Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 12:59, реферат
Цель работы - рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать понятие и классификацию эмоций.
2. Определить роль эмоции в жизни человека.
3. Рассмотреть процессы внешнего выражения эмоций, реакции и управления эмоциями
Введение…………………………………………………..........3
1. Понятие об эмоциях и классификация эмоций……………5
2 .Роль эмоции и эмоциональные состояния…..…………….7
3.Внешнее выражение эмоций, эмоциональные реакции и
управление эмоциями…………………………………………12
Заключение…………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………17
Содержание
Введение…………………………………………………...
1. Понятие об эмоциях и классификация эмоций……………5
2 .Роль эмоции и эмоциональные состояния…..…………….7
3.Внешнее выражение эмоций, эмоциональные реакции и
управление эмоциями…………………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Психология
- наука о закономерностях
Эмоции (от лат. «emotion» — волнение) — это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость для индивида тех или иных предметов и ситуаций и являющиеся важным фактором регуляции его жизнедеятельности.
Эмоции - это непосредственное пристрастное переживание жизненного смысла, явлений и ситуаций.
Благодаря эмоциям мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуя речь, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.
В наш век научно-технического прогресса,
когда современный человек все
большее количество времени проводит
перед монитором компьютера, когда
удельный вес живого общения становится
все ниже, а качество общения претерпевает
значительные изменения в силу подмены
людей в различных сферах деятельности
«умными машинами», эмоциональные
переживания для человека сохраняют
свою необходимость и
Одними из первых о важной роли эмоций в поведении людей высказались Липер, ведущий специалист по теории личности, и Маурер, выдающийся специалист по психологии. Также эту тему исследовали и выдвигали различные теории по данному вопросу видные ученые, такие как И.П.Павлов, польский физиолог Ю.М.Конорски, И.С.Бериташвили, П.К.Анохин, Д.Биндра , П.Юнг , П.В.Симонов, А.В.Вальдман, Ч.Дарвин, Джеймс-Ланге, В.Кеннон и В.Бард, Клювер-Бьюси, П.Мак Лин, Д.Б.Линдслей, В.Р.Гесс , Е.Бовард.
Человеческое поведение
Эмоции играют важную роль в жизни человека и различным образом влияют на его деятельность.
Таким образом, цель работы - рассмотреть роль эмоций в жизни человека.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Дать понятие и классификацию эмоций.
2. Определить роль эмоции в жизни человека.
3. Рассмотреть процессы внешнего выражения эмоций, реакции и
управления эмоциями
Объект исследования: эмоции как психический процесс.
Предмет исследования: влияние эмоций на познавательные процессы и деятельность человека.
Методы исследования: теоретический
анализ научной психолого-
Исходя из целей и задач данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
Несмотря
на то, что ученые еще не пришли к
консенсусу относительно природы эмоций
и их значения, теоретические и
практические достижения последних
десятилетий позволяют нам
Эмоции – это своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и к самому себе.
Эмоции не существуют вне познания и деятельности человека. Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, то есть то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний.
Понятие «эмоция»
используется и в широком смысле,
когда под ней имеют в виду
целостную эмоциональную
Эмоции возникли в филогенезе как сигнал о биологическом состоянии организма после тех или иных воздействий на него и представляют собой сейчас форму видового опыта, позволяющую отдельным индивидам совершать, ориентируясь на них, необходимые действия, целесообразность которых для него неясна. Но эти действия обеспечивают удовлетворение жизненно важных потребностей. Так, негативные эмоции, сопровождающие чувство голода, заставляют нас искать способы удовлетворения этой потребности, что, в свою очередь, направлено на сохранение нормального функционирования организма.
В зависимости от личностных (вкусов, интересов, нравственных установок, опыта) и темпераментных особенностей людей, а также от ситуации, в которой они находятся, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции.
Эмоции различаются по интенсивности и длительности, а также по степени осознанности причины их появления. В связи с этим выделяют настроения, собственно эмоции и аффекты.
Под настроением понимают эмоциональное самочувствие человека, влияющие на его поведение, помыслы и переживания в течение более или менее длительного времени. В зависимости от обстоятельств настроение меняется.
В критических условиях при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации возникает особый вид эмоциональных процессов — аффект. Во время аффекта человек нередко теряет самообладание и совершает действия, в которых потом горько раскаивается. Аффекты редко приводят к достижению желаемой цели, потому что они совершаются необдуманно.
1. Самая простая из существующих классификация эмоций предлагает разделить их на два вида: переживаемые индивидом как отрицательные и переживаемые индивидом как положительные.
2. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические (активизирующие человека, повышающие его готовность к деятельности) и астенические (расслабляющие, утомляющие человека, вызывающие заторможенность).
3. Классификация,
предложенная В. Вундтом,
- удовольствие-неудовольствие;
- напряжение-разряжение;
- возбуждение-торможение.
4. Американский
психолог К. Изард выделяет
следующие фундаментальные
Все остальные
эмоциональные реакции
5. Отечественный
психолог Б.Додонов предлагает
еще более сложную
Эмоции –
это особая форма отражения внешнего
мира или внутреннего состояния
человека, связанная с удовлетворением
или неудовлетворением его
Отражательно-оценочная роль эмоций. Эмоции дают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно. Например, у болельщиков проигрыш их любимой команды вызовет разочарование, огорчение, у болельщиков же команды соперника — радость. А определенное произведение искусства может вызывать у разных людей прямо противоположные эмоции. Недаром в народе говорят: «На вкус и цвет товарища нет».
Эмоции помогают оценивать не только прошедшие или происходящие сейчас действия и события, но и будущие, включаясь в процесс вероятностного прогнозирования (предвкушение удовольствия, когда человек идет в театр, или ожидание неприятных переживаний после экзамена, когда студент не успел к нему как следует подготовиться).
Управляющая роль эмоций. Помимо отражения окружающей человека действительности и его отношения к тому или иному объекту или событию эмоции важны и для управления поведением человека, являясь одним из психофизиологических механизмов этого управления. Ведь возникновение того или иного отношения к объекту влияет на мотивацию, на процесс принятия решения о действии или поступке, а сопровождающие эмоции физиологические изменения влияют на качество деятельности, работоспособность человека. Играя управляющую поведением и деятельностью человека роль, эмоции выполняют разнообразные положительные функции: защитную, мобилизующую, санкционирующую (переключающую), компенсаторную, сигнальную, подкрепляющую (стабилизирующую), которые часто совмещаются друг с другом.
Защитная функция эмоций связана с возникновением страха. Он предупреждает человека о реальной или о мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.
Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.
Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо. Возникающая при столкновении с незнакомым объектом эмоция придаст этому объекту соответствующую окраску (плохой встретился человек или хороший) в связи с его схожестью с ранее встречавшимися объектами. Хотя с помощью эмоции человек выносит обобщенную и не всегда обоснованную оценку объекта и ситуации, она все же помогает ему выйти из тупика, когда он не знает, что ему делать в данной ситуации.
Наличие у эмоций отражательно-оценочной и компенсаторной функций делает возможным проявление и санкционирующей функции эмоций (идти на контакт с объектом или нет).
Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект. Эмоция, как правило, имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии. Это помогает взаимопониманию при общении, предупреждению агрессии со стороны другого человека или животного, распознаванию потребностей и состояний, имеющихся в данный момент у другого субъекта. Сигнальная функция эмоций часто сочетается с ее защитной функцией: устрашающий вид в минуту опасности способствует запугиванию другого человека или животного.
Академик П. К. Анохин подчеркивал, что эмоции важны для закрепления, стабилизации рационального поведения животных и человека. Положительные эмоции, возникающие при достижении цели, запоминаются и при соответствующей ситуации могут извлекаться из памяти для получения такого же полезного результата. Отрицательные эмоции, извлекаемые из памяти, наоборот, предупреждают от повторного совершения ошибок. С точки зрения Анохина, эмоциональные переживания закрепились в эволюции как механизм, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах и предупреждает разрушительный характер недостатка или избытка жизненно важных факторов.
Дезорганизующая роль эмоций. Страх может нарушить поведение человека, связанное с достижением какой-либо цели, вызывая у него пассивно-оборонительную реакцию (ступор при сильном страхе, отказ от выполнения задания). Дезорганизующая роль эмоций видна и при злости, когда человек стремится достичь цели во что бы то ни стало, тупо повторяя одни и те же действия, не приводящие к успеху.
Положительная роль эмоций не связывается прямо с положительными эмоциями, а отрицательная — с отрицательными. Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые — явиться поводом для самоуспокоения, благодушествования. Многое зависит от целеустремленности человека, от условий его воспитания.
Простейшей и древнейшей формой переживания эмоций является эмоциональный тон ощущений. Любой сигнал, воспринятый нашими анализаторами, вызывает определенную эмоциональную реакцию - положительную или отрицательную. В каждый момент времени на нас воздействует огромное количество раздражителей и каждый из них эмоционально переживается нами.