Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 07:29, курсовая работа
Цель исследования. Изучить особенности и возможности развития и активизации творческого воображения детей подготовительной группы в процессе занятий изобразительной деятельностью. Задачи исследования:
– раскрыть особенности воображения детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями;
– определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческого воображения;
– разработать комплексную методику диагностики и развития творческого воображения детей дошкольного возраста;
– определить возможные пути развития творческого воображения детей в процессе изодеятельности;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1. ВООБРАЖЕНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ………………………………………………………………... 6
1.1. Понятие о воображении……………………………………………… 6
1.2. Виды воображения и способы создания творческих образов……... 9
1.3. Механизм творческого воображения………………………………... 12
1.4. Особенности воображения у детей………………………………….. 13
1.5. Влияние изобразительной деятельности детей на развитие их воображения…………………………………………………………… 15
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………………………………………………………………
18
2.1. Констатирующий эксперимент ………………………………........... 18
2.2. Формирующие эксперименты……………………………………….. 22
2.3. Контрольный эксперимент…………………………………………... 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………………………………. 31
Таблица № 1
Ф. И. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
Группа |
1. К.Ю. |
– |
– |
– |
4 |
2. Л.И. |
– |
– |
– |
4 |
3. М.К. |
– |
+ |
– |
3 |
4. С.Д. |
– |
– |
– |
4 |
5. Л.С. |
– |
+ |
+ |
2 |
6. П.И. |
– |
– |
– |
4 |
7. Г.В. |
– |
+ |
– |
3 |
8. С.О. |
– |
– |
– |
4 |
9. К.С. |
– |
– |
– |
4 |
10. Ф.И. |
– |
– |
– |
4 |
11. М.Д. |
– |
– |
– |
4 |
12. С.А. |
+ |
– |
– |
3 |
13. П.Д. |
– |
– |
– |
4 |
14. К.В. |
– |
+ |
– |
3 |
15. З.С. |
– |
– |
– |
4 |
Общее количество оригинальных изображений: 7
Таблица № 2.
Перечень изображенных детьми предметов.
Ф. И. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. К.Ю. |
колесо |
портфель |
дом |
2. Л.И. |
колобок |
телевизор |
елка |
3. М.К. |
подсолнух |
подъемн. Кран. |
Косынка |
4. С.Д. |
будильник |
телевизор |
человек |
5. Л.С. |
Шарик |
машина лег. |
Колокольчик |
6. П.И. |
будильник |
дом |
конверт |
7. Г.В. |
Мяч |
телевизор |
пилотка |
8. С.О. |
солнце |
змей |
елка |
9. К.С. |
Шар |
дом |
пирамидка |
10. Ф.И.. 11. М.Д. 12. С.А. 13. П.Д. 14. К.В. |
гриб ромашка человек солнце Яблоко |
окно часы дом телевизор телевизор на тумб. |
дом человек елка дом Елка |
15. З.С. |
Солнце |
картофель |
дом |
Вывод: Представленные результаты показали, что работы в основном 3, 4 группы. Оригинальных изображений выполнено мало. Наиболее часто встречаются в созданных детьми изображениях образы:
Круг – солнце, шарик;
Квадрат – телевизор, портфель, дом;
Треугольник – елка, дом, человек.
Констатирующий эксперимент.
Рис. 2
2.2. Формирующий эксперимент
Далее с детьми проводили формирующий эксперимент, цель которого была в развитии творческого воображения и фантазии, т.к. выяснили, что уровень развития воображения у ребят не высок.
Упражнение «Три краски».
Данное упражнение хорошо развивает фантазию, образное мышление, художественное восприятие, воображение.
Предлагали ребенку взять три краски, по его мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист. На что похож рисунок? Придумать название своей картине.
Таблица № 3
Ф. и. ребенка |
Названия картин |
Количество названий |
1. К.Ю. |
Лес, жаркий день |
2 |
2. Л.И. |
Полка, пляж |
2 |
3. М.К. |
Бумага цветная |
1 |
4. С.Д. |
Торт, разные конфеты |
2 |
5. Л.С. |
Водопад, летний день |
2 |
6. П.И. |
Разноцветные ленты |
1 |
7. Г.В. |
Лес, жаркий день, пляж |
3 |
8. С.О. |
Канавы, пасмурный день |
2 |
9. К.С. |
Луна, ночь, ракета в небе |
3 |
10. Ф.И. |
Самолет в небе |
1 |
11. М.Д. |
Парк, листопад, осень |
3 |
12. С.А. |
Поле цветов |
1 |
13. П.Д. |
Трактор в поле |
1 |
14. К.В. |
Лес, занавес, овраг, закат |
4 |
15. З.С. |
Разноцветные мелки |
1 |
Всего: |
29 |
1 человек – 4 названия 7%
3 человека – по 3 названия 20%
5 человек – по 2 названия 33%
6 человек – по 1 названию 40%
Модифицированный тест Роршаха.
