Развитие у дошкольников мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: способы развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
Изучить литературу по проблеме.
Подобрать тесты для диагностики творческого мышления детей дошкольного возраста.
Подобрать игры на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста.
Составить памятку для родителей: Как творчески развивать ребенка.

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

Постановка  вопросов

Способность человека ставить новые вопросы и проблемы – это один из показателей развития творческих способностей. Корни этих способностей – в природной любознательности ребенка. Сначала вопросы малыша возникают в общении и с целью общения, и только позднее они приобретают познавательный характер.

При этом у дошкольников исследовательские возможности достаточно ограничены. В свободной беседе со взрослым (во время игры, прогулки), ребенок может задавать множество вопросов, а вот при необходимости исследовать какую-то проблемную ситуацию, у малыша возникают трудности. Например, начав ставить вопросы со словом «Что?», дети и дальше задают такие однотипные вопросы. Ребенок склонен употреблять стереотипные вопросы: что, как, почему [19,10].

Переформулирование

Поясним этот способ на примере известной психологической задачи.
В пустой комнате на подоконнике лежат плоскогубцы, а с потолка свисают две веревки. Расстояние между ними такое, что человек не может одновременно взять одну веревку и дотянуться до другой, чтобы связать концы. А именно это и нужно сделать.
Решение задачи в том, что к концу одной веревки нужно привязать плоскогубцы и сделать отвес. Для того, чтобы найти это решение, нужно перестать рассматривать плоскогубцы как инструмент и увидеть в них всего лишь груз для отвеса.

Таки образом, переформулирование – это умение выделять в предмете нехарактерные для него свойства, т.е. несущественные с точки зрения назначения предмета.
Для овладения этим способом творческого мышления, ребенок должен научиться выделять разные признаки предмета и различать существенные и несущественные.

Игры «Исследователь»  и "Золотые руки»  помогут вам  освоить этот способ.

Генерация идей

Это один из важнейших способов творческого мышления, который обеспечивает творческий подход к решению самых разных проблем.
Суть его проста – генерировать как можно больше идей, при этом не обязательно, чтобы каждая была правильной. Чем больше идей – тем больше вероятность, что среди них будут хорошие или гениальные.
Тренировка умения генерировать идеи тесно связана с развитием творческого воображения.
Игры "Настроение в цвете», «Волшебные круги», «Прямоугольное королевство» помогут вам научить ребенка умению генерировать идеи [27,19].

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Психодиагностики творческого мышления детей

 

Тест  Гилфорда (изучение творческого мышления)

Психодиагностика  психолога в школе - Диагностика  интеллектуального развития

Данный  тест направлен на изучение креативности, творческого мышления для детей  возрастной группы от 5 до 15 лет.

Исследуемые факторы: 
1) Беглость (легкость, продуктивность) — этот фактор характеризует беглость творческого мышления и определяется общим числом ответов. 
2) Гибкость — фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.


3) Оригинальность — фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов, необычным употреблением элементов, оригинальностью структуры ответа. 
4) Точность — фактор, характеризующий стройность, логичность творческого мышления, выбор адекватного решения, соответствующего поставленной цели.

Большинство тестов являются модификацией тестов Гилфорда или Торренса. 
Время проведения процедуры — около 40 минут. 
Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в индивидуальной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет работа с тестами проводится в групповой форме (возможно проведение и в 
индивидуальной форме). 
Следует отметить, что Субтест 3 (слова или выражение) имеет две модификации, одна модификация — слова — предназначена для детей от 5 до 8 лет, вторая модификация — выражение — предназначена для детей 9—15 лет [21,5].

Субтест 1. Использование предметов (варианты употребления)

Задача: Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. 
Инструкция для испытуемого: "Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать? "   Инструкция зачитывается устно. 
Время выполнения субтеста — 3 мин. 
При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При групповой форме проведения ответы записывают сами испытуемые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты  выполнения теста оценивались в  баллах. 
Имеются три показателя:
1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. 
За каждый ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = n. где  Б — беглость, n — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные  ответы». Нужно исключить из числа  учитываемых те ответы, которые упоминались  в инструкции, — очевидные способы  использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость  — число классов (категорий)  ответов.

