Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:01, реферат
В настоящее время вопросы, связанные с изучением памяти и ее влиянии на современную жизнь человека широко обсуждаются в психологии, поскольку данный вопрос еще до конца не изучен.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в условиях современного ритма жизни человека необходимо знать о роли памяти в трудовой деятельности, так как память является важным спутником жизни на протяжении всей жизни человека, и помогает ему освоить много нового материала в работе, в более успешном выполнении своей трудовой функции.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. С.Ю. ВИТТЕ
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ 1 курс Реферат на тему: Роль памяти в трудовой деятельности.
2012
|
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопросы, связанные с изучением памяти и ее влиянии на современную жизнь человека широко обсуждаются в психологии, поскольку данный вопрос еще до конца не изучен.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в условиях современного ритма жизни человека необходимо знать о роли памяти в трудовой деятельности, так как память является важным спутником жизни на протяжении всей жизни человека, и помогает ему освоить много нового материала в работе, в более успешном выполнении своей трудовой функции.
Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких.
В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
Рассмотрим основные виды трудовой деятельности.
ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы, так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники.
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, следствием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций.
Для
интеллектуального труда
В условиях
научно-технического прогресса возрастает
роль творческого элемента во всех
сферах профессиональной деятельности.
В наступивший компьютерный век
во многих профессиях, преимущественно
физического труда, увеличивается
доля умственного компонента, когда
даже функции управления и контроля
возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой
информации, требует напряжения сенсорного
аппарата, внимания, памяти, а также активации
процессов мышления, эмоциональной сферы.
Важнейшая
особенность всех биологических
объектов, в том числе человека,
состоит в способности
ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ
Память — это последовательность сложных нервных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение, забывание и воспроизведение информации. След, оставленный в памяти каким-либо явлением (событием), называется энграммой.
В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В основе запоминания лежат процессы отражения субъектом объективной действительности и фиксации следов отражения. Сохранение следов этого отражения связано с вызванными этим воздействием изменениями в нервных образованиях (ансамблях нервных клеток — нейроцитов). Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.
Изучение психологических аспектов проблемы памяти было начато Г. Эббингаузом (1850— 1909) в 1885 г. на материале запоминания и забывания слов. Многочисленные эксперименты позволили обнаружить монотонную экспоненциальную закономерность убывания числа слов, удерживаемых в памяти.
Рассмотрев виды трудовой деятельности человека, рассмотрим легальное определение трудовой деятельности.
Следует учитывать, что профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность.
Трудовая деятельность представляет собой «выполнение за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в соответствии с законодательством о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом»1.
СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
Рассмотрим,
как устроена память и как она
работает с точки зрения современной
психологии. В настоящее время
выделяются три вида памяти (сенсорная,
кратковременная и
Все
эти типы памяти, так или иначе,
связаны между собой. Когда мы
видим какой-либо предмет, который
нам уже знаком, мы узнаем его, действует
наглядно-образная память, но если бы не
было словестно-логической памяти, мы
бы не смогли назвать этот предмет,
даже если нам будут сотни и
тысячи раз повторять его название.
И, если при виде этого предмета в
первый раз мы что-то чувствовали, то,
увидев его вновь, в нашей памяти
снова воспроизведутся эти
В зависимости от длительности хранения информации различают память кратковременную и долговременную. В конце XIX века немецкий психолог Г. Эббингауз провел ряд экспериментов, в результате чего наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов.
При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но не надолго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы. Но наличие этого вида памяти не говорит о том, что мы можем запомнить что-либо, услышав только один раз. Конечно, есть исключения, но, в основном, мы так или иначе заучиваем материал. Скорость заучивания у людей разная: некоторые заучивают быстро, а некоторые – медленно. Но люди, которые заучивают медленно, помнят материал обычно дольше, т.к. этот вид заучивания требует примерно втрое больше времени.
Ключом
к тайне развития памяти является
важнейшее положение
Любая
деятельность связана с определенными
способностями и приемами выполнения
рабочих функций. Чем совершенней
применяемые способы и приемы,
тем выше эффективность деятельности.
Тогда, если память – деятельность,
то, следовательно, рациональным приемам
и способам запечатления информации
нужно специально обучаться. Доказано,
что каждый нормальный человек при
целенаправленном овладении способами
запоминания может рационально
увеличивать эффективность
К основным процессам памяти относятся:
При освоении трудового процесса совершенствуется автоматизм действий, организованнее и совершеннее становится психическая деятельность. С каждым повторением, с каждым уроком наблюдается прогресс. Он был бы невозможен, если бы предыдущий урок, тренировка не оставались в памяти. Роль памяти в авиации нельзя переоценить. В авиации слово «забыл» не должно существовать. Авиация требует совершенствования всех видов памяти. В каждом элементе подготовки самолёта к полёту и в самом полёте ничего нельзя забывать, так как в большинстве случаев такая забывчивость ведет к авариям или катастрофам2. Способность своевременно вспомнить, точно воспроизвести в сознании запомненное и выполнить его зависит от нескольких факторов:
Бывают случаи, когда внимание играет отрицательную роль в памяти. Так, например, продолжительное, с большой интенсивностью сосредоточение внимания на каком-либо объекте, но не на том, который нужно в данный момент вспомнить, может послужить причиной забывания.
Отвлечение внимания в нужный для вспоминания момент является причиной, ведущей к забыванию. Большую роль в надёжности запоминания, воспроизведения запомненного через определенный срок и узнавания играет ассоциация. В подавляющем большинстве случаев, когда нужно воспользоваться памятью, на помощь может прийти ассоциация. Связь запоминаемого с окружающей обстановкой существует почти в каждом случае и всегда может сыграть положительную роль.
ВИДЫ ПАМЯТИ
В науке принято несколько классификаций памяти, основанных на различных критериях.
1. Кратковременная,
Объяснение механизмов функционирования
кратковременной и
В кратковременной памяти
след находится в течение
Продолжаясь определенное время, реверберация приводит к морфофункциональным и биохимическим изменениям в синапсах (термин, дословно переводимый как «застежка», — место передачи нервного возбуждения с одного нейрона на другой). Это называется консолидацией следов памяти, которая составляет основу долговременной памяти. Многократное использование одних и тех же синаптических контактов улучшает проведение импульсов и приводит к формированию специфических белков (нейропептидов памяти). Эти результаты научных исследований стали основой разработки различных теорий памяти. Высказывается и иная точка зрения, согласно которой память выступает как единое свойство, поэтому ее невозможно разделить на кратковременную и долговременную.