Роль наследственных факторов в возникновении речевых нарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 14:14, контрольная работа

Описание работы

Итак, для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:
а) нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;
б) нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.);
в) нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3

Исследования генетической обусловленности нарушений развития речи…………………………………………………………………...……………4

Амбидекстрия и леворукость - одна из врожденных предрасполагающих причин возникновения речевых нарушений…………………………………….6

Алалия…………………………………………………………………..6

Ринолалия………………………………………………………………7

Заикание…………………………………………...……………………7

Дислалия………………………………. ………………………..……..9

Тахилалия ………………………………………………………..….…9

Заключение……………………………………………………………11

Литература…………………………………………………………….12

Файлы: 1 файл

Контр.раб. Роль наследственных факторов в возникновении речевых нарушений.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)

 Среди вызывающих факторов  бесспорно первое место занимает  психическая травма, чаще проявляющаяся  в форме испуга. Из других причин следует отметить неблагоприятное речевое окружение (контакт с заикающимися) и черепно-мозговые травмы. Известно, что только определенное сочетание предрасполагающих и вызывающего факторов играет роль в экологии каждой болезни. Можно предполагать, что в этиологии некоторых форм заикания любой вызывающий фактор (или сочетание факторов) внешней среды может оказаться решающим, если он воздействует на организм с определенным генотипом.

 На роль наследственной предрасположенности  в возникновении заикания указывают многие авторы. Так, М. Зееман считает, что заикание в 1/3 случаев передается по наследству, и приводит статистические сведения других авторов: Гуцман — в 28,8% случаев определил наследственность заикания; Тромнер — в 34 %; Малдер и Надолечный в 40 %; Мигинд — в 42%; Седлачкова — в 30,9 % случаев. Автор отмечает, что выявление заикания в родословной при опросе родственников затруднительно, т. к. многие часто стесняются признаться, что они заикались сами или заикание наблюдалось у их родных.

   При обследовании 100 заикающихся учеников той же школы № 98 установлено, что большую часть составляют мальчики (69%). Наследствен-ный фактор в этиологии заикания обследуемых можно было отметить в 17% случаев, причем передача дефекта прослеживалась по линии отца.

    В развитии семейного заикания нельзя не учитывать влияние одинаковых неблагоприятно действующих факторов, но следует думать и о значении специфической предрасположенности, которая может проявляться не только в виде заикания, но и другими дефектами речи (тахилалия, задержка речевого развития, дислалия), вегетативной и эмоциональной неустойчивостью и т.д.

  Простые статистические вычисления наследственности при заикании дополняются данными, полученными при обследовании близнецов. Оказалось, что проявление наследственности у однояйцевых близнецов отличается от проявления ее у двуяйцевых. Из общего числа 31 пары однояйцевых близнецов М. Зееман (11 собственных наблюдений) отмечает заикание одного близнеца только в одной паре, в других случаях заикались оба близнеца. Другие соотношения были обнаружены у двуяйцевых близнецов: из 8 пар обследованных близнецов заикался только 1 близнец, хотя у 4 пар страдал заиканием один из родителей.

 Предполагается полигенная  модель передачи с разным пороговыми  значениями у мужского и женского пола. Более высокий порог характерен для женщин. Эти расстройства не сцеплены с Х-хромосомой, т.к. наблюдается передача от отца к сыну.

 У больных и их родственников  чаще, чем в популяции наблюдаются  изменения доминантности полушарий, что позволяет предположить наличие системных церебральных дисфункций.

 

 

Дислалия

 

 Произношение звуков речи, освоенное  путем подражания, зависит от  свойств раздражителя — объекта  подражания, от полноценности воспринимающих  его аппаратов (слуха, кинестезического чувства), от способности к воспроизводству такого же акта (М. А. Пискунов, 1962). Мышечная система органов артикуляции участвует в акте произношения вместе с другими мышцами тела, то есть речевая артикуляция связана с общей моторикой организма. Моторная одаренность как биологический фактор предрасполагающего характера определяет точность и четкость нервно-мышечной деятельности (артикуляции), которая развивается и совершенствуется в процессе индивидуального развития под воздействием внешней среды.

 Артикуляторные расстройства  у детей после 5-летнего возраста  чаще наблюдаются у мальчиков, чем у девочек, и также чаще  наследуются по мужской линии. Известны случаи, когда в трех  поколениях одной семьи были  лица с идентичной особенностью  произношения звука "Р". Наследственный характер дислалий подтверждается случаями одинакового дефекта звукопроизношения у обоих однояйцевых близнецов.

