Роль эмоций в общении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:37, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы - изучить роль эмоций в общении.
Задачи:
1. Роль эмоций;
2. Управление эмоциями.

Содержание работы

Содержание
Введение………………………………………………………………… 3
1. Роль эмоций…………………………………………………………. 5
2. Проявление эмоций…………………………………………………. 8
3. Управление эмоциями………………………………………………. 9
4. Эмоции и личность………………………………………………..… 11
Заключение……………………………………………………………… 17
Библиографический список……………………………………………. 18

Файлы: 1 файл

Роль эмоций в общении мин..doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

- написание письма, запись в дневнике с изложением ситуации и причины, вызвавшей эмоциональное напряжение, этот способ больше подходит для людей замкнутых и скрытных;

- слушание музыки, музыкальной  терапией занимались врачи еще  в Древней Греции (Гиппократ);

- изображение на лице улыбки в случае негативных переживаний; удерживаемая улыбка улучшает настроение (в соответствии с теорией Джемса-Ланге);

- активизация чувства  юмора, так как смех снижает  тревожность;

- мышечное расслабление (релаксация), являющееся элементом  аутогенной тренировки и рекомендуемое для снятия тревоги.

Настойчивые попытки  воздействовать на очень взволнованного человека при помощи уговоров, убеждения, внушения, как правило, не бывают успешными  из-за того, что из всей информации, которая сообщается волнующемуся, он выбирает, воспринимает и учитывает только то, что соответствует его эмоциональному состоянию. Больше того, эмоционально возбужденный человек может обидеться, посчитав, что его не понимают. Лучше дать такому человеку выговориться и даже поплакать. Действительно, учеными установлено, что вместе со слезами из организма удаляется вещество, возбуждающее центральную нервную систему6.

 

4. Эмоции  и  личность

 

С.Л. Рубинштейн считал, что  в эмоциональных  проявлениях  личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства.

К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно  связанные с удовлетворением  органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями  отдельными видами деятельности. Эти  чувства соответственно их предметам  подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются  в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим.

Мировоззренческие чувства  связаны с моралью и отношениями  человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и  ценностям. Эмоции человека связаны  с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат  удовлетворения потребности.

Люди как  личности в эмоциональном плане  отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих  у  них эмоциональных переживаний, доминированию положительных (стенических) или отрицательных (астенических) эмоций. Но более всего эмоциональная  сфера развитых личностей различается  по силе и глубине чувств, а также  по их содержанию и предметной отнесенности.

Простейшие  виды эмоциональных  переживаний  вряд ли обладают для  человека выраженной мотивирующей силой. Они или непосредственно  не влияют на поведение, не делают его  целенаправленным, или вовсе его  дезорганизуют (аффекты и стрессы). Такие эмоции, как чувства, настроения, страсти, мотивируют поведение, не только активизируя его, но направляя и  поддерживая. Эмоция, выраженная в чувстве, желании, влечении или страсти, несомненно, содержит в себе побуждение к деятельности. Сама система и динамика типичных эмоций характеризует человека как личность. Особое значение для такой характеристики имеет описание чувств, типичных для человека. Чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть. Она связана с нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Эмоции человека проявляются во всех видах человеческой деятельности и, особенно в художественном творчестве. Эмоции входят во многие психологически сложные состояния человека, выступая как их органическая часть7.

Юмор  — это эмоциональное  проявление такого отношения к чему-либо или  к кому-либо, которое несет  в  себе сочетание смешного и доброго. Это смех над тем, что любишь, способ проявления симпатии, привлечения внимания, создания хорошего настроения. Ирония - это сочетание смеха и неуважительного  отношения, чаще всего пренебрежительного. Такое отношение еще нельзя назвать  недобрым или злым. Сатира представляет собой обличение, определенно содержащее осуждение объекта. В сатире он представляется в неприглядном виде.

Недоброе, злое более  всего проявляется в  сарказме, который представляет собой  прямую издевку, насмешку над объектом.

Трагизм - это эмоциональное состояние, возникающее  при столкновении сил добра и  зла и победе зла над добром. Много интересных наблюдений, красочно и жизненно правдиво раскрывающих роль эмоций в человеческих личных взаимоотношениях, сделал известный философ Б.Спиноза. С некоторыми из его обобщений можно спорить, отвергая их всеобщность, но то, что они неплохо отражают реальную интимную жизнь людей, сомнения не вызывает.

Вот что в свое время  писал Спиноза: «Природа людей по большей части такова, что к  тем, кому худо, они чувствуют сострадание, а кому хорошо, тому завидуют и... относятся с тем большей ненавистью, чем больше они любят что-либо, что воображают во владении другого...».

«Если кто воображает, что любимый им предмет находится  с кем-либо в такой же или еще более  тесной связи дружбы, которой он владел им один, то им овладевает ненависть  к любимому им предмету и зависть  к этому другому...»

«Эта  ненависть к  любимому предмету будет  тем больше, чем больше было удовольствие, которое  ревнивец обыкновенно получал  от взаимной любви любимого им предмета, а также чем сильнее был  тот аффект, который он питал к  тому, что по его воображению вступает в связь с любимым предметом...»

