Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:38, курсовая работа
Целью данной работы является изучение рефлексии.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1)Проанализировать литературу по проблеме рефлексии;
2)Объяснить феномен рефлексии
3) Определить роль рефлексии в жизни человека
4) Рассмотреть рефлексию с педагогической точки зрения
5)Составить рекомендации по развитию рефлексии.
Введение-----------------------------------------------------------------------------3
1.Феномен рефлексия------------------------------------------------------------6
1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека---------------------------------------7
1.3 Рефлексия с педагогической точки зрения----------------------------------16
2.Особенности способов формирования и развития рефлексии--------19
2.1 Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии----------20
2.2 Результаты проведения упражнений....Выводы и рекомендации---------22
Заключение------------------------------------------------------------------------28
Список использованной литературы----------------------------------------29
2 Особенности способов формирования и развития рефлексии.
Рефлексия – это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».
Смысл всех существующих
психотехник – достижение и поддержание
высокой психической, духовной и
физической формы по средствам направленного мыслен
Вот те способы, которые помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:
Способ первый: Релаксация.
Релаксация – это
физическое и психическое расслабление.
Цель релаксации – подготовка тела
и психики к деятельности, сосредоточение
на своём внутреннем мире, освобождения
от излишнего физического и
- для подготовки тела
и психики к углублённому
- в стрессовых моментах,
конфликтных ситуациях,
Как необходимо расслабляюсь:
Примите удобную позу
(сидя в кресле), закройте глаза и
начните делать глубокий брюшной
вдох и медленно выдыхайте ртом,
снимите накопленное
Способ второй: Концентрация.
Концентрация – это сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В основе концентрации лежит управление вниманием.
Возможно сосредоточение внимания на предмете, на ощущениях, на эмоциях и чувствах.
Способ третий: Визуализация.
Визуализация – это создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.
Способ четвёртый: Самовнушение.
Самовнушение – это
создание установок воздействующих
на подсознательные механизмы
Чтобы развивать рефлексию необходимо учитывать все особенности упражнений и тренингов, направленных на ее развитие.
2.1 Комплексы
упражнений направленных на
Автопортрет.
Цель упражнения: - формирование
умений распознавания незнакомой личности,
- развитие навыков описания других
людей по различным признакам.
Представьте себе, что вам предстоит встреча
с незнакомым человеком и нужно, чтобы
он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие
признаки, которые выделяют вас из толпы.
Опишите свой внешний вид, походку, манеру
говорить, одеваться; может быть вам присущи
обращающие на себя внимание жесты.
На обсуждение отводится 15-20 минут.
Без маски.
Цель упражнения: - снятие
эмоциональной и поведенческой
закрепощенности; - формирование навыков
искренних высказываний для анализа
сущности "я". Каждому участнику дается карточка с написанной фразой,
не имеющей окончания. Без всякой предварительной
подготовки он должен продолжить и завершить
фразу. Высказывание должно быть искренним.
Если остальные члены группы почувствуют
фальшь, участнику придется брать еще
одну карточку. Примерное содержание карточек:
"Особенно мне нравится, когда люди,
окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется,
так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому
что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..."
и т.п."
Результаты:
На какой я ступеньке?
Цель упражнения: помочь
участникам выстраивать адекватную
самооценку
Участникам раздается бланк с нарисованной
на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается
инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы
считаете, сейчас находитесь".
После того, как все нарисовали, ведущий
сообщает ключ к этой методике:
- 1-4 ступенька - самооценка занижена
-5-7ступенька-самооценка адекватна
- 8-10 ступенька - самооценка завышена
Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
2.2 Результаты проведения упражнений. Выводы и рекомендации.
Без маски
Результаты ответов на вопрос «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня….» представлены в диаграмме.
Ответы распределись таким образом:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что студентам ЧМТТ не чужды высоко – моральные, душевные состояния.
Студентам нравится когда, окржающие люди,справедливы(18%), откровенны в общении(15%) уважают и дружелюбны (11%)заботливые, улыбаются при встрече(9%), не бросают в беде,жизнерадостные(7%), любят(4%).
Результаты ответов на вопрос «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….» представлены в диаграмме.
