Роль памяти в трудовой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:01, реферат

Описание работы

В настоящее время вопросы, связанные с изучением памяти и ее влиянии на современную жизнь человека широко обсуждаются в психологии, поскольку данный вопрос еще до конца не изучен.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в условиях современного ритма жизни человека необходимо знать о роли памяти в трудовой деятельности, так как память является важным спутником жизни на протяжении всей жизни человека, и помогает ему освоить много нового материала в работе, в более успешном выполнении своей трудовой функции.

Файлы: 1 файл

Реферат_РОЛЬ ПАМЯТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

— 55.44 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  им. С.Ю. ВИТТЕ

 

 

ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

1 курс

Реферат на тему: Роль памяти в трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее  время вопросы, связанные с изучением  памяти и ее влиянии на современную  жизнь человека широко обсуждаются  в психологии, поскольку данный вопрос еще до конца не изучен.

Актуальность  выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в условиях современного ритма жизни человека необходимо знать о роли памяти в трудовой деятельности, так как память является важным спутником жизни на протяжении всей жизни человека, и помогает ему освоить много нового материала в работе, в более успешном выполнении своей трудовой функции.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено - чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека. С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других - редких.

В первом случае непрерывное внимание работника  получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором - работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

Рассмотрим  основные виды трудовой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Формы интеллектуального (умственного) труда. Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы, так и вне его — ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники.

Интеллектуальный  труд заключается в переработке  и анализе большого объема разнообразной  информации, следствием чего является мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций.

 Для  интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век  во многих профессиях, преимущественно  физического труда, увеличивается  доля умственного компонента, когда  даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.  
        Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Важнейшая особенность всех биологических  объектов, в том числе человека, состоит в способности фиксировать  следы прошлых событий и использовать эти следы в организации поведения. Постепенное усложнение поведения человека осуществляется за счет накопления индивидуального опыта, за который и «отвечает» память.

 

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПАМЯТИ

 

Память — это последовательность сложных нервных процессов, вовлекаемых в приобретение, хранение, забывание и воспроизведение информации. След, оставленный в памяти каким-либо явлением (событием), называется энграммой.

В памяти различают следующие основные процессы: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. В основе запоминания лежат процессы отражения субъектом объективной действительности и фиксации следов отражения. Сохранение следов этого отражения связано с вызванными этим воздействием изменениями в нервных образованиях (ансамблях нервных клеток — нейроцитов). Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию.

Изучение  психологических аспектов проблемы памяти было начато Г. Эббингаузом (1850— 1909) в 1885 г. на материале запоминания и забывания слов. Многочисленные эксперименты позволили обнаружить монотонную экспоненциальную закономерность убывания числа слов, удерживаемых в памяти.

Рассмотрев  виды трудовой деятельности человека, рассмотрим легальное определение  трудовой деятельности.

Следует учитывать, что профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность.

Трудовая  деятельность представляет собой «выполнение  за плату работы по определенной специальности, квалификации или должности в  соответствии с законодательством  о труде, а также иная приносящая доход деятельность, осуществляемая физическим лицом»1.

 

СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РЕЗЕРВЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

 

Рассмотрим, как устроена память и как она  работает с точки зрения современной  психологии. В настоящее время  выделяются три вида памяти (сенсорная, кратковременная и долговременная) и три ее типа: наглядно-образная, словестно-логическая и эмоциональная. Благодаря наглядно-образной памяти, мы хорошо запоминаем лица, звуки, предметы, их цвет то есть то, что мы видим. Словестно-логическая память помогает нам запомнить такие абстрактные понятия, как формулы, схемы, термины. И, наконец, эмоциональная память лучше всего сохраняет пережитые чувства.

Все эти типы памяти, так или иначе, связаны между собой. Когда мы видим какой-либо предмет, который  нам уже знаком, мы узнаем его, действует  наглядно-образная память, но если бы не было словестно-логической памяти, мы бы не смогли назвать этот предмет, даже если нам будут сотни и  тысячи раз повторять его название. И, если при виде этого предмета в  первый раз мы что-то чувствовали, то, увидев его вновь, в нашей памяти снова воспроизведутся эти эмоции, и мы еще раз сможем пережить эти  чувства. Так, например, если в нашей  жизни происходило что-то, и в  это время звучала какая-либо песня или мелодия, то если мы услышим  ее, пусть даже через несколько  лет, мы снова сможем пережить все  эти эмоции, даже не помня, что именно вызвало эти чувства.

В зависимости  от длительности хранения информации различают память кратковременную  и долговременную. В конце XIX века немецкий психолог Г. Эббингауз провел ряд экспериментов, в результате чего наметил количественные законы заучивания, удержания и воспроизведения последовательностей, состоявших из бессмысленных слогов.

При кратковременной памяти материал запоминается быстро, но не надолго, в отличие от памяти долговременной, которая требует больших усилий, но дает результаты на многие годы. Но наличие этого вида памяти не говорит о том, что мы можем запомнить что-либо, услышав только один раз. Конечно, есть исключения, но, в основном, мы так или иначе заучиваем материал. Скорость заучивания у людей разная: некоторые заучивают быстро, а некоторые – медленно. Но люди, которые заучивают медленно, помнят материал обычно дольше, т.к. этот вид заучивания требует примерно втрое больше времени.

Ключом  к тайне развития памяти является важнейшее положение современной  психологии – память представляет собой деятельность по усвоению, хранению и извлечению информации.

