Рефлексия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение рефлексии.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1)Проанализировать литературу по проблеме рефлексии;
2)Объяснить феномен рефлексии
3) Определить роль рефлексии в жизни человека
4) Рассмотреть рефлексию с педагогической точки зрения
5)Составить рекомендации по развитию рефлексии.

Содержание работы

Введение-----------------------------------------------------------------------------3
1.Феномен рефлексия------------------------------------------------------------6
1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека---------------------------------------7
1.3 Рефлексия с педагогической точки зрения----------------------------------16
2.Особенности способов формирования и развития рефлексии--------19
2.1 Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии----------20
2.2 Результаты проведения упражнений....Выводы и рекомендации---------22
Заключение------------------------------------------------------------------------28
Список использованной литературы----------------------------------------29

Файлы: 1 файл

курсач .doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)


МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Чебоксарский механико-технологический  техникум»

(ФГОУ СПО «ЧМТТ»)

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По дисциплине: « Управленческая психология»

Тема: «Рефлексия»

КР 080501. 3м1

 

 

 

 

 

Выполнила:___________________________________________ Лукьянова С.С.

  Руководитель: /______________________________________Колотушкина О.В.

 

 

 

 

 

 

2011

 

 

                                 Содержание

         Введение-----------------------------------------------------------------------------3

1.Феномен  рефлексия------------------------------------------------------------6

1.2 Рефлексия  и ее роль в жизни человека---------------------------------------7

1.3 Рефлексия с педагогической точки зрения----------------------------------16

2.Особенности  способов формирования и развития  рефлексии--------19

2.1 Комплексы  упражнений направленных на развитие  рефлексии----------20

2.2 Результаты проведения упражнений....Выводы и рекомендации---------22

Заключение------------------------------------------------------------------------28

Список  использованной литературы----------------------------------------29

Приложение------------------------------------------------------------------------31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Актуальность

  Проблема развития  рефлексии является одной из  ключевых в психологии. Она широко  обсуждается в рамках отечественных  и зарубежных психологических  исследований. Изучение структуры  рефлексии, динамики ее развития представляет большой интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку позволяет приблизиться к пониманию механизмов формирования личности. При достижение целей человек некоторое время испытывает чувство радости, удовлетворения и т.д. Некоторые люди годами живут  без радости, не довольны занимаемой должностью, страдают от нехватки денег, постоянный ссоры в семье., все это приводит к стрессу, к недовольству собой, как говорится «жизнь не удалась». Несмотря, на все неурядицы и беды, они убеждают себя: «Найду высокооплачиваемую работу. Займу более высокую должность ..»а результатов нет, самообман, они живут в иллюзии. Что делать? Осознавать себя здесь и сейчас.

Способность  смотреть на себя как бы со стороны,  направляя свой мысленный взор в себя и  наблюдая за собой  как за неким объектом, мы   способствуем лучшему пониманию себя  через другого (социальная рефлексия), что приводит к большей результативности, успешности активной жизнедеятельности.

Ощущение полноты  жизни (полное, тотальное переживания жизни, будь то радость или печаль) напрямую связано с процессом рефлексии.

 

Разработанность

В ряде экспериментальных  исследований рефлексия выступает  не только как существенный компонент  какого-либо другого предмета, но и  как предмет специального психологического изучения, например: в исследовании Н. И. Гуткиной рефлексивных ожиданий личности, М. М. Муканова — специфики рефлексии у представителей «традиционной культуры», А. В. Захаровой, М. Э. Боцмановой и Е. Р. Новиковой — возрастных особенностей рефлексии. При этом в зависимости от той области, в которой проводится психологическое исследование, выделяется та или иная «грань» рефлексии, акцентируется тот или иной ее аспект. В целом анализ отечественных конкретно-экспериментальных работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном. Исходя из этого, рассмотрим наиболее распространенные определения рефлексии, формулируемые в контексте проблематики той или иной области психологии, как:

1) способность  разума обращать свой «взор  на себя;

2) мышление о  мышлении;

3) анализ знания  с целью получения нового знания  или преобразования знания неявного  в явное;

4) самонаблюдение  за состоянием ума или души;

5) выход из  поглощенности жизнедеятельностью;

6) исследовательский  акт, направляемый человеком на  себя, и т. п. 