Цель: развивает у детей творческое воображение; учит находить сходство изображения неясных очертаний с реальными объектами, образами.
Оборудование: 10 карточек с пятнами различной конфигурации.
Ход занятия. Дети должны указать на сходство чернильного пятна, с каким либо объектом, образом. В результате проведенного занятия выделяются три типа ответов у детей: одни не могут найти сходства чернильного пятна с каким-либо объектом, другие указывают на сходство с одним объектом, третьи могут установить сходство с несколькими объектами. Нужно учить детей выделять целое, часть из пятна.
Таблица № 4
И. Ф. ребенка |
Количество названий | |
1. Юля К. |
Фонтан, башня |
2 |
2. Илюша Л. |
Букет, дерево, мороженное |
3 |
3. Кристина М. |
Цветок, жук |
2 |
4. Дима С. |
Барышня |
1 |
5. Сережа Л. |
Бабочка, салют |
2 |
6. Ира П. |
Птица, рыба |
2 |
7 Влад Г. |
Божья коровка, жук |
3 |
8. Оля С. |
Заяц, медведь |
2 |
9. Слава К. |
Филин, лягушка |
2 |
10. Илюша Ф. |
Куст |
1 |
11. Данил М. |
Факел |
1 |
12. Алена С. |
Ракета, голубь |
2 |
13. Дима П. 14. Вадик К. 15. Саша З. |
Паук Павлин Перо, цыпленок, корабль, самолет |
1 1 4 |
Всего |
28 |
Саша З. – 4 названия.
Илюша Л. и Влад Г. – по 3 названия.
Уровни развития.
Высокий |
Средний |
Низкий |
20% |
47% |
33% |
Упражнение «Волшебники»
Используется для развития чувств на базе воображения.
Предлагали детям две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Задача детей дорисовать эти фигуры, превратив одного в доброго, а другого в злого «волшебника».
Таблица № 5
Уровни развития
Уровни |
Количество детей |
% |
Высокий |
4 |
27% |
Средний |
9 |
60% |
Низкий |
2 |
13% |
2.3. Контрольный эксперимент
Цель: На основе, проведенного формирующего эксперимента выявить уровень развития творческого воображения детей с помощью тестов у испытуемых.
Тест креативности.
Детям снова предложили дорисовать геометрические фигуры.
Таблица № 6
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
треугольник |
Группа |
1. К. Юля |
+ |
– |
+ |
2 |
2. Л. Илюша |
– |
– |
+ |
3 |
3. М. Кристина |
+ |
– |
– |
3 |
4. С. Дима |
– |
+ |
– |
3 |
5. Л. Сережа |
+ |
– |
+ |
2 |
6. П. Ира |
– |
+ |
– |
3 |
7. Г. Влад |
– |
– |
+ |
3 |
8. С. Оля |
+ |
+ |
– |
2 |
9. К. Слава |
+ |
– |
+ |
2 |
10. Ф. Илюша |
+ |
– |
– |
3 |
11. М. Данил |
+ |
+ |
+ |
1 |
12. С. Алена |
+ |
+ |
+ |
1 |
13. П. Дима |
+ |
– |
+ |
2 |
14. К. Вадик |
– |
+ |
– |
3 |
15. З. Саша |
+ |
– |
– |
3 |
Таблица № 7
Ф. и. ребенка |
Круг |
Квадрат |
Треугольник |
1. К.Ю. |
Утенок |
Книга |
Ваза с цветами |
2. Л.И. |
Новог. игрушка |
Портфель |
Треугольник |
3. М.К. |
Самовар |
Окно |
Гиря |
4. С.Д. |
Бабушка |
Скворечник |
Гриб |
5. Л. С. |
Часы |
Сумка |
Зонт |
6. П.И. |
Петух |
Кастрюля |
Колпак |
7. Г.В. |
Царевна |
Торт |
Флажок |
8. С.О. |
Снеговик |
Телевизор |
Стрела |
9. К.С. |
Аквариум |
Картина |
Компас |
10. Ф.И. |
Чайник |
Клетка с попуг. |
Ракета |
11. М.Д. |
Ежик |
Робот |
Карандаш |
12. С.А. |
Барабан |
Машина |
Пчела |
13. П.Д. |
Цветок |
Стол с вазой |
Конфета |
14. К.В. |
Телефон |
Дом |
Дом |
15. З.С. |
Звезда |
Салфетка |
Буратино |
Оригинальных изображений 24.
Вывод: Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что после проведенных различных упражнений обнаружены более высокие показатели, оригинальных изображений 24.
Контрольный эксперимент
Рис. 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Изобразительная деятельность может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Информация о работе Развития воображения у детей дошкольного возраста