Все ответы можно отнести к различным  категориям. Например, ответы типа: «из  газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной 
категории — создание поделок и игрушек [21,10].

Категории ответов

1. Использование  для записей (записать телефон,  решать примеры, рисовать).

2. Использование  для ремонтных и строительных  работ (заклеить окна, наклеить  под обои).

3. Использование  в качестве подстилки (постелить  на грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол при 
окраске потолка).

4. Использование  в качестве обертки (завернуть  покупку, обернуть книги, завернуть  цветы).

5. Использование  для животных (подстилка кошке,  хомяку, привязать на нитку бантик  из газеты и играть с кошкой).

6. Использование  как средства для вытирания  (вытереть стол, протирать окна, мыть  посуду, в качестве туалетной  бумаги).

7. Использование  как орудия агрессии (бить мух,  наказывать собаку, плеваться шариками  из газеты).

8. Сдача  в маккулатуру.

9. Получение  информации (смотреть рекламу, давать  объявления, делать вырезки, проверить  номер лотерейного билета, посмотреть  дату, посмотреть программу TV и  т.д.).

10. Использование  в качестве покрытия (укрыться  от дождя, солнца, прикрыть что-то  от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения  костра, сделать факел).

12. Создание  поделок, игрушек (сделать корабль,  шапку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер  категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут  относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую 
категорию только один раз [21,15].

Затем следует подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число  категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, 
отнесенных к новой категории, которой нет в списке). За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 
3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести 
ответ с приведенным выше списком. За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число использованных категорий.

3) Оригинальность  — число необычных, оригинальных ответов. Ответ 
считается оригинальным, если он встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек.

Один  оригинальный ответ — 5 баллов. 
Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

0р = 5 k. где 0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после 
процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном 
случае предлагается проводить суммирование баллов по различным факторам, 
отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно 
корректной, а следовательно, суммарными баллами можно пользоваться только как 
приблизительными и оценочными.

Т 1 = Б 1 + Г 1 + Ор 1 = n + 3 m + 5 k.

Т 1 —  суммарный показатель первого субтеста, 
Б 1 — беглость по 1 субтесту, 
Г 1 — гибкость по 1 субтесту, 
Ор 1 — оригинальность по 1 субтесту, 
n — общее число уместных ответов, 
m — число категорий, 
k — число оригинальных ответов [21,20].

Субтест 2. Последствия ситуации

Задача: Перечислить различные последствия гипотетической ситуации. 
Инструкция для испытуемого: "Вообрази, что случится, если животные и птицы смогут разговаривать на человеческом языке. "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание

Результаты  выполнения субтеста оценивались в  баллах. 
Имеются два показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — общее число приведенных  последствий. 
1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность  — число оригинальных ответов,  число отдаленных следствий. Здесь  оригинальным считается ответ, приведенный только один раз (на 
выборке 30—40 человек). 
1 оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k. где 0р — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Т 2 = n + 5 k.

Т 2 —  суммарный показатель второго субтеста.

Как и  в первом субтесте, следует обратить внимание на исключение неуместных 
(неадекватных) ответов, а именно: повторяющихся ответов и ответов, не имеющих 
отношения к поставленной задаче [21,25].

Субтест 3а. Слова

Модификация для детей 5—8 лет. 
Субтест проводится индивидуально.

Задача: Придумать слова, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом. 
Инструкция для испытуемого : 1 часть. "Придумай слова, которые начинаются на слог «по», например «полка». "
На ответ дается 2 минуты. 
2 часть. "Придумай слова, которые оканчиваются слогом «ка», например 
«сумка». "
На ответ дается 2 минуты. 
Время выполнения всего субтеста — 4 минуты.

Оценивание

Результаты  выполнения субтеста оцениваются в  баллах. 
Имеются два показателя.

1) Беглость  — общее число приведенных  слов. 
1 слово — 1 балл.

Б = n , где  Б — показатель беглости, n — общее  число слов.

