Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 14:14, контрольная работа
Итак, для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:
а) нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;
б) нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.);
в) нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Исследования генетической обусловленности нарушений развития речи…………………………………………………………………...……………4
Амбидекстрия и леворукость - одна из врожденных предрасполагающих причин возникновения речевых нарушений…………………………………….6
Алалия…………………………………………………………………..6
Ринолалия………………………………………………………………7
Заикание…………………………………………...……………………7
Дислалия………………………………. ………………………..……..9
Тахилалия ………………………………………………………..….…9
Заключение……………………………………………………………11
Литература…………………………………………………………….12
ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический
университет им. И. Я. Яковлева»
«Роль наследственных факторов в возникновении речевых нарушений»
заочного отделения
Голубкиной Натальи
Константиновны
ЧЕБОКСАРЫ 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Исследования генетической обусловленности
нарушений развития речи………………………………………………………………….
Амбидекстрия и леворукость - одна из врожденных предрасполагающих причин возникновения речевых нарушений…………………………………….6
Алалия………………………………………………………………
Ринолалия………………………………………………………
Заикание…………………………………………...………
Дислалия………………………………. ………………………..……..9
Тахилалия ………………………………………………………..….…9
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Речь, как одна из важнейших функций головного мозга, не является врожденной, как некоторые элементарные формы нервной деятельности, а развивается по законам условных рефлексов. Ее развитие связано с развитием и усовершенствованием мозга. На основе сигналов первой системы и врожденных безусловных рефлексов в коре головного мозга создаются условные связи между различными отделами мозга и голосовым аппаратом. Нервные импульсы из области речедвигательного анализатора через черепномозговые нервы приводят в движение органы речи. Обратная связь от периферии к центру осуществляется по кинестетическому и слуховому пути. На основе такой системы обратных связей формируется вторая сигнальная система, которая поддерживается функцией первой сигнальной системы (особенно функцией слухового и зрительного анализаторов).
Итак, для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:
а) нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;
б) нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.);
в) нормальный слух, который
необходим не только для воспри
Анатомические и
Исследования генетической обусловленности нарушений развития речи.
По данным С. Billard (1994), М. Rice и К. Wexler (1998) основополагающую роль в этиологии речевых расстройств играет наследственный фактор. Р. Tallal (1996) установили, что в семьях пробандов с отягощенной наследственностью по расстройствам речевого развития, языковые нарушения случаются у 13% потомков, исключая пробанда, если родители здоровы, у 40% потомков, если один из родителей болен, у 71% – если оба родителя имеют речевые нарушения. Встречаемость данной патологии у отцов и матерей приблизительно одинакова, в то время как у братьев значительно выше, чем у сестер.
М. Choudhury и А. Benasich (2003), в своих исследованиях показали, что процент встречаемости расстройств речевого развития в семьях с отягощенным анамнезом около 20%–30%, тогда как в популяции около 4%. Результаты их исследования показывают, что нарушения речи чаще наследуются по мужской линии; по линии матери чаще передаются мальчикам, а по линии отца – с одинаковой частотой мальчикам и девочкам. Доказано, что 70% детей с речевыми рас-стройствами имеют близких родственников с подобными наруше-ниями по женской и мужской линии.
Для изучения генетической детерминированности и социального влияния на развитие речи обычно используется близнецовый метод.
По данным некоторых
Крайние варианты становления
речи у детей также в большей
степени зависят от
С определенной вероятностью,
можно говорить о
С помощью клинико-генеалогического метода были обследованы дети из приготовительного и первых классов в школе-интернате № 96 г. Москвы. Среди обследованных около 18% детей с задержкой речевого развития имели наследственную отягощенность по этому речевому дефекту. Часто запоздалое развитие речи прослеживалось в родословной в сочетании с другими дефектами речи (дислалия, брадилалия и др).
