Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:49, контрольная работа
Выполняя различные социальные функции, человек становиться членом социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности, Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Проблема изучения референтных групп актуальна сегодня.
Введение…………………………………………………………………………….3
1 Сущность и признаки референтной группы.......................................................4
2 Социально-психологическая характеристика понятия «лидер».........................6
3 Определение понятия «конформизм» и факторы социальной ситуации, влияющие на него.........................................................................................................9
Список использованной литературы.........................................................................13
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1 Сущность и признаки
2 Социально-психологическая
характеристика понятия «лидер»
3 Определение понятия «
Список использованной
литературы....................
Введение
Выполняя различные социальные функции, человек становиться членом социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности, Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Проблема изучения референтных групп актуальна сегодня.
В данной
работе мы постараемся
Сущность и признаки
Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех-семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, то ее называют референтной, или эталонной. Это реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки ориентируется в своем поведении и самооценке.1
Понятие «референтная
группа» используется для обозначения
двух . видов отношений между
Второе употребление термина «референтная группа» связано с обозначением группы, которую индивид использует как точку соотнесения (эталон) при оценке себя и других
Референтная группа может включать
людей разных возрастов и не обязательно
работающих, например, в одном отделе,
т.е. она может быть «сквозной». Главная
психологическая предпосылка
Важнейшим признаком неформальной группы является наличие общей цели, которая, во-первых, не всегда осознается членами группы и, во-вторых, не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели малой группы могут быть позитивными, т.е. способствовать сплоченности коллектива, нейтральными или негативными.2
Эффект присутствия
других членов группы может влиять
на мотивацию человека как в положительном,
так и в отрицательном планах.
В положительном плане – это
«эффект социальной фасилитации», а
в отрицательном – он носит
название «эффекта социальной ингибиции»,
что означает уменьшение мотивации
решения задачи у члена группы
в присутствии остальных. Так, например,
присутствие других снижает эффективность
деятельности человека при заучивании
бессмысленных слогов, при прохождении
лабиринта и при решении
Референтная группа выполняет две важные функции.
Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах. Референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентации индивида.
Сравнительная функция проявляется
в процессах социального воспри
Референтные группы могут быть в представлении индивида как «положительными», так и «отрицательными».
К «положительным» относятся те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых он хотел бы стать.
К «отрицательным» референтным группам относятся те, которые вызывают у индивида неприятие.
У каждого индивида может быть различное число референтных групп в зависимости от видов отношений и деятельности. Возможны ситуации, когда референтные для индивида группы имеют противоположно направленные ценности, что может привести к образованию у него серьезных внутриличностных конфликтов, требующих психологического или психотерапевтического консультирования.3
Социально-психологическая
понятия «лидер»
Термины «лидер», «руководитель» обозначают человека, руководящего группой и обладающего авторитетом для влияния на нее (Johnson & Johnson, 1975). В группе назначенный руководитель имеет большое влияние. Стиль руководства зависит во многом от группы, но руководитель редко полностью выпускает власть из рук. Несмотря на борьбу за личную ответственность и автономию каждого участника, профессиональная обязанность руководителя — гарантировать благополучие каждого члена группы. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение руководителя является взаимодействующим, и степень оказываемого влияния зависит от желания или способности участников принять его или следовать за ним (Newcomb. Turner & Converse, 1965).
Лидерство возникает там, где есть потребность в инициативных действиях. Лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью, становится неформальным лидером. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют 3 типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы они влияет словом, жестом, взглядом. На протяжении XX века проводились многочисленные исследования индивидуальных качеств преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:
Лидер гораздо менее авторитетен, чем вожак. Наряду с внушением и убеждением ему часто приходится побуждать к действию личным примером («делай, как я!»). Как правило, его влияние распространяется только на часть членов неформальной группы.
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.д.4
Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера-администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, при этом они выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Человек, претендующий на место лидера, должен психологически стремиться к превосходству и действительно чем-то превосходить остальных, обладать четким видением будущего и путей движения к нему.
В группе лидер может выполнять роли координатора, контролера, плановика, политика, устанавливающего цели, эксперта, арбитра, символа, носителя групповой ответственности или вины («козла отпущения»). В большинстве случаев лидер — также источник ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение, поскольку в коллективе общее мышление обычно ближе к образу мысли руководства, чем рядовых членов.
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития он является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он — интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.
Бороться с этим явлением практически невозможно, так как давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние администрации. Считается, что в конфликтной ситуации с лидером лучше идти на компромисс, предложив ему официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Проще всего это сделать тогда, когда границы формального и неформального коллектива, возглавляемого таким лидером, совпадают, и его члены ориентируются на общеорганизационные ценности. В этих условиях лидеру, получившему должностные полномочия, будет гораздо проще управлять коллективом, и до определенной степени он сможет пренебрегать его интересами ради организации, на что люди, доверяя ему, могут согласиться. Однако при этом официальные решения приходится все же корректировать с учетом интересов людей, так как злоупотреблять их доверием опасно.5
Определение понятия «
и факторы социальной ситуации, влияющие на него
Силу и влиятельность коллективу во многом придает конформизм (от лат. conformis — подобный, схожий) его членов, т.е. безоговорочное принятие ими существующего порядка вещей, господствующих в группе мнений, приспособление к ним на основе отказа от самостоятельных мыслей и действий.6
В русской культуре это понятие имеет совершенно определенное содержание и означает приспособленчество. Оно приобрело негативный оттенок как символ соглашательства и примиренчества.
В основе
конформизма лежит страх
Внешняя (публичная) конформность — это демонстративное подчинение навязываемому мнению группы с целью заслужить одобрение либо избежать порицания или более жестких санкций группы. Далеко не всегда такая конформность предполагает личностное согласие с принудительно соблюдаемыми групповыми нормами. Иногда в ней присутствует и личное несогласие, и тогда она называется уступчивостью.
Конформность
внутренняя (личная) — это действительно
преобразование индивидуальных установок
в результате внутреннего принятия
позиции окружающих. Субъект оценивает
эти позиции как более
Обе формы конформности близки в том, что служат специфическим способом разрешения осознанного конфликта между личным и преобладающим в группе мнением в пользу мнения группы. Человек подстраивает свое поведение под кажущиеся ему чуждыми эталоны. Зависимость человека от группы вынуждает его искать согласие с ней, неважно — подлинное или мнимое.
Психологические эксперименты показывают, что уровень конформности определяется множеством причин:
— характеристиками
индивида, подвергаемого давлению,
напри-
мер, пол, возраст, национальность, интеллект,
тревожность, внушаемость и др.;
— характеристиками группы, которая является источником давления, например, ее размер, степень единодушия и сплоченности, ее статус и др. Увеличение размера группы свыше пяти человек приводит к снижению конформности;
— особенностями взаимосвязи индивида и группы, например, статус индивида в группе, степень его приверженности к ней, уровень взаимозависимости индивида и группы в получении вознаграждения и др.;
— степенью заинтересованности человека в конформной ситуации;
— степенью компетентности субъекта;
— эмоциональным удалением от жертвы;
— деперсонализацией ситуации;
— физическим
присутствием экспериментатора: когда
отдающий приказы находится в
непосредственной близости, уступчивость
воз-
растает;