Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 13:38, контрольная работа
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Выделяются несколько видов общения, каждый из которых может происходить с определенной целью. Одним из таких видов является деловое общение, предмет которого — дело. Деловое общение не самоцель, а средство достижения цели.
Введение…………………………………………………………………. 3
1.Деловое общение как возможность совместной деятельности ………4
1.1 Виды,формы и стороны делового общения…………………………..5
2.Рефлексия и ее роль в жизни человека………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………11
Библиографический список…………………………….............................13
|
Введение…………………………………………………………
1.Деловое общение как возможность совместной деятельности ………4
1.1 Виды,формы и стороны делового общения…………………………..5
2.Рефлексия и ее роль
в жизни человека………………………………….
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………….............
ВВЕДЕНИЕ
Общение представляет сторону социального бытия человека, его способ жизни. Реальность и необходимость общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.1 Выделяются несколько видов общения, каждый из которых может происходить с определенной целью. Одним из таких видов является деловое общение, предмет которого — дело. Деловое общение не самоцель, а средство достижения цели.
Общение, в том числе и деловое, начинается с восприятия. То, как воспринимается вами ваш собеседник, независимо от того, хотите вы этого или нет, существенно влияет на дальнейшее сотрудничество. Часто бывает так, что при восприятии возникают ошибки. Они являются следствием действия перцептивных барьеров или барьеров восприятия. Такие ошибки могут привести к негативным последствиям, особенно в процессе делового общения, поэтому, чтобы их предотвратить, как минимум, необходимо знать эти барьеры. Также, от того, насколько хорошо вы понимаете своего собеседника, напрямую зависят результаты беседы.
В данной контрольной работе подробно рассматриваются деловое общение, его функции, виды и стороны. Особое внимание уделено психологической категории,механизму межличностного взаимопонимания-рефлексии .
1.ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деловое общение является
необходимой частью человеческой жизни,
важнейшим видом отношений с
другими людьми. Вечным и одним
из главных регуляторов этих отношений
выступают этические нормы, в
которых выражены наши представления
о добре и зле, справедливости
и несправедливости, правильности и
неправильности поступков людей. И
общаясь в деловом
Под деловым общением понимается
общение, обеспечивающее успех какого-то
общего дела, создающее условия для
сотрудничества людей, чтобы осуществить
значимые для них цели. Деловое
общение содействует
Деловое общение — это самый массовый вид социального общения. Оно представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений, экономико-правовых и дипломатических отношений.
Знания личности позволяют определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.
Но для обеспечения высокого уровня общения руководитель должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, например, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, также, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей.
1.1ВИДЫ, ФОРМЫ И СТОРОНЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Деловое общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть. Общение является одним из важнейших понятий в психологии. В ней более разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса.
Общение имеет свои функции, средства, виды и типы, каналы и фазы.
Исследование психологов и социологов показывают, что до 70% управленческих решений принимаются руководителями в устной форме в процессе делового взаимодействия. Без преувеличения можно сказать, что характер деловых контактов оказывает решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-конференций, торгов и презентаций.
Под непосредственном общении понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомима, пространственные (расстояние, приближение, удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше, позже)). Следует подчеркнуть практическую важность умения «читать» невербальную информацию. Темпы речи, громкость, изменение высоты и темпа окраски голоса – все это средства передачи эмоционального состояния человека, его отношения к передаваемому сообщению.
Человек не может сознательно контролировать всю сферу своего общения, поэтому часто даже то, что он хочет скрыть, проявляется, например, через движения рук, положение ног, выражение глаз и т.д. Только учтя весь аккомпанемент, сопровождающий речь, можно правильно воспринять партнера по общению.
Опосредованное общение
может рассматриваться как
Дело всегда является предметом делового общения, которое служит для организации и оптимизации, повышения эффективности того или иного вида предметной деятельности.
Особенности делового общения:
1)партнер всегда выступает как личность, значимая для субъекта, а не как объект;
2)общающихся отличает хорошее взаимопонимание в вопросах, касающихся дела;
3)основная задача делового общения- продуктивное сотрудничество.
Деловое общение выполняет ряд функций:
1.Контактная-предназначена для установления контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации.
2.Инструментальная-описывает общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.
3.Интегративная-раскрывает общение как средство объединения людей.
4.Информативная-
Деловое общение имеет три стороны своего развития:
1.Перцептивная сторона - проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга. Во многом восприятие происходит под влиянием социальной личностной установки, которая формируется на основе прошлого опыта, национальных и профессиональных стереотипов.
