Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 20:48, курсовая работа
Методы исследования: описательно-аналитический , сравнительно-сопастовительный, статистический .
Элементы новизны: доказано предположение о том, что более значимым в процессах воспитания является тот родитель, кто проявляет больше участия в процессах воспитании ребенка дошкольного возраста.
Теоретическая и практическая значимость: данная работа поможет выявить значимость родителей для дошкольника.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОЛЬ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.1. ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА 4
1.2. ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА В ПОЛНОЙ СЕМЬИ И В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ДЕПРИВАЦИИ 5
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ РОЛИ МАТЕРИ И ОТЦА В ПРОЦЕССАХ ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА 8
2.1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
2.2. АНАЛИЗ (ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ) РЕЗУЛЬТАТОВ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
В рассматриваемых семьях больше позитивных чувств дети питают и получают от матери, исходящие негативные чувства дети в большинстве случаев питают к отцу, негативные чувства дети также получают от отца. Здесь важно учитывать тот факт, из семи рассмотренных семей три – неполные. В двух из четырех полных семей наблюдаются неблагоприятные отношения отца и ребенка.
Объектом исследования является процесс воспитания дошкольника.
Предметом исследования является рассмотрение функций и роли матери и отца в процессах воспитания дошкольника.
Целью данной работы является выявление роли матери и отца в процессах воспитания ребенка дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью в работе решены следующие задачи:
1. Проведен
теоретический анализ роли
2. Исследованы
роли матери отца в процессах
воспитания дошкольника, в том
числе определение значения
3. Осуществлена интерпретация
В начале исследования мы предположили, что существует значимая связь между стилями родительского воспитания и особенностями личности ребенка дошкольного возраста, существует половая дифференциация влияния стиля родительского воспитания на формирование особенностей личности ребенка дошкольного возраста, на ребенка большее влияние оказывает тот родитель, кто проявляет больше участия в воспитании ребенка.
В качестве методов исследования в работе были использованы следующие методики для детей дошкольного возраста: тест семейных отношений, Методика диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин, опросник для родителей детей от 3 до 10 лет (Методика Эйдемиллера Э.Г. и Юстицкиса В.В. "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ)).
В качестве экспериментальной базы исследования был выбран ДОУ № 185 г. Новосибирска. Для эксперимента были обследованы дети из семи семей. Возраст испытуемых детей составлял 3-5 лет.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
Исследовав семейные отношения и типы семейного воспитания, можно сделать следующие выводы: в большинстве случаев нами были выявлены типы негармоничного семейного воспитания.
В семье, где отец использует авторитарный тип воспитания наблюдается жестокое обращение с ребенком. Отец испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Отец считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Отец не проявляет искреннего интереса к тому, что интересует ребенка, невысоко оценивает способности ребенка, не поощряет самостоятельность и инициативу ребенка, не старается быть с ним на равных. Отец ведет себя слишком авторитарно по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного послушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он навязывает ребенку почти во всем свою волю. Отец считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Примечательно, что в данной семье ребенок получает от отца и испытывает к отцу лишь негативные чувства.
В семьях, где существует эмоциональное отвержение ребенка, наблюдается слабый контроль со стороны родителей, родители заняты своими проблемами, мало уделяют внимания своим детям. Важно при этом отметить, что в данных семьях в большинстве случае отсутствует отец, а в полных семьях существуют проблемы между родителями и родители недостаточно уделяют внимания воспитания ребенка. Здесь дети отметили, что проявляют к матери и получают от нее позитивные чувства, к отцу – негативные чувства, либо же не проявляют вовсе.
В полной семье, где наблюдается благоприятная семейная атмосфера, оба родителя уделяют достаточно внимания процессам воспитания ребенка.
Родители принимают ребенка таким, какой он есть, уважают и признают его индивидуальность, одобряют его интересы, поддерживаю планы, проводят с ним достаточно много времени и не жалеют об этом. Родители проявляют искренний интерес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивают способности ребенка, поощряют самостоятельность и инициативу ребенка, стараются быть с ним на равных. Примечательно, что в данном случае ребенок не выразил негативных чувств по отношению к родителям.
Таким образом, нами подтвердилось предположение о том, что более значимым в процессах воспитания является тот родитель, кто проявляет больше участия в процессах воспитании ребенка дошкольного возраста.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
2. Волокитина М.Н. Очерки психологии младших школьников. М.: Педагогика, 1955.
3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1984.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1967.
5. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935.
6. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопр. психол. 1972. № 2.
7. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3; 4.
8. Колечко В.В. Педагогические условия организации дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1990.
9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 1991.
10. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца и Я.З. Неверович. М.: Просвещение, 1986.
11. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.
12. Лангмейер И., Матейчек 3., Психологическая депривация в детском возрасте, Прага, 1984.
Приложение А
Вопросы теста семейных отношений (для детей от 3 до 11 лет).
Положительные чувства, исходящие от ребенка
Отрицательные чувства, исходящие от ребенка
Положительные чувства, получаемые ребенком.
17. Ты любишь играть с ____? Кто любит играть?
18. Ты любишь целовать ____? Кто любит целовать?
19. Ты улыбаешься _____. Кто улыбается?
20. Ты даешь почувствовать ____себя счастливым. Кто делает счастливым?
21. Ты любишь обнимать ___. Кто любит обнимать?
22. Ты милый с ____. Кто мил с ____?
23. Ты думаешь, что ____ милая (ый) девочка (мальчик). Кто думает, что ____ милая (ый) девочка(мальчик)?
Отрицательные чувства, получаемые ребенком.
24. Ты шлепаешь____.. Кто шлепает?
25. Ты делаешь ____ грустным. Кто делает ____ грустным?
26. Ты бранишь____. Кто бранит?
27. Ты доводишь ____ до слез. Кто доводит____ до слез?
Текст опросника методики диагностики родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столин
Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оценок «да» или «нет».
1. Я всегда сочувствую своему ребенку.
2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок.
3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии.
6. Я уважаю своего ребенка.
7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8. Мой ребенок часто мне неприятен.
9. Я всегда
стараюсь помочь своему
10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку приносит ему пользу.
11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду.
12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13. Мне кажется, что друга? дети потешаются над моим ребенком.
14. Мой ребенок
часто совершает такие
15. Мой ребенок
отстает в психологическом
16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.
17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое.
18. При всем старании моего ребенка трудно научить хорошим манерам.
19. Ребенка
с детства следует держать
в жестких рамках, только тогда
из него вырастет хороший
20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка.
22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное.
23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни.
24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети.
25. Я жалею своего ребенка.
26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок.
27. Я с
удовольствием провожу с
28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с нежностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким.
29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку.
30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни.
31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и сами приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности.
32. Я стараюсь
выполнять все просьбы и
33. При принятии
решений в семье следует
34. Я очень
интересуюсь жизнью своего
35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав.
36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться.
37. Я всегда считаюсь с ребенком.
38. Я испытываю
дружеские чувства по
39. Основная
причина капризов моего
40. Если
проводить отпуск с ребенком,
то невозможно нормально
41. Самое главное – чтобы у ребенка было спокойное, беззаботное детство.
42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43. Я разделяю увлечения моего ребенка.
44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя.
45. Огорчения
моего ребенка мне всегда
46. Мой ребенок часто меня раздражает.
47. Воспитание
ребенка – это сплошная
48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49. Я не доверяю своему ребенку.
50. За строгое
воспитание дети потом
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.
52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю.
54. Мой ребенок
не в состоянии сделать что-
55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58. Я восхищаюсь своим ребенком.
59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Информация о работе Роль матери и отца в процессах воспитания дошконика