Момент личностно-смысловой  обусловленности становится центральным  при ином понимании механизма  рефлексии, а именно как переосмысления и перестройки субъектом содержаний своего сознания, своей деятельности, общения, т. е. своего поведения, как целостного отношения к окружающему миру.

Практическая  значимость работы определяется возможностью использования полученных в исследовании данных в практической деятельности педагогов. В современной психологии наблюдается как интенсивный рост экспериментальных и прикладных исследований рефлексивных процессов, так и углубленный анализ их теоретических оснований. В целом это свидетельствует о выделении и становлении такой особой области знания, как психология рефлексии.

Целью данной работы является изучение рефлексии.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

1)Проанализировать  литературу по проблеме рефлексии;

2)Объяснить феномен рефлексии

3) Определить роль рефлексии в жизни человека

4) Рассмотреть рефлексию с педагогической точки зрения

5)Составить рекомендации по развитию рефлексии.

Объектом моего исследования является рефлексия человека.

Предметом – методы и способы развития рефлексии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общее понятие  рефлексии.

В научной литературе существует множество точек зрения на проблему рефлексии.

В современных энциклопедиях  рефлексия определяется как "форма  теоретической деятельности общественно-развитого  человека, направленная на осмысление всех своих собственных действий и их законов; деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира человека", или как "осмысление чего-либо при помощи изучения и сравнения; в узком смысле - новый поворот духа после совершения познавательного акта к «я» (к центру акта) и его микрокосму, благодаря чему становится возможным присвоение познанного".

В педагогическом энциклопедическом  словаре рефлексия трактуется немного  по-иному. Рефлексия - (от позднелат. reflexio - обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение. 2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление собственных действий и их законов. По мере развития цивилизации мышление становится все более и более логичным. Это объясняется тем, что традиционный материал, передаваемый каждому индивидууму, полнее и тщательнее продуман и разработан. Желание понимать свои собственные чувства и действия и разъяснить себе тайны мира обнаруживается очень рано; на всех ступенях культуры человек начинает размышлять о мотивах своих поступков. Однако для многих из этих поступков не может существовать никаких сознательных мотивов. Именно поэтому для обычных действий подыскиваются вторичные объяснения, совершенно не касающиеся их исторического происхождения, но представляющие собой выводы, основанные на имеющихся у данного народа общих знаниях. Существование таких вторичных объяснений является одним из важнейших антропологических явлений. Тем не менее, очень многие люди сначала совершают поступки, а затем пытаются их оправдать. Обучение Р. чрезвычайно важно для решения задач умственного воспитания.

В кратком психологическом  словаре понятие рефлексии дается так: рефлексия (от лат. reflexio — обращение  назад) — процесс самопознания субъектом  внутренних психических актов и состояний. Рефлексия – это не только самопонимание, самопознание. Она включает такие процессы как понимание и оценка другого. С помощью рефлексии достигается соотнесение своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то – это значит это "пережить", "пропустить через свой внутренний мир", "оценить".

Мир рефлексии разнообразен, богат и индивидуален у каждого  человека. Именно способность к рефлексии дает возможность человеку формировать образы и смыслы жизни, действий, блокировать неэффективные. Важнейшей особенностью рефлексии является их способность управлять собственной активностью в соответствии с личностными ценностями и смыслами, формировать и переключаться на новые механизмы в связи с изменившимися условиями, целями, задачами деятельности. Рефлексия обеспечивает осмысление прошлого и предвосхищение будущего.

 Общим во всех  определениях является то, что  рефлексия – это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.

 

1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека.

Учебно-исследовательская  деятельность студентов практически  всеми сегодня осознается как факт положительный и необходимый, но интерпретируют его по-разному. То, что учебно-исследовательская деятельность влияет на мировоззрение студентов, формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности, бесспорно. Представляется не менее важным и то, что именно она создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия.

