Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 11:48, реферат
В настоящее время уже нет необходимости доказывать, что межличностное общение является важным условием существования людей, без которого невозможно полноценное формирование человеческой психики, развитие и становление личности. Человек без общения не может жить среди других людей, а, следовательно, творить и развиваться.
Многие психологи признают особое значение общения уже в детском возрасте. И это не является случайностью, так как первые годы жизни ребенка действительно являются периодом, когда закладывается фундамент нравственного, физическогои психического здоровья
ВВЕДЕНИЕ 3
2. ПОНЯТИЕ ОБЩЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ИХ ФУНКЦИИ 4
3. СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ ОБЩЕНИЯ В ДЕТСКОМ, ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 13
ОГЛАВЛЕНИЕ
В настоящее время уже нет необходимости доказывать, что межличностное общение является важным условием существования людей, без которого невозможно полноценное формирование человеческой психики, развитие и становление личности. Человек без общения не может жить среди других людей, а, следовательно, творить и развиваться.
Многие психологи признают особое значение общения уже в детском возрасте. И это не является случайностью, так как первые годы жизни ребенка действительно являются периодом, когда закладывается фундамент нравственного, физического и психического здоровья. Поэтому будущее ребенка во многом зависит от того, в каких условиях оно будет протекать. Ведь действительно, если с рождения лишить человека возможности общаться с другими людьми, то есть большая вероятность того, что он никогда не сможет стать цивилизованным, нравственно и культурно развитым человеком. Вследствие этого многие психологи стали заниматься более глубоким изучением проблемы общения в раннем возрасте. Данная тема не перестает интересовать людей и по сей день, так как общение является одним из главных факторов эффективности человеческой деятельности. Именно поэтому я считаю выбранную тему актуальной и важной.
Цель моей работы состоит в том, чтобы изучить роль общения в развитии человека в детском, подростковом и юношеском возрасте.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить ряд задач:
– изучить основные понятия данной темы, виды и функции общения;
– выявить личностные особенности, свойственные людям данного возраста;
– изучить степень влияния общения на личностное и психическое развитие человека;
– привести доказательства решающей роли общения в общем психическом развитии ребенка.
Необходимость взаимодействия, общения и взаимной помощи возникла не случайно. Многие проблемы, с которыми сталкивался человек, порой были не под силу одному человеку. В результате они побуждали его объединяться в группы с другими людьми с целью преодоления различных трудностей и препятствий. Так, например, современный научный прогресс, а также великие достижения нашей цивилизации, стали возможными, в первую очередь, благодаря обыкновенному общению между людьми. Поскольку через общение мы можем узнать всю новую и необходимую для нас информацию, сотрудничать сообща и в результате получать необходимые результаты.
Как известно, общение характерно для всех высших живых существ, но на уровне человека оно становиться осознанным, связанным невербальными и вербальными средствами общения. У человека содержание общения существенно шире, чем у животных. Люди способны обмениваются друг с другом информацией, представляющей умения, навыки, способности, знания о мире и приобретенный опыт. Если у человека цели общения представляют собой средство удовлетворения различных потребностей, таких как: познавательных, культурных, творческих, социальных и многих других, - то у животных они в основном направлены на удовлетворение биологических потребностей.
В психологии отсутствует какое-то установленное определение общения. В основном используется описательное определение, которое указывает на основные функции общения. Таким образом, общение – это сложная коммуникативная деятельность человека, субъектом и объектом которой является личность, включенная в общественные отношения. Посредством общения люди устанавливают контакты друг с другом, обмениваются информацией, добиваются взаимного понимания, воздействуют друг на друга, побуждают совершать действия и поступки. (Федосеев В.Н., 2002)
По мнению Г.М. Андреевы, общение представляет собой достаточно широкое понятие, в котором коммуникация является одним из своих аспектов.
Модель общения, предложенная ею, выглядит следующим образом1:
Как можем заметить, в данной структуре общения выделены 3 взаимосвязанные стороны, а именно2:
• коммуникативную сторону, состоящую в обмене информацией между общающимися индивидами;
• перцептивную, означающую процесс восприятия друг друга партнерами по общению и, следовательно, установления на этой основе взаимопонимания.
• также общение имеет и интерактивный аспект, предполагающий взаимодействие общающихся индивидов, в результате которого происходит не только обмен идеями и информацией, но и действиями.
Следует обратить внимание на то, что каждая из этих сторон в действительности не существует раздельно друг от друга.
Как и всякое сложное явление, общение также имеет свои средства, мотивы, способы и виды3. Давайте далее поподробнее обсудим виды общения. Принято разделять их на 4 группы4:
Итак, а какие же функции общения можно выделить? В силу того, что специалисты так и не сошлись во мнении относительно какой-то единой классификации, в настоящее время существуют различные варианты наборов функций. Сначала рассмотрим классификацию функций общения в рамках широкого определения:
В первом случае в функции общения входит регуляция поведения окружающих людей, а также собственного поведения. Под эффективно-коммуникативной функцией понимается передача не только информации, но и эмоций. Ведь очень сложно представить нашу жизнь без эмоций, именно поэтому очень часто в различных чатах, переписках люди используют «смайлики», тем самым они помогают выразить нам недостающие эмоции в виртуальном общении.