Как и  ранее, следует вычеркнуть повторяющиеся  слова, а также не учитывать 
неадекватные слова.

2) Оригинальность  — число оригинальных слов, приведенных  один раз на 
выборку 30—40 человек. 
1 оригинальное слово — 5 баллов.

0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных 
слов.

Т 3 = n + 5 k.

Т 3 —  суммарный показатель третьего cубтеста (для детей 5—8 лет) [21,30].

Субтест 3б. Выражение

Модификация для детей 9—15 лет 
Задача : Придумать предложения, состоящие из четырех слов, каждое из 
которых начинается с указанной буквы. 
Инструкция для испытуемого: "Придумай как можно больше предложений, состоящих из четырех слов. Каждое слово в предложении должно начинаться с 
указанной буквы. Вот эти буквы: В, М, С, К (испытуемым предъявляются напечатанные буквы). Пожалуйста, используй буквы только в таком порядке, не 
меняй их местами. Привожу пример предложения: «Веселый мальчик смотрит кинофильм». А теперь придумай как можно больше своих предложений с этими 
буквами. "
Время выполнения субтеста — 5 минут [21,40].

Оценивание

Результаты  выполнения субтеста оцениваются по трем показателям.

1) Беглость  — число придуманных предложений  (n). 
1 предложение — 1 балл.

Б = n.

2) Гибкость — число слов, используемых испытуемым. Каждое слово 
учитывается только один раз, то есть в каждом последующем предложении 
учитываются только те слова, которые не употреблялись испытуемым ранее или не 
повторяют слова в примере. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям 
речи, считаются одинаковыми, например: «веселый, весело». 
1 слово — 0,1 балла.

Г = 0,1 m. 
где Г — показатель гибкости, m — число слов, используемых один раз.

3) Оригинальность.

Подсчитывается  число оригинальных по смысловому содержанию предложений. Оригинальным считается предложение, которое встречается 1 раз на выборке в 30—40 человек. 
Одно оригинальное предложение — 5 баллов.

Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных 
предложений.

Т 3 = n + 0,1 m + 5 k.

Т 3 —  суммарный показатель третьего субтеста (для детей 9—15 лет) [21,45].

Субтест 4. Словесная ассоциация

Задача: Привести как можно больше определений для общеупотребительных слов. 
Инструкция для испытуемого: "Найди как можно больше определений для слова «книга». Например: красивая книга. Какая еще бывает книга? "
Время выполнения субтеста — 3 минуты.

Оценивание.

Результаты  выполнения субтеста оцениваются в  баллах по трем показателям.

1) Беглость  — суммарное число приведенных  определений (n). 
Одно определение — 1 балл.

Б = n. где  Б — показатель беглости.

2) Гибкость  — число категорий ответов.

Одна  категория — 3 балла.

Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число категорий ответов.

Категории ответов

·  1. Время издания (старая, новая, современная, старинная).

·  2. Действия с книгой любого типа (брошенная, забытая, украденная, переданная).

·  3. Материал и способ изготовления (картонная, пергаментная, папирусная, рукописная, напечатанная).

·  4. Назначение, жанр (медицинская, военная, справочная, художественная, фантастическая).

·  5. Принадлежность (моя, твоя, Петина, библиотечная, общая).

· 6. Размеры, форма (большая, тяжелая, длинная, тонкая, круглая, квадратная).

·  7. Распространенность, известность (известная, популярная, знаменитая, редкая).

·  8. Степень сохранности и чистоты (рваная, целая, грязная, мокрая, потрепанная, пыльная).

·  9. Ценность (дорогая, дешевая, ценная).

·  10. Цвет (красная, синяя, фиолетовая).

·  11. Эмоционально-оценочное восприятие (хорошая, веселая, грустная, страшная, печальная, интересная, умная, полезная).

·  12. Язык, место издания (английская, иностранная, немецкая, индийская, отечественная).

 Все ответы, относящиеся к одной категории, учитываются только один раз. 
Максимальный балл — 12 x 3 = 36 баллов (в случае, если в ответах присутствуют все двенадцать категорий, что на практике встречается исключительно редко, а 
также отсутствуют ответы, которым присваивается новая категория). Как и в субтесте 1, ответам, не подходящим ни к какой категории, присваивается новая 
категория и, соответственно, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. В этом случае максимальный балл может увеличиться.

