Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:00, контрольная работа
Исходя из вышеуказанного, целью данной работы является изучение и анализ психологических аспектов регуляции поведения и деятельности подчинённого, а так же роли организационных ценностей, ритуалов и традиций в регуляции поведения и деятельности подчиненного.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
охарактеризовать элементы системы социальной регуляции;
изучить основные методы социальной регуляции деятельности и поведения;
определить роль организационных ценностей, ритуалов и традиций в регуляции поведения и деятельности подчиненного
гордость за профессию, за принадлежность к данной организации, за статусное место, занимаемое в этой организации;
удовлетворенность отношениями с коллегами по организации;
чувство сопричастности к большим и важным делам организации.
Основываясь на ряде психологических исследований, укажем, что денежное вознаграждение достигнет своей цели, если его сумма будет никак не меньше 15 - 20% от должностного оклада. В противном же случае вознаграждение будет восприниматься равнодушно, как нечто само собой разумеющееся. Ну а в случае если сумма вознаграждения не превышает 5 % оклада, оно воспринимается негативно («Лучше бы не было этого вознаграждения»).
Использование ритуалов и символов. К числу проверенных временем форм работы относят ритуал введения в специальность молодых сотрудников, посвящения их в члены организации, ритуал награждения передовых сотрудников, поздравления с днем рождения, совместное проведение спортивных мероприятий и отдыха и др. Подробнее об этом речь пойдет в следующем параграфе.
Помимо вышеуказанных методов социальной регуляции базируются на стремлении работника:
удовлетворить потребность в средствах жизнеобеспечения себя и членов своей семьи;
реализовать усвоенные ценности,
стандарты и образцы
соединить свою профессиональную активность с легальными институционально закрепленными средствами и учреждениями, основанными на общественном разделении труда.
Предприятие предоставляет
работнику необходимые условия
для объективизации его профессиональных
способностей, создает социальный механизм
соединения функциональных возможностей
человека с реальным производством
и конкретным видом трудовой деятельности
наделяет сотрудника ответственностью,
правами и полномочиями, совокупностью
конкретных обязанностей. Таким образом,
в состав механизма и методов
регулирования социально-
может проявлять самые разные формы профессиональной активности на конкретном рабочем месте;
наделяется достаточными правами, полномочиями, обязанностями и несет конкретную ответственность, которые защищаются, поощряются и гарантируются организацией;
способен в пределах заданного статуса, т.е. производственной позиции или социально-экономической принадлежности осуществлять инициативные формы и виды трудового поведения;
выступает активным субъектом социальной, организационно-управленческой, экономической регуляции;
по тем или иным признакам выделяется и отличается от других людей, а также включается в социальную группу равных ему по статусу индивидов.
Статус - профессиональный, квалификационный, должностной, экономический - является реальным показателем места работника в системе конкретной производственной организации, где через совокупность предписаний и норм устанавливаются относительно жесткие формы трудового поведения, следовательно, статус - один из объектов регуляции социально-трудового поведения работника [2, с. 145].
Все виды поведения индивида находятся в сфере действия соответствующих механизмов социального контроля. Поведение регистрируется по своим отклонениям от предписанных норм.
Динамической, или функциональной, проекцией социального статуса служит социальная роль, которая раскрывается в совокупности усвоенных индивидом норм, предписаний и эталонных образцов поведения.
Социальный статус имеет три проекции:
Вербальные, визуальные и поведенческие характеристики личности.
Социальный статус (функциональное состояние личности).
Статус личности (отражений
ожиданий и реакции со стороны
социального окружения
Регулирование социального
поведения работника
Регулятивная функция статуса обеспечивает процесс коммуникации и институционального взаимодействия индивидов на любом уровне производственной системы с целью выработки личностной и общественно целесообразной линий совместного поведения. Стратификационная функция статуса осуществляет распределение индивидов по уровням и слоям социальной дифференциации общества в целом, социальных групп и производственных организаций.
Нормативная функция статуса осуществляет обеспечение конкретным набором предписаний и установок функционально-ролевого поведения, или алгоритмы поведенческой матрицы, которая задается средой.
Атрибутивная функция
статуса фиксирует социально-
Ориентирующая функция статуса позволяет индивиду выделяться в системе социального поведения, отличать себя от других и в соответствии с этим определять устойчивые формы своего поведения в организации.
Инструментальная функция
статуса дает индивиду возможность
использовать свое социальное положение
для решения житейских и
Идентифицирующая функция статуса обеспечивает отождествление индивида с определенным набором норм и предписаний, общественно заданных образцов поведения и через них - с соответствующей социальной группой [3, с.59].
