Реальный и идеальный эксперимент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 15:54, контрольная работа

Описание работы

Эксперимент - один из основных методов научного познания. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта.
Цель данной контрольной работы – раскрыть сущность реального и идеального эксперимента.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ.
1. Реальный и идеальный эксперимент.
1.2. Понятие валидности психологического эксперимента. Виды валидности.
2. Анализ эксперимента и связь между ними.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

экс. псих.doc

— 79.50 Кб (Скачать файл)

Чем больше влияют на изменение  зависимой переменной неконтролируемые исследователем условия, тем ниже внутренняя валидность эксперимента. Следовательно, больше вероятность того, что факты, обнаруженные в эксперименте, являются артефактами.

Планирование эксперимента необходимо для выявления влияния  независимой переменной на зависимую  за счет контроля других переменных. Переменные, являющиеся источником артефактов, либо устраняются, либо их влияние усредняется (за счет смешения и погашения изменчивости условий эксперимента). Высокая внутренняя валидность – главный признак хорошего эксперимента (близко к “безупречному эксперименту”). Не все переменные, влияющие на результат исследования, можно учесть или исключить (элиминировать). Те из них, которые нарушают внутреннюю валидность, называют “побочными”. К числу побочных, полностью не устранимых переменных относят влияние фактора времени, фактор задачи, фактор индивидуального различия.

Рассмотрим более подробно центральное понятие “валидность”. Обратимся к системе отношений  “эксперимент–теория–реальность”. На основе теории выдвигается гипотеза, которая в конечном счете и  проверяется в эксперименте. Методики и план эксперимента должны соответствовать проверяемой гипотезе – степень этого соответствия и характеризует операциональную валидность. Например, в эксперименте по научению резкий звук зуммера используется как эквивалент “наказания” за ошибку, поэтому возникает сомнение в правильности такой интерпретации. В самом эксперименте мы должны максимально учесть, устранить и т. д. влияние побочных переменных на зависимую переменную. Внутренняя валидность характеризует меру влияния независимой переменной на зависимую по отношению к другим факторам. Иными словами, внутренняя валидность тем выше, чем больше вероятность того, что экспериментальный эффект (изменение зависимой переменной) вызван изменением независимой переменной.

Эксперимент должен воспроизводить внешнюю реальность. Эксперимент, который полностью воспроизводит внешнюю реальность, называется экспериментом полного соответствия. Разумеется, в реальности полное соответствие недостижимо. Мера соответствия экспериментальной процедуры реальности характеризует внешнюю валидность эксперимента.

Дополнительные переменные, которые требуют учета в эксперименте, влияют на внешнюю валидность. Если от внутренней валидности зависит достоверность  экспериментальных результатов, то от внешней – переносимость результатов из лабораторных условий на реальные процессы и обобщение их на другие сферы реальности. Наконец, связь теории и реальности отражается в адекватности теории реальности и прогностичности ее предсказаний. Кэмпбелл ввел еще одно важное понятие, характеризующее валидность эксперимента, а именно – конструктивную валидность.    Конструктная валидность выражает адекватность метода интерпретации эксперимен-тальных данных теории, т. е. в структуру следует ввести четвертую составляющую – интерпретацию: теория–эксперимент–интерпретация–реальность. Конструктная валидность, по мнению Кэмпбелла, характеризует правильность обозначения (интерпретации) причины и экспериментального эффекта с помощью абстрактных терминов из обыденного языка или формальной теории. Таким образом, внутренняя валидность определяется достоверностью интерпретации экспериментального эффекта как связи изучаемой причины и следствия (отношение эксперимент–интерпретация), а конструктная валидность – правильностью употребления терминов той или иной теории при интерпретации данных эксперимента.

Кэмпбелл отмечает, что  установление внутренней валидности требует  отбраковывания альтернативных объяснений связи между зависимой и независимой  переменными. Установление конструктивной валидности требует отказа от альтернативных интерпретаций соотношения причины и следствия с понятиями, взятыми из той или иной теории. С точки зрения Кэмпбелла, хороший эксперимент должен:

1) выявлять временную  последовательность предполагаемых  причины и следствия;

2) показывать, что вероятные причины и эффект взаимосвязаны (ковариантны);

3) исключать влияние  побочных переменных, которым можно  было бы объяснить экспериментальный  эффект; 4) исключать альтернативные  гипотезы о теоретических конструктах,  объясняющих эту связь.

Эксперимент как метод  психологического исследования соответствует  приведенному выше определению, однако имеет некоторую специфику. Многие авторы, как указывает В.Н. Дружинин, в качестве ключевой особенности  психологического эксперимента выделяют «субъектность объекта» исследования. Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым, может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Поэтому к ситуации эксперимента в психологии предъявляются особые этические требования, а собственно эксперимент может рассматриваться как процесс общения экспериментатора с испытуемым.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

  Понятие «идеальный эксперимент» ввел в употребление Д. Кэмпбелл. Идеальный эксперимент предполагает изменение экспериментатором только независимой переменной, зависимая переменная контролируется. Другие условия эксперимента остаются неизменными. Идеальный эксперимент предполагает эквивалентность испытуемых, неизменность их характеристик во времени, отсутствие самого физического времени (как это ни парадоксально звучит), возможность проводить эксперимент бесконечно. Следствием этого является проведение всех экспериментальных воздействий одновременно.

Идеальный эксперимент противостоит реальному, в котором изменяются не только интересующие исследователя переменные, но и ряд других условий. Соответствие идеального эксперимента реальному выражается в такой его характеристике, как внутренняя валидность (validity) — достоверность результатов, которую обеспечивает реальный эксперимент по сравнению с идеальным.

В самом общем плане под валидностью  понимается соответствие метода задаче исследования. Для обеспечения валидности эксперимента тогда необходимо составить  перечень всех видов переменных и  продумать не только план предъявления независимых переменных, но и предусмотреть процедуры контроля дополнительных переменных.

  Таким образом, валидность можно кратко определить как полноценность эксперимента. Валидность обеспечивает доверие к полученным в опыте результатам, их достоверность. Различают внутреннюю валидность эксперимента, под которой понимают степень влияния независимой переменной на зависимую переменную; и внешнюю валидность эксперимента. Факторами, нарушающими внутреннюю валидность эксперимента, являются фактор фона, фактор естественного развития, фактор тестирования, погрешность измерения, статистическая регрессия, неслучайный отбор, отсеивание. Внешняя валидность эксперимента может быть нарушена такими факторами, как эффект тестирования; условия проведения исследования; взаимодействие факторов отбора и содержания экспериментального воздействия; интерференция экспериментальных воздействий.

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и               методы: Учебник для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.
  2. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – 2-е изд. – СПб:    Питер. – 2001.
  3. Солсо Р. Л., Джонсон Х.Х. Бил М.К. Экспериментальная психология: практический курс. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.

 

 


Информация о работе Реальный и идеальный эксперимент