Г = 3 m. где Г — показатель гибкости, m — число категорий.

3) Оригинальность  — число оригинальных определений.

Определение считается оригинальным, если оно приведено всего один раз на выборке в 30—40 человек. 
Одно оригинальное определение — 5 баллов.

0р = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, к— число оригинальных 
определений.

Т 4 = n + 3 m + 5 k.

Т 4 —  суммарный показатель четвертого субтеста [21,50].

Субтест 5. Составление изображений

Задача: Нарисовать заданные объекты, пользуясь определенным набором 
фигур. 
Инструкция для испытуемого: "Нарисуй определенные объекты, пользуясь следующим набором фигур: круг, прямоугольник, треугольник, полукруг. 
Каждую фигуру можно использовать несколько раз, менять ее размеры и положение в пространстве, но нельзя добавлять другие фигуры или линии. 
В первом квадрате нарисуй лицо, во втором — дом, в третьем — клоуна, а в четвертом — то, что ты хочешь. Подпиши четвертый 
рисунок." Длина стороны квадрата — 8 см (для тестового бланка). Испытуемому предъявляется набор фигур и образец выполнения задания — лампа. 
Время выполнения всех рисунков — 8 минут.

Оценивание

Оценивание  производится по двум показателям.

1) Беглость  — гибкость. В данном показателе  учитываются:

n 1 —  число изображенных элементов  (деталей); 
n 2 — число использованных категорий фигур (из 4 заданных), n 2 изменяется от 0 до 4. 
Одна деталь — 0,1 балла. 
Один класс фигур — 1 балл. 
n 3 — число ошибок (ошибкой считается использование в рисунке незаданной фигуры или линии). 
Одна ошибка — 0,1 балла.

Б 4 i=1 = (0,1n 1i + n 2i — 0,1 n 3i ) . где Б — беглость, i — номер 
рисунка (от 1 до 4).

Баллы Б суммируются по четырем рисункам.

2) Оригинальность.

k 1 —  число оригинальных элементов  рисунка. 
Под оригинальным элементом понимается элемент необычной формы, необычное расположение элемента, необычное использование элемента, оригинальное 
расположение элементов друг относительно друга. Один оригинальный элемент — 3 балла. 
В одном рисунке может быть несколько оригинальных элементов. 
k 2 — оригинальность четвертого рисунка (по теме, по содержанию). Может встречаться один раз на выборку в 30—40 человек. 
k 2 может принимать значения 0 или 1. 
За оригинальный сюжет начисляется 5 баллов (это относится только к четвертому рисунку)

Ор 4 i=1 = 5 k + k 1i . где Ор — оригинальность, i — номер рисунка (от 1 
до 4).

Т 5 = Б + 0р.

Т 5 —  суммарный показатель пятого субтеста, 
Б — беглость, 
0р — оригинальность [21,53].

Субтест 6. Эскизы

Задача: Превратить в различные изображения одинаковые фигуры (круги), 
приводимые в квадратах. 
Инструкция для испытуемого: "Добавь любые детали или линии к основному изображению так, чтобы получились различные интересные рисунки. 
Рисовать можно как внутри, так и снаружи круга. Подпиши название к каждому рисунку." 
Тестовый бланк — это лист стандартной бумаги (формат А4), на котором изображено 20 квадратов с кругом посередине. Размеры квадрата 5 x 5 см, диаметр каждого круга — 1,5 см.
Время выполнения задания — 10 минут.

Оценивание

Проводится  по трем показателям:

1) Беглость  — число адекватных задаче  рисунков. 
Один рисунок — 1 балл.

Б = n. где n — число рисунков (изменяется от 0 до 20).

Исключаются рисунки, точно повторяющие друг друга (дубликаты), а также рисунки, в которых не использован стимульный материал — круг.

2) Гибкость  — число изображенных классов  (категорий) рисунков. Например, изображения  различных лиц относятся к  одной категории, изображения  различных животных также составляют одну категорию. Одна категория — 3 балла.