Роль организационных
ценностей, ритуалов и традиций в
регуляции поведения и
Организационные ценности
Духовные ценности являются
индикатором организационной
Формирование любой
Мировой опыт большинства организаций показывает, что в них доминируют следующие ценности:
- мы - лучшие в своем деле (либо - мы стремимся стать лучшими);
- качество нашей деятельности может быть только превосходным;
- в нашей деятельности важна каждая мелочь (либо - в нашей деятельности нет мелочей);
- чтобы не отстать, мы должны ежедневно побеждать (побеждать не кого-то, а побеждать вместе со всеми сложности и проблемы окружающей действительности);
- мы не можем себе позволить ни зазнайства от успехов, ни уныния от неудач;
- ко всем окружающим следует относиться как к личностям, а не как к винтикам в сложной машине;
- наиболее важным мы признаем неформальное поощрение успеха и развитие внутриорганизационных связей и контактов.
Как видим, проявляется отчетливая тенденция установления таких отношений как внутри организации, так и за ее пределами, которые ни в коем случае не приведут к потере чести, достоинства, здоровья и безопасности людей (клиентов, сотрудников, партнеров, конкурентов), а всегда будут способствовать доброму и гармоничному регулированию деловых связей.
Среди ведущих индивидуальных
ценностей сотрудников
По мнению С.И. Самыгина и Л.Д. Столяренко (1997), организационные ценности могут быть разделены на консервативные и либеральные. Критериями для такой дифференциации являются такие «пробные камни», как:
- отношение к новому и старому;
- готовность к риску;
- степень доверия при делегировании полномочий;
- специфика внутриорганизационных коммуникаций и др.
Чтобы избежать негативных оценок консервативных ценностей сразу же подчеркнем, что важнейшей стороной любого консерватизма является преемственность. Преемственность предполагает опору на опыт, разумность, предусмотрительность. Исследования показывают, что в организациях с консервативной системой ценностей высоко ценятся мораль, плановость, последовательность, безопасность. Консервативные ценности ориентированы на стереотипное, а не преобразовательное начало, потому что по своей природе они тяготеют ко всему известному, надежному, хорошо проверенному и безопасному. Смысл консерватизма (а в умеренных пропорциях и польза) заключается в том, что он в максимальной степени рожден и продиктован опытом, многолетней практикой, традициями и рационализмом, как своеобразной жизненной философией.
Выразителями ценностей консервативного типа в основном являются наиболее опытные сотрудники организации и представители старшего поколения.
Они чувствуют себя «в своей тарелке», получая четкие и строгие указания от своего непосредственного начальника, когда перед ними ставят очевидные, ясные и понятные задачи. Они не стремятся искать какого-то особенного «смысла» в своей работе.
Нагляднее всего система
консервативных ценностей проявляется
в отношениях между начальником
и подчиненными. Чаще всего это
«согнуто-умилительное», раболепное, лишенное
какой бы то ни было критичности
отношение подчиненных. Представление
о сути этого отношения дает приведенный
в приложении «Свод правил», созданный
учрежденческим фольклором и до сих
пор гуляющий по различным организациям.
Руководитель, утверждающий консервативные
ценности, предпочитает до предела
усиливать свои контрольные функции,
вместо того чтобы использовать потенциальные
возможности вверенной
Опасность чрезмерного увлечения консервативными ценностями в организации заключается в следующем:
- в современных экономических условиях, требующих динамизма, неординарных подходов и инновационных технологий, консервативный подход может оказаться неэффективным и даже гибельным;
- в условиях смены системы духовных координат, кардинальных изменений в сознании и мышлении людей, в их отношении к труду не учет этих изменений и попытки прямого давления на персонал неэффективны;
- консервативные ценности (при всем положительном в них) подавляют такие присущие каждому полноценному человеку качества, как смелость, открытость, инициатива, энергичность. Это, в свою очередь, демотивирует личность, приводит к спаду трудовой активности и к срыву деловых отношений в целом.
Либеральные ценности отражают
изменение массового
Первая группа ценностей включает систему верований, установок и ожиданий относительно самой работы. Усиление ее творческого характера, новые возможности в выборе средств и подходов позволяет сформировать качественно новое отношение к труду как к наиболее важной ценности, как к подлинному феномену человеческой жизни.
Ценности второй группы охватывают межличностные коммуникации в организационной среде. На» первый план при этом выходит уравновешенность вертикальных и горизонтальных коммуникаций (а по ряду проблем - доминирование горизонтальных коммуникаций), уважение и учет мнений отдельных сотрудников, высокая степень делегирования полномочий и доверия. Все это создает особый корпоративный дух (дух солидарности) в современных организациях, основу третьей группы составляют индивидуальные ценности, оказывающие наибольшее влияние на самочувствие личности, ее уверенность в правоте избранного пути. Дух либерализма особенно проявляется в таких ценностях, как профессиональная компетентность, информированность о развитии всех процессов в организации, значимость собственного «Я» у каждого сотрудника, оптимизация организационных целей с личными планами и целями каждого сотрудника [5, с. 489].