«Если кто начал любимый  им предмет  ненавидеть, так что  любовь совершенно уничтожается, то... он будет питать к нему большую ненависть, чем  если бы никогда не любил его, и  тем большую, чем больше была его  прежняя любовь...»

 «Если кто воображает, что тот, кого он любит, питает  к нему ненависть, тот  будет  в одно и то же время и  ненавидеть, и любить его...»

«Если кто воображает, что его кто-то любит, и при  этом не думает, что  сам подал  к этому какой-либо повод... то он со своей стороны будет  любить его...» 

«Ненависть  увеличивается  вследствие взаимной ненависти и, наоборот, может быть уничтожена любовью...»

«Ненависть, совершенно побежденная любовью, переходит  в любовь, и эта любовь будет  вследствие этого сильнее, чем, если бы ненависть ей вовсе не предшествовала...»

Последнее особое человеческое чувство, которое  характеризует его как личность, – это любовь. Человек, который  любит по-настоящему, меньше всего  задумывается о каких-то психических  или физических характеристиках  любимого. Он задумывается в основном о том, чем данный человек является для него в своей индивидуальной неповторимости. Этот человек для  любящего никем не может быть замещен, каким бы совершенным сам по себе этот «дубликат» ни был8.

Настоящая любовь представляет собой духовную связь одного человека с другим подобным ему существом. Она не сводится к  физической сексуальности и психологической  чувственности. Для того, кто любит по-настоящему, псих-органические связи остаются лишь формой выражения духовного начала, формой выражения именно любви с присущим человеку человеческим достоинством. Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Есть две разные точки зрения на этот вопрос. Одна утверждает, что эмоции не могут развиваться, поскольку они связаны с функционированием организма и с такими его особенностями, которые являются врожденными. Другая точка зрения выражает противоположное мнение — о том, что эмоциональная сфера человека, как и многие другие присущие ему психологические явления, развивается. На самом деле эти позиции вполне совместимы друг с другом и неразрешимых противоречий между ними нет. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно связать каждую из представленных точек зрения с разными классами эмоциональных явлений. Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало. Не случайно эмоциональность относят к числу врожденных и жизненно устойчивых личностных характеристик человека. Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно.  Все  связываемые   с   ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и вполне обучаем и в этом плане9.

Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во-вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Какова  же роль эмоций?

Эмоции, во - первых, отражают в своём качестве характер протекания различных жизненных процессов. Во- вторых, они управляют этими  процессами, активизируя или тормозя  их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами здесь  понимается то, что связано с удовлетворением  потребностей человека.

Эмоциональная жизнь  человека, его переживания  стали  сегодня объектом исследования физиологов и врачей. Не только потому, что человек  в силу своей природной  любознательности стремиться проникнуть в самые заповедные уголки своего существа, не только потому, что моделирование  эмоций обещает новый этап в развитии кибернетических машин. Но ещё и  потому, что большое число заболеваний  современного человека мы зачисляем  в разряд неврогенных.

Это гипертония, атеросклероз, инфаркт Миокарда, многие желудочно-кишечные заболевания, кожные и другие заболевания.

Роковую роль в возникновении  этих заболеваний  играют отрицательные  эмоции.

Как мы выяснили, роль эмоций велика. Они, как цвета радуги, окрашивают мир, только окрашивают в эмоциональные  состояния. Без эмоций мир был бы скучен, однообразен. Мне кажется, что без эмоций закончилась бы и жизнь на земле, т.е. привела бы к вымиранию человечества. Эмоции являются частью человека, жизни. Ведь какое счастье - любить, радоваться, веселиться. Но даже такие эмоции как грусть, ненависть, горе и обида важны для человека. Они формируют в нём чувства сострадания, упорства, а также умение достигать цели и умение переживать.

 

 

Библиографический список

 

1. Крылов, А.А. Психология  / А.А. Крылов. - М.: Проспект, 2009. -584 с.

2. Майерс, Д. Психология / Д. Майерс. - Мн.: Попурри. 2008. - 848с.

3. Немов, Р.С.. Психология / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2009.- 688с.

4. Рогов, Е.И. Психология для студентов вузов / Е.И. Рогов. - М.: МарТ,  2009. - 560с.

5. Симонов, П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций / П.В. Симонов. - М.: Наука, 2009.- 324с.

 

     

1 Майерс Д. Психология., Мн., 2008. С. 304

2 Майерс Д. Психология., Мн., 2008. С. 306

3 Крылов А.А. Психология., М., 2009.  С. 118

4 Рогов Е.И. Психология для студентов вузов., М.,  2009. С. 256

5 Рогов Е.И. Психология для студентов вузов., М.,  2009. С. 257

6 Немов Р.С.. Психология., М., 2009. С. 214

7 Немов Р.С.. Психология., М., 2009. С. 223

8 Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций., М., 2009. С. 109

9 Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций., М., 2009. С. 112




Информация о работе Роль эмоций в общении