих
факторов: возраста, умственного
развития и особенностей
психофизического развития),
(устойчивости, осознанности и направленности мотивов;
образа «Я»; особенностей
собственной деятельности; черт характера и
важно, от разработанности процесса обучения
и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он
своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к
своей сложностью или простотой, своими
традициями и влияниями стимулирует и
направляет процесс творчества, у ребенка
ребенка и взрослого различны и поэтому
понятно, что воображение у ребенка
работает иначе, чем у взрослого.
Как отмечалось выше, воображение у ребенка
беднее, чем у взрослого. В то
же время до сих пор существует мнение,
что у ребенка воображение
чем у взрослого человека. Дети могут из
всего сделать все, говорил
Ребенок живет в фантастическом мире более,
нежели в реальном. Но мы знаем,
что интересы ребенка проще, элементарнее,
беднее, наконец, отношения его со
средой также не имеют той сложности,
отмечают поведение взрослого человека,
а ведь это все важнейшие
которые определяют работу
развивается и воображение.
воображения во всех областях творческой
деятельности принадлежат только уже
созревшей фантазии.
Французский психолог Т.
воображения в трех стадиях:
детство и отрочество – господство фантазии,
игр, сказок, вымысла;
юность – сочетание
рассудка»;
зрелость – подчинение воображения уму
интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться
довольно рано, оно слабее, чем
у взрослого, но оно занимает больше места
в его жизни.
Каковы же этапы развития воображения
у детей дошкольного возраста?
До 3х лет у детей воображение
процессов, в них
становление словесных форм
самостоятельным процессом.
В 4 – 5 лет ребенок
предстоящих действий.
В 6 – 7 лет воображение носит активный характер.
выступают в различных
специфичностью. Появляются элементы
творчества.
Психологи считают, что
определенных условий:
манипулятивная деятельность; необходимость
разных видов деятельности.
1.5. Влияние
воображения детей дошкольного возраста.
Вот уже почти столетие детское рисование
вызывает интерес многочисленных
исследователей. Представители различных
наук подходят к изучению
рисунка с разных сторон.
творчества. Психологи через детское рисование
ищут возможность проникнуть в
своеобразный внутренний мир
обучения, способствующие всестороннему
развитию детей.
Так что же это такое «
словами, рисование? Прежде всего – одно из первых и
средств самовыражения ребенка. Дети рисуют
то, о чем думают, что привлекает
их внимание, вкладывают в изображаемое свое
рисунке. Рисование – это не только забава,
но и творческий труд.
При этом в работу
осязаемые анализаторы. В
своеобразие многих сторон детской психики. Рисование
узнать ребенка, дает
особенности мышления, воображения, эмоционально-
уже о том, какую пользу приносят занятия
внимание, речь и мелкую моторику, приручая
ребенка думать и анализировать,
соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Подражая действиям взрослых, ребенок
манипулировать карандашами и бумагой,
создавая каракули. Постепенно ребенок
уходит от бездумных чирканий по
карандашей, его движения становятся более точными и
период доизобразительной деятельности. Рисунок
связывает некоторые из своих каракуль с предметами и
воображаемые объекты. Словесное формулирование намерения
изобразительной
воспоминанием знакомого
кругоподобные кривые, в
Постепенно такое изображение его уже
не удовлетворяет, и он начинает искать
новые графические образы. Появляются «головоноги».
развитии, как самого ребенка, так и рисования,
возрасте. Под влиянием взрослых
цветов, машин. Ребенок преодолевает шаблоны
и начинает рисовать то, что ему
интересно. Все, что только он способен
фантазии, ребенок пытается нарисовать.
фантастическому миру, они рисуют волшебников,
принцесс, фей, колдунов т.п.
Дети рисуют и то, что происходит в реальной
жизни взрослых. Рисование, как
и игра, помогает ребенку освоить его социальное
окружение, мир, в котором
он живет.
Все необходимые
устойчивость, яркость,
условии систематического
обогащать и уточнять восприятие и представления
ребенка об окружающем мире,
а не сводиться к «навязыванию» ему готовых
знакомиться с действительностью, чтобы
ее изображать, развивать способность
оперировать образами, чтобы создавать
на их основе новые. Важно формировать
у детей познавательные интересы. Если
же эту работу с ним не проводить, то
и воображение будет значительно отставать
в развитии. В результате к началу
школьного обучения ребенок может оказаться
не готовым к усвоению
материала, требующего
этому возрасту уже должны появиться такие
произвольность, внутренний
новообразованиям появляется
произвольное воображение.
