Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 08:35, реферат
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали.
Культура и религия в философии З. Фрейда
Концепция архетипов К. Юнга
Культурологические идеи Э. Фромма
Министерство образования
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Заочный факультет
РЕФЕРАТ
По дисциплине "Культурология"
На тему "Психологические трактовки
культуры"
Студент гр. 800501
Клименко А. И.
МИНСК 2000
План реферата:
Культура и религия в философии З. Фрейда
Концепция архетипов К. Юнга
Культурологические идеи Э. Фромма
1. Культура и религия в философии Фрейда
1. 1. Роль культуры в развитии социальных
отношений
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ориентирован на изучение и излечение психики индивидов, но он с самого начала заключал в себе тенденцию объяснения общественного сознания в его настоящем и прошлом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют сексуальное влечение в сферу бессознательного и порождают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как социальными нормами нравственности и права, возникшими на заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурными запретами" и полагал, что чрезвычайно важно выяснить как, почему, при каких условиях они возникли, утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было привлечено к проблемам формирования и сущности человеческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился судить об общем развитии человечества по своему опыту, приобретенному .... на пути изучения душевных процессов отдельных лиц за все время их развития от детского возраста до взрослого. Перенося отдельные характеристики с отдельного человека на все человечество, Фрейд пытался таким образом понять процесс эволюции общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все человечество психологические черты не просто индивида, а невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд утверждений. По его мнению, во-первых, все люди в большей или меньшей степени являются невротиками. Во-вторых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза является характерной и для первобытного человека. Через нее проходят все народы в своем культурно-историческом развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невротического сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как систему запретов, блокирующих природные влечения человека. По его мнению, вытеснение влечений это мерило достигнутого культурного уровня, а культурное развитие человечества является отречением от природных страстей, удовлетворение которых гарантирует элементарное наслаждение нашему "Я".
Следует подчеркнуть, что фрейдовский
термин "культура" в большинстве
случаев оказывается равнозначным понятию
"общество". В наиболее развернутом
определении "человеческой культуры"
Фрейд указывает, что "она охватывает
все приобретенные людьми знания и способы,
чтобы господствовать над силами природы
и добывать блага для удовлетворения человеческих
потребностей", и в то же время она включает
все институты, регулирующие отношения
между людьми, в особенности распределения
добываемых благ. Но надо заметить, что
у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные,
антикультурные традиции и что эти стремления
у значительного количества лиц настолько
сильны, что определяют их поведение среди
других. Можно сказать, что человек как
бы находится между двух огней. С одной
стороны, культура угнетает человека,
лишает его наслаждений (за это он и стремится
избавится от нее); с другой стороны, культура
защищает его от факторов окружающей среды,
позволяет осваивать все блага природы
и пользоваться ими, а также делит их между
людьми. Итак, если человек отказывается
от культуры в пользу своих наслаждений,
то он лишается защиты, многих благ и может
погибнуть. Если же он отказывается от
наслаждений в пользу культуры, то это
тяжким грузом ложится на его психику.
В какую же сторону склонен человек? Конечно
же, во вторую. Фрейд пишет об этом так:
"В силу этого всякая культура должна
быть построена на принуждении и на отказе
от влечений, и при ее понимании оказывается,
что центр тяжести с материальных интересов
передвинут на психику. Решающим является
вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить
для людей тяжесть жертвы, которая состоит
в отказе от своих влечений, примирит людей
с теми жертвами, какие им приходится неизбежно
нести, и каким образом вознаградить их
за эти жертвы. " Главным остается вопрос
о том, как заставить отрицательно настроенную
толпу соблюдать культурные догмы. Тут
встает вопрос о роли личности в культуре.
1. 2. Роль личности в культуре
Как нельзя обойтись без принуждения к культурной работе, так же нельзя обойтись и без господства меньшинства (элиты) над массами, потому что массы костны и недальновидны, они не любят отказываться от влечений, не хотят прислушиваться к аргументам в пользу такого отказа, а индивидуальные представители масс поощряют друг в друге вседозволенность и распущенность. Лишь благодаря влиянию образцовых индивидов, признаваемых ими в качестве вождей, они позволяют склонить себя к напряженной внутренней работе самоотречения, от чего зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождями становятся личности с незаурядным пониманием этой жизненной необходимости, сумевшие добиться господства над собственными влечениями. Но для них существует опасность, что, не желая утрачивать своего влияния, они начнут уступать массе больше, чем та им, и потому нам представляется необходимым, чтобы они были независимы от власти как распорядители средств власти.
Короче говоря, люди обладают двумя
распространенными свойствами, ответственными
за то, что институт культуры может
поддерживаться лишь в известной
мере насилием, а именно, люди, во-первых,
не имеют спонтанной любви к труду
и, во-вторых, доводы разума бессильны
против их страстей.
1. 3. Религия как общественный невроз
Культурологические
2. Концепция архетипов К. Юнга
2. 1. Воззрения К. Юнга на вопросы культуры
в целом
Всю свою жизнь Карл Юнг уделял
значительное внимание вопросам культуры.
Если попытаться вкратце охарактеризовать
его подход к сущности культуры,
то его можно назвать
Как и Фрейд, Юнг пытался методы психиатрии перенести по аналогии на культуру, увидеть в последней лишь одну из многочисленных сфер деятельности человека как индивида и социума в целом. При этом он напрочь отрицал особую конструктивную функцию культуры.
Изучая поведенческую
Рассматривая это объяснение Юнга, нельзя забывать о времени в котором он жил и писал свои работы. Видя ситуацию в соседней Германии, где фашизм в геометрической прогрессии овладевал мыслями людей, подчинял себе миллионы, Юнг искал разумное объяснение этим процессам.
