Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 05:50, контрольная работа
Цель контрольной работы – установить какую роль играет психология в профилактике дисгармонии развития.
Задачи. 1. Рассмотрение вопроса общего формирования личности
2. Как именно помогает психология в профилактике дисгармоничного развития.
Введение
1.Общие вопросы формирования личности
2.Дисгармоничная личность
Заключение
Список литературы
К сожалению, большинство
родителей ориентируются на отдельные
симптомы поведения. Например, мать жалуется
на то, что сын «без спросу берет
чужое, ворует», и просит психолога
помочь ребенку избавиться от этого.
Такой формальный, поверхностный
взгляд на проблемы ребенка формирует
у некоторых родителей
10
обеспечивает личностный рост каждого участника за счет приобретения нового уникального опыта социального взаимодействия.
Важным принципом семейной психокоррекции нарушения поведения является онтогенетическая ориентация психокоррекционного подхода, впервые предложенная В. В. Лебединским с соавторами. Данное направление психокоррекции включает в себя гармонизацию личностной структуры подростка за счет воздействия на его эмоционально-волевую, потребностно-мотивационную и коммуникативно-поведенческую сферы. Перед психологом стоит задача организовать ситуационно-личностное и ситуационно-деловое общение подростка с родителями. Используются такие психотехнические игры, как «чтение мыслей», «живая скульптура», которые проводились в семейной группе (родитель-подросток). Психолог предварительно договаривался с подростком, и тот изображал определенные чувства: «разочарование», «удивление», «досаду», «радость» и др. Родитель должен был угадать, какое чувство изображает ребенок. Затем, наоборот, родитель становился актером, а подросток - экспертом его таланта.
При выполнении упражнения «живая скульптура» подросток и родитель изображали животных, предметы и др. Такие игры вызывали положительные эмоции у участников группы, способствовали свободному выражению, спонтанному поведению. Используют ролевые игры, содержание которых составляляют ранние детские воспоминания о счастливо и несчастливо пережитых ситуациях. Подростку предлагают обыграть их в присутствии родителей или изобразить в рисунке. В процессе таких занятий проходило осознание, рационализация и творческая переработка психокоррекционной информации. Стимуляция оптимальных взаимоотношений между подростками и их родителями успешно достигается не только в семейных, но и в детскородительских группах, состоящих из нескольких семей.
11
Групповая психокоррекция создает специфические условия для раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики с помощью моделирования и анализа актуального группового межличностного взаимодействия. Опыт многочисленных психокоррекционных и психотерапевтических групп, обобщенный русскими и зарубежными психологами, показал, что групповая форма работы способствует конструктивному переосмыслению личностных проблем, формирует как эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, так и новые, более адекватные эмоциональные реакции, вырабатывает ряд социальных навыков, особенно в сфере межличностного общения.
Лебединский В.В. с соавторами предложил уровневый подход к проблеме эмоциональной регуляции поведения. Взаимодействие с окружающим миром, реализация потребностей человека могут происходить на разном уровне активности и глубины аффективного контакта со средой. Авторы выделяют четыре основных уровня.
Первый - уровень полевой реактивности - исходно связан с наиболее примитивными, пассивными формами психической адаптации. Аффективные переживания на этом уровне еще не содержат положительной или отрицательной оценки, они связаны лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта. В подростковом возрасте и у взрослых этот уровень выполняет фоновые функции в осуществлении эмоционально-смысловой адаптации к окружающему. Он обеспечивает тоническую реакцию аффективных процессов. Различные психорегулирующие тренировки с использованием сенсорных стимулов (звук, цвет, свет, тактильное прикосновение) имеют огромное значение в психокоррекции поведения.
Второй - уровень стереотипов - играет важнейшее значение в регуляции
12
поведения ребенка первых месяцев жизни, в отработке его приспособленческих реакций - пищевых, оборонительных, установления физического контакта с матерью. На этом уровне качественно оцениваются сигналы как из окружающей, так и из внутренней среды организма, аффективно оцениваются ощущения всех модальностей: слуховых, зрительных, тактильных, вкусовых и др. Тип поведения, характерный для этого уровня аффективной адаптации,- стереотипные реакции. Этот уровень, так же как и первый, способствует стабилизации аффективной жизни человека. Разнообразные психотехнические приемы, широко используемые психологами, такие как ритмические повторы, ритуальные действия, прыжки, раскачивания, имеют важное значение в психокоррекции поведения ребенка и подростка, особенно на первых этапах занятий. Они имеют как расслабляющее, так и мобилизующее значение в коррекции поведения детей и подростков.
Третий - уровень аффективной организации поведения - уровень экспансии - это следующая ступень эмоционального контакта человека со средой. Его механизмы ребенок начинает постепенно осваивать на втором полугодии жизни, что способствует формированию активной адаптации к новым условиям. Аффективные переживания третьего уровня связаны не с удовлетворением потребности, как это было на втором уровне, а с достижением желаемого. Они отличаются большой силой и полярностью. В процессе психокоррекции уровень аффективной экспансии стимулируется под влиянием переживаний, возникающих в процессе захватывающей игры, риска, соперничества, преодоления трудных и опасных ситуаций, разыгрывания устрашающих сюжетов, содержащих реальную перспективу их успешного разрешения.
Четвертый - уровень эмоционального контроля (высший уровень системы
13
базальной эмоциональной регуляции) - формируется на основе субординации, взаимодополнения и социализации всех предыдущих уровней. Адаптивное аффективное поведение на этом уровне поднимается на следующую ступень сложности. На этом уровне закладывается аффективная основа произвольной организации поведения человека. Поведенческий акт субъекта уже становится поступком, действием, строящимся с учетом отношения к нему другого человека. В случае неудачи адаптации реакцией субъекта на этом уровне уже не будет ни уход, ни беспорядочное, суматошное движение, ни направленная агрессия, как это возможно на предыдущих уровнях,- он обратится за помощью к другим людям. На этом уровне происходит совершенствование аффективной ориентировки в себе, что является важной предпосылкой развития самооценки.
Аффективное переживание
на данном уровне связано с сопереживанием
другому человеку. Коррекция эмоционально-
14
Заключение.
Завершая работу над
рефератом, можно прийти к выводу, что
дисгармоничное развитие личности обусловлено
многими факторами, такими как общественные
отношения, врожденные биологические
особенности, направленность личности,
трудовое воспитание, коллектив, семейные
взаимоотношения. Источником формирования
дисгармонической личности при определенных
условиях становятся аффективные переживания,
возникающие в результате конфликта разнонаправленных
мотивационных тенденций. Таким образом, люди
с дисгармонической организацией личности
- это не просто индивиды с направленностью
на себя. Это люди с двойной направленностью,
находящиеся в конфликте с собой, люди
с расщепленной личностью, у которых сознательная
психическая жизнь и жизнь неосознанных
аффектов находится в постоянном противоречии.
И именно психология дает возможность диагностировать какие- либо появления дисгармонии личности, помогает раскрыть индивиду его личностный потенциал, дает возможность обучение индивида умению распознавать и объективизировать психотравмирующие ситуации и расширять диапазон возможных вариантов поведения в трудных для индивида ситуациях.
15
Список литературы
1.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 1996.
2.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,. 1998.
3.Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. - М., 2001.
4.Рубинштейн С.Л. Пути и принципы развития психологии. - М., 1995.
Информация о работе Роль психологии в профилактике дисгармоничного развития