Любая деятельность связана с определенными  способностями и приемами выполнения рабочих функций. Чем совершенней  применяемые способы и приемы, тем выше эффективность деятельности. Тогда, если память – деятельность, то, следовательно, рациональным приемам  и способам запечатления информации нужно специально обучаться. Доказано, что каждый нормальный человек при  целенаправленном овладении способами  запоминания может рационально  увеличивать эффективность своей  памяти. Но учеными доказано, что  каждый человек обладает феноменальной  памятью. Это выявилось в процессе эксперимента. Следовательно, в каждом из нас заключены неизвестные  нам возможности, но т.к. мы, в основном, не тренируем память, то это способствует забыванию.

К основным процессам памяти относятся:

      1. запоминание
      2. сохранение
      3. воспроизведение
      4. забывание

При освоении трудового процесса совершенствуется автоматизм действий, организованнее и совершеннее становится психическая деятельность. С каждым повторением, с каждым уроком наблюдается  прогресс. Он был бы невозможен, если бы предыдущий урок, тренировка не оставались в памяти. Роль памяти в авиации нельзя переоценить. В авиации слово «забыл» не должно существовать. Авиация требует совершенствования всех видов памяти. В каждом элементе подготовки самолёта к полёту и в самом полёте ничего нельзя забывать, так как в большинстве случаев такая забывчивость ведет к авариям или катастрофам2. Способность своевременно вспомнить, точно воспроизвести в сознании запомненное и выполнить его зависит от нескольких факторов:

  1. степени сосредоточения внимания в процессе запоминания;
  2. силы желания запомнить;
  3. ясности представления или воображения запоминаемого;
  4. силы воздействия и остроты восприятия в процессе запоминания;
  5. количества повторений воздействия (попыток запоминания).

Бывают случаи, когда внимание играет отрицательную роль в памяти. Так, например, продолжительное, с большой  интенсивностью сосредоточение внимания на каком-либо объекте, но не на том, который  нужно в данный момент вспомнить, может послужить причиной забывания.

Отвлечение внимания в  нужный для вспоминания момент является причиной, ведущей к забыванию. Большую роль в надёжности запоминания, воспроизведения запомненного через определенный срок и узнавания играет ассоциация. В подавляющем большинстве случаев, когда нужно воспользоваться памятью, на помощь может прийти ассоциация. Связь запоминаемого с окружающей обстановкой существует почти в каждом случае и всегда может сыграть положительную роль.

 

ВИДЫ ПАМЯТИ

 

В науке принято несколько классификаций памяти, основанных на различных критериях.

1. Кратковременная, долговременная  и оперативная память. Эти разновидности  памяти выделяют по времени  удержания информации. Кратковременная память фиксирует следы недавнего воздействия. Долговременная — позволяет хранить запомненный материал дни, годы и даже десятилетия. Оперативной памятью называют информацию, которая до поры хранится в памяти долговременной и которую использует (актуализирует) человек при необходимости (например, оператор вспоминает инструкцию по действиям в особых случаях при возникновении нештатной ситуации, которая до этого ему была не нужна).

Объяснение механизмов функционирования кратковременной и долговременной форм памяти базируется на предположении  о разных нейрофизиологических, молекулярных, биохимических и морфофункциональных основах энграммы (следа памяти) на разных стадиях ее жизни. Предполагалось, что след памяти в своем становлении проходит два этапа — этап кратковременной памяти и затем этап долговременной памяти.

В кратковременной памяти след находится в течение ограниченного отрезка времени (предположительно, не более нескольких минут), а в долговременной — в течение времени, соизмеримого с продолжительностью жизни человека. Физиологическим механизмом следа в кратковременной памяти является так называемая реверберация электрической активности по замкнутым цепям нейронов. При многократном действии одного и того же стимула (что имеет место при заучивании материала) происходит формирование замкнутого «клеточного ансамбля». По цепи нейронов многократно проходят электрические импульсы, этот процесс и назван реверберацией.

Продолжаясь определенное время, реверберация приводит к морфофункциональным и биохимическим изменениям в синапсах (термин, дословно переводимый как «застежка», — место передачи нервного возбуждения с одного нейрона на другой). Это называется консолидацией следов памяти, которая составляет основу долговременной памяти. Многократное использование одних и тех же синаптических контактов улучшает проведение импульсов и приводит к формированию специфических белков (нейропептидов памяти). Эти результаты научных исследований стали основой разработки различных теорий памяти. Высказывается и иная точка зрения, согласно которой память выступает как единое свойство, поэтому ее невозможно разделить на кратковременную и долговременную.

  1. Зрительная (визуальная) память, слуховая (аудиальная), моторная память. Эти разновидности выделяют по модальности. Реже говорят об обонятельной или вкусовой памяти. Наиболее яркими примерами проявлений этих видов памяти является творчество художников, которое опирается на зрительную память, певцов и музыкантов (слуховая память), спортсменов, чьи выступления связаны с реализацией последовательности двигательных программ (моторная память), — акробатов, гимнастов, фигуристов и др.
  2. Эмоциональная и рациональная память. Эмоциональная память «отвечает» за запоминание и хранение пережитых в той или иной ситуации чувств, она в известном смысле может быть сильнее других видов памяти. Каждый по своему опыту знает, как иногда от давно прошедших и забытых событий, книг, кинофильмов остается только впечатление, чувство.
  3. Образная и словесно-логическая память. Образная память — это память на представления, на лица людей, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Этот раздел памяти «отвечает» за следы воздействий, которые не нуждаются в назывании, в придании формы слова. В зависимости от модальности анализатора она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизни всех нормальных людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности, в частности, у людей «художественных» профессий. Великолепной образной зрительной памятью обладают, например, художники или разведчики. Работа дегустатора требует хорошей вкусовой памяти. Певцы и музыканты должны, помимо хорошего слуха (психический процесс, относящийся к категории восприятия), иметь отличную слуховую память. Подобные виды памяти служат основой создания художественных образов.

Информация о работе Роль памяти в трудовой деятельности