Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 18:01, реферат
В настоящее время вопросы, связанные с изучением памяти и ее влиянии на современную жизнь человека широко обсуждаются в психологии, поскольку данный вопрос еще до конца не изучен.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, поскольку в условиях современного ритма жизни человека необходимо знать о роли памяти в трудовой деятельности, так как память является важным спутником жизни на протяжении всей жизни человека, и помогает ему освоить много нового материала в работе, в более успешном выполнении своей трудовой функции.
Весьма высокого уровня они
могут достигать в тех случаях,
когда служат целям компенсации
или замещения недостающих
Содержанием словесно-логической памяти являются мысли, зафиксированные в словах, поэтому память на них называется не просто логической, а словесно-логической. В основе формирования и функционирования словесно-логической памяти лежит символьная переработка информации (процессы кодирования и декодирования).
Словесно-логическая память — специфически человеческая форма памяти в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти.
Непроизвольная и произвольная память. Эти виды выделяют в зависимости от целей деятельности. Запоминание и воспроизведение в отсутствие специальной цели что-то запомнить или припомнить называется непроизвольной памятью. В других случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти: процессы запоминания и воспроизведения выступают как специальные, мнемические действия. Непроизвольная и произвольная память вместе с тем представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью, направляя ее на то, что нужно для осуществления деятельности, текущей и предстоящей (в первом случае, например, в работе водителя автомобиля запоминаются элементы дорожной обстановки — знаки, дорожная разметка, во втором — инструкции, карты проезда). В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо. В обеспечении функционирования произвольной памяти огромную роль играют процессы эмоционально-волевой регуляции.
Значение структурной оформленности, т.е. четкой расчлененности и связности, материала для запоминания выявилось еще в экспериментальных исследованиях, которые в теоретическом отношении исходили из ассоциативной психологии. Общеизвестно, во-первых, что стихи запоминаются легче, чем нерифмованный материал. Это объясняется тем, что благодаря ритму и рифме словесному материалу придается структурная оформленность. Тщательное экспериментальное исследование показало, что при запоминании пространственного ряда бессмысленных слогов или букв известную роль играет установление между ними определенных пространственных отношений, их объединение в группы, фигуры и прочее.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ ПАМЯТИ.
При слуховом восприятии материала
существенную роль играет объединение
материала посредством его
Установленный Р. Огденом
факт, что существует некоторая оптимальная,
наиболее благоприятная для заучивания
скорость чтения материала, также связан
с тем, что материал для заучивания
должен «структурироваться» —
Существуют приемы улучшения памяти, основанные на принципах запоминания, хранения информации и ее воспроизведения. Такие приемы называются мнемотехническими.
Мнемотехника – искусство
запоминания, совокупность приемов
и способов, облегчающих запоминание
и увеличивающих объем
Мнемотехника – это
возможность накапливать в
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память, как и все другие психические процессы, есть деятельность. Запоминает ли человек, вспоминает ли, припоминает что-либо, воспроизводит либо узнает — всегда он осуществляет определенную психическую деятельность. Данная деятельность особенно необходимо человеку при выполнении им своей трудовой функции.
Ученые отмечают, что человек запоминает наиболее точно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека маловажно, запоминается значительно хуже и быстрее забывается.
Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.
На запоминание сильно влияет эмоциональное отношение человека к тому, что запоминается. Все то, что вызывает у человека яркую эмоциональную реакцию, откладывает глубокий след надолго. Продуктивность памяти во многом зависит и от волевых качеств человека. Люди слабовольные, ленивые и не способные к длительным волевым усилиям запоминают всегда поверхностно и плохо. Таким образом, намять связана с особенностями .лживости. Человек сознательно регулирует процессы своей памяти и управляет ими, исходя из тех целей и задач, которые ставят в своей деятельности.
Ассоциации. Запоминание — это, как правило, установление связи нового с тем, что уже имеется в сознании человека. Запомнить материал — это значит связать его с прежними знаниям, запомнить иностранное слово — это значит связать его с соответствующим понятием. Без этих связей, ила ассоциаций, невозможна нормальная психическая деятельность человека, в том числе деятельность памяти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Закон г. Москвы от 19.09.2001 N 51 "ОБ УЧЕТЕ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ"
2 М.М. Громов «Заметки о летной профессии»
3 Учебник «Основы общей психологии», Адамчук В.В.