Реальный и идеальный эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент - один из основных методов научного познания. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта.
Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность реального и идеального эксперимента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
1. Реальный и идеальный эксперимент.
1.2. Понятие валидности психологического эксперимента. Виды валидности.
2. Анализ эксперимента и связь между ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экс. псих.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.

1. Реальный и идеальный эксперимент.

1.2. Понятие валидности психологического эксперимента. Виды валидности.

2.  Анализ эксперимента и связь между ними.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Объем понятия «экспериментальная психология» можно охарактеризовать следующим образом. Это, во-первых, дисциплина, изучающая и разрабатывающая ряд эмпирических методов психологического исследования, и, во-вторых, обобщающее обозначение исследований в разных областях психологии, использующих эти эмпирические методы.

  В данной контрольной работе представление некоторых ключевых понятий экспериментальной психологии осуществляется с первой точки зрения, позволяющей трактовать ее как самостоятельную научную дисциплину, разрабатывающую теорию и практику психологического исследования и имеющую своим главным предметом изучения систему психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическим методам, в числе которых одним из самых значимых является эксперимент.

Эксперимент - организованное исследователем взаимодействие между испытуемым (или  группой) и экспериментальной ситуацией  с целью установления закономерностей  этого взаимодействия. Среди специфических  признаков эксперимента выделяют: моделирование явлений и условий исследования (экспериментальная ситуация); активное воздействие исследователя на явления (варьирование переменных)- измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспроизводимость результатов.

Эксперимент - один из основных методов научного познания. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта.

Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность реального и идеального эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Реальный  и идеальный эксперимент.

  Широкое распространение экспериментального метода в самых различных научных областях породило множество различных, не совпадающих классификаций экспериментов. Это вполне естественно, поскольку эти классификации выполняются с различными целями, в их основу положены разные признаки, кроме того, на их содержание и структуру оказывают влияние специфические особенности области исследования и изучаемых в ней объектов. Истинные эксперименты организуются с соблюдением всех требований научного метода, выработанных естествознанием: выдвижение гипотез о причинно-следственных связях, зависимых и независимых переменных, рандомизированный подбор экспериментальной и контрольной групп, манипулирование независимой переменной, контроль над всеми факторами, которые влияют на конечный результат.

  В экспериментальной психологии, в зависимости от основания классификации, выделяют разные виды эксперимента. Главное же отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутреннему психическому явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых психических явлений достигаются за счет целенаправленного жесткого контроля условий их возникновения и протекания. С. Л. Рубинштейн писал на этот счет: «Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных»

  Понятие “идеальный эксперимент” ввел в употребление Д. Кэмпбелл. идеальный - эксперимент, в котором на зависимую переменную отсутствуют любые влияния кроме одной независимой переменной. В реальности исключить дополнительные влияния множества привходящих факторов невозможно. Поэтому идеальный эксперимент в действительности неосуществим. На практике приближение реального опыта к идеальному реализуется путем контроля дополнительных переменныхреальный (конкретный) — опыт, проводимый в действительности в конкретных экспериментальных условиях. Результаты опыта справедливы для конкретных условий и популяций. Их экстраполяция на более широкие условия носит вероятностный характер

  Идеальный эксперимент – это «эксперимент, организованный таким образом, что экспериментатор изменяет лишь независимую переменную, зависимая переменная контролируется, а все остальные условия эксперимента остаются неизменными»3. Поскольку в идеальном эксперименте допускается изменение только независимой переменной, то, разумеется, предполагается и изменение зависимой переменной, которая принимает различные значения при разных условиях. Все прочее остается неизменным, и поэтому на зависимую переменную влияет только независимая. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность всех испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого времени. Он никогда не может быть осуществлен в реальности, так как в жизни изменяются не только интересующие исследователя параметры, но и ряд других условий.

 

2. Понятие валидности  психологического эксперимента. Виды  валидности.

 

  Валидность  — это обоснованность и адекватность исследовательского инструментария (методик, измерительных операций, экспериментов и т.д.) и полученной с его помощью информации. Это понятие стоит в одном ряду с надежностью, репрезентативностью, объективностью, достоверностью и эффективностью критерия или теста.

  Проблеме валидности большое внимание уделял известный американский ученый Дональд Т. Кэмпбелл, работавший в Северо-Западном, Гарвардском, Йельском, Оксфордском и ряде других ведущих университетов. Он считается крупнейшим специалистом по методологии науки, эпистемологии и применению экспериментальных методов в педагогических, психологических и социальных исследованиях.

  Игнорирование валидности и отсутствие анализа всех факторов, которые могут оказать влияние на результаты экспериментальных исследований, может привести к неверным или необоснованным выводам. Под видом валидности понимают «несколько специфичных характеристик психодиагностического инструментария, обусловленных особенностями диагностических методик, временным статусом внешнего критерия».