Г = 3m. где m — число категорий.

Категории ответов

·  1. Война (военная техника, солдаты, взрывы).

·  2. Географические объекты (озеро, пруд, горы, 
солнце, луна).

·  3. Звери. Птицы. Рыбы. Насекомые.

·  4. Знаки (буквы, цифры, нотные знаки, 
символы).

·  5. Игрушки, игры (любые).

·  6. Космос (ракета, спутник, космонавт).

·  7. Лицо (любое человеческое лицо).

·  8. Люди (человек).

·  9. Машины. Механизмы.

·  10. Посуда.

·  11. Предметы домашнего обихода.

·  12. Природные явления (дождь, снег, град, 
радуга, северное сияние).

·  13. Растения (любые — деревья, травы, цветы).

·  14. Спортивные снаряды.

·  15. Съедобные продукты (еда).

·  16. Узоры, орнаменты.

·  17. Украшения (бусы, серьги, браслет).

Если  рисунок не соответствует ни одной  категории, ему присваивается новая  категория.

3) Оригинальность.

Оригинальным  считается рисунок, сюжет которого использован один раз (на выборке 
в 30—40 человек). 
Один оригинальный рисунок — 5 баллов.

Ор = 5 k. где Ор — показатель оригинальности, k — число оригинальных 
рисунков.

T 6 = n + 3 m + 5 k.

Т 6 —  суммарный показатель шестого субтеста.

При подсчете баллов по шестому субтесту следует  учитывать все рисунки вне  зависимости от качества изображения. О сюжете и теме надо судить не только по рисунку, но и обязательно принимать во внимание подпись. 
У маленьких детей, которые не умеют писать, после окончания работы необходимо спросить, что изображено на рисунках, и подписать названия к рисункам. В основном это относится к возрастной группе 5—7 лет [21,55].

Субтест 7. Спрятанная форма

Задача: Найти различные фигуры, скрытые в сложном, малоструктурированном изображении. 
Инструкция для испытуемого: "Найди как можно больше изображений на этом рисунке. Что нарисовано на этой картинке? "
Время выполнения субтеста — 3 минуты. 
Стимульный материал: всего четыре различных рисунка. Предъявлять следует только один рисунок. Остальные даны для того, чтобы можно было провести повторное тестирование в другое время.

Оценивание.

Результаты выполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1) Беглость  — суммарное число ответов  (n). 
Один ответ — 1 балл.

Б = n.

2) Оригинальность  — число оригинальных, редких  ответов. В данном случае оригинальным  будет считаться ответ, данный один раз на выборке в 30—40 человек.

Один  оригинальный ответ — 5 баллов.

0р = 5 k. где Ор — оригинальность, k — число оригинальных, редких  ответов.

T 7 = n + 5 k.

Т 7 —  суммарный показатель седьмого субтеста [21,60].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методы  диагностики творческого мышления и творческих способностей для детей 4 -5 лет (авторы В. Синельников, В. Кудрявцев)

Методика  «Солнце в комнате»

Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию «нереального» в «реальное» в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.

Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкцию  к проведению. Психолог, показывая ребенку картинку, говорит: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». После перечисления деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т.д.) психолог дает следующее задание: «Правильно. Однако как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной».

Пользоваться  карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно  сделать для «исправления» картинки.

Обработка данных. В ходе обследовании психолог оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:

1. Отсутствие  ответа, непринятие задания («Не  знаю, как исправить», «Картинку  исправлять не нужно») – 1 балл.

2. Формальное  устранения несоответствия (стереть,  закрасить солнышко) –   2 балла.

3. Содержательное  устранение несоответствия:

а) простой ответ (нарисовать в другом месте –  «солнышко на улице») – 3 балла.

б) сложный ответ (переделать рисунок – «Сделать из солнышка лампу») –     4 балла.

4. Конструктивный  ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать», «Нарисовать окно», «Посадить солнышко в рамку» и т. д.) – 5 баллов.

Методика  «Складная картинка»

Цель. Определение умения сохранить целостный контекст изображения в ситуации его разрушения.

