Развитие у дошкольников мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: процесс развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Предмет исследования: способы развития творческого мышления в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
Изучить литературу по проблеме.
Подобрать тесты для диагностики творческого мышления детей дошкольного возраста.
Подобрать игры на развитие творческого мышления детей дошкольного возраста.
Составить памятку для родителей: Как творчески развивать ребенка.

Файлы: 1 файл

готовая дипломная работа.doc

— 277.00 Кб (Скачать файл)

24.Боровик О.В. Развиваем воображение (Текст) Л.И. Божович // Дошкольное образование, 2011, стр. 25-27.

25. Акулова Т.Н.  Анализ подходов к изучению  творчества дошкольников в отечественных  и зарубежных исследованиях // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2008.

26. Блонский  П.П. Память и мышление. – СПб.: Питер, 2009.

27. Гатанов Ю.Б.  Курс развития творческого мышления. СПб.: Иматон, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Игры  на развитие творческого мышления

Какой сказочный персонаж на что похож

Несколько, трое или четверо, человек (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой сказочный герой будет сравниваться, и выдвигают версии, на что он похож. Отгадчики входят, и ведущий начинает: «Тот сказочный персонаж, которого я загадал, похож на ..» и дает слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: например, Колобок может ассоциироваться с шариком, луной, цыпленком и т. д. Отгадавший выбирает новых отгадчиков и предлагает следующего персонажа для ассоциации.

Рисунок по кругу

Первый участник игры делает набросок – изображает какой-то сюжет из сказки. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого  наброска, делает элемент своего изображения  и т. д. до законченного рисунка.

Волшебные кляксы

Перед игрой  изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивают и можно играть. Участники по очереди говорят, какого сказочного персонажа они видят в кляксе ил ее отдельных частей.

Выигрывает  тот, кто назовет больше всего сказочных персонажей.

Ассоциации

Вариант 1. Берется  любое слово, связанное со сказкой. Например, великан. Оно может ассоциироваться  с горой, подъемным краном и т. п.

Вариант 2. Гуляя  с детьми, можно вместе подумать, на каких сказочных персонажей похожи облака, лужи на асфальте, камешки на берегу и т.п.

 

Рифмы

Психолог называет детям какой-нибудь сказочный персонаж или предмет из сказки и просит придумать к нему рифму. Например: великан – барабан, карман, пеликан; колечко – крылечко и т. д.

Хорошо  – плохо

Предлагается  сказочный объект, имеющий для  ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие  положительные или отрицательные  эмоции, что приводит к однозначной  субъективной оценке. Нужно придумать  – почему этот объект может оцениваться противоположно. Например, Баба Яга – плохая. Баба Яга плохо поступает, когда детей маленьких крадет. Но она может быть хорошей: она подсказывает добрым молодцам дорогу, дает им клубок, сказала, где смерть Кощея лежит, и т. д.

Желательно, чтобы эта игра стала частью повседневной жизни ребенка. Для ее проведения не обязательно специально отводить время.

В нее можно  играть на прогулке, во время обеда, перед сном.

Теремок

Детям раздаются  картинки с изображениями различных  предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т. д. Кто-то сидит в «теремке» (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребенок просится в теремок, но он не может попасть туда, если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина «теремка». Например, если просится ребенок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а с картинкой шкафа – оба предмета деревянные.

Собери  фигурки

Ребенку дается набор вырезанных из плотного картона  небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок).

Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных  сказочных предметов или сказочных  персонажей, которые можно сложить  из этих фигурок: домик для поросят, дворец, тыква и т.д. Ребенку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребенок видел, какая из фигурок где стоит, то есть рисунок должен быть расчленен на детали.

Сказочные нелепицы

Рисуется картинка по любому сказочному сюжету. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано с использованием предметов персонажей из других сказок. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны.

Дети должны показать, что нарисовано неверно.

Рисуем

Вариант 1. Детям предлагается дорисовать неоконченные изображения.

Вариант 2. На листе  бумаги обозначен человек. Это художник не дорисовал картину. Детям предлагается дорисовать картину, придумав, какой  это сказочный персонаж, а затем  рассказать про него сказочную историю.

Найти как можно  больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету.

В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и т. п. или какое-либо явление (например, вода: купаться, пить, варить, стирать и т. д.).

На выполнение задания отводится обычно 5-6 минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание применяется в очень широком возрастном диапазоне. Его можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в  данном случае продуктивность мышления. Чем больше идей, тем больше баллов получает участник.

Составьте изображение

Вариант 1. Из пластмассовых, деревянных или картонных разноцветных геометрических фигур надо составить как можно больше разных стилизованных изображений.

Вариант 2. Из разноцветных пластмассовых крышек от пластиковых  бутылок составлять различные узоры, изображения различных предметов.

Коллаж

Необходимо  найти на коллаже больше аналогий со сказочными персонажами. Коллаж можно поворачивать как угодно.

Коллаж надо приготовить заранее: из старых журналов вырезать фигуры разных форм и наклеить их на листок картона.