 

 

 

Валидность эксперимента — это  качество эксперимента, гарантирующее обоснованность выводов:

  • во-первых, о том, что именно экспериментальный фактор является причиной изменений, зарегистрированных в зависимой переменной (внутренняя валидность);
  • во-вторых, о том, что выявленная зависимость является закономерной, ее можно распространять на определенные внеэкспериментальные ситуации (внешняя валидность).

Соответствие реального эксперимента идеальному выражается в такой его  характеристике, как внутренняя валидность.

Внутренняя валидность «показывает  достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным»7. Чем больше влияют на изменение зависимых переменных не контролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента, следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами. Высокая внутренняя валидность – главный признак хорошо проведенного эксперимента.

  Приближение реального эксперимента к эксперименту полного соответствия выражается во внешней валидности. Эксперимент полного соответствия – это «экспериментальное исследование, в котором все условия и их изменения отвечают реальности». От уровня внешней валидности зависит степень переносимости результатов эксперимента в реальность. Внешняя валидность, по определению Р. Готтсданкера, «влияет на достоверность выводов, которую дают результаты реального эксперимента по сравнению с экспериментом полного соответствия». Для достижения высокой внешней валидности нужно, чтобы уровни дополнительных переменных в эксперименте соответствовали их уровням в реальности. Эксперимент, который не имеет внешней валидности, считается неверным.

   Д. Кэмпбелл выделяет следующие факторы, угрожающие внутренней валидности эксперимента:

  • фактор фона,
  • фактор естественного развития,
  • фактор тестирования,
  • погрешность измерения,
  • статистическая регрессия,
  • неслучайный отбор,
  • отсеивание.

Если они не контролируются, то приводят к появлению соответствующих  эффектов.

Фактор фона (истории) включает события, которые происходят между предварительным и окончательным измерением и могут вызвать изменения в зависимой переменной наряду с влиянием независимой переменной.

Фактор естественного развития связан с тем, что изменения в  уровне зависимой переменной могут  возникнуть в связи с естественным развитием участников эксперимента (взросление, нарастание утомления и т. п.).

Фактор тестирования заключается во влиянии предварительных  измерений на результаты последующих.

Фактор погрешности  измерения связан с неточностью  или изменениями в процедуре  или методе измерения экспериментального эффекта.

Фактор статистической регрессии проявляется в том  случае, если для участия в эксперименте были отобраны испытуемые с крайними показателями каких-либо оценок.

Фактор неслучайного отбора соответственно встречается  в тех случаях, когда при формировании выборки отбор участников проводился неслучайным образом.

Фактор отсеивания проявляется в том случае, если испытуемые неравномерно выбывают из контрольной и экспериментальной  групп.

Экспериментатор должен учитывать  и по возможности ограничивать влияние факторов, угрожающих внутренней валидности эксперимента. В настоящее время факторами, влияющими на внешнюю валидность, считают «неустранимые особенности эксперимента, отличающие его от реальной ситуации»11. Кэмпбелл ставит знак равенства между внешней валидностью, репрезентативностью эксперимента и возможностью генерализации его результатов. Он относит к факторам, угрожающим внешней валидности, в первую очередь «эффекты, связанные с особенностями объекта исследования: обучаемость, наличие памяти, способность эмоционально реагировать на ситуации». Кэмпбелл называет главные причины нарушения внешней валидности:

  • эффект тестирования — уменьшение или увеличение восприимчивости испытуемых к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования. Например, предварительный контроль знаний учеников может повысить их интерес к новому учебному материалу. Поскольку генеральная совокупность предварительному тестированию не подвергается, то результаты для нее могут быть нерепрезентативными;
  • условия проведения исследования. Они вызывают реакцию испытуемого на эксперимент. Следовательно, его данные нельзя переносить на лиц, не принимавших участия в эксперименте, этими лицами является вся генеральная совокупность, кроме экспериментальной выборки;
  • взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия. Их следствия — артефакты (в экспериментах с добровольцами или испытуемыми, участвующими по принуждению);
  • интерференция экспериментальных воздействий. Испытуемые обладают памятью и обучаемостью. Если эксперимент состоит из нескольких серий, то первые воздействия не проходят для них бесследно и сказываются на появлении эффектов от последующих воздействий.

  Большинство причин нарушения внешней валидности связано с особенностями психологического эксперимента, проводимого с участием человека, которые отличают психологическое исследование от эксперимента, осуществляемого специалистами других естественных наук. Заботу о внешней валидности экспериментов особо проявляют исследователи, работающие в прикладных областях психологии – клинической, педагогической, организационной, поскольку в случае невалидного исследования его результаты ничего не дадут при переносе их в реальные условия.

 

    1. Анализ эксперимента и связь между ними

  Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент  противостоит реальному, в котором  изменяются не только интересующие исследователя  переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидьость (validitу) – достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным. Внутренняя валидность характеризует меру влияния на изменение зависимой переменной тех условий (независимой переменной), которые варьирует экспериментатор.

Информация о работе Реальный и идеальный эксперимент