Отсутствие речи (немота) как следствие наследственной глухоты, то есть глухонемота, как правило, не сопровождается органическими поражениями речевого аппарата (периферический и центральный отделы). Поэтому отсутствие речи в этом случае полностью обусловлено наследственной (врожденной) патологией органа слуха.
В монографии Р.И. Лалаевой (2004) приводятся данные о том, что 45% детей с дислексией имеют наследственную отягощенность, при этом существует особая, врожденная форма дислексий. В этих случаях дети наследуют от родителей качественную незрелость мозга в его отдельных зонах, которая проявляется в специфических задержках развития определенной функции. При проведении ретроспективного анализа особенностей развития речи у 1743 детей логопатов, И.А. Сергиец, Н.Н. Черкашина (2004) установили, что наследственная отягощенность по устной и письменной речи у ближайших родственников является достоверным фактором риска, влияющим на возникновение речевых нарушений .
Исследования J. Schumacher (2007) определили, что у детей, имеющих родителя с патологией речи, речевые нарушения встречаются в 40–60% случаев. Согласно последним данным исследования младших школьников О.С. Волковой (2008) высокая отягощенность генеалогического анамнеза (46,43%) является фактором риска развития речевых нарушений.
В литературе приводятся данные о том, что нарушения речи в 10–30% случаев могут быть связаны с наследственными факторами. Наследственная отягощенность среди детей с нарушениями речи составляет 17,5%.
Частота возникновения
Амбидекстрия и леворукость - одна из врожденных предрасполагающих причин возникновения речевых нарушений .
Необходимо подчеркнуть, что к факторам риска речевых нарушений генетического характера относится нарушение формирования психомоторного профиля (леворукость и различные варианты неполного правшества). Данные литературы позволяют отнести явление леворукости к одной из врожденных предрасполагающих причин возникновения речевых нарушений .
Т.П. Хризман (1983) при изучении детей 5–6 лет с нарушениями речи отмечают снижение степени предпочтения правой руки.
Исследования Л.А. Рожковой (2000) показывают, что группа детей с вы-раженными речевыми проблемами характеризуется большим по сравнению с общепопуляционными значениями количеством леворуких и амбидекстров (около 13%),и отмечают у леворуких детей недоучет латерально- аномальной конституции психомоторики (к ней относятся и речевые движения), что может привести к появлению патологии речи.
И.А. Сергиец и Н.Н. Черкашина (2004) как один из факторов риска развития речевых нарушений также выделяют амбидекстрию (неправорукость), сохраняющуюся до 5–6_летнего возраста, т.к. амбидекстрия является признаком суборганического поражения мозга или свидетельствует о задержке темпов созревания интегрированной функции полушарий.
Алалия
Среди родственников детей с алалией повышена частота речевых расстройств и нарушения развития школьных навыков, что свидетельствует в пользу генетических влияний.[2]
Неблагоприятная
Сомнение относительно существенной роли речевой наследственности в происхождении алалии укрепляется тем обстоятельством, что далеко не всегда имевшаяся у родителей и родственников задержка развития речи (алалия) приводит к аналогичному расстройству у детей. Одно и то же речевое расстройство у предков может приводить (или не приводить) к разным формам патологии речи у детей.
Представляется, что для определения
значения речевой
Ринолалия
Ринолалия связана с
При мультифакториальных
Заикание
Все многообразие этиологических факторов, с которыми авторы связывают возникновение заикания, можно разделить на два вида: предрасполагающие и вызывающие. К первым относят: патологическое протекание беременности и родов, наследственность в плане передачи слабого типа высшей нервной деятельности; соматическую ослабленность ребенка, особенно в первые три года жизни; неблагоприятную, нервозную обстановку в семье, а также речевое недоразвитие и дислалии, хотя последние также являются результатом действия патогенных факторов. Все предрасполагающие факторы сводятся к одному — изменение в работе нервной системы, возникшее на ранних стадиях ее формирования.
Информация о работе Роль наследственных факторов в возникновении речевых нарушений