 Л. Н. Ильина (1971) обследовала 123 семьи  с семейными формами речевых  расстройств (заикание, дислалия, недоразвитие  речи) и установила при клинико-генеалогическом исследовании, что в семьях, где имеются дети с нарушениями речи, идентичные речевые расстройства наблюдаются и у родителей. Интересно, что заикание по линии матери передавалось чаще мальчикам, а по линии отца — с одинаковой частотой и мальчикам и девочкам. У сибсов отмечены одинаковые дефекты речи в виде нарушения темпа, ритма, фонетики, лексики, контекстного изложения. Однояйцевые близнецы (11 пар) имели подобные нарушения речи, а также изменения в психическом, неврологическом и соматическом состоянии. Конкордантность по речевым нарушениям, по автору, равна 80%. При анализе родословных установлено, что речевые расстройства начинаются в определенном возрасте и передаются по доминантному типу.

 

Тахилалия

 

 Быстрая невнятная речь (тахилалия, баттаризм) может быть у детей из семей, где есть быстро и нормально говорящие лица. Некоторые авторы считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма и значительную роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной речи с заиканием.

 Куршев В. А. (1967) наблюдал 8 детей, которые не контактировали в  момент развития быстрой речи  с быстро говорящими родителями  и были в окружении медленно  говорящих, и все-таки стали говорить быстро. Этот факт указывает на связь этого дефекта речи с наследственностью.

 Автор считает, что быстрый  темп речи обусловлен быстрым  темпом мышления, и что тахилалия  — мыслительно-речевое нарушение.

 В этой работе не рассматриваются  речевые нарушения при наследственных формах умственного недоразвития. Известно, что олигофрения насле-дственной и ненаследственной этиологии сопровождается различными нарушениями речи вплоть до немоты, затруднением понимания обращенной речи, расстройствами (вплоть до невозможности) чтения и письма, заиканием, дислексией и др.

 Хромосомные синдромы и генные  заболевания также могут иметь  в клинической картине симптомы  нарушения речи и голоса, связанные  с нарушениями центрального и  периферического отделов речевого  аппарата.

 Кроме того, в наследственной  патологии нервной системы (корковые  речевые центры, подкорковые образования, связанные с речевой функцией, и мозжечок) и при нервномышечных  заболеваниях (миотония, миопатия), когда  в процесс вовлекается мускулатура  органов артикуляции, часто отмечается грубое нарушение речевой деятельности, входящее в сложную симптоматику неврологического заболевания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Различные нарушения речи — задержка развития речи, заикание, тахилалия и дислалия, несвязанные с дефектами психики и органов чувств, — в некоторых случаях имеют генетическую обусловленность.

 Речь — молодая функция  коры головного мозга, развивается  под влиянием различных факторов, каждый из которых важен для  развития нормальной речи. Поскольку и морфологические, и функциональные признаки организма формируются на базе определенного генотипа (под влиянием среды), то исключить роль генетического фактора в этиологии некоторых нарушений речи нельзя.

Имеющиеся в литературе сведения о роли наследственности в патологии речи еще разрозненные и скудные. Однако в последние годы заметно повысился интерес генетиков, логопедов, физиологов и врачей к изучению и осмысливанию значения генетического фактора в развитии речи. На основании вышеизложенного анализа отечественной и зарубежной литературы, раскрывающей представления об этиологии речевых нарушений, представляется целесообразным выявить и классифицировать факторы, неблагоприятно влияющие на речевое развитие, что позволит глубже понять причину появления речевой патологии в детском возрасте. Можно надеяться, что совместные усилия специалистов разных отраслей науки при комплексном изучении этиологии и патогенеза речевых нарушений помогут педагогам логопедам эффективнее строить педагогический процесс и создадут условия для успешного лечения и предупреждения расстройств речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

 

1.Самсонов Ф. А., Крапухин А. В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. -c.16-23.

 

2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с. – (Коррекционная педагогика).

 

3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. 4-е изд. испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2006. – 304 с.

 

4. Резцова Е.Ю., Черных А.М. Журнал: Новые исследования. Год выпуска: 2010 Том: 1 Номер выпуска: 23.

 

5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.

 


 



Информация о работе Роль наследственных факторов в возникновении речевых нарушений