Рефлексия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 23:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение рефлексии.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1)Проанализировать литературу по проблеме рефлексии;
2)Объяснить феномен рефлексии
3) Определить роль рефлексии в жизни человека
4) Рассмотреть рефлексию с педагогической точки зрения
5)Составить рекомендации по развитию рефлексии.

Содержание работы

Введение-----------------------------------------------------------------------------3
1.Феномен рефлексия------------------------------------------------------------6
1.2 Рефлексия и ее роль в жизни человека---------------------------------------7
1.3 Рефлексия с педагогической точки зрения----------------------------------16
2.Особенности способов формирования и развития рефлексии--------19
2.1 Комплексы упражнений направленных на развитие рефлексии----------20
2.2 Результаты проведения упражнений....Выводы и рекомендации---------22
Заключение------------------------------------------------------------------------28
Список использованной литературы----------------------------------------29

Файлы: 1 файл

курсач .doc

— 480.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Особенности способов формирования и развития рефлексии.

        Рефлексия – это деятельность человека направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних состояний, чувств, переживаний, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов. Для того чтобы человек мог понять себя, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, он должен овладеть рефлексией. Рефлексия включает в себя самонаблюдение и самоанализ. Рефлексия – основной путь получения новых знаний. Знание о самом себе и других не приходит к человеку извне, но только через себя, через постоянную рефлексию того, что с тобой происходит ежеминутно, «здесь и теперь».

Смысл всех существующих психотехник – достижение и поддержание  высокой психической, духовной и  физической формы по средствам направленного мысленного сосредоточения. Большинство программ, направленных на развитие рефлексии человека, основано на четырёх принципах или способах самопознания и саморегуляции.

Вот те способы, которые  помогают осознать и осмыслить свой внутренний мир:

Способ первый: Релаксация.

Релаксация – это  физическое и психическое расслабление. Цель релаксации – подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своём внутреннем мире, освобождения от излишнего физического и нервного напряжения или, наоборот, обеспечение возможности собраться. Релаксация необходима:

- для подготовки тела  и психики к углублённому самопознанию, самовнушению;

- в стрессовых моментах, конфликтных ситуациях, требующих  выдержки, самообладания;

  • в ответственных и трудных ситуациях, когда нужно сбросить страх, излишнее напряжение.

Как  необходимо расслабляюсь:

Примите удобную позу (сидя в кресле), закройте глаза и  начните делать глубокий брюшной  вдох и медленно выдыхайте ртом, снимите накопленное напряжение, усталость, до тех пор, пока не достигнете внутреннего расслабления.

Способ второй: Концентрация.

Концентрация – это  сосредоточение сознания на определённом объекте своей деятельности. В  основе концентрации лежит управление вниманием.

Возможно сосредоточение внимания на предмете,  на ощущениях,  на эмоциях и чувствах.

Способ третий: Визуализация.

Визуализация – это  создание внутренних образов в сознании человека, то есть активизация воображения  с помощью слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных осязательных ощущений, а также их комбинаций.

          Способ четвёртый: Самовнушение.

Самовнушение – это  создание установок воздействующих на подсознательные механизмы психики. Самовнушение – это утверждение, что успех возможен, выраженное от первого лица в настоящем времени.

Чтобы развивать рефлексию  необходимо учитывать все особенности  упражнений и тренингов, направленных на ее развитие.

 

2.1 Комплексы  упражнений направленных на развитие  рефлексии.

Автопортрет.

Цель упражнения: - формирование умений распознавания незнакомой личности, - развитие навыков описания других людей по различным признакам.  
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.  
На обсуждение отводится 15-20 минут.  

Без маски.

Цель упражнения: - снятие эмоциональной и поведенческой  закрепощенности; - формирование навыков  искренних высказываний для анализа  сущности "я". Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."  
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."  
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."  
"Верю, что я ..."  
"Мне бывает стыдно, когда я ..."  
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."

Результаты:

На какой  я ступеньке?

Цель упражнения: помочь участникам выстраивать адекватную самооценку  
Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: "Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь".  
После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:  
- 1-4 ступенька - самооценка занижена  
-5-7ступенька-самооценка адекватна  
- 8-10 ступенька - самооценка завышена

 

Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".

Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого  рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями  по каждому рисунку.

 

2.2 Результаты проведения упражнений. Выводы и рекомендации.

 

Без маски

Результаты  ответов на вопрос «Особенно мне  нравится, когда люди, окружающие меня….»  представлены в диаграмме.

Ответы распределись таким образом:

Таким образом, мы можем сделать вывод, что студентам  ЧМТТ не чужды высоко – моральные, душевные состояния.

Студентам нравится когда, окржающие люди,справедливы(18%), откровенны в общении(15%) уважают и дружелюбны (11%)заботливые, улыбаются при встрече(9%), не бросают в беде,жизнерадостные(7%), любят(4%).

Результаты ответов  на вопрос  «Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….» представлены в диаграмме.

 

 

Таким образом, студентам  иногда по настоящему хочется, так это  откровенности в общении(5 балла),доброжелательные отношения к друг к другу, бросить все дела и поспать (3,5 балла), вернуться в прошлое(2 балла), уехать далеко, где уютно и ни кто не будет тревожить(1,7 балла).

Результаты ответов  на вопрос «Иногда люди не понимают меня, потому что я….» представлены в диаграмме.

 

 

Таким образом, иногда студентов не понимают, потому что они неусидчивые,переувеличиваю проблему, целеустремленны, эмоциальные,не могут разобраться само собой, делают то, что хотят, а не то что надо, на парах занимаются своими делами.

Результаты ответов  на вопрос «Верю, что я….» пердставленны в диаграмме.

