Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:54, контрольная работа
Эксперимент - один из основных методов научного познания. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта.
Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность реального и идеального эксперимента.
ВВЕДЕНИЕ.
1. Реальный и идеальный эксперимент.
1.2. Понятие валидности психологического эксперимента. Виды валидности.
2. Анализ эксперимента и связь между ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Чем больше влияют на изменение зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.
Планирование эксперимента необходимо для выявления влияния независимой переменной на зависимую за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность – главный признак хорошего эксперимента (близко к “безупречному эксперименту”). Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют “побочными”. К числу побочных, полностью не устранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального различия.
Рассмотрим более подробно
центральное понятие “
Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.
Дополнительные переменные,
которые требуют учета в
Кэмпбелл отмечает, что
установление внутренней валидности требует
отбраковывания альтернативных объяснений
связи между зависимой и
1) выявлять временную
последовательность
2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны);
3) исключать влияние
побочных переменных, которым можно
было бы объяснить
Эксперимент как метод психологического исследования соответствует приведенному выше определению, однако имеет некоторую специфику. Многие авторы, как указывает В.Н. Дружинин, в качестве ключевой особенности психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым, может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.
Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) — достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным.
В самом общем плане под
Таким образом, валидность можно кратко определить как полноценность эксперимента. Валидность обеспечивает доверие к полученным в опыте результатам, их достоверность. Различают внутреннюю валидность эксперимента, под которой понимают степень влияния независимой переменной на зависимую переменную; и внешнюю валидность эксперимента. Факторами, нарушающими внутреннюю валидность эксперимента, являются фактор фона, фактор естественного развития, фактор тестирования, погрешность измерения, статистическая регрессия, неслучайный отбор, отсеивание. Внешняя валидность эксперимента может быть нарушена такими факторами, как эффект тестирования; условия проведения исследования; взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия; интерференция экспериментальных воздействий.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