замыслов, образы воображения наглядны,
динамичны и эмоционально
Присутствует творческая переработка
представлений.
Итак, развивая воображение с раннего
детства, мы не только совершенствуем
познавательные процессы и способность
к творчеству, но и формируем личность
ребенка.
Одной из задач опытно-
влияния изобразительной
эксперименте участвовали
человек, в возрасте от 6 до 7 лет.
Констатирующие опыты имели цель выявить уровень
испытуемых. С это целью использовалась
фигуры». Тест предназначен
способностей детей.
Данная методика, являясь, по сути «миниатюрной
моделью творческого акта»
(Е. Торренс) позволяет достаточно полно
воображения и проследить
активизирует деятельность воображения,
выявляя одно из основных его свойств
– видение целого раньше частей. Ребенок воспринимает
фигуры в качестве частей, деталей каких-либо
реконструирует их.
2.1. Констатирующий Эксперимент.
1. Экспериментальный материал.
2. Порядок исследования.
Детям было предложено
геометрические фигуры: квадрат, треугольник,
круг. Дорисуйте их так, чтобы
получилось осмысленное
дорисовывание может проводиться, как
внутри контура фигуры, так и за
пределами при любом удобном, для ребенка,
фигуры, т.е. использовать каждую фигуру
в разных ракурсах.
Качество рисунков с
пропорций и т.д. при анализе не учитывается,
поскольку в первую очередь нас
интересует сам замысел композиции,
принципы воплощения идей.
3. Анализ результатов.
Все работы детей можно поделить на 4 группы.
1 группа – оригинальные изображения во
всех 3х случаях.
2 группа – оригинальные изображения в
2х случаях.
3 группа – оригинальные изображения в
одном случае.
4 группа – нет оригинальных изображений.
Подсчитывалось также общее количество
оригинальных изображений по
группе. При подсчете оригинальных
только индивидуальность образного решения, но и
изображения разными детьми.
|Ф. И. ребенка |Круг |
| 1. Кирпос Ю. |– |–
| 2. Ложков И. |– |–
| 3. Макарова К. |– |+
| 4. Сережкин Д. |– |–
| 5. Лисичкин С. |– |+
| 6. Пастухова И. |– |–
| 7. Гоев В. |– |+
| 8. Стародубова О. |– |–
| 9. Калинин С. |– |–
|10. Федоров И. |– |–
|11. Монахов Д. |– |–
|12. Селиванова А. |+ |–
|13. Петров Д. |– |–
|14. Коровушкин В. |– |+
|15. Зима С. |– |–
Общее количество оригинальных изображений:
7
Перечень изображенных детьми предметов.
|Ф. И. ребенка |Круг
| 1. Кирпос Ю. |колесо |
| 2. Ложков И. |колобок |
| 3. Макарова К. |подсолнух |
| 4. Сережкин Д. |будильник |
| 5. Лисичкин С. |Шарик |
| 6. Пастухова И. |будильник |дом
| 7. Гоев В. |Мяч |
| 8. Стародубова О. |солнце |змей
| 9. Калинин С. |Шар |дом
|10. Федеров И.. |гриб |
|11. Монахов Д. |ромашка |
|12. Селиванова А. |человек |дом
|13. Петров Д. |солнце |
|14. Коровушкин В. |Яблоко |
|15. Зима С. |Солнце |
Вывод: Представленные резу льтаты показали,
что работы в основном 3, 4
группы. Оригинальных изображений выполнено
мало. Наиболее часто встречаются
в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек.
2.2. Формирующий эксперимент.
Далее с детьми проводили формирующий
эксперимент, цель которого была в
развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили,
развития воображения у ребят не высок.
Данное упражнение хорошо
художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку взять три краски,
по его мнению, наиболее подходящие
друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож
название своей картине.
|Ф. и. ребенка |Названия картин |
| |
| 1. Кирпос Ю. |Лес, жаркий день |2
| 2. Ложков И. |Полка, пляж |
| 3. Макарова К. |Бумага цветная |
| 4. Сережкин Д. |Торт, разные конфеты |2