Материал. Складывающаяся картонная картинка с изображением утки, имеющая четыре сгиба (размер 10Х15 см).

Инструкция  к проведению. Психолог, предъявляя ребенку картинку, говорит: «Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?» Выслушав ответ, психолог складывает картинку и спрашивает: «Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?» После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается снова тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания – «угол», «мостик», «домик», «труба», «гармошка».

Обработка данных. В ходе обследования ребенка психолог фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка.

Максимальная  оценка за каждое задание – 3 балла. Всего – 15 баллов.

Выделяются  следующие уровни ответов:

Первый уровень. Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю», «Ничего не станет», «Так не бывает») – 1 балл.

Второй уровень. Ответы описательного типа: перечисление деталей рисунка, находящихся в  поле зрения или вне его, то есть утеря контекста изображения («У утки нет головы», «Утка сломалась», «Утка разделилась на части» и  т. д.) – 2 балла.

Третий уровень. Ответы комбинирующего типа: сохранение целостного изображения при сгибании рисунка, включение нарисованного  персонажа в новую ситуацию («Утка  нырнула», «Утка заплыла за лодку»), построение новых композиций («Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку» и т. д.) –    3 балла.

Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения  «привязано» не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме, которую  принимает картинка при складывании («Утка стала домиком», «Стала похожа на мостик» и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу и также оцениваются в 3 балла.

 Методика  «Как спасти зайку»

Цель. Оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.

Материал. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

Инструкция  к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика, говорит: «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть.

Помочь зайке  можем только мы с тобой. У нас  для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка  на предметы, расположенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?»

Обработка данных. В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются на трехбалльной системе.

Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку, при помощи которой  можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка – 1 балл.

Второй уровень. Решение с элементом простейшего  символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Оценка – 2 балла.

Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик  или лист бумаги. Для этой цели нужно  надуть шарик («Зайка на шарике может улететь») или сделать из листа кораблик. У детей, находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка. Оценка – 3 балла.

Методика  «Дощечка»

Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более  мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15Х15 см).

Инструкция  к проведению. Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог говорит: «Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать». Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: «Что у тебя получилось? На что похожа эта доска?»

Услышав ответ  ребенка, психолог вновь обращается к нему: «Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз». И до тех пор, пока ребенок (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски: «гараж», «лодочка» и т. д.), по одному баллу за каждое название.

Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

 

 

Заключение

Говоря о  важности развития творческого мышления ребенка, необходимо постоянно помнить, что с этим понятием связываются  не только глобальные открытия выдающихся творцов, эпохальные достижения и невероятные интеллектуальные подвиги гениев, но и повседневная жизнь каждого без исключения человека. Этим и обусловлен столь высокий интерес современной психологической науки к проблемам психологии детского творчества. 
           К старшему дошкольному возрасту психофизиологические, психические и личностные достижения развития, относительная автономность и самостоятельность ребенка в поведении, решении элементарных бытовых проблем, организации доступной деятельности (игровой, художественной, познавательной), характер взаимодействия со сверстниками и взрослыми свидетельствует о становлении творческой активности, которая может способствовать развитию одаренности в духовно-творческой самореализации. 
       Творческая активность дошкольника - одна из форм взаимодействия с реальным миром. В ее основе лежит важнейшая потребность в познавательной деятельности, потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности. Эта потребность удовлетворяется в самостоятельных активных творческих действиях и преобразовании исследуемого предмета или явления. 
Педагоги и психологи знают, что дошкольникам изначально свойственны психологические механизмы творчества и фантазии. У них пока недостаточно развиты логические компоненты познания, еще только начинает формироваться абстрактное словесно-логическое мышление. Поэтому воображение, фантазия восполняют детям недостаточность конкретных знаний: то, что ребенок еще не успел познать, он с успехом творчески «додумывает» сам, «дофантазирует», компенсирует силой своего воображения. К тому же, опыт репродуктивных стереотипных действий у дошкольника еще недостаточен. Поэтому там, где взрослый человек опирается на уже известный ему стереотип решения задачи, ребенок может заново «изобрести» способ действия.  
Открывая для себя мир, дошкольник ежедневно делает для себя субъективные открытия, изобретает творческие способы деятельности, тем самым формируя свое творческое начало, которое позднее, возможно, сможет приобрести объективную значимость. 
         Результаты проведенной работы позволяют выделить условия, необходимые для развития творческой направленности дошкольников. К их числу можно отнести знание и понимание специфики творческого мышления, нахождение адекватных способов его тренировки, опору на индивидуальность ребенка. Для некоторых детей характерно спонтанное проявление инициативы в усложнении простого задания, а заданное усложнение извне, напротив, тормозит ее. Для других детей, наоборот, необходим сложный тип задания для пробуждения той же активности. Таким образом, использование индивидуальных приемов, разные внешние условия влияют на творческий поиск. Вот поэтому для развития творческой направленности ребенка, его творческого мышления существенной является опора на его индивидуальность. 
          Существенную активизацию творческого мышления дошкольника обеспечивают следующие факторы: ситуации незавершённости или открытости; поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных наблюдениях, разработках, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых; внутренние мотивы творческой деятельности. 
           С другой стороны, препятствуют развитию творческого потенциала ребенка следующие педагогические условия: ограничение активности, инициативности, самостоятельности; критика творческих попыток ребёнка, неодобрительные оценки его деятельности; стереотипы в мышлении, в обучении, в поведении; лимит времени, жесткая регламентация деятельности, излишняя опека; отсутствие свободы в выборе; работа по необходимости, без желания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

