Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 14:14, контрольная работа
Итак, для нормальной речи и ее развития у ребенка необходимо:
а) нормальное строение и функция центральной нервной системы и речевых центров;
б) нормальное состояние органов голосо- и речеобразования (гортань, глотка, полость рта, дыхательный аппарат и др.);
в) нормальный слух, который необходим не только для восприятия и подражания речи окружающих, но и для контроля собственной речи.
Введение…………………………………………………………………………...3
Исследования генетической обусловленности нарушений развития речи…………………………………………………………………...……………4
Амбидекстрия и леворукость - одна из врожденных предрасполагающих причин возникновения речевых нарушений…………………………………….6
Алалия…………………………………………………………………..6
Ринолалия………………………………………………………………7
Заикание…………………………………………...……………………7
Дислалия………………………………. ………………………..……..9
Тахилалия ………………………………………………………..….…9
Заключение……………………………………………………………11
Литература…………………………………………………………….12
Среди вызывающих факторов
бесспорно первое место
На роль наследственной
При обследовании 100 заикающихся учеников той же школы № 98 установлено, что большую часть составляют мальчики (69%). Наследствен-ный фактор в этиологии заикания обследуемых можно было отметить в 17% случаев, причем передача дефекта прослеживалась по линии отца.
В развитии семейного заикания нельзя не учитывать влияние одинаковых неблагоприятно действующих факторов, но следует думать и о значении специфической предрасположенности, которая может проявляться не только в виде заикания, но и другими дефектами речи (тахилалия, задержка речевого развития, дислалия), вегетативной и эмоциональной неустойчивостью и т.д.
Простые статистические вычисления наследственности при заикании дополняются данными, полученными при обследовании близнецов. Оказалось, что проявление наследственности у однояйцевых близнецов отличается от проявления ее у двуяйцевых. Из общего числа 31 пары однояйцевых близнецов М. Зееман (11 собственных наблюдений) отмечает заикание одного близнеца только в одной паре, в других случаях заикались оба близнеца. Другие соотношения были обнаружены у двуяйцевых близнецов: из 8 пар обследованных близнецов заикался только 1 близнец, хотя у 4 пар страдал заиканием один из родителей.
Предполагается полигенная
модель передачи с разным
У больных и их родственников
чаще, чем в популяции наблюдаются
изменения доминантности
Дислалия
Произношение звуков речи, освоенное
путем подражания, зависит от
свойств раздражителя —
Артикуляторные расстройства
у детей после 5-летнего возраста
чаще наблюдаются у мальчиков,
чем у девочек, и также чаще
наследуются по мужской линии.
Известны случаи, когда в трех
поколениях одной семьи были
лица с идентичной
Л. Н. Ильина (1971) обследовала 123 семьи с семейными формами речевых расстройств (заикание, дислалия, недоразвитие речи) и установила при клинико-генеалогическом исследовании, что в семьях, где имеются дети с нарушениями речи, идентичные речевые расстройства наблюдаются и у родителей. Интересно, что заикание по линии матери передавалось чаще мальчикам, а по линии отца — с одинаковой частотой и мальчикам и девочкам. У сибсов отмечены одинаковые дефекты речи в виде нарушения темпа, ритма, фонетики, лексики, контекстного изложения. Однояйцевые близнецы (11 пар) имели подобные нарушения речи, а также изменения в психическом, неврологическом и соматическом состоянии. Конкордантность по речевым нарушениям, по автору, равна 80%. При анализе родословных установлено, что речевые расстройства начинаются в определенном возрасте и передаются по доминантному типу.
Тахилалия
Быстрая невнятная речь (тахилалия, баттаризм) может быть у детей из семей, где есть быстро и нормально говорящие лица. Некоторые авторы считают ускоренную речь органически обусловленным нарушением центрального речевого механизма и значительную роль в этом отводят наследственности, указывая на генетическую связь ускоренной речи с заиканием.
Куршев В. А. (1967) наблюдал 8 детей,
которые не контактировали в
момент развития быстрой речи
с быстро говорящими
Автор считает, что быстрый темп речи обусловлен быстрым темпом мышления, и что тахилалия — мыслительно-речевое нарушение.
В этой работе не
Хромосомные синдромы и
Кроме того, в наследственной
патологии нервной системы (корковые
речевые центры, подкорковые образования,
связанные с речевой функцией,
и мозжечок) и при нервномышечных
заболеваниях (миотония, миопатия), когда
в процесс вовлекается
Заключение.
Различные нарушения речи — задержка развития речи, заикание, тахилалия и дислалия, несвязанные с дефектами психики и органов чувств, — в некоторых случаях имеют генетическую обусловленность.
Речь — молодая функция
коры головного мозга, развивается
под влиянием различных
Имеющиеся в литературе сведения о роли наследственности в патологии речи еще разрозненные и скудные. Однако в последние годы заметно повысился интерес генетиков, логопедов, физиологов и врачей к изучению и осмысливанию значения генетического фактора в развитии речи. На основании вышеизложенного анализа отечественной и зарубежной литературы, раскрывающей представления об этиологии речевых нарушений, представляется целесообразным выявить и классифицировать факторы, неблагоприятно влияющие на речевое развитие, что позволит глубже понять причину появления речевой патологии в детском возрасте. Можно надеяться, что совместные усилия специалистов разных отраслей науки при комплексном изучении этиологии и патогенеза речевых нарушений помогут педагогам логопедам эффективнее строить педагогический процесс и создадут условия для успешного лечения и предупреждения расстройств речи.
Литература
1.Самсонов Ф. А., Крапухин А. В. Наследственный фактор в патологии речи// Речевые расстройства у детей и методы их устранения: сб. научных трудов. - М.: МГПИ, 1978. -c.16-23.
2. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.И. Селиверстова, Б.П. Пузанова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 368 с. – (Коррекционная педагогика).
3. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. 4-е изд. испр. и доп. – СПб.: КАРО, 2006. – 304 с.
4. Резцова Е.Ю., Черных А.М. Журнал: Новые исследования. Год выпуска: 2010 Том: 1 Номер выпуска: 23.
5. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
Информация о работе Роль наследственных факторов в возникновении речевых нарушений