Подбери нужные слова

Дети подбирают  сказочных персонажей или предметы из сказок, отвечающие ощущениям тепла и холода (весны и зимы, утра и вечера и др.). Например:

- тепло –  Солнце, печка, пирожки, Огонь;

- холод –  Снежная королева, Снегурочка, Морозко;

- большой –  Великан, Дворец, Гоблин;

- маленький  – Дюймовочка, Сынок с кулачок,  Пилипка-сынок, Мальчик-с-пальчик, горошинка.

Найдите общие признаки

Нужно найти  как можно больше общих признаков  непохожих сказочных персонажей.

Например:

- Винни Пух  – Баба Яга (оба живут в  лесу, у обоих есть дом и  т. д.).

- Колобок –  Снежная Королева (слова Колобок и Королева начинаются с одной буквы, оба никого не боятся, могут гулять по свету).

- Репка –  Мальчик-с-пальчик (Репка тоже  вначале была маленькой, обоих  объединяет земля: Репка в земле  растет, Мальчик-с-пальчик помогал  отцу пахать землю).

Кто больше?

Найдите как  можно больше предметов, которые  одновременно являются: легкими, мягкими  и черными; тяжелыми и белыми.

Составьте предложение

Нужно составить  как можно больше предложений  из слов, названий сказочных персонажей, предметов из разных сказок. Например: Золушка, невод, золотое яблочко. Вариант ответа: «Забросила Золушка невод и вытянула золотое яблочко».

Придумайте  заглавие к сказке.

Детям предлагается дать названия небольшим незнакомым сказкам или стишкам.

Придумайте заглавие к отрывкам из сказок

К каждому отрывку можно придумать множество названий. Чем их больше, тем лучше. Правильными следует считать те, что соответствуют содержанию.

Придумайте название картине (открытке)

Детям предлагается рассмотреть незнакомую картину  или открытку и придумать для нее название.

Анализируем характер

Задача –  проанализировать характер героя того или иного произведения:

А. Назвать черты  характера героя.

Б. Выбрать основную, главную черту.

Поиск причин событий

Детям предлагается определить причины возникновения  некоторых сказочных ситуаций. Например:

- Ослику Иа  было смешно …

- Весь день  Бармалей бегал по лесу …

- Золушка не  смогла поехать на бал …

Список можно  продолжать до бесконечности.

Расскажи, но … покороче

Предлагается  не просто пересказать сказку, а  сделать это как можно короче, чтобы осталось главное, а второстепенное ушло.

Расскажи  другими словами

Вариант 1. Берется  несколько несложных фраз, и детям  предлагается попробовать выразить содержащиеся в них мысли другими  словами, не искажая смысла.

Вариант 2. Предлагается пересказ рассказ языком разных персонажей (языком маленького ребенка, кота Матроскина или почтальона Печкина).

На  что это похоже?

Ребенку показывают фигуру. Например: желтый кружок. Нужно  придумать как можно больше вариантов, на что он похож. Например: колобок, солнышко, лимон, мяч, можно дорисовать лицо.

Примеры фигур: красный кружок, белая палочка, синий прямоугольник и т.д.

Такое задание  можно выполнять очень долго. Главное – результат.

Без плагиата

Дети получают кружки разного цвета, для начала по два-три. Нужно сказать, на кого (или  на что они похожи, и придумать  историю с их участием. Детям необходимо объяснить, что такое плагиат и что не надо повторять чужие сказки, а придумать что-то свое. Кружки можно увеличивать, цвета менять.

Невиданное  животное, цветок, дерево, рыба и т. д.

Нарисовать  свое животное (цветок, дерево, рыбу и  т.д.), никем не виданное. Назвать его.

Необычная ситуация

Дети придумывают  варианты развития различных сказочных  ситуаций.

Например:

- Что будет  делать Буратино в гостях у  Винни-Пуха? А в замке у Людоеда?

- Как поведет  себя Колобок, встретившись с  Котом в сапогах?

- К тебе прилетел  Карлсон, что будешь делать?

- А если встретишь  Маугли? И т. д.

Кто я?

Взрослый жестами, мимикой, звуками и т. п. изображает что-то, а ребенок отгадывает. Например: чайник, поезд, часы и т. д.

Перепутанные  названия

Дети отгадывают сказки, названия которых перепутал волшебник:

- «Суп из  метелки»;

- «Царевна-пчела»;

- «Мальчик-великан»;

- «Гадкий котенок»;

- «Пылюшка»;

- «Домик-домок»;

- «Редиска»;

-«Волк и семеро  поросят»;

- «Три волчонка»;

- «Лягушка-домоседка»;

- «Дождливая  королева»;

- «Шар, трубочка  и ботинок»;

- «По карасьему  приказу»;

- «Иванушка-умник»;

- «Иван-царевич  и зеленый крокодил»;

- «Комарище»;

- «Подаренная  луна»;

- «Зеленые усы»;

- «Зажигалка»;

Выберите одну из сказок и расскажите ее в новом  варианте.

 

 

 

 

 

Приложение 2

Памятка для родителей

«Как  творчески развивать ребенка»

  1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
  2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
  3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.
  4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.
  5. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
  6. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
  7. Хвалите за любые успехи.
  8. Помогайте ребенку стать личностью.
  9. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.
  10. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом – это стимулирует его мышление и воображение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Развитие у дошкольников мышления