1. Березина В.Г., Викентьев И.Л. Детство творческой  личности. СПб.: Издательство Буковского, 2008.

2. Богат В., Нюкалов  В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) // Дошкольное воспитание, 2010.

3. Венгер Н.Ю.  Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание, 1982

4. Веракса Н.Е.  Диалектическое мышление и творчества // Вопросы психологии, 2008, стр.17-20.

5. Выготский  Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. СПб.: Союз, 1997.

6. Гиппиус С.В.  Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. СПб.: Речь, 2009.

7. Годфруа Ж.  Психология: В 2-т. Т. 1. М.: Мир, 2008.

8. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете  не бывает. М.: Знание, 2009.

9. Ендовицкая  Т. О развитии творческих способностей // Дошкольное воспитание, 2009, стр.20-23.

10. Ефремов В.И.  Творческое воспитание и образование  детей на базе ТРИЗ. Пенза: Уникон  – ТРИЗ, 2008.

11. Заика Е.В.  Комплекс игр для развития  воображения // Вопросы психологии, 2009.

12. Крылов Е.  Школа творческой личности // Дошкольное  воспитание, 2010, стр. 52-56.

13. Кудрявцев  В., Синельников В. Ребенок –  дошкольник: новый подход к диагностики  творческих способностей // Дошкольное  воспитание, 2008,    стр. 10-12.

14. Левин В.А.  Воспитание творчества. Томск: Пеленг, 2009.

15. Лук А.Н.  Психология творчества. М.: Наука, 2008.

16. Мурашковская  И.Н. Когда я стану волшебником.  Рига: Эксперимент, 1994.

17. Нестеренко  А.А. Страна сказок. Ростов –  на – Дону: Издательство Ростовского университета, 2009.

18. Никитин Б.  П. Ступеньки творчества, или развивающие  игры. Изд.: 3-е, доп. М.: Просвещение, 1991.

19. Туник Е.Е.  Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 2009.

20. Палашна Т.Н.  Развитие воображения в русской народной педагогике // Дошкольное воспитание, 2011, стр. 72-78.

21. Прохорова  Л. Развиваем творческую активность  дошкольников // Дошкольное воспитание, 2010, стр. 45-47.

22. Михайлова  З.А. Игровые занимательные задачи  для дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. (Текст) / Михайлова З.А. – 2изд. – М.: Просвещение, 2008.

23. Паскаль. Методическое  пособие для преподавателей начальной  школы и воспитателей детских  садов по курсу «Развитие творчества». (Текст) / Паскаль.

Информация о работе Развитие у дошкольников мышления