Немалое внимание Юнг уделял и СССР. По его мнение, тотальное изменение характеров, поведения, идеалов и стремлений десятков миллионов человек можно было объяснить только с помощью психиатрии. Юнг писал, что советское общество ярчайший пример буйства архетипов, сознательно или нет выпущенных из темницы подсознания.
По мнению Юнга, коллективное безумие
современного ему мира, являлось закономерным
следствием развития европейской культуры,
особенно ее технократической направленности.
История Европы - это история упадка
символического знания. Торжество технической
цивилизации куплено дорогой
ценой - ценой отказа от единения с“душой”природы,
от символа как образа бессознательной
энергии. Символы, как считал Юнг, открывают
человеку священное в природе и одновременно
предохраняют его от непосредственного
губительного соприкосновения с колоссальной
психической энергией архетипов.
2. 2. Концепция культуры Карла Юнга
В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, “идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. ”В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией“суперэго”.
По мнению Юнга, “коллективное
бессознательное”передается по наследству
и является базой, на которой вырастает
человеческая психика. Под влиянием врожденных
программ, универсальных образцов поведения,
появляются не только элементарные“животные”
Юнг придавал огромное значение архетипическим образам. Он считал, что именно они по сути являются источником мифологии, искусства, религии, философии. Хотя впервые о архетипах заговорил именно Юнг, он сам утверждал, что сам феномен архетипа знаком человечеству уже давно, практически с момента появления цивилизации, хотя бы бессознательно. На языке христианства, архетип грехопадение. Как доказательство тождественности понятий грехопадения и архетипа, можно считать то, что как архетип соответствует человечеству с его зарождения, так и грехопадение, в соответствии с Ветхим Заветом, произошло еще тогда, когда все человечество было представлено лишь двумя персонами - Адамом и Евой.
Однако, если по догматическим принципам христианства искупление первородного греха возможно лишь через страдание (катарсис), то Юнг не принимал такого пути, да и другого не предлагал, считая, что архетип является неотъемлемой особенностью человеческой личности.
По Юнгу, человек подсознательно
осознает свое отдаление от природы,
растущую пропасть между его естественным
и нынешним состоянием. Он ищет выход
в магии, заклинаниях, но чем сильнее
он развивается, тем менее начинают
его устраивать эти субституты и
подсознательный процесс
Здесь нельзя удержаться и не привести
еще одну параллель с библией,
которая вновь доказывает очевидное
влияние христианской идеологии
на Юнга. По библии, по мере роста“греховности”людей,
как наказание и испытание на моральную
устойчивость, Дьявол будет посылать на
Землю именно лжепророков.
В 1927 году Юнг писал:
“Наши грозные боги поменяли имена:
ныне они заканчиваются на “? изм”.
Хватит ли у кого-нибудь сомнительной
смелости утверждать, что мировая война
или большевизм - чьи-то сознательные выдумки?
.... В конце концов, лишь очень незначительная
прослойка человечества, живущая главным
образом на том густонаселенном полуострове,
который выдается в Атлантический океан,
и называющая себя“культурной”, до такой
степени потеряла контакт с природой,
что пришла к мысли, будто религия - это
лишь особый вид умственного расстройства
без сколько-нибудь ясно выраженного смысла.
Глядя на это с безопасного расстояния,
скажем из Центральной Африки или из Тибета,
мы, несомненно, смогли бы убедиться, что
данная прослойка просто-напросто спроецировала
собственные бессознательные психические
расстройства на нации, которыми все еще
владеют вполне здоровые инстинкты”.
3. Культурологические идеи Фромма
Решающее влияние на развитие психологии религии после Второй мировой войны оказал Э. Фромм, с именем которого связан новый этап в психологии бессознательного. Убежденный последователь Фрейда, он критически относился к идеалистически построениям Юнга и в целом придерживался фрейдовских представлений о структуре и динамике психических процессов, существенно дополнив их в вопросе о влиянии социальных условий на природу человеческой психики. Интерес Фромма к социальным аспектам личности был обусловлен влиянием философии Л. Фейербаха и К. Маркса, а также тесным, хотя и кратковременным сотрудничеством с представителями Франкфуртской школы философии и социологии — М. Хоркхаймером, Т. Адорно, Г. Map-кузе. Целый ряд работ Фромма посвящен психологии религии, наиболее известные из них — “Психоанализ и религия”, “Дзен-буддизм и психоанализ”, “Учение о Христе и другие очерки о религии, психологии и культуре”, “Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого Завета и его традиций”. Для: понимания концепции Фромма в целом и его взглядов на религию большое значение имеют также работы “Бегство от свободы”, “Забытый язык”, “Искусство любить”, “Душа человека”, “Анатомия человеческой деструктивноети”.
Существенно отличало Фромма от Фрейда то, что первый решился подойти с методами психоанализа к вопросам, которые по существу относятся к сфере философии; и морали: что есть добро и зло, добр или зол человек по своей природе, что является истинной природой человека, а что — ее извращением, в чем смысл человеческой свободы и человеческой любви. Фрейд усиленно работал над тем, чтобы мораль не мешала медицине, — Фромм каждой строкой доказывал, что медицина ничего не сделает без морали: психическое здоровье неразрывно связано с нравственной позицией. Фактически он разработал собственное этическое учение, в котором как полюсы добра и зла фигурируют предложенные им понятия “синдром роста” и “синдром распада”. Если традиционный медицинский подход полагал само собой разумеющимся, что медицина может с равным успехом излечивать болезни и нравственных, и безнравственных людей, то Фромм впервые поставил душевное здоровье в прямую зависимость от этических качеств, рассматривая моральную испорченность одновременно и как следствие, и как причину болезни: “Психические расстройства нельзя понять, рассматривая их отдельно от моральных проблем личности человек болен потому, что он пренебрегает потребностями своей души”.