Таким образом, студенты ЧМТТ верят,что достигнут поставленных целей(36%), решат проблемы(21%), станут счастливыми (14%),устроятся на работу(11%), получат диплом и станут обеспеченными людьми(7%), понимающие и верные(4%).

Результаты ответов  на вопрос «Мне бывает стыдно, когда я….» представлены в диаграмме.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что студентам  ЧМТТ не чужды человеческие слабости, глубоко небезразличны несчастья и радости других, их интересует жизнь во всех проявлениях.

Результаты ответов  на вопрос «Особенно меня раздражает, что я….»предствлены в диаграмме.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что студентам  ЧМТТ не чужды высоко – моральные, душевные состояния.

Упражнение Автопортрет.

Результаты проведения: Упражнение вызвало затруднения  у студентов, аудитория начала нервничать, активность повысилась. Сложность заключалась в осознание самого себя, определение характерных признаков из толпы. Упражнение заинтересовала аудиторию. По окончанию задания одногруппники делились впечатлениями.

Вывод: Способствовало осознанию себя через обратную связь, что помогает развитию человека. Представление о себе сугубо субъективное, не рефлексировали себя через окружающею среду и не осознавали. Студенты получили новый инструмент развития корректировки.

Упражнение Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".

У 50% студентов настроение плохое,40%- настроение нормальное, 10% не раскрыли свое настроение. Упражнение заитересовала студентов, всем хотелось значение своих рисунков. Через 30 минут  после проведения, они стали активными участниками, мы способствовали развитию рефлексии.

Упражнение На какой я ступеньке?

Результаты представлены в диаграмме.

Таким образом, у 13% студентов самооценка завышена, 61% студентов самооценка адекватна, 26 % студентов самооценка занижена.

В результате мы получили следующие выводы:

    1. Способность рефлексия у студентов находится на низком уровне, что указывает на низкий уровень равзития психологических процессов( память, речь, мышления, внимание, ощущение, восприятие, воображение, представление), и требует дальнейшего развития;
    2. В процессе выполнения упражнений на развитии рефлексии, способность рефлексировать увеличилась, что говорит о несложном решении этой проблемы.

Заключение

          Хотелось бы отметить, что вышеперечисленные  теории в моем исследовании имеют очень важное значение для формирования комплексного представления о рефлексии.

1.Из полученных теорий  можно сделать вывод, что рефлексия  – вершина сознания.

2.Кроме того, можно  сделать следующие выводы:

  • она является констатирующим признаком личности и формируется вместе с ней. Рефлексия позволяет человеку оценить свои действия, мысли, их результаты, найти свое место в жизни;
  • рефлексия существенно отличается от сознания, так как сознание есть знание о другом, а рефлексия – знание себя.

3. Нет единого подхода в изучении рефлексии и ее компонентов, так как ученые используют в своих исследованиях различные методы, кроме того, происходят кардинальные изменения в экономической, политической и духовной сферах жизни.

Подводя итог проделанной  работе, следует сказать, что рефлексия действительно  имеет практическую значимость, важность. По мере проведения исследования цели, поставленные передо мной, я достигла, задачи выполнила.

Для того чтобы лучше  организовать свою деятельность, ускорить процесс самосовершенствования, раскрыть свой творческий потенциал, свободней, выражать свои чувства на бумаге, как негативные, так и позитивные каждый из нас может составить свою программу личностного роста, которая по-новому раскроет грани межличностных отношений, повысит уровень эмпатии к окружающим  людям.

Я прикоснулась только к  некоторым азам сложной и трудной  науки познания себя и поняла, что  работа над собой – это внутренняя организация всей жизни, это стиль и содержание жизни

 

  Список использованной литературы

  1.Демина Л.Д., учебное пособие «Психическое здоровье и защитные механизмы личности».

   2.Краткий психологический словарь

3.Левитес Д. «Хорошо  ли мы работаем, когда думаем. Что работаем хорошо?» 

4.Локк.Дж Опыт о  человеческом разуме.Избр.филос.  произведения. М.,1960

5.Маралов В.Г. Основы  самопознания и саморазвития. Учебное  пособие для студентов сред. пед.  учеб. заведений-М: Издательский  центр «Академия», 2001

6.Мириманова М.С. «Рефлексия  как системный механизм развития». http://www.researcher.ru

7.Педагогический энциклопедический словарь

8.Рубенштейн С.Л. Основы  общей психологии.-М.,1989,Т1

  9.Семенов И.Н., Личностно-рефлексивный аспект формирования    решения творческих задач //Вопросы психологии 1983, №2

10. Семенов И.Н., Проблемы  психологического изучения рефлексии и творчества //Вопросы психологии 1983, №5

11. Семенов И.Н., Современные проблемы психологии творчества, рефлексии и проектирования //Вопросы психологии 1984, №5

12. Семенов И.Н.,«Психология рефлексии: проблемы и исследования».

13. Семенов И.Н., Типы и функции рефлексии в научном мышлении. Куйбышев, 1983

14.Столин В.В. Самосознание личности. М.,1983

15.Щедровицкий Г.П. Избранные труды.-М.,1995

16. Щедровицкий Г.П. Рефлексия и ее проблемы. М.,1975

17. Щедровицкий Г.П. «Коммуникация, деятельность, рефлексия». 

18.Управленческая деятельность: структура, функции, навыки персонала [Текст] / К.Д. Скрипник [и др.].- М.: Приор, 1999.- 189с.

Электронные адреса:

http://www.irbis.asy/mmc/demina

http://www.dictionary.fio.ru

http://www.dedeve.narod.ru/slovar/

http://www.1september.ru

http://www.psyhiatry.ru

http://www.circle.ru


Информация о работе Рефлексия