Лучшим учителем, как  известно, является собственный жизненный  опыт. То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно – индивидуальное развитие. О развитии личности обычно говорят в двух аспектах: в плане внутреннего строительства по имеющимся образцам, т.е. когда человек конструирует себя, присваивая существующие в культуре ценности, нормы поведения, а также способы и формы деятельности. Другой аспект, когда совершается переход к самосовершенствованию, т.е. когда уже достигнут определенный личностный уровень и когда он становится способным развивать себя и совершенствовать окружающий мир, преобразуя наличную культуру, создавая новое. Оба аспекта развития личности объединяет то, что у человека появляются новые возможности. В значительной мере появлению этих возможностей способствует механизм рефлексии и рефлексивные способности.

В современных разработках  проблема рефлексии рассматривается, по крайней мере, в трех направлениях: при изучении мышления, самосознания личности, а также процессов коммуникации и кооперации, т.е. совместных действий и их координации. Все эти три контекста в их сложном переплетении отражены в научных исследованиях разных авторов, что приводит к многозначности трактовок понятия «рефлексия» и многоплановости понимания самого явления. Изучение рефлексии при решении разного рода мыслительных задач направлено на выявление условий и осознание оснований системы собственных знаний и мышления. Именно в этом круге исследований сформировалось широко распространенное понимание рефлексии как направленности мышления на самое себя. Способность мыслить о том, как мыслю, знать, что знаю.

Специфика рефлексивных процессов при самоопределении  обусловлена духовным миром человека, его способностью к осмыслению или  переосмыслению собственного опыта, знаний о себе, чувств, оценок, мнений, отношений и т.д. Такую рефлексию, связанную с исследованием субъектом самого себя, результатом которой является переосмысление человеком себя и своих отношений с миром, сегодня называют часто личностной.

Именно личностная рефлексия, которая сегодня лежит в основе психотерапевтической и тренинговой деятельности, вырывает человека из непрерывного потока жизни и заставляет стать во внешнюю позицию по отношению к самому себе. Именно эта способность может рассматриваться как путь к переосмыслению стереотипов собственного опыта и, по словам Я.А. Пономарева, выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.

Появление этой функции  рефлексии, связано, хотя бы с тем, что  как всякой самоорганизующейся системе, личности необходима «обратная связь». Для самоуправления и саморегуляции не обойтись без хорошо отлаженной системы обратной связи. Однако рефлексия не есть сама обратная связь, подобно тому, как обычное зеркало, отражающее внешний облик человека, не является само по себе обратной связью, а лишь средством, способом или механизмом, с помощью которого эту обратную связь можно получить. Рефлексия как механизм обратной связи в жизнедеятельности человека – это не только некий результат (изображение в зеркале), но и процесс, который связан с внутренними преобразованиями - осмыслением и переосмыслением стереотипов мышления.

Рефлексия в коммуникациях  и совместной деятельности называется социальной рефлексией. Выход в позицию «над» и «вне» позволяет партнерам не только прогнозировать действия друг друга, но и, корректируя свои действия, влиять на партнера, все глубже проникая в глубины взаимопонимания или, напротив, намеренно вводя партнера в заблуждение. Данный тип рефлексии связан с имитационным моделированием и организационно-деятельностными играми, с принятием групповых решений, с исследованием проблем взаимоотношений в организации и т.д. При этом сама практика порождения рефлексивных процессов, выявление условий их возникновения и функционирования в системе используется в разных формах работы (рефлепрактики, тренинги). Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса.

В рамках данной работы ставится задача объединить существующие подходы, показав роль рефлексии в жизни  человека. При этом рефлексия как механизм, реализующий эту управляющую функцию, направленную на совершенствование системы, играет особо важную роль. Именно специфика рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии определяют потенциал личности для личностного роста и самосовершенствования. Рефлексия – это механизм, благодаря которому система обретает способность к самоорганизации. Чем более развиты рефлексивные способности, тем больше рефлексивных моделей (способов), тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность. Рефлексивные способности являются теми, которые в принципе обеспечивают условия для саморазвития, самокоррекции, влияя в целом на развитие личности и ее отношений с миром.

Информация о работе Рефлексия