2.Коммуникативная - взаимный обмен информацией между партнерами с помощью определенных средств. Эти средства можно разделить на две группы: вербальные и невербальные.
3.Интерактивная - организация взаимодействия между партнерами, которая определяется их личностными состояниями.
«Все три компонента используются в процессе общения одновременно и выделяются лишь для удобства научного, экспериментального исследования».2
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.
В условиях совместной деятельности один человек направляет свои усилия на достижение обоюдных целей, которые эмоционально не всегда принимает. Он вынужден «выполнять волю другого». Однако сам факт участия человека в совместной деятельности уже свидетельствует о принятии цели. При этом человек, принимая к исполнению цели других людей, как правило, формулирует их по-своему, достраивает, доопределяет, руководствуясь своими ценностями, пропуская сквозь призму своих установок и т.п. Именно в этом и проявляется «индивидуальный стиль» деятельности как обобщенная характеристика индивидуально-психологических особенностей человека.
В психологии принято считать, что свобода присуща не каждому человеку, а лишь тем, кто понимает действующие на них внешние и внутренние силы, имеет ориентацию в жизни, решительно способен переломить неблагоприятный ход событий, выйти из ситуации, вмешаться активно в то, что происходит.
Необходимость и возможность овладения своим поведением и
продуктивным стилем общения в частности направляют нас к исследованию рефлексии.
2.РЕФЛЕКСИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.
В современных энциклопедиях рефлексия определяется как «форма теоретической деятельности общественно-развитого человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека», или как «осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного».
Рефлексия − психологическая категория, имеющая достаточно сложную историю. Рефлексивность признавалась одним из основных качеств психики в период становления психологии как самостоятельной науки в XIX в. Философы и психологи Нового времени, начиная с Дж. Локка, подчеркивали важную роль рефлексии и в процессах сознания (И. Фихте) и мышления (Г. Гегель). Рефлексию рассматривали как интроспективное начало психологического познания (Дж. Локк), как взаимодействие категорий познания(И. Кант), как средство осознания непосредственного знания (Л. Нельсон), как способ осознания и самонаблюдения (С.В. Кравков, А.О. Маковельский) и т.п.3
Термин «психологическая рефлексия» был введен А. Будеменом (1925).
А. Марк в 1948 г. впервые проводит систематизацию философских и психологических представлений о рефлексии,а С. Л. Рубинштейн вводит аксеологический аспект понимания рефлексии как «мировоззренческих чувств
личности».
Понятие «рефлексия» мы используем в самом общем виде как способность осознания особенностей своей личности и своего общения с другими, позволяющую «встать над собой» и исследовать конструктивные и деструктивные связи и отношения: причины, служащие источником переживаемых проблем; связи настоящих проблем с прошлым опытом своего развития; взаимосвязь собственных особенностей личности и поведения окружающие; возможности изменения себя, инициирующие изменения взаимодействия в совместном пространстве с другими.4
Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей
своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит.
Общение – это чрезвычайно
тонкий и деликатный процесс.
В нем говориться о прямом
и косвенном общении,
Г.М.Андреева утверждает,что рефлексия - это осознание индивидом того, как он воспринимает партнером по общению. Это просто знание другого. Но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга.
Понимание целей, задач, надежд, психологического состояния партнера. Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению. Способность ставить себя на место партнера по общению.
Рефлексия означает не просто понимание собеседника, а осознание человеком того, как он воспринимается партнером по общению, коррекция своего поведения в связи с возможным поведением другого.
Она также является важным механизмом, позволяющим проникнуть во внутреннее состояние, намерения, мотивы, чувства и ценностные ориентации другого человека. Общение как рефлексивный процесс был описан в конце 19 века Дж. Холмсом, который, исследовав общение двух субъектов, показал, что в этой ситуации существует не два, а шесть субъектов:
1. Я, каким я являюсь в действительности.
2. Я, каким я вижу самого себя.
3. Я, каким меня видит собеседник.
И такие же три субъекта со стороны собеседника. Возникает зеркальная ситуация.
Для повышения эффективности делового общения необходимо знать и использовать механизмы восприятия и понимания. В процессе общения важно, не только понять собеседника, но и чтобы собеседник понял вас. В этой связи надо найти наиболее доступную для него форму самовыражения и позаботиться о самоограничении.