В более узком смысле классификация выглядит следующим образом:
На протяжении всего своего существования человек, как и все живое в природе, продолжает развиваться, тем самым усваивая все больше опыта. Развитие человека – это достаточно противоречивый и сложный процесс, который начинается с момента рождения и продолжается до конца жизни. От того, как конкретно будет проходить развитие человека, во многом играет роль не только окружающая нас среда, но также и личностные характеристики самого человека.
Человек может достичь наивысшей своей точки развития именно в период общения с другими людьми. Подтвердить данное утверждение может высказывание известного психолога Л.С. Выготского: «Важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение». (Выготский, 1982)
Также следует обратить внимание на то, что многие психологи стали особое внимание уделять именно роли общения уже в раннем детском возрасте. Ведь действительно, общение является одним из главных факторов развития психики у ребенка. Именно в процессе общения ребенка с другими людьми приобретается необходимый для существования опыт. По мнению психологов, дефицит общения ребенка с взрослым может привести к различным нарушениям, таким как:
В доказательство того, что недостаточное общение или полное его отсутствие пагубно сказывается на развитии детей, я приведу несколько фактов:
Так, например, явление, при котором дети начинают резко отставать в развитии из-за дефицита общения с взрослыми, называется госпитализмом. Данное явление в основном возникает в закрытых детских учреждениях. Появление государственных и частных приютов в конце прошлого и начале нынешнего века увеличило смертность детей, обычно в первые месяцы их жизни. Те дети, которые все-таки выживали, отличались по сравнению с другими детьми резким отставанием в общем физическом, и особенно в психическом развитии. К примеру, достигая уже трехлетнего возраста, они до сих пор почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли агрессивность, или наоборот пассивность. По мнению Р. Спитца, данный феномен связан с отсутствием надлежащего материнского ухода за ребенком.
У «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, также обнаруживают необратимое и глубокое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Маленький ребенок без какой-либо поддержки взрослых начинает терять свою способность стать «человеком», так как приспособление к жизни среди животных приводит, например, к тому, что ребенок начинает передвигаться на четвереньках.
Вот почему общение является важнейшим фактором развития психики у детей. Но не стоит думать, что только отсутствие матери и дефицит общения привели к таким последствиям. Здесь играют важную роль также и другие неблагоприятные факторы. Поскольку «дети-маугли» встречаются довольно редко, то очень трудно выяснить, получили ли они психические и физические травмы именно после того, как попали на воспитание к зверям. А вдруг ребенок уже родился с какими-то отклонениями, в результате чего, родители и отказались от ребенка?
Роль общения в подростковом и юношеском возрасте также достаточно велика. Актуальность изучения проблемы общения на данном этапе развития обуславливается тем, что происходит резкая смена моральных норм и ценностей у подростка, смена социальных отношений, личностных ориентиров, мировоззрения и т.д. В подростковом возрасте происходят глубокие изменения в духовной жизни человека. Все что волнует его в этот момент - это желание добиться общественного признания, стать личностью, стремление к самоутверждению у подростка (Бим-Бад, Днепров, & Корнетов, 2003).
Человек в подростковом и юношеском возрасте пытается найти свое место в мире, как-то выделится от окружающих. В пример можем привести фразу Е. Винокурова: «Отрочество - это беспокойство: «Вдруг я Не такой, как все?» И ужас: «Вдруг я такой, как все?».
Если в детском возрасте значительную роль в общении ребенка играли взрослые, то в подростковом и юношеском периоде наоборот. В данном возрасте они хотят больше свободы, самостоятельности. Именно поэтому постоянный контроль со стороны взрослых (в основном от родителей), требование подчиняться приводит к тому, что подросток начинает проявлять различные формы протеста. В результате это еще больше губит доверительные отношения между родителями и ребенком.
Наивысшей ценностью для подростка является общение со сверстниками. Зачастую, это общение становится настолько важным для него, что вся учеба отодвигается на задний план, а общение с родителями выглядит уже менее привлекательным.
В ходе общения со своими товарищами-одноклассниками подросток начинает познавать жизнь уже под другим углом. Перед ним жизнь предстает в каких-то новых красках, которая насыщена как победами, так и поражениями. Именно в этот период, человек начинает учиться на своих ошибках.
Как писалось ранее, общение со сверстниками занимает центральное место в жизни подростка, тем самым во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Для подростка самым главным является не просто быть с товарищами, но и, занимать среди них удовлетворяющее его положение. И именно невозможность добиться этого положения приводит к непослушанию, правонарушений и недисциплинированности подростков.
Подросток или старший школьник как никогда требуют свободы в общении со сверстниками. Свободы, которая не была бы ограничена ни местом, ни временем, и тем более, стеснена родительским выбором. Если же родители пытаются как-то ограничить его общение с друзьями, то в ответ можно услышать только еще больший протест: «Я сам знаю, с кем мне дружить, а с кем нет! Это мое личное дело, поэтому не вмешивайтесь!»
Таким образом, отношения с взрослыми (прежде всего с родителями) также играют значительную роль в общении с подростками. Несмотря на то, что влияние родителей уже охватывает не все сферы жизни, как это было в младшем школьном возрасте, его значение трудно переоценить. Мнение же сверстников обычно наиболее важно в процессах дружеских отношений между ними, в вопросах, связанных с общими интересами, модой, развлечениями, спортом и т. д. Но не стоит забывать, что ценностные ориентации подростка во многом зависят в первую очередь от позиции родителей.
Информация о работе Роль общения в детском, подростковом и юношеском возрасте