Таким образом, студентам иногда по настоящему хочется, так это откровенности в общении(5 балла),доброжелательные отношения к друг к другу, бросить все дела и поспать (3,5 балла), вернуться в прошлое(2 балла), уехать далеко, где уютно и ни кто не будет тревожить(1,7 балла).
Результаты ответов на вопрос «Иногда люди не понимают меня, потому что я….» представлены в диаграмме.
Таким образом, иногда студентов не понимают, потому что они неусидчивые,переувеличиваю проблему, целеустремленны, эмоциальные,не могут разобраться само собой, делают то, что хотят, а не то что надо, на парах занимаются своими делами.
Результаты ответов на вопрос «Верю, что я….» пердставленны в диаграмме.
Таким образом, студенты ЧМТТ верят,что достигнут поставленных целей(36%), решат проблемы(21%), станут счастливыми (14%),устроятся на работу(11%), получат диплом и станут обеспеченными людьми(7%), понимающие и верные(4%).
Результаты ответов на вопрос «Мне бывает стыдно, когда я….» представлены в диаграмме.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что студентам ЧМТТ не чужды человеческие слабости, глубоко небезразличны несчастья и радости других, их интересует жизнь во всех проявлениях.
Результаты ответов на вопрос «Особенно меня раздражает, что я….»предствлены в диаграмме.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что студентам ЧМТТ не чужды высоко – моральные, душевные состояния.
Упражнение Автопортрет.
Результаты проведения: Упражнение вызвало затруднения у студентов, аудитория начала нервничать, активность повысилась. Сложность заключалась в осознание самого себя, определение характерных признаков из толпы. Упражнение заинтересовала аудиторию. По окончанию задания одногруппники делились впечатлениями.
Вывод: Способствовало осознанию себя через обратную связь, что помогает развитию человека. Представление о себе сугубо субъективное, не рефлексировали себя через окружающею среду и не осознавали. Студенты получили новый инструмент развития корректировки.
Упражнение Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".
У 50% студентов настроение плохое,40%- настроение нормальное, 10% не раскрыли свое настроение. Упражнение заитересовала студентов, всем хотелось значение своих рисунков. Через 30 минут после проведения, они стали активными участниками, мы способствовали развитию рефлексии.
Упражнение На какой я ступеньке?
Результаты представлены в диаграмме.
Таким образом, у 13% студентов самооценка завышена, 61% студентов самооценка адекватна, 26 % студентов самооценка занижена.
В результате мы получили следующие выводы:
Хотелось бы отметить, что вышеперечисленные теории в моем исследовании имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о рефлексии.
1.Из полученных теорий
можно сделать вывод, что
2.Кроме того, можно сделать следующие выводы:
3. Нет единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.
Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что рефлексия действительно имеет практическую значимость, важность. По мере проведения исследования цели, поставленные передо мной, я достигла, задачи выполнила.
Для того чтобы лучше организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней, выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим людям.
Я прикоснулась только к некоторым азам сложной и трудной науки познания себя и поняла, что работа над собой – это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни
Список использованной литературы
1.Демина Л.Д., учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности».
2.Краткий психологический словарь
3.Левитес Д. «Хорошо ли мы работаем, когда думаем. Что работаем хорошо?»
4.Локк.Дж Опыт о
человеческом разуме.Избр.
5.Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений-М: Издательский центр «Академия», 2001
6.Мириманова М.С. «Рефлексия
как системный механизм
7.Педагогический энциклопедический словарь
8.Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии.-М.,1989,Т1
9.Семенов И.Н., Личностно-рефлексивный аспект формирования решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2
10. Семенов И.Н., Проблемы психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5
11. Семенов И.Н., Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984, №5
12. Семенов И.Н.,«Психология рефлексии: проблемы и исследования».
13. Семенов И.Н., Типы и функции рефлексии в научном мышлении. Куйбышев, 1983
14.Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983
15.Щедровицкий Г.П. Избранные труды.-М.,1995
16. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.,1975
17. Щедровицкий Г.П. «Коммуникация, деятельность, рефлексия».
18.Управленческая
Электронные адреса:
http://www.irbis.asy/mmc/
http://www.dictionary.fio.ru
http://www.dedeve.narod.ru/
http://www.1september.ru
http://www.psyhiatry.ru
http://www.circle.ru