Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2015 в 22:11, реферат

Описание работы

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Самая сложная и благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье - это творение человека, иными словами, воспитание личности. А последнее требует отдачи особых сил - сил духовных.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ 5
1.1 Семья и её социальные функции 5
ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА 7
2.1 Семейные взаимоотношения 7
2.2 Стили семейного воспитания на личностное развитие ребёнка 10
2.3 Роль родителей в развитии ребенка 12
Заключение 18
Литература 20

Файлы: 1 файл

Педагогическая психология, реферат.docx

— 67.38 Кб (Скачать файл)

 

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

Роль семьи в воспитании детей

 Стиль родительского поведения и воспитание детей

 

 

 

Работу выполнил

слушатель   3.20   курса

Светлана Ивановна Суханова

 

 

Научный руководитель

____________________

к. психол. наук, доц. Шелепанова Н.В.

 

Новосибирск -2015 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение                                                                                                     3

Глава 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ       5                                                     

1.1 Семья и её социальные функции                                                                5

ГЛАВА 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА        7

2.1 Семейные взаимоотношения                                                                      7

2.2 Стили семейного воспитания  на  личностное развитие ребёнка          10

2.3 Роль родителей в развитии ребенка                                                              12

Заключение                  18

Литература                  20

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов. Самая сложная и благородная работа, единая для всех и в то же время своеобразная и неповторимая в каждой семье - это творение человека, иными словами, воспитание личности. А последнее требует отдачи особых сил - сил духовных.

Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт,  делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо «открытым» для общения, доброжелательным, либо тревожным, грубым, лицемерным и лживым.

Ребенок видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажется искаженным, что в свою очередь, может иметь неблагоприятное воздействие на его личность.

Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся в последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.

     Жестокое отношение  к детям сегодня превратилось  в обычное явление: к огромному сожалению, немалый процент жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере. Это не только наносит непоправимый вред здоровью ребенка, травмирует его психику, тормозит развитие его личности, но и влечет за собой другие тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, не способных быть хорошими родителями. В настоящее время это стало серьезной общечеловеческой проблемой.

Актуальность выбранной нами темы обусловлена  тем, что  современная  семья, загруженная проблемами экономического, социального  и культурного характера, может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И никакой другой социальный институт не сможет потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать это семья.

Целью данной работы является определение роли семьи как базисной основы формирования личности.

Задачами данной работы являются:

  • определить, что такое семья, раскрыть социальные функции семьи;
  • охарактеризовать стили родительского поведения;
  • показать  влияние качеств и стиля поведения родителей на формирование и развитие ребенка.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

1.1 Семья и её  социальные функции

Семья, представляет собой малую социальную группу, основанную на брачном союзе и кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и  моральной ответственностью. Семья – сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций.

Функция семьи – это способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

К семейным функциям следует отнести: экономическую, хозяйственно-бытовую, рекреативную или психологическую, репродуктивную, воспитательную.

Социолог А. Г. Харчев считает репродуктивную функцию семьи главной общественной функцией, в основе которой лежит инстинктивное стремление человека к продолжению своего рода [1,292]. Выполняя её, семья является ответственной за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости.

Человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, а становление её требует целенаправленного, систематичного воздействия. Именно семья с её постоянным и естественным характером воздействия призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка [2, 5].  Поэтому выделение воспитательной функции семьи, как основной, имеет общественный смысл.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности человека в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка – все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности [3, 72].

В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЁНКА       

 

2.1 Семейные взаимоотношения

Если родители любят своего ребёнка, несмотря на то, что он некрасив, не умён, на него жалуются, если  ребёнок принимается таким, какой он есть, - это  «безусловная любовь».

Если   родители любят ребёнка, когда он соответствует их ожиданиям, когда хорошо учится и ведет себя, и, если ребенок не удовлетворяет тем или иным потребностям, отношение меняется в худшую сторону - это «обусловленная любовь».

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он может быть им безразличен и может даже отвергаться (например, семья алкоголиков; в благополучной семье - нежеланный ребёнок).

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Это понимание целей воспитания, формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка. Выделяют 4 тактики воспитания в семье, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, невмешательство и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Родители должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Если же сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности.

Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эта категория детей оказывается более неприспособленной к жизни в коллективе и даёт наибольшее число срывов в переходном возрасте. Они начинают восставать. В результате у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей, может порождаться тактикой «невмешательства». При этом предполагается сосуществование двух миров: взрослых и детей, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, её организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей. Это приводит к комплексам. Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают редко, система требования очень мягкая.

Адекватное поведение. Здесь нужна гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при ребёнке, редко дарятся подарки за поступки, не используются крайние жесткие наказания. В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказаниям и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителей к детям и друг к другу.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность, которая приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. То же происходит, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности и низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Личностной особенностью, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих, является демонстративность. Это следствие недостатка внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, «недолюбленными». Но бывает так, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные. Если для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Информация о работе Роль семьи в воспитании детей. Стиль родительского поведения и воспитание детей